index

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической теории

 

 

Методические указания по написанию курсовой работы

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА»

 

 

 

Для студентов специальностей

                                       «Бухгалтерский учет, анализ, аудит»

                                       «Статистика»

                                       «Финансы и кредит»

                                       «Экономическая теория»

                                       «Экономика»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.…………………….…………………..…………………….…....3

1 Выбор темы ……………….…………………………………………….....5

2 Подбор литературы и ее изучение………………..………………. ……. 6

3 Составление плана…………………………………………………………8

4 Написание курсовой работы…………………………………………..…11

5 Требования к оформлению курсовой работы…………………………..15

6 Организация защиты курсовой работы   ….……………………………21

Приложение А. Образец оформления титульного листа…………….….24

Приложение Б. Образец оформления реферата ………………….….…..25

Приложение В. Образец оформления содержания   ………………..…..26

Приложение Г. Пример оформления иллюстрации…………. ……...…..27

Приложение Д. Образец оформления таблицы………………….….…...28

Приложение Е. Примеры библиографического описания

литературных источников…………………………………………………29

Приложение Ж. Образец оформления списка использованных

литературных источников………………..…………………………….....31

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выполнение курсовой работы по макроэкономике – одна из важнейших форм самостоятель­ной работы студентов в вузе, предоставляющая им возможность глубоко и серьезно разобраться в отдельных актуальных экономи­ческих проблемах. Вдумчивая работа способствует систематизации знаний и более успешной подготовке к экзамену по курсу экономи­ческой теории.

Анализ сложных экономических проблем в процессе выполнения курсовой работы позволит студентам приобрести навыки рабо­ты со специальной литературой, статистическими и фактическими материалами; выработать умение на основе статистических справочни­ков и сборников составлять и использовать таблицы, диаграммы, графики; на базе обобщения явлений экономической жизни делать теоретические и практические выводы. В ходе этой работы приобре­таются способности четко и логично излагать свои мысли, использо­вать аргументированную критику и давать сравнительную характе­ристику разных взглядов по отдельным экономическим вопросам. Кроме того, студенты приобщаются к научному поиску, приобрета­ют опыт подготовки докладов и публичных выступлений, подготов­ки тезисов конференций и научных работ.

Вместе с тем необходимо понимать, что курсовая работа являются эффективной формой изучения экономической теории только тогда, когда она выполнена студентами творчески, самостоятельно, на основе глубокого изучения научной и методической литературы, обобщения и анализа разностороннего конкретного фактического и статистического материала.

Важным элементом курсовой работы по макроэкономике является ее идеологическая составляющая. Содержание работы должно отражать государственную идеологию нашей страны, раскрывать пути и методы формирования социально ориентированной рыночной экономики, построения высокоразвитого постиндустриального общества. При этом, наряду с критическим анализом имеющихся недостатков в развитии экономики, следует показывать и достигнутые нашей страной успехи в экономическом росте, повышении уровня жизни людей, снижении уровней инфляции и безработицы и других направлениях экономической и социальной политики.

При заочной форме обучения содержание курсовых работ позволяют преподавателям судить о ходе самостоятельной работы студентов в межсессионный период и о степени их подготовки к эк­заменам.

Успех выполнения курсовой работы во многом зависит от того, насколько четко студенты представляют себе, какие требования предъявляются к данной работе, каков порядок ее вы­полнения и защиты.

Необходимым условием качественного выполнения студентами курсовых работ являются высокие требования преподавателей и ре­альная помощь студентам со стороны кафедры при подготовке и на­писании этих работ: проведение консультаций по методике выполнения, помощь в составлении плана и подборе литературы, статистического материала, четкое рецензирование и организация защиты, а так­же правильная оценка проделанной работы и знаний по теме.

Цель данной методической разработки – помочь студенту в правильной организации работы и качественном ее выполнении. Внима­тельное изучение методических рекомендаций поможет студенту избежать ти­пичных ошибок при организации выполнения курсовой работы, и грамотно ее оформить.

 

Выполнение курсовой работы состоит из следующих этапов:

1) ознакомление с Методическими указаниями по выполнению и

оформлению курсовой работы по макроэкономике;

2) выбор темы из списка, предложенного кафедрой, и согласование ее с научным руководителем;

3) подбор и изучение литературы по избранной теме;

4) составление рабочего плана и графика выполнения работы;

5) сбор и обработка фактического и статистического материала;

6) корректировка рабочего плана и его согласование с научным руководителем;

7) написание разделов работы, формулирование выводов, заключений и обобщений по ее результатам;

8) техническое оформление курсовой работы в соответствии с установленными требованиями;

9) представление работы научному руководителю для проверки;

10) получение письменного отзыва научного руководителя и устранение отмеченных им недостатков;

11) получение допуска к защите курсовой работы и ее защита.

 

 

1 ВЫБОР ТЕМЫ

 

Первым этапом выполнения работы является выбор темы. Тема курсовой работы выбирается студентом из тематики, разработанной кафедрой экономической теории.

В некоторых случаях, с разрешения преподавателя и заведующего кафедрой, студент может выполнять курсовую работу на тему, выбранную самостоятельно. При этом нужно помнить, что тема курсовой работы должна затрагивать актуальные проблемы экономической теории, иметь прикладное значение, соответствовать задачам подготовки специалистов.

Осуществляя выбор темы курсовой работы, студент должен учесть свои индивидуальные творческие наклонности, будущие профессиональные интересы. Возможно, на выбор темы курсовой работы повлияют темы ранее выполненных рефератов, докладов, научных исследований. Кроме того, студент должен иметь в виду, что подготовленный материал может в дальнейшем использоваться при написании дипломной работы.

Таким образом, изучив предложенные темы, студент должен остановить свой выбор на такой теме, которая:

во-первых, отвечает его личным, научным, творческим интересам;

во-вторых, является, с его точки зрения, наиболее актуальной для изучения экономической теории и хозяйственной практики Республики Беларусь;

в-третьих, достаточно широко представлена в экономической литературе;

в-четвертых, может быть интересна студенту, с позиций его будущей специальности и более углубленное изучение которой, поможет в будущем при написании дипломной работы.

Сложность этой операции заключается в том, что выбор темы – процесс не единовременный. Он требует, во-первых, определенных знаний, которые позволяют выбрать интересную и слабо разработанную тему; во-вторых, требует времени для накопления этих "предварительных" знаний. И чем раньше выбор темы будет сделан, тем больше времени для ее выполнения окажется в распоряжении студента, тем больше будет сделано для ее реализации.

Можно порекомендовать выбирать тему курсовой работы из тех разделов макроэкономики, которые являются наиболее сложными для понимания студента. Написание работы по таким темам поможет студенту более глубоко разобраться в трудных проблемах курса и ликвидировать пробелы в своих знаниях.

Не допускается наличие одинаковой темы у двух или более студентов стационара из одной группы. Если студенты предполагают писать курсовую работу по совпадающим (но не одинаковым) проблемам, то в наименование темы должны быть внесены соответствующие дополнения и уточнения.

Студенты заочной формы обучения должны выбирать тему курсовой работы по окончании первой сессии. Это позволит заранее проконсультироваться у преподавателя, принявшего экзамен по первому разделу курса, более глубоко сориентироваться в выбранной проблеме. Студенты–заочники могут увязать в своей работе теоретический материал с конкретной практикой хозяйствования своих предприятий и организаций.

Выбранная тема должна быть в обязательном порядке согласована студентами стационара с руководителем курсовой работы и не может быть изменена студентом без соответствующего разрешения. Студенты-заочники выбирают тему только из предложенного им варианта тематики курсовых работ.