index

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Общие требования к курсовой работе

 

      В системе профессиональной подготовки специалистов   важное место занимает научно-исследовательская работа студентов, в частности такая форма её организации, как написание и защита курсовой работы.

     Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста произведение научно-исследовательского содержания, направленное на решение определенных проблем и задач в области изучаемых дисциплин.

     Выполнение курсовой работы направлено на достижение следующих целей:

    – систематизация, обобщение, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по циклам дисциплин, изучаемых студентами в процессе их профессиональной подготовки в университете;

     – совершенствование навыков применения полученных знаний для решения конкретных задачи, а также навыков самостоятельной работы с научной литературой и обработки результатов теоретических или экспериментальных исследований.

     Тема курсовой работы утверждается на соответствующей кафедре, а задание на ее выполнение оформляется руководителем.

 

Структура курсовой работы

 

       Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и ее составных элементов. Все части курсовой работы должны быть взаимосвязаны и изложены в строгой логической последовательности.

       Структурными элементами курсовой работы являются:

  • задание;
  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения.

           Задание на выполнение курсовой работы оформляется в соответствии с образцом (Приложение 1) и прикладывается к оформленной курсовой работе.

         Титульный лист курсовой работы оформляется в соответствии с образцом (Приложение 2).

Оглавление включает в себя название глав и разделов с указанием номеров страниц, на которых начинаются материалы соответствующих частей курсовой работы.

       Во введении   обосновывается выбор темы, актуальность и степень ее разработанности, формулируется цель и задачи исследования, определяется его объект и предмет, указываются методы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи. Также во введении дается общая характеристика работы и указывается ее объем: количество глав, точное количество таблиц, схем, рисунков, приложений и использованных источников.

         Цель курсовой работы – определенный результат (теоретический, практический), который должен быть достигнут в ходе исследования. Для формулировки цели используются глаголы обосновать, раскрыть, установить, разработать, доказать, обобщить и т. п.

       Задачи курсовой работы – это программа, направленная на достижение цели. Для формулировки задач  используются глаголы изучить, определить, описать, апробировать и т. д.

         В основной части курсовой работы (главах и разделах) необходимо логично и аргументировано излагать методику и результаты исследования. При написании глав и разделов исследователь обязан делать ссылки на источники из которых он заимствует материал и затем анализирует его.

       Содержание структурных частей работы должно соответствовать цели и задачам исследования. В конце каждой главы следует сформулировать краткие выводы.

        Заключениe – это логически стройное изложение основных результатов исследования и сделанных на их основе выводов. В нем должны быть подведены итоги исследования по проблеме, оно может содержать 3-5 крупных обобщений, подводящих итоги выполненной работы.

      Список использованной литературы– это перечень литературных источников и других материалов, на которые в курсовой работе приводятся ссылки. Библиографический список оформляется в соответствии с требованием ²Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации². Образцы оформления приведены в   Приложении 3. Ссылки на литературу в тексте курсовой работы приводятся цифрой в квадратных скобках [5] – ссылка на источник, [5, с. 8] – ссылка с указанием страницы процитированной работы, [3; 5; 24] – ссылка на несколько работ. Номер литературного источника в ссылке должен соответствовать его номеру в библиографическом списке.

     Названия литературных источников в библиографическом списке необходимо размещать либо в алфавитном порядке, либо в порядке

появления ссылок на них в тексте курсовой работы.

       Приложения включают графические, статистические и иные  материалы по результатам исследования, а также дополнительные и вспомогательные материалы. В тексте курсовой работы делаются ссылки на соответствующие приложения. Каждое приложение оформляется на отдельных листах, в правом верхнем углу указывается его порядковый номер: Приложение 1, Приложение 2 и т. п.

 

Оформление курсовой работы

 

       Курсовая работа должна быть грамотно написана на белорусском или русском языке, набрана в текстовом редакторе и распечатана на листах формата– А 4 (21,0 см х 29,7 см).

       Объем курсовой работы должен   находиться в пределах 25–40 страниц текста, включая иллюстрации, таблицы и список использованных источников.

       Текст должен быть набран в текстовом редакторе «Microsoft Word» (версия 6,0; 7,0 и далее) со следующими параметрами:

         поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2,0 см, левое – 3,0 см, правое – 1,5 см;

         шрифт – Times New Roman;

         высота шрифта – 14;

         красная строка – 0,5 – 1,5 см;

         межстрочный интервал – 1;

         выравнивание по ширине.

       Заголовки глав и разделов должны отражать содержание относящегося к ним текста. Каждую главу курсовой работы следует начинать с нового листа. Заголовки глав печатаются симметрично тексту прописными буквами.

         Заголовок подразделов печатается с абзаца, строчными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Страницы нумеруют арабскими цифрами в нижнем колонтитуле по центру. Титульный лист включается в общую нумерацию работы. На титульном листе номер не ставится. Нумерация листов и приложений должна быть сквозной. Страницы, содержащие приложения, в общий объем работы не входят.

Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.

           Если разделы подразделяются на подразделы, то они нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. В конце заголовка подраздела точка не ставится, например «3.2» (второй подраздел третьего раздела).

         В текст курсовой работы следует помещать только наиболее важные таблицы. Вспомогательный материал целесообразно помещать в приложении. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них. Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Номер должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных

точкой, например «Рисунок. 1.2» (второй рисунок первого раздела). Если приведена только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и «Рисунок» не пишут.

         Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Перед таблицей указывается ее наименование. В правом верхнем углу над соответствующим наименованием помещается надпись «Таблица» с указанием ее номера. Номер должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенного точкой, например, «Таблица 1.2» (вторая таблица первого раздела). Если в работе приведена только одна таблица, то ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. При переносе части таблицы на другой лист указывают над ней, например, «Продолжение таблицы 1.2». На все таблицы должны быть ссылки в тексте.   В случае, если в работе приводятся иллюстрации и таблицы, не являющиеся авторскими, то после их наименования указывается ссылка на источник, из которого они заимствованы.

.

         

                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________ Сизова Н.В.

«___» _________ 2013 г.

Факультет: физического воспитания

Специальность:_______________________________________________________________

Кафедра: теории и методики физической культуры

Дисциплина: _________________________________________________________________

Научный руководитель: _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Автор курсовой работы: _______________________________________________________

(Ф.И.О., № группы, курс)

____________________________________________________________________________

(форма получения образования)

 

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

1.Тема: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2.Вопросы, которые необходимо разработать:

1) _____________________________________________________________________

2) _____________________________________________________________________

3) _____________________________________________________________________

4) _____________________________________________________________________

5) _____________________________________________________________________

6) _____________________________________________________________________

7) _____________________________________________________________________

8) _____________________________________________________________________

3.Рекомендуемая литература:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

 

Задание принял к выполнению                         Научный руководитель

 

________________ (Ф.И.О. студента)             __________________ (Ф.И.О.)

 

«__» __________ 201   г.                                   «__» __________ 201   г.

                                                           Приложение 2

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

 

 

Факультет физического воспитания

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

 

 

 

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА

 

 

 

Курсовая работа

студентки 41 группы

4 курса специальности

«Физическая культура»

Допущена к защите                                              дневной формы

получения образования

_________ Ивановой

Заведующий кафедрой _____ __________       Ирины Петровны

                                                               (подпись) (фамилия, инициалы)

Протокол № ___от________ 2014 г.

Научный руководитель

Защищена ________2014 г.                                кандидат педагогических

с отметкой «____________»                                наук, доцент

_________ Н.К. Ерофеева

 

 

Минск, 2014

                                                       Приложение 3
П
римеры оформления библиографического списка

Таблица 2.1 – Примеры описания самостоятельных изданий

Характеристика источника

Пример оформления

Один, два или три автора

Орлов, С.А. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов / С.А. Орлов. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

Биячуев, Т.А. Безопасность корпоративных сетей / Т.А. Бия­чуев; под ред. Л.Г. Осовецкого. – СПб: СПб ГУ ИТМО, 2004. – 161 с.

Дейтел, Х.М. Как программировать на С++ / Х.М. Дейтел, П.Дж. Дейтел. – М.: Бином, 2001. – 1152 с..

Митчелл, М. Программирование для Linux. Профессиональный подход. / М. Митчелл, Дж. Оулдем, А. Самъюэл. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 288 с.

Бахвалов, Н.С. Численные методы: учеб. пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков; под общ. ред. Н.И. Тихонова. – 2-е изд. М.: Физматлит, 2002. – 630 с.

Четыре и более авторов

Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования / Гамма Э. [и др.]. – СПб.: Питер, 2008. – 366 с.

Прикладная механика: учеб. пособие / А. Т. Скойбеда [и др.]; под общ. ред. А.Т. Скойбеды. – Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 522 с.

Многотомное издание

Архангельский, А.Я. C++ Builder 6: справочное пособие: в 2 кн. / А.Я. Архангельский. – М.: Бином-Пресс, 2002. – 2 кн.

Кнут, Д. Искусство программирования для ЭВМ: в 3 т. / Д. Кнут. – М.: Мир, 1976–1978. – 3 т.

Отдельный том в многотомном издании

Архангельский, А.Я. C++ Builder 6: справочное пособие: в 2 кн. Кн. 1. Язык С++ / А.Я. Архангельский. – М.: Бином-Пресс, 2002. – 544 с.

 

Архангельский, А.Я. C++ Builder 6: справочное пособие: в 2 кн. Кн. 2. Классы и компоненты / А.Я. Архангельский. – М.: Бином-Пресс, 2002. – 528 с.

Сборник статей, трудов

Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе УО «ВГУ им. П.М. Машерова»: сб. ст. / Вит. гос. ун-т им. П.М. Машерова; редкол. А.В. Русецкий (гл. ред.) [и др.]. – Витебск, 2006. – 111 с.

Современные информационные компьютерные технологии: сб. науч. ст.: в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т им. Я.Купалы; ред­кол.: А.М. Кадан (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2008. – 2 ч.

Материалы конференций

Информатизация обучения математике и информатике: педагогические аспекты: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 85-летию Белорус. гос. ун-та, Минск, 25–28 окт. 2006 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: И.А. Новик (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2006. – 499 с.

II Машеровские чтения: материалы региональной научно-практич. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Витебск, 24–25 апр. 2007 г.: в 2 т. / Вит. гос. ун-т. – Витебск, 2007. – 2 т.

Стандарт

ГОСТ 19.701–90. Единая система программной до­ку­мен­та­ции. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. – Взамен ГОСТ 19.002–80, ГОСТ 19.003–80; введ. 01.01.1992. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 26 с.

ГОСТ Р 50922–2006. Защита информации. Основные термины и определения. – Взамен ГОСТ Р 50922–96; введ. 01.02.2008. – М.: Стандартинформ, 2008. – 7 с.

Электронные ресурсы

Microsoft Visual Studio [Электронный ресурс]: Express Edition / Microsoft Corporation, ComputerPress. – Электрон. дан., электрон. текстовые дан. и прогр. – 1 эл. опт. диск.

MSDN Library [Электронный ресурс]: Справочная система. – Microsoft Corporation, 2004. – 3 эл. опт. диска (CD-ROM).

Мир ПК [Электронный ресурс]. – М.: Открытые системы. – Приложение к Мир ПК (журнал). – 2006. – №2. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Ресурсы удаленного доступа

Алгоритмы. Методы. Исходники [Электронный ресурс] / Илья Кантор. – 2000–2009. – Режим доступа: http://. – Дата доступа: 15.01.2009.

The Apache XML project [Electronic resource]. / The Apache Software Foundation. – 2004–2009. – Mode of access: http:// – Date of access: 15.01.2009.

 

Таблица 2.2 – Примеры описания составных частей изданий

Характеристи­ка источника

Пример оформления

Составная часть книги

Либерти, Д. Анализ и проектирование объектно-ориен­ти­ро­ванных программ / Д. Либерти // Освой самостоятельно C++ за 21 день / Д. Либерти. – М.: Вильямс, 2000. – С.561–595.

Свердлов, С.З. Языки и эволюция технологий программирования / С.З. Свердлов // Языки программирования и методы трансляции: учеб. пособ. / С.З. Свердлов. – СПб.: Питер, 2007. – С. 17–205.

Глава из книги

Вирт, Н. Динамические информационные структуры / Н. Вирт // Алгоритмы + структуры данных = программы / Н. Вирт. – М.: Мир, 1985. – Гл. 4. – С.189–318.

Хендерсон, К. Построение приложений для работы с базами данных / К.Хендерсон // Borland C++ Builder / К. Рейс­дорф, К. Хендерсон. – М.: Бином, 1998. – Гл. 18. – С. 583–595.

Составная часть сборника

Русецкий, А.В. Главная задача – внедрение новых образовательных технологий / А.В. Русецкий // Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе УО «ВГУ им. П.М. Машерова»: сб. ст. / Вит. гос. ун-т им. П.М. Машерова; редкол. А.В. Русецкий (гл. ред.) [и др.]. – Витебск, 2006. – С. 3–4.

Буза, М.К. Параллельная обработка одного класса арифметических выражений / М.К. Буза, Лю Цзяхуэй // Современные информационные компьютерные технологии: сб. науч. ст.: в 2 ч. / Гродн. гос. ун-т им. Я.Купалы; редкол.: А.М. Кадан (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2008. – Ч.1. – С. 7–9.

Статья из сборников тезисов докладов и материалов конференций

Смоляк, В.А. Компьютерные модели клеточных автоматов / В.А. Смоляк // II Машеровские чтения: материалы региональной научно-практич. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Витебск, 24–25 апр. 2007 г.: в 2 т. / Вит. гос. ун-т им. П.М. Машерова. – Витебск, 2007. – Т. 1. – С. 116–117.

Статья из журнала

Муравьев, И. CMS Drupal и ее особенности / Илья Муравьев // Сетевые решения. – 2007. – № 5. – С. 26–30.

Ярмолик, С.В. Стеганографические методы защиты информации / С.В. Ярмолик, Ю.Н. Листопад // Информатизация образования. – 2005. – № 1. – С. 64–74.

Статья из газеты

Станкевич, В. Две модели JSP / В. Станкевич // Компьютерные вести. – 2008. – 30 окт. – С. 23.

Статья из энциклопедии, словаря

Першиков, В.И. Программа / В.И. Першиков, В.М. Са­вин­ков // Толковый словарь по информатике. – М.: Финансы и статистика, 1991. – С. 296–303.

Компьютер // Толковый словарь по вычислительным системам / Под ред. В. Иллингуорта [и др.]. – М.: Машиностроение, 1991. – С. 92.

Ресурсы удаленного доступа

Обзор SQL Server Express // Microsoft TechNet [Электронный ресурс] / Microsoft Corporation. – 2008. – Режим доступа: http://technet.micro­soft.com/ru-ru/library/ms165588(SQL. 90).aspx. – Дата доступа: 15.01.2009.

Jones, J. Abstract Syntax Tree Implementation Idioms / Joel Jones // The 10th Conference on Pattern Languages of Programs 2003 [Electronic resource]. – 2003. – Mode of access: http://j. – Date of access: 15.01.2009.