index

Государственное учреждение образования  «Институт бизнеса и менеджмента технологий»

Белорусского государственного университета

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

Методические указания по выполнению и защите комплексной курсовой работы

по дисциплинам «Микроэкономика» и «Макроэкономика»

для специальности 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование»

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Организация выполнения курсовой работы

     1.1. Определение темы курсовой работы

     1.2. Основные требования к курсовой работе

     1.3. Объем и структура работы

     1.4. Содержание курсовой работы                        

5

5

5

7

8

2. Требования к оформлению курсовой работы

       2.1. Общие правила оформления

2.2. Требования к изложению материала

2.3. Оформление иллюстраций

2.4. Использование и оформление таблиц

2.5. Порядок представления формул и математических

     уравнений

2.6. Использование сокращений

2.7. Оформление сведений об использованных источниках

       2.8. Оформление приложений

12

12

13

14

14

15

 

16

17

18

3. Срок сдачи и порядок проверки работы

19

4. Тематика комплексных курсовых работ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Пример оформления титульного листа работы

Приложение Б. Пример оформления реферата

Приложение В. Пример оформления содержания курсовой работы

Приложение Г. Пример оформления введения курсовой работы

Приложение Д. Оформление списка использованных источников

Приложение Е. Бланк задания на выполнение работы

21

36

36

37

38

39

42

45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Преподавание дисциплин «Микроэкономика» и «Макроэкономика» направлено на формирование у студентов современного стиля экономического мышления; углубление представлений о фундаментальных основах и важнейших механизмах функционирования национальной экономики в целом; изучение процессов принятия наиболее эффективных решений в условиях экономического выбора, с учетом осуществляемой в стране экономической политики.

Знания по микро- и макроэкономике являются составной частью всего комплекса знаний, формирующих специалиста с высшим образованием управленческого профиля, и должны позволить ему принимать грамотные и обоснованные решения.

Для углубленного усвоения тем курса, овладения инструментарием экономического анализа в процессе изучения дисциплины учебным планом специальности «Бизнес-администрирование» предусмотрено выполнение комплексной курсовой работы по дисциплинам «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Цель курсовой работы – закрепить, углубить и расширить теоретические знания, практические умения и навыки в соответствии с содержанием дисциплин; приобрести навыки самостоятельного изучения теоретических и методических вопросов дисциплин; выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно излагать и публично защищать их.

В процессе выполнения курсовой работы формируются, в первую очередь, следующие компетенции специалиста:

1) академические компетенции:

- АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач

- АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом

- АК-3. Владеть исследовательскими навыками

- АК-4. Уметь работать самостоятельно

- АК-5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью)

- АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем

- АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации

- АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни

- АК-10. Иметь представления о путях развития современных наук и технологий

2) социально-личностные компетенции:

- СЛК-1. Обладать качествами гражданственности

- СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию

- СЛК-7. Вести социально-ответственный бизнес

3) профессиональные компетенции:

- ПК-1. Находить перспективные направления бизнеса. Создавать предприятия

- ПК-2. Управлять человеческими ресурсами предприятия. Организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, устанавливать размер оплаты труда с учетом его эффективности

- ПК-3. Управлять материальными ресурсами и финансами предприятия

- ПК-4. Владеть современными социально-экономическими и психологическими методами управления

- ПК-5. Разрабатывать и согласовывать представляемые материалы

- ПК-7. Готовить доклады, материалы к презентациям

- ПК-8. Анализировать и оценивать собранные данные

- ПК-10. Определять сферы применения научно-технических идей и разработок

- ПК-11. Ориентироваться во внешней среде инновационного предпринимательства

Выполнение курсовой работы будет эффективной формой изучения дисциплины только в том случае, если она выполнена студентами творчески, самостоятельно, на основе глубокого изучения научной и методической литературы, опубликованной отечественными и зарубежными авторами, обобщения и анализа разностороннего конкретного фактического и статистического материала.

 

1. организация выполнения КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

1.1. Определение темы и плана курсовой работы

Темы курсовых работ предлагаются студентам по решению кафедры. Кафедра также назначает руководителя курсовой работы для каждого из студентов.

Окончательное определение темы работы производится студентом во время очной консультации с преподавателем, до заполнения задания на курсовую работу.

График выполнения работы и консультаций устанавливается индивидуально для каждого студента по согласованию с преподавателем и отражается в задании на курсовую работу (Приложение Е). Задание на курсовую работу для студентов заочной формы обучения выдается на сессии, предшествующей сессии, на которой запланирована защита курсовых работ, для студентов очной формы обучения – не позднее 14 дней после начала семестра, в котором учебным планом предусмотрено выполнение курсовой работы. Бланк задания подписывается студентом и преподавателем. Копия остается у преподавателя-руководителя курсовой работы, оригинал – у студента. Впоследствии оригинал задания подшивается после титульного листа готовой курсовой работы.

После согласования темы работы студент приступает к изучению имеющейся литературы. Чтобы избежать сложностей при составлении плана работы, необходимо предварительно ознакомиться с учебной литературой по теме, выделить наиболее общие вопросы, проследить логику построения материала по теме.

Далее можно приступать непосредственно к выполнению работы и изучению научных публикаций по теме (как правило, для подготовки работы необходимо использовать не менее 15 источников).

 

1.2 Основные требования к курсовой работе

Курсовая работа является самостоятельным исследованием, имеющим внутреннее единство, творчески выполненным студентом на основе изучения широкого круга отечественной и зарубежной литературы. В ней необходимо раскрыть содержание выбранной темы, продемонстрировать умение анализировать и обобщать материал, увязывать вопросы экономической теории с мировой и отечественной хозяйственной практикой, сформулировать выводы и предложения по выбранной тематике. Теоретические положения должны подтверждаться конкретным фактическим и статистическим материалом.

При разработке каждой из тем, в соответствии с заданием, необходимо анализировать состояние тех или иных объектов, процессов в национальной экономике Беларуси, показывать возможности применения существующих теоретических подходов на практике, анализировать принимаемые экономические решения с точки зрения их соответствия существующим теориям, а также определять, насколько те или иные решения способствуют достижению целей социально-экономического развития Республики Беларусь.

Написание работы предполагает ознакомление студента с методологией вопроса, различными точками зрения. Студент должен выявить ключевые положения изучаемой темы, своими словами прокомментировать их, критически оценить предлагаемые различными авторами подходы. В работе необходимо отразить собственную позицию студента по изучаемому вопросу, что должно сопровождаться соответствующей аргументацией.

Недопустимо сводить процесс выполнения работы к переписыванию материала из двух-трех источников. Все теоретические положения должны сопровождаться ссылкой на литературный источник (монографии, статьи, учебные издания, Интернет-ресурсы и т.п.). Цитаты в обязательном порядке должны приводиться в кавычках. Не следует использовать в качестве основного источника учебное пособие по дисциплине – выполнение курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы.

Студент должен самостоятельно осуществить подбор фактического материала, необходимого для полного раскрытия темы, и провести его анализ. При подготовке работы поощряется использование источников на иностранных языках, новейших статистических материалов и публикаций.

1.3. Объем и структура работы

Структура курсовой работы является типовой и включает следующие элементы:

-         титульный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ А);

-         реферат (ПРИЛОЖЕНИЕ Б);

-         содержание (ПРИЛОЖЕНИЕ В);

-         введение (ПРИЛОЖЕНИЕ Г);

-         основная часть, содержащая 3 главы: теоретический анализ в соответствии с избранной темой на микроэкономическом уровне, теоретический анализ на макроэкономическом уровне, прикладную часть (главу). Направление исследований в третьей главе определяется заданием на курсовую работу (эмпирический анализ с использованием статистических данных / эссе или реферат одной из экономических работ / анализ ситуации с использованием данных организации, в которой студент работает и т.п.);

-         заключение (выводы);

-         список использованных источников (ПРИЛОЖЕНИЕ Д);

-         приложения (при необходимости).

Объем работы – до 35 страниц компьютерного текста шрифта Times New Roman 14 размера через 1,5 интервала на бумаге формата А4 (210 х 297 мм). Приложения в указанный объем не входят. При превышении объема работы отправляются на доработку.

Текст курсовой работы излагается по схеме: глава – параграф – пункт.

Задание на курсовую работу подшивается за титульным листом. Оно не нумеруется и не включается в общую нумерацию страниц.


 

1.4 Содержание курсовой работы

Введение

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется необходимость проведения исследований, отражается важность решаемых вопросов для Республики Беларусь, определяется объект и предмет исследования, общая цель курсовой работы, ее конкретные задачи и методы исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Актуальность темы вытекает из проблем, существующих в той или иной области, может определяться неразработанностью темы в литературе, наличием социального заказа на решение проблемы. Во введении, как правило, отражается, кто из отечественных и зарубежных ученых занимался исследованиями по теме работы. Соответственно, работы этих авторов должны использоваться при написании работы и включаться в список использованных источников.

Далее формулируется объект и предмет исследования. Они должны быть определены в плоскости одной науки.

Объект – более широкая область реальности, в рамках конкретного исследования она не может быть охвачена полностью. Предмет исследования – это целостная совокупность тех устойчивых взаимосвязанных характеристик объекта, которые будут изучаться непосредственно в рамках исследования.

Цель и задачи исследования должны быть взаимосвязаны между собой, они определяются предметом исследования. Цель – это конечный результат работы, задачи – шаги в реализации цели. Для определения цели и задач исследования необходимо использовать такие формулировки, как: «выявить», «установить», «доказать», «изучить», «исследовать», «сформулировать [рекомендации, предложения]», «предложить», «обосновать», «создать», «определить основной смысл/сущность/содержание», «выявить специфику», «проанализировать», «оценить» и т.п. В соответствии с выделенными задачами далее будет строиться структура основной части работы. В соответствии с задачами работы по результатам работы пишется заключение.

Во введении указывается также методология и методы исследования (как правило, в обобщенном виде). Указываются использованные методы (эмпирические, теоретические, математические).

Завершается введение описанием структуры работы. Например: «Курсовая работа выполнена на 30 страницах, включает введение, n главв, m параграфов, заключение, список использованных источников, k приложений».

Основная часть

Основная часть работы включает, как правило, три главы, которые разбивают на параграфы. В каждом случае структура работы и содержание параграфов определяется темой, целью и задачами работы.

Каждая глава посвящена решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается выводами по главе.

Названия глав и параграфов не должны повторять название всей работы.

В основную часть не следует включать общеизвестные положения и учебные материалы, заменяя их ссылками на соответствующие источники.

В теоретической части необходимо приводить только наиболее значимые положения. В некоторых случаях можно ограничиться кратким изложением наиболее важных положений и указанием ссылок на источники, в которых имеется соответствующий материал. Если в литературе существует различие мнений по каким-либо вопросам, то необходимо привести точки зрения различных авторов, сделав соответствующие ссылки на источники, и аргументировано обосновать свою позицию, которая может совпадать с уже имеющейся или быть оригинальной.

В работе должна прослеживаться общая идея. Необходимо следить за логикой изложения материала, избегать повторов. Содержание и результаты исследования должны быть изложены сжато и аргументированно, необходимо избегать обилия общих слов, неоправданного увеличения объема.

В случае, если третья глава работы предполагает выполнение анализа с использованием статистических данных, источниками этих данных могут служить публикации Национального статистического комитета Республики Беларусь, данные Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов, других министерств, данные Евростата, Всемирного банка, материалы, размещенные на сайтах официальных статистических органов иностранных государств. Возможно использование материалов, характеризующих условия работы и практику хозяйствования конкретных организаций. Недопустимо использовать устаревшие данные. Глубина анализа (период, за который необходимо провести анализ данных) определяется во время консультации с руководителем работы и указывается в задании на выполнение работы.

При подготовке работы необходимо использовать действующие нормативные правовые акты, регулирующие процессы в предметной области, а также основные программные документы Республики Беларусь по социально-экономическому развитию.

Если работа посвящена анализу разработанных различными учеными макроэкономических моделей, то должны быть показаны способы их применения в Республике Беларусь.

В завершающей главе работы должны быть определены и описаны возможные направления применения результатов проведенного в работе анализа на практике.

Заключение

В заключении излагаются выводы по результатам работы. Они должны быть конкретными, реальными и обоснованными, вытекать из результатов проведенного исследования и содержания курсовой работы.

Заключение, как правило, пишется по пунктам. Тогда каждый из пунктов отражает результаты работы по решению каждой из поставленных задач. Заключение не должно содержать выводы, которые не были обоснованы в тексте работы.

Список использованных источников

Список использованных источников включает литературные источники, использованные при написании работы. На все источники, указанные в списке, должны быть ссылки в тексте работы. Все цитаты, таблицы и фактические данные, приводимые в тексте работы, должны сопровождаться сносками на источник информации. Следует обратить особое внимание на правильность оформления списка использованных источников и ссылок на источники в тексте работы (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Для подготовки работы следует использовать не менее 15 источников.

 

Приложения

В приложения помещают вспомогательный и дополнительный материал, загромождающий текст основной части работы (промежуточные расчеты, методики, объемные рисунки и др.). Рекомендуется оформлять приложение в виде сводных таблиц, схем, графиков, имеющих последовательную нумерацию. Анализ и обобщение этих материалов приводятся в основном тексте работы с указанием ссылок на номер соответствующей таблицы (рисунка), содержащейся в приложении. На все приложения должны быть ссылки в тексте работы. Кроме того, в тексте основной части работы в обязательном порядке приводится хотя бы краткое описание рисунков и таблиц приложений.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТы

2.1. Общие правила оформления

Текст работы печатается на русском или белорусском языке, с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа стандартной белой бумаги формата А4 (210´297 мм). Допускается представлять таблицы и иллюстрации в приложениях на листе формата А3 (297x420 мм).

            Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора MS Word. Текст работы печатается шрифтом Times New Roman размером 14 пунктов с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ – 1,25 см. Выравнивание текста – по ширине строки.

Шрифт печати должен быть прямой, черного цвета, одинаковый по всей работе. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, подчеркивания и др. Опечатки, описки, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или закрашивания.

Каждая глава курсовой работы, введение, заключение, содержание и список использованных источников начинаются с новой страницы. Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки. Нумерация страниц, глав, параграфов, пунктов, рисунков, таблиц, формул и приложений дается арабскими цифрами без знака «№».

Главы должны иметь порядковые номера в пределах всей курсовой работы, номер главы обозначается арабскими цифрами с точкой. Название главы печатается прописными буквами, по центру страницы, полужирным шрифтом, с интервалом после названия.

Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и порядкового номера параграфа, разделенных точкой. Название параграфов записывают по центру, полужирным шрифтом, строчными буквами (кроме первой).

Названия пунктов записываются с абзаца, в конце заголовка точка не ставится. Пункты нумеруются в пределах параграфа по той же схеме.

Расстояние между наименованием главы, параграфа и текстом должно составлять одну строку.

Ссылки приводят во всех случаях прямого или косвенного цитирования, заимствования фактов, положений, идей, просто упоминания и т.п. Вид ссылки – затекстовый. После фразы, в которой излагаются мысли другого автора, в квадратных скобках ставится номер источника из списка использованных источников, например: [4], или (более подробно см. [4]). После цитат должны быть указаны номер источника и номер страницы, например: «…» [36, с. 170].

Готовую работу помещают в папку-скоросшиватель. Недопустимо вкладывать каждый лист в папку-файл.

 

2.2. Требования к изложению материала

Текст курсовой работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В курсовой работе должны применяться научные термины, обозначения, определения, установленные стандартом или общепринятые в научной литературе. Если в курсовой работе принята особая система сокращений слов и наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещается после содержания.

Числовые значения экономических показателей следует указывать с одинаковым округлением.

Для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей рекомендуется их представление в табличной форме. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. При этом используется слово «таблица» с указанием ее номера. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.

2.3. Оформление иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами. Номер рисунка включает номер главы и порядковый номер рисунка в данной главе (например, «рисунок 2.3» является третьим рисунком во второй главе).

Слово «рисунок» и его наименование располагают с выравниванием по центру.

Рисунки помещают после текста, в котором они упоминаются, либо на следующей за этим странице. В случае, если рисунок не помещается по ширине страницы, его можно разместить так, чтобы рисунок был читаемым при повороте работы по часовой стрелке. Пример оформления рисунка приведен ниже.

 

 

 

2.4. Использование и оформление таблиц

Цифровой материал включается в работу в виде таблиц, которые должны быть пронумерованы. Таблицы размером в одну страницу и более целесообразно помещать в приложении.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы, например: Таблица 1 или в пределах главы, например: Таблица 1.1. (см. пример ниже). Слово «Таблица» пишут с выравниванием по левому краю таблицы. Точка в конце заголовка не ставится. Шрифт в таблице может быть на 1-2 пункта меньшим, чем шрифт основного текста работы. Содержание таблицы печатается через 1 интервал. На все таблицы должны быть сделаны ссылки в тексте работы, а также должно быть дано краткое описание данных, приведенных в таблице.

 

Таблица 1. Отдельные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости организаций Республики Беларусь (на конец года, процентов)

 

 Наименование

2007

2008

2009

2010

2011

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

12,9

13,8

2,7

-2,6

-6,1

Коэффициент текущей ликвидности

154,3

175,7

163,6

167,2

153,4

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

25,8

27,6

32,3

32,9

33,8

   Примечание: Источник: [10, с.80] или Источник: собственная разработка.

 

Таблицу с большим количеством строк или граф допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы. Над другими частями слева пишут продолжение таблицы с указанием ее номера, например: «Продолжение таблицы 2.1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) головку таблицы (заголовки и подзаголовки граф) повторяют. Допускается заменять головку таблицы номером граф. В этом случае головку таблицы помещают только над ее первой частью, а в первой строке первой части таблицы арабскими цифрами дают нумерацию граф (колонок) таблицы. С этой строки начинают все остальные части таблицы.

 

2.5. Порядок представления формул и математических уравнений

Уравнения и формулы выделяются из текста отдельными строками. Выше и ниже формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Пояснения символов и числовых коэффициентов формулы должны быть приведены непосредственно под формулой, если они не пояснялись ранее в тексте.

Формулы нумеруются в пределах главы нумерацией арабскими цифрами в круглых скобках на уровне формулы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (2.1), что означает, что формула один представлена во второй главе. Ссылки в тексте на формулу дают в скобках, например: «… в формуле (2.1)…».

Формулы приложения нумеруются в пределах приложения с добавлением обозначения приложения, например: формула (А.1).

Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" (без двоеточия).

Пример оформления первой формулы второй главы:

,                                                           (2.1)

где ПТ – производительность труда, руб./чел.;

       Q – объем производства продукции, руб.;

       Р   – численность работников, чел.

 

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак "´".

 


2.6. Использование сокращений

В работе допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами, например: с. — страница; г. — год; гг. — годы; мин. — минимальный; макс. — максимальный; абс. — абсолютный; отн. — относительный; т.е. — то есть; т.д. — так далее; т.п. — тому подобное; др. — другие; пр. — прочее; см. — смотри; номин. — номинальный; наим. — наименьший; наиб. — наибольший; млн — миллион; млрд — миллиард; тыс. — тысяча; канд. — кандидат; доц. — доцент; проф. — профессор; д-р — доктор; экз. — экземпляр; прим. — примечание; п. — пункт; разд. — раздел; сб. — сборник; изд. — издание; б.г. — без года; сост. — составитель; СПб. - Санкт — Петербург.

Принятые в курсовой работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины, повторяющиеся в работах более трех раз, должны быть представлены в виде отдельного перечня (списка).

Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов следует выделить как самостоятельный структурный элемент студенческой работы и поместить его после структурного элемента «Содержание».

Текст перечня располагают столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа — их детальную расшифровку.

 

2.7. Оформление сведений об используемых источниках

Автор курсовой работы должен давать ссылки на используемые источники, сведения и материалы. Ссылка это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или фрагменту текста (внутритекстовая ссылка).

В список использованных источников включают публикации всех видов, в том числе нормативные и законодательные акты, а также формы статистической и бухгалтерской отчетности предприятия и данные Интернет-источников. Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то предпочтительнее ссылаться на последние издания. В конце работы приводят список использованных источников.

Источники следует располагать в порядке появления ссылок в тексте работы, либо в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий.

Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание.  Примеры описания различных источников приведены в Приложениях Д, Е.

2.8. Оформление приложений

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху страницы справа слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (прописными буквами) и его номера. Номер приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы. После слова "ПРИЛОЖЕНИЕ" следует буква, обозначающая его последовательность, например: "ПРИЛОЖЕНИЕ А", "ПРИЛОЖЕНИЕ Б" и т.д.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

В приложениях графический материал, таблицы и формулы нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номерами ставится обозначение этого приложения, например: рисунок Б.2 (второй рисунок приложения Б), таблица В.3 (третья таблица приложения В).

 


3. СРОК СДАЧИ И ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ РАБОТЫ

Студенты заочной формы обучения сдают работу в деканат не позднее, чем за 30 дней до начала сессии (этот же срок указывается в задании на курсовую работу). На проверку работы отводится 7-10 дней после ее поступления преподавателю. Студенты очной формы обучения сдают работы для регистрации на кафедру в соответствии со сроком, указанным в задании

Руководитель работы дает письменное заключение по работе (рецензию).

В рецензии на курсовую работу отражается:

- логичность изложения материала;

- наличие и полнота критического обзора литературных источников;

- знание студентом нормативных правовых актов;

- полнота описания методики расчета, проведения анализа, выполнения исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов;

- оценка достоверности исходных данных, проведенных расчетов и полученных результатов;

- аргументированность выводов;

- практическая значимость и возможность использования полученных результатов;

- недостатки и слабые стороны работы;

- замечания по оформлению и стилю изложения материала;

- оценка работы по десятибалльной шкале.

Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите.

Перед защитой студент должен ознакомиться с рецензией на работу и, при необходимости, устранить недостатки, отмеченные в рецензии. Если работа не допущена к защите, то она должна быть переработана и повторно сдана для проверки. Повторная работа рецензируется в том случае, если к ней приложена первая работа и рецензия. Изменять тему не разрешается.

Защита работ проводится на заседании комиссии по защите курсовых работ. На защите студент должен раскрыть основное содержание работы, обосновать свою точку зрения по тем или иным вопросам, а также ответить на замечания рецензента и устные вопросы членов комиссии.

При оценке работы учитываются: содержание работы, степень самостоятельности, логичность структуры работы, форма изложения, оригинальность выводов и предложений, качество и объем используемых материалов, качество анализа и обобщения фактического и статистического материала, уровень грамотности, наличие ссылок на используемую литературу и их соответствие приведенному материалу, оформление работы.

 

4. ТЕМАТИКА КОМПЛЕКСНЫХ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «МИКРОЭКОНОМИКА» И «МАКРОЭКОНОМИКА»

Представленная тематика и возможные направления исследований приведены как ориентировочные. Окончательно план работы и ее структура определяются индивидуально для каждого студента во время консультации с руководителем.

Тема 1. Земля как фактор производства. Национальный рынок земли

1) Земля как ресурс и фактор производства (понятие земли, земля как ограниченный ресурс, особенности спроса и предложения на землю, цена земли и земельная рента)

2) Сельскохозяйственное использование земли в экономике (макроэкономическое исследование)

3) Правовые основы формирования и эмпирический анализ рынка земли в Республике Беларусь (анализ национального законодательства, земельный кадастр, анализ статистических данных использования земельных участков в Республике Беларусь)

 

Тема 2. Альтернативные издержки и проблема выбора в экономике

1) Ресурсы их ограниченность и альтернативные издержки выбора (ресурсы, факторы производства, альтернативные издержки, закон возрастающих альтернативных издержек)

2) Проблемы достижения основных макроэкономических целей общества (основные макроэкономические цели общества: стабильные темпы экономического роста, низкий естественный уровень безработицы, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса и др.; проблема выбора краткосрочных целей, альтернативные издержки принятия макроэкономических решений).

3) Эссе на тему «Альтернативные издержки потребительского выбора»

 

Тема 3. Инвестирование в экономике

1) Понятие инвестиций и проблема дисконтирования в экономике (инвестиции, виды инвестиций, спрос на инвестиции, межвременной выбор, дисконтирование)

2а) Инвестиции как агрегат совокупного спроса (влияние инвестиций на равновесный объем совокупного спроса, мультипликатор инвестиций, акселератор инвестиций, модель экономического роста Роя Харрода, функция Кобба-Дугласа).

2б) Инвестиционные решения экономических субъектов: причины и факторы

3) Анализ динамики инвестиций и объемов национального производства в отдельных странах (4-5 стран)

 

Тема 4. Роль труда в экономике

1) Установление отраслевого равновесия на рынке труда (установление равновесия на рынке труда в условиях совершенной конкуренции, в условиях монопсонии, с участием профсоюзов, в условиях двусторонней монополии, роль заработной платы в установлении отраслевого равновесия на рынке труда)

2) Роль труда в обеспечении условий для стабильного и устойчивого экономического роста (взаимосвязь производительности труда и заработной платы в экономике, агрегированная производственная функция и функция Кобба-Дугласа, государственная политика занятости)

3а) Анализ динамики рынка труда и занятости на примере выбранных стран (4-5 стран)

3б) Особенности и основные проблемы развития рынка труда в Республике Беларусь.

 

Тема 5. Заработная плата в современной экономике

1) Заработная плата как регулятор отраслевого рынка труда (понятие заработной платы, ее формы и виды, регулирование заработной платы в организации, определение оптимального уровня заработной платы на предприятии, инвестирование в специфичность активов на предприятии)

2) Государственная политика в области регулирования доходов и заработной платы (зависимость производительности труда и заработной платы в национальной экономике, методы государственного регулирования заработной платы).

3) Анализ производительности труда и заработной платы на примере выбранной страны.

 

Тема 6. Человеческий капитал в современной экономике

1) Понятие человеческого капитала и инвестиций в человеческий капитал (понятие человеческого капитала, модели человеческого капитала, модель Г. Беккера, понятие специфичности активов и инвестирование в специфичность активов в рамках фирмы, методика оценки человеческого капитала)

2) Государственная политика в области развития человеческого капитала (государственная политика в области образования и здравоохранения)

3) Сравнительный анализ динамики ИРЧП и его субиндексов на примере группы выбранных стран

 

Тема 7. Предпринимательство как фактор экономического развития

1) Предпринимательство и экономические теории предпринимательства (понятие предпринимательства, роль предпринимательства в экономике, предпринимательство как фактор производства, теории предпринимательства Т. Веблена, Ф. Найта, Ф. Хайека и др.).

2) Роль предпринимательства в национальной экономике (роль частной инициативы и предпринимательства в рамках национальной экономики, государственная политика в области ведения бизнеса, показатели условий ведения бизнеса (Doing Business, Economic Freedom Index)).

3а) Сравнительный анализ условий ведения бизнеса (в том числе на основании показателей Doing Business, Economic Freedom Index и их субиндексов) в нескольких странах.

3б) Эссе-обзор работы Ф. Найта «Риск, неопределенность и прибыль»

 

Тема 8. Собственность и ее роль в экономике

1) Понятие собственности, ее виды и формы (экономическое и юридическое понимание собственности, теория прав собственности, режимы собственности, исключительные права собственности, обмен правомочиями собственности, размывание и спецификация прав собственности)

2) Трансформация отношений собственности в современной экономике (Разгосударствление, приватизация и национализация, формы и механизмы приватизации).

3) Анализ приватизационных процессов на примере выбранной экономики.

 

Тема 9. Внешние эффекты и экономический подход к решению экологических проблем

1) Понятие внешних эффектов, интернализация внешних эффектов и теорема Коуза (положительные и отрицательные экстерналии, их классификация, теорема Коуза, теорема Познера, роль государства в интернализации внешних эффектов)

2) Экономический подход к решению экологических проблем (внешние эффекты и проблема экологии, экономическая деятельность человека и экологические проблемы, рынок и государство в решении проблем экологии, Киотский протокол).

3а) Анализ статистических данных, отражающих экологическое состояние Республики Беларусь.

3б) Эссе на тему «Положительные и отрицательные стороны Киотского протокола».

 

Тема 10. Проблема асимметричной информации на рынке и преодоление ее негативных последствий.

1) Понятие асимметричной информации и ее негативные последствия (асимметричная информация, отрицательный отбор, моральный риск, оппортунистическое поведение)

2) Роль государства и рынка в преодолении негативных последствий информационной асимметрии (сигналинг и скрининг, государственные методы регулирования)

3а) Эссе на тему «Асимметричная информация в нашей жизни»

3б) Эссе «Моральный риск на рынке труда» (понятие, пример, причины возникновения, внутренние и внешние способы борьбы, влияние репутации на рынке труда на стимулы агентов к оппортунистическому поведению).

 


Тема 11. Общественные блага и их производство государством

1) Понятие общественных благ, их виды и особенности (понятие исключаемости и конкурируемости благ, чистые частные блага, чистые общественные блага, блага общего доступа и клубные блага, проблема производства общественных благ и проблема безбилетника)

2) Государство как производитель общественных благ, государственный бюджет (производство общественных благ государством, финансирование производства общественных благ, государственный бюджет, налоги как обязательные платежи за производство общественных благ, статьи расходов государственного бюджета, квазиобщественные блага)

3) Анализ объема и структуры государственного бюджета Республики Беларусь в динамике за 2003-2014 гг.

 

Тема 12. Теория общественного выбора и государственная экономическая политика.

1) Теория общественного выбора, проблема совместного принятия решений (общественный выбор, прямая и представительная демократия, политическая рента)

2) Государственная экономическая политика и общественные интересы (основные цели общества, выбор между целями общества, государственная экономическая политика, эффективность государственной экономической политики, политический цикл)

3) Эссе на тему «Проблема принятия совместных решений в современной экономике».

 

Тема 13. Деньги и денежно-кредитная политика / Инструменты монетарной политики: теория и практика / Оптимальная монетарная политика

1а) Понятие денег, современные теории денег, денежный рынок (деньги, эволюция денег, функции и виды денег, теории денег, денежный рынок в кейнсианской, классической, монетаристской моделях).

1б) Основы функционирования денежного рынка

1в) Основы функционирования финансовых рынков

2а) Денежно-кредитная политика государства: цели, виды, инструменты (понятие денежно-кредитной политики, цели и инструменты денежно-кредитной политики, ее виды, эффективность денежно-кредитной политики).

2б) Правила в монетарной политике. (Монетарное правило, правило Тейлора и т.п. Введение в проблему: Моисеев С.Р. Правила денежно-кредитной политики)

3а) Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2003-2014 гг. на основании статистических данных Национального банка.

3б) Особенности реализации монетарной политики в Республике Беларусь

(Введение в проблему: Положение о принципах регулирования текущей ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь. Положение доступно на сайте Национального банка Республики Беларусь в разделе Монетарная политика Þ Программные и нормативные документы Þ принципы регулирования текущей ликвидности банков )

3в) Модель среднесрочного прогнозирования и проектирования монетарной политики Республики Беларусь (По материалам: Демиденко М. Модель среднесрочного прогнозирования и проектирования монетарной политики // Банковский вестник [Электронный ресурс]. – 2008. – № 31(432). – С. 41 –48. – Режим доступа: )

 

Тема 14. Финансы и бюджетно-налоговая политика

1а) Понятие финансов, финансы домашних хозяйств, фирмы и государства.

1б) Налоги с потребителей и производителей: сущность, формы, влияние на поведение субъектов

2) Бюджетно-налоговая политика: цели виды и инструменты (понятие бюджетно-налоговой политика, инструменты бюджетно-налоговой политики, мультипликаторы государственных закупок, трансфертов и налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета, виды и инструменты бюджетно-налоговой политики, эффективность бюджетно-налоговой политики).

3) Анализ бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь за 2003-2013 гг. на основании данных Министерства финансов и Белстата.

 

Тема 15. Эффективность монополий и антимонопольная политика / Монополизм и конкурентная политика

1а) Модель функционирования монополий и экономическая эффективность монополии (основные черты монополий, модель максимизации прибыли монополий, преимущества и недостатки монополий, проблема эффективности монополий и проблема избыточных мощностей)

1б) Монополизм: понятие, причины, виды и последствия для функционирования отраслей

2а) Макроэкономические последствия монополизма и антимонопольная политика

2б) Антимонопольная политика государства (показатели концентрации рынка и степени монополизации, показатели монопольной власти, инструменты и цели государственной антимонопольной политики).

3а) Анализ функционирования монополий в Республике Беларусь на примере выбранного предприятия.

3б) Антимонопольная политика в Республике Беларусь.

3в) Методики количественной оценки монопольной власти и их применение на примере Республики Беларусь. Анализ динамики соответствующих показателей в 2003-2013 гг.

3г) Эссе «Актуальность проблемы картельных соглашений в белорусской экономике»

 

Тема 16. Модели рыночной экономики и роль государства в экономических процессах.

1) Дискуссия о роли государственного вмешательства в экономике (анализ марксистского, кейнсианского, классического, монетаристского, австрийского, неоинституционального подходов к роли и границам государственного вмешательства в экономику).

2) Модели рыночной экономики: анализ показателей (оценка степени вмешательства государства в экономику на примере индексов экономической свободы и легкости ведения бизнеса).

3а) Эссе по книгам: Дж. М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег» / М Фридман «О свободе» / Ф. Хайек «Дорога к рабству».

3б)  Анализ динамики положения Республики Беларусь в рейтингах по индексу экономической свободы (Economic Freedom Index) и условиям ведения бизнеса (Doing Bussiness)

 

Тема 17. Теории сбережения и макроэкономическое равновесие

1) Сбережения домашних хозяйств, факторы и мотивы сбережений (межвременной выбор, классический подход, кейнсианский подход, предельная склонность к сбережению и потреблению теория перманентного хода М. Фридмана, теория И. Фишера, теория Ф. Модильяни).

2) Условия макроэкономического равновесия в кейнсианской модели.

3а) Эссе по книге Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»

3б) Анализ потребления и сбережений в белорусской экономике за 2003-2013 гг.

 

Тема 18. Поведение человека в экономике / Рациональность экономических субъектов

1а) Концепции человека в экономике (потребительский выбор, различные трактовки рациональности, «экономический» человек, теория ограниченной рациональности Г. Саймона, праксиологический подход Л. Мизеса, институциональное объяснение поведения человека Т. Веблена, бихевиориальный подход А. Тверски и Д. Канемана).

1б) Рациональность потребителей и фирм

2а) Концепции ожиданий в макроэкономике (теория эффективного рынка, теория адаптивных ожиданий, теория рациональных ожиданий).

2б) Макроэкономическая теория рациональных ожиданий

3а) Эссе на тему «Поведение человека в экономике».

3б) Рациональность субъектов экономики Республики Беларусь

3в) Эмпирическое исследование рациональности фирм и домохозяйств

 

Тема 19. Денежный рынок в современной экономике

1) Спрос на деньги, мотивы спроса на деньги (трансакционный и спекулятивный спрос на деньги, ликвидность активов, спрос на деньги из-за предосторожности).

2) Предложение денег и равновесие на денежном рынке (денежные агрегаты, денежная масса и денежная база, банковский и денежный мультипликатор, кривая LM).

3) Анализ денежного рынка Республики Беларусь за 2008-2013 гг. на основании статистических данных Национального банка.

 

Тема 20. Инновации в экономике.

1) Инновационная деятельность фирмы (инновационная деятельность фирмы, венчурный бизнес, мотивы внедрения инноваций, концепция предпринимателя как новатора (Й. Шумпетер)).

2а) Роль технического прогресса в теории экономического роста Р. Солоу (теория экономического роста Р. Солоу, технический прогресс, эффективные единицы труда, теории распространения инноваций и теории, объясняющие научно-технический прогресс, модель АК).

2б) Модели, оценивающие вклад НТП в экономический рост

3а) Эссе на тему «Роль инноваций в экономике (на примере выбранной компании или страны)».

3б) Сравнение Республики Беларусь со странами ЕС на основании данных Табло инновационного союза 2010

(Выполнение: Ознакомьтесь с составом показателей Innovation Union Scoreboard 2010 (Табло инновационного союза 2010). Проведите сравнение Республики Беларусь с восемью странами ЕС (выберите по две страны из каждой из 4-х групп: инновационные лидеры; инновационные последователи; страны-умеренные инноваторы; догоняющие страны). Для сравнения используйте 6 показателей, являющихся, по Вашему мнению, наиболее значимыми при оценке инновационного потенциала страны. Результаты анализа выделенных показателей опишите в текстовой форме, данные для анализа представьте в виде таблицы следующего вида:

Государство

Показатель1 (укажите)

Показатель2 (укажите)

Показатель3 (укажите)

Показатель4 (укажите)

Показатель5 (укажите)

Показатель6 (укажите)

Республика Беларусь

 

 

 

 

 

 

Страна 1

(из группы «инновационные лидеры») (укажите)

 

 

 

 

 

 

Страна 2

(из группы «инновационные последователи») (укажите)

 

 

 

 

 

 

Страна 3

(из группы «страны-умеренные инноваторы») (укажите)

 

 

 

 

 

 

Страна 4

(из группы «догоняющие страны») (укажите)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 21. Исторический аспект развития экономической науки: как появились «микроэкономика» и «макроэкономика»

1) Теоретические и исторические предпосылки науки «Микроэкономика», стадии ее развития (маржиналистский и неоклассический этапы).

2) Теоретические и исторические предпосылки науки «Макроэкономика» (недостатки неоклассического подхода и кейнсианская революция).

3) Анализ работы А. Маршалла «Принципы экономической науки» (книга 3, глава 1 и 3).

 

Тема 22. Основные микро- и макроэкономические тождества

1) Основные микроэкономические тождества и их экономический смысл (возможные варианты установления равновесия рыночного спроса и предложения, последствия их изменения, равновесие потребителя и производителя).

2) Основные макроэкономические тождества и их экономический смысл (зависимость равенства совокупного спроса и предложения от условий производства, равенство совокупных доходов и совокупных расходов, уравнение обмена).

3) Анализ работы Ф. Уикстида «Возможности и метод политической экономии» с использованием монографии М. Блауга «Экономическая мысль в ретроспективе» (путеводитель по книге Уикстида).

 

Тема 23. Фиаско рынка и фиаско государства

1а) Разновидности фиаско рынка и причины их проявления (естественные монополии, внешние эффекты, общественные блага, ассиметричность информации).

1б) Фиаско рынка и обоснование необходимости государственной микроэкономической политики.

2а) Фиаско государства и основные разновидности государственной макроэкономической политики.

2б) Необходимость макроэкономической политики: неоклассический и кейнсианский подходы

3а) Анализ работы Р. Коуза «Природа фирмы».

3б) Образ современного государства, ограничивающегося функциями «ночного сторожа»

 


Тема 24. Рыночное равновесие

1а) Общее микроэкономическое равновесие, значение и основные условия установления.

1б) Нарушения рыночного равновесия и его последствия.

2а) Макроэкономическое равновесие реального и денежного секторов экономики.

2б) Общее равновесие с учетом открытости экономики.

3а) Дж. Хикс «Стоимость и капитал» (анализ общего равновесия в части 2 гл. 5).

3б) В. Парето «Учебник политической экономии» (глава 3). Анализ понятия общего экономического равновесия.

 

Тема 25. Временные периоды в экономике

1) Временные периоды в микроэкономике (влияние на издержки, доходы, рыночное предложение).

2) Временные периоды в макроэкономике (деловые циклы).

3) Анализ работы У. Митчелла «Экономические циклы. Проблема и ее постановка» (главы 1, 5).

 

Тема 26. Факторы спроса и предложения и их использование в экономической политике

1) Неценовые факторы, влияющие на рыночный спрос и предложение.

2) Особенности макроэкономического регулирования в рамках экономики спроса и экономики предложения.

3а) Анализ работы Дж. Мута «Рациональные ожидания и теория движения цены».

3б) Выявите факторы, которые влияют на спрос на новостройки г. Минска. Выявите факторы, которые влияют на предложение новых квартир в г. Минске. Рассуждения проиллюстрируйте графиками. Объясните изменение цен на новое жилье в г.Минске.

 

Тема 27. Монополистическая конкуренция

1) Инструменты рационального поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции.

2) Общие основания микроэкономики и макроэкономики в трудах новых кейнсианцев Г. Акерлофа, С. Фишера,Н. Мэнкью и др. (на примере использования модели монополистической конкуренции или несовершенства информации в макроэкономике).

3) Анализ работы П. Самуэльсона «Монополистическая конкуренция – революция в теории»

 

Тема 28. Экономический рост и развитие / Детерминанты экономического роста

1а) Эффект масштаба и траектория развития фирмы.

1б) Теории экономического роста

2а) Экономический рост

2б) Экономический рост и устойчивое развитие

3а) Анализ нобелевской лекции У. Льюиса «Машина экономического роста замедляет ход».

3б) Факторы экономического роста в белорусской экономике (по материалам исследований сотрудников Национального банка Республики Беларусь М.В. Демиденко, А.С. Кузнецова «Экономический рост в Республике Беларусь: факторы и оценка равновесия». Материалы находятся в свободном доступе на сайте Национального банка Республики Беларусь в разделе Публикации Þ Исследовательская деятельность)

3в) Статистический анализ динамики и факторов экономического роста в национальной экономике Беларуси (по материалам Национального статистического комитета)

 

Тема 29. Рынок капитала, денежный рынок и денежно-кредитная политика

1) Рынок капитала: особенности его функционирования (принцип дисконтирования).

2) Инструменты дискреционной денежно-кредитной политики и мультипликаторы денежного рынка.

3) Анализ нобелевской лекции Г. Марковица «Основы «портфельной теории».

 

Тема 30. Рынок труда и его роль в достижении макроэкономического равновесия

1а) Теория эффективной заработной платы.

1б) Рынок труда и условия его равновесия

2а) Макроэкономические последствия негибкости заработной платы.

2б) Экономические взаимосвязи, отражающиеся на краткосрочной кривой Филлипса.

3а) Поисковые модели рынков труда.

(По материалам: М. Никитин, А. Юрко Поисковые теории рынков (Нобелевская премия по экономике 2010 года) // Вопросы экономики. – 2011. – № 1. – С. 51 – 64)

3б) Анализ нобелевской лекции М. Фридмена «Инфляция и безработица»

 

Тема 31. Финансовые рынки и финансовые кризисы

1) Ценные бумаги и фондовый рынок.

2) Финансовые кризисы.

3а) Поведенческая макроэкономика или Поведенческие финансы.

(По результатам исследований Роберта Шиллера, лауреата премии памяти Альфреда Нобеля по экономике 2013 года. введение в проблему: Интервью с Робертом Шиллером (с. 281−316) в книге: О чём думают экономисты. Беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта. — М.: Юнайтед Пресс, 2009.)

3б) Индекс устойчивости DJSI (Dow Jones Sustainability Index) – методика расчета и возможности применения.

 

Тема 32. Инфляция и антиинфляционная политика

1) Микроэкономические последствия инфляции.

2) Антиинфляционная политика.

3) Таргетирование инфляции: международный опыт и перспективы применения в развивающихся странах.

(Рекомендуемый источник для проведения анализа: С. Моисеев. Инфляционное таргетирование: международный опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. – 2000. – № 9. – С. 89 – 105)

 

Тема 33 Микро- и макроэкономическая нестабильность

1) Нарушения микроэкономического равновесия и возможные меры по его восстановлению.

2) Макроэкономическая нестабильность и ее формы. Измерение уровня инфляции и безработицы.

3) П. Хейне «Экономический образ мышления» глава 15 (анализ теории инфляции).

 

Тема 34 Микроэкономические и макроэкономические аспекты конкурентоспособности

1) Теоретические основы конкурентоспособности.

2) Макроэкономическая политика и конкурентоспособность.

3а) Особенности перехода к гибкому обменному курсу. (По материалам одного из выпусков серии «Вопросы экономики», подготовленного сотрудниками МВФ (Рупа Дуттагупта, Жилда Фернандес и Чем Каракадаг) «Переход к гибкому обменному курсу. Как, когда и насколько быстро?»

3б) Эссе «Конкурентный ромб М.Портера»

 

Тема 35. Спрос на деньги и валютные курсы.

1) Современная портфельная теория спроса на активы.

2) Теории спроса на деньги.

3) Спрос на деньги в структурных моделях формирования валютных курсов (по материалам: Кадочников Д. Спрос на деньги в структурных моделях формирования валютных курсов // Вопросы экономики. – 2012. – № 7. – С. 96 – 113).

 

Тема 36 Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос

1а) Индивидуальный и рыночный спрос потребителей

1б) Методологические основы формирования рыночного спроса (теории полезности)

2 Отличия формирования совокупного спроса в кейнсианской и классической моделях

3а) Проблемы агрегирования функции спроса

3б) Анализ динамики рыночного и совокупного спроса в Республике Беларусь

3в) Анализ главы 3 работы К. Менгера «Основания политической экономии»

 

 

Тема 37. Экономическая эффективность

1а) Эффективность обмена, производства и структуры выпуска

1б) Производственная функция: технологическая и экономическая эффективность

2а) Эффективность национальной экономики

2б) Макроэкономическая проблема соотношения эффективности и социальной справедливости

3а) Взаимосвязь экономической эффективности на микро- и макроуровнях

3б) Динамика эффективности на макроэкономическом уровне в национальной экономике Республики Беларусь

3в) Анализ работы А. Пигу «Экономическая теория благосостояния» (т.1 глава 8).

 

Тема 38. Микро- и макроэкономическая политика занятости

1) Проблемы занятости, безработицы и способы их решения с использованием инструментов микроэкономической политики

2) Решение проблем занятости, безработицы с использованием инструментов макроэкономической политики

3а) Микроэкономическое обоснование макроэкономической политики борьбы с безработицей

3б) Проблемы занятости в Республике Беларусь и пути их решения

 

Тема 39 Микро- и макроэкономическая политика регулирования цен.

1) Проблемы инфляции, дефляции, структуры цен и способы их решения с использованием инструментов микроэкономической политики

2) Воздействие на средний уровень цен с использованием инструментов макроэкономической политики

3а) Сравнительная эффективность микро- и макроэкономических способов регулирования цен

3б) Регулирование цен и борьба с инфляцией в Республике Беларусь.


 

Тема 40 Инвестиции и инвестиционная политика / Инвестиции в национальной и международной экономике

1а) Инвестиции и инвестиционная политика на микроуровне: понятие, формы значение в экономике

1б) . Классификация и роль инвестиций в рыночной экономике

2а) Инвестиции на макроуровне и стимулирующая макроэкономическая политика

2б) Финансирование дефицита текущего счета платежного баланса.

3а) Инвестиции и инвестиционная политика в Республике Беларусь

3б) Кризис платежного баланса: кредитование МВФ (По материалам информационной справки МВФ )

 

Тема 41. Перераспределение доходов и социальная политика

1) Перераспределение доходов: влияние на поведение субъектов и затраты на осуществление политики

2) Социальная политика как макроэкономическое явление

3а) Перераспределение доходов и социальная политика в Республике Беларусь

3б) Эссе «Подходы к оценке эффективности социальной политики на микро- и макроуровне».

 

Тема 42. Закономерности и принципы микро- и макроэкономики

1) Закономерности и принципы микроэкономики (законы спроса и предложения, потребления и производства).

2) Закономерности и принципы макроэкономики (закономерности реального и денежного секторов экономики).

3) Анализ главы 6 тома 2 работы Й. Шумпетера «История экономического анализа»

 

Тема 43. Микро- и макроэкономические субъекты

1) Основные микроэкономические субъекты и особенности их поведения.

2) Основные макроэкономические субъекты, их цели и функции.

3) Анализ глав 4, 5, 6 работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

 

Тема 44 Использование средних и предельных величин в экономической науке

1) Использование средних и предельных величин в микроэкономике (закономерности в изменении предельной полезности и предельной производительности, правило минимизации издержек и максимизации прибыли).

2) Использование средних и предельных величин в кейнсианской теории (на примере анализа инвестиций, государственных расходов и налогов).

3) Анализ глав 10, 11, 12 работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

 

Тема 45 Микро- и макроэкономические модели

1) Значение основных микроэкономических моделей (на примере модели совершенной конкуренции и чистой монополии).

2) Значение макроэкономических моделей (на примере кругооборота национального дохода и модели инвестиций и сбережений).

3) Анализ и эссе по работе Дж. Стиглера «Совершенная конкуренция: исторический ракурс»

 

Тема 46 Проблема выбора в микроэкономике и макроэкономической политике

1) Проблема выбора и варианты ее решения для фирмы - олигополии.

2) Проблема выбора макроэкономической политики: фискальная или денежно-кредитная.

3) Анализ работы И. Фишера «Покупательная сила денег».

 

Тема 47 Действие рыночных механизмов

1) Недискреционный рыночный механизм в представлении классиков.

2) Недискреционный механизм фискальной и денежно-кредитной политик.

3) Анализ глав 2, 3, 4 первой книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА ТЕХНОЛОГИЙ»

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНАМ «МИКРОЭКОНОМИКА» И «МАКРОЭКОНОМИКА»

 

на тему: Укажите тему в именительном падеже без точки в конце

 

 

 

 

 

Студент

1 курса, з1921 Лог                             (поставить подпись)                   А.Б. Вгдежзи

(указать дату)

 

Руководитель

канд. экон. наук,                                 (поставить подпись)                      

доцент                                                       (указать дату)                             А.Б. Вгдежзи

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 20ХХ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30 с., 3 рис., 2 табл., 15 источников, 3 прил.

 

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

Объект исследования — приватизация государственной собственности в Республике Беларусь.

Предмет исследования — процесс приватизации государственной собственности в Республике Беларусь на современном этапе.

Цель работы: изучить состояние и выявить проблемы проведения приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические, экспертных оценок.

Исследования и разработки: изучен опыт проведения приватизации в развитых странах и странах с переходной экономикой, проанализировано значение и последствия приватизации государственной собственности в Республике Беларусь, выявлены проблемы проведения приватизации в Республике Беларусь, предложены возможные направления их решения.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………............

3

1. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы…………………….......................................

4

1.1. Основания антимонопольной политики государства ......…………..

4

1.2. Происхождение антимонопольного законодательства ……………..

8

2. Государственный контроль над деятельностью монополий в странах с развитой рыночной экономикой ……………………………………..........

11

2.1. Антимонопольная политика в США …………………......…………..

11

2.2. Антимонопольная политика в странах Западной Европы ………….

15

3. Перспективы использования мирового опыта антимонопольного регулирования в Республике Беларусь .......................................................

21

3.1. Антимонопольное законодательство и регулирование в Республике Беларусь: состояние, особенности, проблемы ………...

21

3.2. Направления совершенствования антимонопольного законодательства и антимонопольного регулирования в Республике Беларусь .............................................................................

25

Заключение ……………………………………………………………………

28

Список использованных источников ………………………………………..

29

Приложения ……………………………………………………………….......

31

 

 


Приложение Г

Пример оформления введения курсовой работы

 

Сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. На рынке труда определяются условия найма работников, (…) возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики. (…) Однако в нашей стране многие проблемы в этой области не нашли до сих пор своего окончательного разрешения, поскольку рынок труда находится в стадии формирования..

Проблемами формирования рынка труда занимались многие исследователи. Выделяют работы Н. Волгина, Р. Колосовой, Л. Чижовой и др. Особенности становления и развития рынка труда в Беларуси активно исследуются отечественными авторами – А.В. Бондарем, Е.В. Ванкевич, Г.Н. Соколовой и др.

В настоящее время большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия.

Объектом исследования является система отношений, возникающих в ходе функционирования рынка труда.

Предмет исследования - особенности и перспективы развития рынка труда Республики Беларусь.

Цель исследования - изучить рынок труда как многомерную, многоуровневую систему и выделить проблемы его функционирования и тенденции развития в современных условиях Республики Беларусь.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру курсовой работы:

- изучить структуру рынка труда, его виды, механизмы регулирования;

- описать современные подходы к регулированию рынка труда;

- провести анализ регулирования занятости в зарубежной практике;

- выявить специфику и проблемы национальной модели рынка труда;

- сформулировать направления совершенствования регулирования рынка труда Республики Беларусь.

При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, монографий, статей в периодической печати, а также экономико-статистический и графический методы.

Курсовая работа выполнена на 28 страницах, включает введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 464 с.
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441 – 3 : Принят Палатой представителей 3 окт. 2000г. : Одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012г., № 416-З // Консультант Плюс : Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Дата доступа: 02.09.2013.
  3. Бланшар, О. Макроэкономика: учебник / О. Бланшар; пер. с англ. под науч. ред. Л.Л. Любимова; Гос. ун-т Высшая школа экономики. – Москва: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. – 652 с.
  4. Брасс, А.А. Социальная реклама: проблемы и тенденции развития / А.А. Брасс // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки: сб. науч. ст. Вып. 10 / под ред. В.Ф. Беркова. – Минск: РИВШ, 2011. - С. 322-329.
  5. Демиденко М. Модель среднесрочного прогнозирования и проектирования монетарной политики // Банковский вестник [Электронный ресурс]. –– № 31(432). – С. 41 –48. – Режим доступа:
  6. Иволгина, Н.В. Оценка интеллектуальной собственности : на примере интеллектуальной промышленной собственности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 ; 08.00.05 / Н.В. Иволгина ; Рос. экон. акад. – М., 2005. – 26 с.
  7. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / И.С. Андреев [и др.] ; под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск : Амалфея, 2000. – 1071 с.
  8. Лойша, Д. Республика Беларусь после расширения Европейского Союза: шенгенский процесс и концепция соседства / Д. Лойша // Белорус. журн. междунар. права [Электронный ресурс]. – 2004. – № 2. – Режим доступа : – Дата доступа : 16.07.2005.
  9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь ; редкол. : Л.М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с.

10. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010г. №4 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Дата доступа: 10.01.2013.

11. Об оплате труда лиц, занимающих отдельные государственные должности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации, 15 нояб. 2005 г., № 1332 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 47. – Ст. 4882.

12. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010г. № 575 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Дата доступа: 18.12.2013.

13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: – Дата доступа: 28.08.2013.

14. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: уч. пос. – М.: ИД Юрайт, 2010. – 906 с.

15. Фатеев В.С. Партнерство публичного, частного, неправительственного секторов и перспективы его развития в городах и регионах Республики Беларусь // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: материалы VIII Междунар. науч. конф. (Минск, 18-19 окт. 2007г.): В 4 т. Т.1 / Редкол.: С.С. Полоник и др. – Минск: НИЭИ Мин-ва экономики Респ.Беларусь, 2007. – С.472-481.

16. Хиллман А. Государство и экономическая политика: возможности и ограничения управления: учеб. пособие; [пер. с англ.]; науч. ред. пер. В.В. Бусыгин, М.И. Левин. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. – 879 с.

17. Hamaoui J. What are cross sector/ multi-stakeholder partnerships? // Social Edge. Skoll Foundation [Electronic resource]. – Mode of access :  – Date of access: 20.10.2013.