index

 О курсовой работе студентов Белорусского государственного университета физической культуры

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о курсовой работе студентов университета (далее – Положение) устанавливает общие требования к содержанию, порядку выполнения, защиты и хранения курсовых работ в учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры».

1.2. Положение разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (с изменениями и дополнениями); ГОСТ 7.1–2003 «СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

1.3. Курсовая работа является одной из форм текущей аттестации студентов при освоении ими содержания образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной

с образовательными программами среднего специального образования.

1.4. Курсовая работа является обязательным видом самостоятельной работы студентов, предусмотренной учебным планом по специальности (направлению специальности, специализации).

1.5. В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

систематизация, углубление, расширение и закрепление полученных студентами теоретических знаний и практических навыков, предусмотренных учебными программами по дисциплинам и применение их для решения конкретных задач;

приобретение навыков самостоятельной работы, поиска, систематизации и первичного анализа собранной информации;

формирование навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы и овладение методикой научных исследований;

выработка умения публичной защиты своих суждений и выводов.

2. Организация написания курсовой работы

2.1. Примерная тематика курсовых работ разрабатывается кафедрами, за которыми закреплены дисциплины, по которым предусмотрено выполнение курсовых работ. Тематика курсовых работ должна быть актуальной и соответствовать задачам учебной дисциплины, современному состоянию и перспективам развития науки и передового опыта в области исследования.

2.2. Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утверждается на заседании кафедры, доводится до сведения студентов в начале соответствующего семестра. (По дисциплине ТиМФВ тема курсовой работы студентам назначается кафедрой).

2.3. Студент имеет право предложить свою тему курсовой работы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки, которая в случае одобрения заведующим кафедрой, выносится на заседание кафедры для обсуждения, и, в случае утверждения, вносится в перечень тем курсовых работ.

2.4. Кафедры и факультеты должны создавать необходимые условия для эффективной работы студентов над курсовыми работами; представлять список необходимой литературы, другие материалы; обеспечивать консультирование; рассматривать вопросы результативности курсовых исследований на заседании кафедр.


 

3. Требования к элементам курсовой работы

3.1. Курсовая работа студентов должна:

быть актуальной, имеющей практическое значение для решения конкретных вопросов и проблем;

основываться на новейших теоретических разработках исследуемого вопроса, что предполагает изучение нормативных правовых актов, научных, учебно-методических и иных материалов и выработку на этой основе собственной позиции;

содержать конкретные предложения по решению изучаемой проблемы;

отвечать требованиям по ее оформлению.

3.2. Структура курсовой работы состоит из следующих частей:

титульный лист;

оглавление;

перечень условных обозначений и сокращений (при необходимости);

введение;

основная часть, представленная главами (2-4 главы);

заключение;

список использованных источников (не менее 15);

приложения (при необходимости).

3.3. Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:

Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 1.

Оглавление (содержание) включает названия структурных элементов с указанием точных названий глав (параграфов), номеров соответствующих им страниц курсовой работы и оформляется в соответствии с Приложением 2.

Если в курсовой работе используется специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, обозначения и т. п., то они могут быть представлены в виде отдельного перечня условных обозначений и сокращений, помещаемого перед введением. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят условное обозначение или сокращение, а справа – их детальную расшифровку.

Введение – вступительная часть курсовой работы; в ней даются обоснование выбора темы, ее актуальность, степень научной разработанности, общая оценка состояния исследуемой проблемы, цели и задачи исследования, методы исследования; объем –  до 2-3 страниц.

Актуальность темы курсовой работы. Следует указать важность и значимость проблемы в рамках дисциплины и практики.

Цель и задачи исследования. Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Методы исследования. Приводятся названия использованных научных методов и их описание.

Структура и объем курсовой работы. Указывается структура курсовой работы, наличие введения, количество глав, наличие заключения, списка использованных источников, приложения. Затем приводится полный объем курсовой работы в страницах, а также количество рисунков, таблиц, приложений и количество использованных источников.

Основная часть курсовой работы раскрывает сущность проблемы, ее место в современной теории и практике изучаемой учебной дисциплины, тенденции развития проблемы, содержит предложения и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы. Основная часть излагается в главах и не должна превышать объем в 20-25 страниц машинописного текста. Дробление материала курсовой работы на главы, разделы, подразделы, а также их последовательность должны быть логически оправданными. Каждую главу курсовой работы следует завершать краткими выводами, которые подводят итоги изучения конкретного вопроса или проблемы исследования и на которых базируется формулировка основных выводов исследования в целом, приводимых в разделе «Заключение».

Заключение содержит основные результаты исследования и выводы. Раздел должен иметь объем не более 2 страниц.

Список использованных источников включает перечень источников информации, на которые в работе приводятся ссылки.

При необходимости для более полного раскрытия темы в курсовую работу могут быть включены приложения. В приложениях размещается дополнительный материал, например, копии документов, таблицы вспомогательных (исходных) цифровых данных, рисунки, схемы, диаграммы и т. д.

 

4. Организация выполнения курсовой работы

4.1. Выполнение курсовой работы осуществляется в следующем порядке:

выбор темы (по дисциплине ТиМФВ – получение темы);

разработка плана курсовой работы;

составление списка источников;

сбор и обработка фактического материала и его изложение;

написание текста работы;

подготовка к выступлению на защите.

4.2. При подготовке и защите курсовой работы студенты должны:

выбрать тему курсовой работы из перечня тем, предложенных кафедрой (по дисциплине ТиМФВ – получить тему);

изучить законодательные и нормативные правовые акты и методические материалы, методические и научные источники по направлениям, используемым в курсовой работе;

проводить исследовательскую работу, рассматривать во взаимодействии вопросы теории и практики изучаемой учебной дисциплины, делать выводы;

выполнять курсовую работу в соответствии с учебным планом и рабочим планом-графиком образовательного процесса;

соблюдать все требования к оформлению курсовой работы;

представить подготовленную курсовую работу для проверки руководителю в установленные планом-графиком образовательного процесса сроки, но не позднее трех недель до защиты;

защитить курсовую работу до начала сессии в день и время, установленные кафедрой.

4.3. Руководитель курсовой работы обязан:

четко сформулировать задание к курсовой работе и определить график ее выполнения;

оказать студенту помощь в разработке плана курсовой работы;

формировать умение студента пользоваться научной и методической литературой;

проводить консультации, контролировать ход выполнения курсовой работы;

составить отзыв на курсовую работу в соответствии с

Приложением 3.

В отзыве на курсовую работу должны быть отмечены:

актуальность темы курсовой работы;

степень решенности поставленной цели и задач работы;

степень самостоятельности и инициативности студента;

умение студента пользоваться специальной литературой;

возможность использования полученных результатов на практике;

вывод о допуске курсовой работы к защите.

Руководитель отмечает ее положительные стороны и недостатки, характеризует ее содержание, актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а в случае необходимости указывает, что надлежит доработать.

4.4. Работы, не отвечающие установленным требованиям, возвращаются автору для доработки с учетом сделанных замечаний. После устранения замечаний исправленная работа представляется на повторную проверку.

4.5. Курсовая работа не допускается к защите, если:

не соответствует установленным требованиям;

не носит самостоятельного характера, заимствована из литературных или других источников дословно;

сформирована путем копирования электронных версий ранее представленных курсовых работ или их фрагментов, либо копирования иных текстов (например, полученных по сети Интернет);

не раскрыты основные вопросы или изложены схематично, фрагментарно;

в тексте содержатся ошибки, текст написан небрежно.

4.6. В отзыве на курсовую работу содержится предварительная оценка, которая определяется в соответствии рекомендациями, изложенными в Приложении 4, окончательная оценка определяется по результатам ее защиты.


5. Защита курсовой работы

5.1. Защита курсовых работ проводится до начала экзаменационной сессии. На защите курсовой работы студенты должны кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания, содержащиеся в отзыве, а также на дополнительные вопросы.

5.2. Во время защиты преподавателем ведется протокол (Приложение 5), в котором отмечаются тема курсовой работы, задаваемые вопросы и ответы студента.

5.3. Курсовая работа с учетом ее содержания, оформления и результатов защиты оценивается в соответствии с принятой десятибалльной шкалой оценок.

5.4. Повторная защита назначается, если студент не может ответить на замечания руководителя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения теоретическим положениям и выводам исследуемой проблемы.

5.5. За несвоевременное представление курсовой работы без уважительной причины студенту деканом факультета в зачетную ведомость может быть выставлена неудовлетворительная оценка, что означает невыполнение учебного плана текущего семестра.

5.6. Изменение темы курсовой работы на стадии ее выполнения и представления к защите возможно только на основании решения заседания кафедры.

5.7. Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы в выступлениях на конференциях и научных семинарах.

 

6. Требования к оформлению курсовой работы

6.1. Курсовая работа представляется в отпечатанном виде. Текст размещается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

6.2. Количество знаков в строке должно составлять

60–70, а количество строк – 40±5 на странице. Печать производится с использованием текстового редактора Word шрифтом Times New Roman, размером 13–14 пунктов. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью рамок, подчеркивания и пр.

6.3. Текст курсовой работы необходимо печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое –10 мм, верхнее и нижнее –20 мм.

6.4. Объем курсовой работы, как правило, должен быть не менее 25 страниц.

6.5. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления курсовой работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков).

6.6. Заголовки структурных частей печатают прописными буквами в середине строк. Так же печатают заголовки глав. Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), располагая их в середине строк. Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой.

Каждую структурную часть курсовой работы следует начинать с нового листа.

6.7. Нумерация страниц, глав, разделов, подразделов, рисунков, таблиц, приложений дается арабскими цифрами без знака №.

Первой страницей курсовой работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют на нижнем поле в центре нижней части листа без точки в конце.

6.8. Разделы нумеруют в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и порядкового номера раздела, разделенных точкой, например: «2.3» (третий раздел второй главы). Затем идет текст заголовка раздела.

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из порядковых номеров главы, раздела, подраздела, разделенных точками, например: «1.3.2» (второй подраздел третьего раздела первой главы). Затем располагают текст заголовка подраздела.

6.9. Таблицы следует располагать непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Иллюстрации и таблицы, которые расположены на отдельных листах курсовой работы, включают в общую нумерацию страниц.

Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах главы. В левом верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. Номер таблицы должен состоять из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица первой главы).

Если в курсовой работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который располагают над таблицей и печатают без абзацного отступа. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают.

Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и ее номер указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями слева пишут слово «Продолжение таблицы».

6.10. Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют последовательно в пределах главы. Номер иллюстрации должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рисунок 1.2 (второй рисунок первой главы). Номер иллюстрации, ее название и поясняющие подписи помещают последовательно под иллюстрацией. Если в курсовой работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово «Рисунок» не пишут.

Иллюстрации должны иметь наименование, которое дается после номера рисунка. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими подписями (подрисуночный текст).

6.11. При написании курсовой работы необходимо давать ссылки на источники, материалы или отдельные результаты, которые в ней приводятся. В том месте курсовой работы, где дается ссылка, необходимо указать номера источников в списке литературы, например: [15, 20] (здесь 15, 20 – номера источников в списке литературы).

Список использованных источников формируется в порядке появления ссылок в тексте, либо в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. Сведения об источниках, включенных в список, оформляются в соответствии с Приложением 6.

6.12. Приложения оформляют как продолжение курсовой работы на последующих ее страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок.

Если в курсовой работе более одного приложения, их нумеруют последовательно, например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т. д.

 


7. Хранение курсовых работ

7.1. Курсовые работы с отзывами, протоколы защиты курсовых работ хранятся в течение 2-х лет после защиты на соответствующих кафедрах.

 

Приложение 1

 

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

физической культуры»

 

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

ЕЕ ФОРМЫ И ФУНКЦИИ»

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент 4 курса,

СПФ МВС, гр. 224,

Иванов Ф.В.

 

Руководитель:

канд. пед. наук, доцент

Петров Петр Петрович

 

 

 

 

Минск 2012

Приложение 2

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Перечень условных обозначений и сокращений.......................................... 3

Введение............................................................................................................ 4

Глава 1. Общая характеристика физической культуры............................... 6

Глава 2. Основные формы физической культуры....................................... 10

2.1 Базовая физическая культура........................................................ 10

2.2 Спорт как компонент физической культуры............................... 13

2.3 Профессионально-прикладная физическая культура................. 15

2.4 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура........ 17

2.5 «Фоновые» виды физической культуры....................................... 18

Глава 3. Функции физической культуры..................................................... 19

3.1 Специфические функции физической культуры........................ 19

3.2 Общекультурные, общевоспитательные и другие

социальные функции физической культуры............................. 21

Заключение..................................................................................................... 24

Список использованных источников........................................................... 25

Приложения.................................................................................................... 29

 


Приложение 3

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры»

 

ОТЗЫВ

на курсовую работу

Дисциплина _______________________________________________________________

Студент __________________________________________________________________

Факультет _________________________ Курс________________ Группа ____________

Дата представления работы   « ____ » _______________ 20_____ г.

Руководитель курсовой работы_______________________________________________

Тема работы ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Объем работы ______________стр.   Количество литературных источников __________

Количество рисунков ______ Количество таблиц ______ Количество приложений _____

Оценка содержания и оформления работы ______________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Недостатки работы_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________           

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Общее заключение _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Работа допущена / не допущена к защите         Предварительная оценка ________ баллов

                     (нужное подчеркнуть)

По результатам защиты курсовая работа оценена на ________________________ баллов

« ____ » ________________ 20____ г.                           ______________________________

                                                                                                                    подпись руководителя   (И.О.Фамилия)


Приложение 4

 

Предварительная оценка курсовой работы

Общие требования к курсовой работе:

объем – около 25 страниц машинописного (2–3 тыс. знаков на странице) или 30 страниц рукописного текста;

количество фактически использованных источников – не менее 15;

достаточно полное раскрытие темы (указывает на глубокие знания автора по теме курсовой работы);

соответствие оформления требованиям Положения.

Работа, отвечающая этим требованиям, получает предварительную оценку 7 баллов.

 

Предварительная оценка может быть повышена, если в курсовой работе:

представлены результаты собственных исследований (экспериментов, наблюдений, тестирования, анкетирования и т.д.);

использованы материалы из разнообразных дополнительных источников, не включенных в общий список рекомендованной литературы (диссертаций, статей из научных журналов и сборников, материалов конференций, научных отчетов и т.д.);

изучена литература не только прошлых лет издания, но и современные публикации;

использована литература на иностранных языках;

количество изученных автором литературных источников заметно превышает указанное в общих требованиях;

отражены результаты творческой переработки изученной литературы, например, сопоставление мнений различных авторов и выражение собственной позиции автора курсовой работы по изучаемым вопросам (включая, при необходимости, аргументированную критику тех или иных утверждений, содержащихся в использованных источниках);

собранный значительный объем материала по теме исследования дает автору основания увеличить объем представленного текста;

имеются хорошо подобранные иллюстрации (рисунки, схемы, диаграммы) и дополнительный табличный материал;

имеются собственные профессиональные комментарии к представленному фактическому материалу;

представлены самостоятельно подобранные примеры реализации тех или иных теоретических положений на практике;

сформулированы собственные рекомендации по практическому применению результатов проведенных исследований.

продолжение приложения 4

 

Предварительная оценка может быть снижена, если в курсовой работе:

имеются материалы, не относящиеся к теме исследования;

использовано дословное переписывание фрагментов теста первоисточника (за исключением случаев правильно оформленного цитирования);

обнаруживаются отдельные случаи заимствования чужого материала без ссылки на первоисточник;

имеются ошибки в ссылках (например, ссылка на источник, в котором соответствующая информация на самом деле отсутствует);

содержатся ссылки на публикации, отсутствующие в списке использованных источников;

список использованных источников содержит публикации, которые в действительности не были использованы;

объем работы меньше рекомендованного и эта лаконичность приводит к потере информативности и неполному раскрытию темы;

приводятся устаревшие сведения без соответствующих комментариев автора;

библиографическое описание использованных источников выполнено с ошибками;

имеются другие существенные отступления от требований к оформлению.

 

При наличии в курсовой работе многочисленных недостатков она может быть возвращена автору для доработки.

 

Курсовая работа возвращается автору для доработки, если:

она выполнена не по заданной теме;

отсутствуют ссылки на использованную литературу;

работа написана от руки неразборчивым почерком.

 

Если курсовая работа сформирована путем копирования электронных версий ранее представленных курсовых работ или их фрагментов, либо копирования иных текстов (например, полученных по сети Интернет), то ее автор получает неудовлетворительную оценку.



Приложение 5

 

ПРОТОКОЛ

защиты курсовой работы по дисциплине

«____________________________________________________________»

Студент (Фамилия И.О.) ________________________________________________________________

группа _______, факультет _______________________________________________________________,

форма получения образования ________________________________________________________

Тема работы: ______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Предварительная оценка: ________________________________

СЛУШАЛИ:

Студента (Фамилия И.О.) _______________________________ по теме курсовой работы.

ВОПРОС: __________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ОТВЕТ:

_______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

РЕШИЛИ:

По результатам защиты курсовую работу студента ______________________________

оценить на __________________ баллов.

Руководитель           ___________________                                               _________________________

подпись                                                                           И.О.Фамилия

« ____ »___________________ 20 _____

 


Приложение 6

 

Оформление списка литературных источников

 

а) Примеры описания самостоятельных изданий

Характеристика источника

Пример оформления

Один, два или три автора

Котаў, А.I. Гісторыя Беларусі і сусветная цывілізацыя / A.I. Котаў. – 2-е выд. – Мінск : Энцыклапедыкс, 2003. – 168 с.

Шотт, А.В. Курс лекций по частной хирургии / А.В. Шотт, В.А. Шотт. – Минск : Асар, 2004. – 525 с.

Чикатуева, Л.А. Маркетинг : учеб. пособие / Л.А. Чикатуева,

Н.В. Третьякова ; под ред. В.П. Федько. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 413 с.

Дайнеко, А.Е. Экономика Беларуси в системе всемирной торговой организации / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, М.В. Василевская ; под ред. А.Е. Дайнеко. – Минск : Ин-т аграр. экономики, 2004. – 323 с.

Четыре и более авторов

Культурология : учеб. пособие для вузов / С.В. Лапина [и др.] ; под общ. ред. С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 495 с.

Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь

/ И.С. Андреев [и др.] ; под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск :

Амалфея, 2000. – 1071 с.

Основы геологии Беларуси / А.С. Махнач [и др.] ; НАН Беларуси, Ин-т геол. наук ; под общ. ред. А.С. Махнача. – Минск, 2004. – 391 с.

Коллективный автор

Сборник нормативно-технических материалов по энергосбережению / Ком. по энергоэффективности при Совете Министров Респ. Беларусь ; сост. А.В. Филипович. – Минск : Лоранж-2, 2004. – 393 с.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь ; редкол.: Л.М. Александрович [и др.]. – Минск : Юнипак, 2004. – 202 с.

Военный энциклопедический словарь / М-во обороны Рос. Федерации, Ин-т воен. истории ; редкол.: А.П. Горкин [и др.]. – М. : Большая рос. энцикл. : РИПОЛ классик, 2002. – 1663 с.

Многотомное издание

Гісторыя Беларусі : у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск : Экаперспектыва, 2000–2005. – 6 т.

Гісторыя Беларусі : у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. –Мінск : Экаперспектыва, 2000–2005. – Т. 3 : Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII–XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. – 2004. – 343 с. ; Т. 4 : Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII–пачатак XX ст.) / М. Біч [і інш.]. – 2005. – 518 с.

Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. –Мінск : Беларус. навука, 2001. – 3 т.

Отдельный том в

многотомном издании

Гісторыя Беларусі : у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск : Экаперспектыва, 2000–2005. – Т. 3 : Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII–XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. – 2004. – 343 с.

 

Гісторыя Беларусі : у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. –Мінск : Экаперспектыва, 2000–2005. – Т. 4 : Беларусь у складзе Расійскай імперыі (канец XVIII–пачатак XX ст.) / М. Біч [і інш.]. – 2005. – 518 с.

 

Багдановіч, М. Поўны збор твораў : у 3 т. / М. Багдановіч. – 2-е выд. – Мінск : Беларус. навука, 2001. – Т. 1 : Вершы, паэмы, пераклады, наследаванні, чарнавыя накіды. – 751 с.

 

Российский государственный архив древних актов : путеводитель : в 4 т. / сост.: М.В. Бабич, Ю.М. Эскин. – М. : Археогр. центр, 1997. – Т. 3, ч. 1. – 720 с.

 

Законы и

законодательные

материалы

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.

 

Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : офиц. текст. – М. : Юрист, 2005. – 56 с.

 

О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск : Дикта, 2004. – 59 с.

 

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 30 мая 2001 г. : одобр. Советом Респ. 8 июня 2001 г. : текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2001 г. – Минск : Амалфея, 2005. – 83 с.

 

Сборник статей, трудов

Информационное обеспечение науки Беларуси : к 80-летию со дня основания ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси : сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Центр. науч. б-ка ; редкол.: Н.Ю. Березкина (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2004. – 174 с.

 

Современные аспекты изучения алкогольной и наркотической зависимости : сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Ин-т биохимии ; науч. ред. В.В. Лелевич. – Гродно, 2004. – 223 с.

 

Сборники без общего заглавия

Певзнер, Н. Английское в английском искусстве / Н. Певзнер ; пер. О.Р. Демидовой. Идеологические источники радиатора "роллс-ройса" / Э. Панофский ; пер. Л.Н. Житковой. – СПб. : Азбука-классика, 2004. – 318 с.

 

Материалы

конференций

Глобализация, новая экономика и окружающая среда: проблемы

общества и бизнеса на пути к устойчивому развитию : материалы

7 Междунар. конф. Рос. о-ва экол. экономики, Санкт-Петербург,

23–25 июня 2005 г. / С.-Петерб. гос. ун-т ; под ред. И.П. Бойко

[и др.]. – СПб., 2005. – 395 с.

 
 

Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития : материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродн. гос. ун-т ; редкол.: О.Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2005. – 239 с.

 

Учебно-методические материалы

Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н.А. Горбаток ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.

Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. / Акад. последиплом. образования ; авт.-сост. Н.А. Сакович. – Минск, 2004. – Ч. 2 : Сказкотерапевтические технологии. – 84 с.

Корнеева, И.Л. Гражданское право : учеб. пособие : в 2 ч. / И.Л. Корнеева. – М. : РИОР, 2004. – Ч. 2. – 182 с.

Философия и методология науки : учеб.-метод. комплекс для магистратуры / А.И. Зеленков [и др.] ; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск : Изд-во БГУ, 2004. – 108 с.

 

Широков, А.А. Исследование возможности контроля состава гальванических сред абсорбционно-спектроскопическим методом / А.А. Широков, Г.В. Титова ; Рос. акад. наук, Ульян. фил. ин-та радиотехники и электроники. – Ульяновск, 1993. – 12 с. – Деп. в ВИНИТИ 09.06.93, № 1561–В93 // Журн. приклад. спектроскопии. – 1993. – № 3/4. – С. 368.

 

Автореферат диссертации

Иволгина, Н.В. Оценка интеллектуальной собственности : на примере интеллектуальной промышленной собственности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 ; 08.00.05 / Н.В. Иволгина ; Рос. экон. акад. – М., 2005. – 26 с.

 

Шакун, Н.С. Кірыла-Мяфодзіеўская традыцыя на Тураўшчыне : (да праблемы лакальных тыпаў старажытнаславянскай мовы) : аўтарэф. дыс. ... канд. філал. навук : 10.02.03 / Н.С. Шакун ; Беларус. дзярж.

ун-т. – Мінск, 2005. – 16 с.

 

Диссертация

Анисимов, П.В. Теоретические поблемы правового регулирования защиты прав человека : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 / П.В. Анисимов. – Н. Новгород, 2005. – 370 л.

Лук'янюк, Ю.М. Сучасная беларуская філасофская тэрміналогія : (семантычныя і структурныя аспекты) : дыс. ... канд. філал. навук : 10.02.01 / Ю.М. Лук'янюк. – Мінск, 2003. – 129 л.

Электронные ресурсы

Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия : по материалам изд-ва "Большая российская энциклопедия" : в 3 т. – Электрон. дан. (486 Мб). – М. : Кордис & Медиа, 2003. – Электрон. опт. диски (CD-ROM) : зв., цв. – Т. 1 : Балет. – 1 диск ; Т. 2 : Опера. – 1 диск ; Т. 3 : Драма. – 1 диск.

Регистр СНГ – 2005 : промышленность, полиграфия, торговля, ремонт, транспорт, строительство, сельское хозяйство [Электронный ресурс]. – Электрон., текстовые дан. и прогр. (14 Мб). – Минск : Комлев И.Н., 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Ресурсы

удаленного

доступа

Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа : – Дата доступа : 25.01.2006.

Proceedings of a mini-symposium on biological nomenclature in the 21st centry [Electronic resource] / ed. J.L. Reveal. – College Park M.D., 1996. – Mode of access :. – Date of access : 14.09.2005.

         

 

б) примеры описания составных частей изданий

Характеристика источника

Пример оформления

Составная часть книги

Михнюк, Т.Ф. Правовые и организационные вопросы охраны труда / Т.Ф. Михнюк // Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / Т.Ф. Михнюк. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск, 2004. – С. 90–101.

Пивоваров, Ю.П. Организация мер по профилактике последствий радиоактивного загрязнения среды в случае радиационной аварии / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев // Радиационная экология : учеб. пособие / Ю.П. Пивоваров, В.П. Михалев. – М., 2004. – С. 117–122.

Ескина, Л.Б. Основы конституционного строя Российской Федерации / Л.Б. Ескина // Основы права : учебник / М.И. Абдулаев [и др.] ; под ред. М.И. Абдулаева. – СПб., 2004. – С. 180–193.

Глава из книги

Бунакова, В.А. Формирование русской духовной культуры

/ В.А. Бунакова // Отечественная история : учеб. пособие

/ С.Н. Полторак [и др.] ; под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. –

М., 2004. – Гл. 6. – С. 112–125.

Николаевский, В.В. Проблемы функционирования систем социальной защиты в 1970–1980 годах / В.В. Николаевский // Система социальной защиты : теория, методика, практика / В.В. Николаевский. – Минск, 2004. – Гл. 3. – С. 119–142.

Составная часть сборника

Коморовская, О. Готовность учителя-музыканта к реализации личностно-ориентированных технологий начального музыкального образования / О. Коморовская // Музыкальная наука и

современность: взгляд молодых исследователей : сб. ст. аспирантов и магистрантов БГАМ / Белорус. гос. акад. музыки ; сост. и науч. ред. Е.М. Гороховик. – Минск, 2004. – С. 173–180.

Войтешенко, Б.С. Сущностные характеристики экономического роста / Б.С. Войтешенко, И.А. Соболенко // Беларусь и мировые экономические процессы : науч. тр. / Белорус. гос. ун-т ; под ред. В.М. Руденкова. – Минск, 2003. – С. 132–144.

Скуратов, В.Г. Отдельные аспекты правового режима закладных в постсоветских государствах / В.Г. Скуратов // Экономико-правовая парадигма хозяйствования при переходе к цивилизованному рынку в Беларуси : сб. науч. ст. / Ин-т экономики НАН Беларуси, Центр исслед. инфраструктуры рынка ; под науч. ред. П.Г. Никитенко. – Минск, 2004. – С. 208–217.

Якіменка, Т.С. Аб песенна-эпічнай традыцыі ў музычным фальклоры беларусаў / Т.С. Якіменка // Беларуская музыка: гісторыя і традыцыі : зб. навук. арт. / Беларус. дзярж. акад. музыкі ; склад. і навук. рэд. В.А. Антаневіч. – Мінск, 2003. – С. 47–74.

Статьи из сборников тезисов докладов и материалов конференций

Пеньковская, Т.Н. Роль и место транспортного комплекса в экономике Республики Беларусь / Т.Н. Пеньковская // География в XXI веке: проблемы и перспективы : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию геогр. фак. БГУ, Минск, 4–8 окт. 2004 г. / Белорус. гос. ун-т, Белорус. геогр. о-во ; редкол.: Н.И. Пирожник [и др.]. – Минск, 2004. – С. 163–164.

Ермакова, Л.Л. Полесский каравайный обряд в пространстве культуры / Л.Л. Ермакова // Тураўскія чытанні : матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф., Гомель, 4 верас. 2004 г. / НАН Беларусі, Гомел. дзярж. ун-т ; рэдкал.: У.І. Коваль [і інш.]. – Гомель, 2005. – С. 173–178.

Бочков, А.А. Единство правовых и моральных норм как условие построения правового государства и гражданского общества в Республике Беларусь / А.А. Бочков, Е.Ф. Ивашкевич // Право Беларуси: истоки, традиции, современность : материалы междунар. науч.-практ. конф., Полоцк, 21–22 мая 2004 г. : в 2 ч. / Полоц. гос. ун-т ; редкол.: О.В. Мартышин [и др.]. – Новополоцк, 2004. – Ч. 1. – С. 74–76.

Статья из

продолжающегося

издания

Ипатьев, А.В. К вопросу о разработке средств защиты населения в случае возникновения глобальных природных пожаров / А.В. Ипатьев, А.В. Василевич // Сб. науч. тр. / Ин-т леса НАН Беларуси. – Гомель, 2004. – Вып. 60 : Проблемы лесоведения и лесоводства на радиоактивно загрязненных землях. – С. 233–238.

Статья из журнала

Бандаровіч, В.У. Дзеясловы і іх дэрываты ў старабеларускай музычнай лексіцы / В.У. Бандаровіч // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2004. – № 2. – С. 49–54.

Влияние органических компонентов на состояние радиоактивного стронция в почвах / Г.А. Соколик [и др.] // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. хім. навук. – 2005. – № 1. – С. 74–81.

Масляніцына, I. Жанчыны ў гісторыі Беларусі / I. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. – 2005. – № 4. – С. 49–53.

Boyle, A.E. Globalising environmental liability: the interplay of national and international law / A.E. Boyle // J. of Environmental Law. – 2005. – Vol. 17, № 1. – P. 3–26.

Caesium-137 migration in Hungarian soils / P. Szerbin [et al.] // Science of the Total Environment. – 1999. – Vol. 227, № 2/3. – P. 215–227.

Статья из

энциклопедии,

словаря

Аляхновіч, М.М. Электронны мікраскоп / М.М. Аляхновіч

// Беларус. энцыкл. : у 18 т. – Мінск, 2004. – Т. 18, кн. 1. – С. 100.

Витрувий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1971. – Т. 5. – С. 359–360.

Дарашэвіч, Э.К. Храптовіч І.І. / Э.К. Дарашэвіч // Мысліцелі і асветнікі Беларусі (Х–ХІХ стагоддзі) : энцыкл. давед. / склад. Г.А. Маслыка ; гал. рэд. Б.I. Сачанка. – Мінск, 1995. – С. 326–328.

Мясникова, Л.А. Природа человека / Л.А. Мясникова // Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М., 2004. – С. 550–553.

Законы и

законодательные

материалы

О размерах государственных стипендий учащейся молодежи : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 апр. 2004 г., № 468 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 69. – 5/14142.

Об оплате труда лиц, занимающих отдельные государственные должности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации, 15 нояб. 2005 г., № 1332 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 47. – Ст. 4882.

О государственной пошлине : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 1992 г., № 1394-ХП : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2005 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

О государственной службе российского казачества : федер. Закон Рос. Федерации, 5 дек. 2005 г., № 154-ФЗ // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2006.

Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 год : Указ Президента Респ. Беларусь, 12 дек. 2005 г., № 587 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

Составная часть CD-ROMa

Введенский, Л.И. Судьбы философии в России / Л.И. Введенский // История философии [Электронный ресурс] : собр. тр. крупнейших философов по истории философии. – Электрон. дан. и прогр. (196 Мб). – М., 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.

Ресурсы

удаленного

доступа

Козулько, Г. Беловежская пуща должна стать мировым наследием / Г. Козулько // Беловежская пуща – XXI век [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа :. – Дата доступа : 02.02.2006.

Лойша, Д. Республика Беларусь после расширения Европейского Союза: шенгенский процесс и концепция соседства / Д. Лойша // Белорус. журн. междунар. права [Электронный ресурс]. – 2004. – № 2. – Режим доступа :. – Дата доступа : 16.07.2005.

Статут Международного Суда // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа :. – Дата доступа : 10.05.2005.

Cryer, R. Prosecuting international crimes : selectivity and the international criminal law regime / R. Cryer // Peace Palace Library [Electronic resource]. – The Hague, 2003–2005. – Mode of access :

Date of access : 04.01.2006.