index

Климович А.В., Перевалова Л.В. Философия: тематика контрольных работ для студентов-заочников / А.В. Климович, Л.В. Перевалова – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2012. – 25 с.

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.

Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий.

В том числе изучение курса философии призвано способствовать расширению горизонта философского видения студентом-заочником современного мира и определению собственной жизненной позиции.

В результате освоения курса «Философия» студент должен:

– знать основные философские проблемы, ключевые понятия, важнейшие философские учения, основные ценности современной культуры;

– уметь формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения; применять философские идеи и категории в анализе социокультурных, профессиональных проблем и ситуаций; формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, а также осуществлять осмысленный ценностный выбор;

– приобрести навыки анализа и интерпретации философских текстов, культуры философской аргументации и полемики, философского обоснования своей жизненной позиции.

В соответствии с учебным планом студент-заочник обязан выполнить контрольную работу. Тематика контрольных работ и требования к их выполнению прилагаются.

Контрольная работа должна быть представлена и защищена в сроки. Установленные деканатом до начала экзаменационной сессии. Студенты, не имеющие к началу экзаменационной сессии зачтённых контрольных работ, к экзамену по философии не допускаются.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Введение. Философия и жизненный мир человека

 

Философия как способ самопознания человека. Образы философии в истории культуры. Философия как любомудрие. Философия как образ жизни. Философия как знание. Философия как понимание.

 

РАЗДЕЛ I. философия в исторической динамике культуры

 

Тема 1. Философия как социокультурный феномен

Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Многомерность и полифоничность философии.

Специфика проблемного поля классической философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Современная философия как динамичная совокупность идей, концепций, учений.

Специфика философского мышления. Рефлективность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии.

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал философии.

Философские категории и универсалии культуры. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия.

 

Тема 2. Исторические типы классической философии

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки её возникновения. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии.

Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока. Специфика философской традиции Древней Индии, её культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли Древнего Китая, её рационально-прагматическая направленность. Основные философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Проблемное поле и категориальный аппарат древнекитайской философии. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского наследия. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в античной классической философии (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников). Космополитизм как феномен римской философии. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских учениях позднего эллинизма (неопифагореизм, неоплатонизм, стоицизм).

Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Исторические этапы развития средневековой философии и динамика её проблемного поля. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Схоластика и её систематизация в философии Фомы Аквинского. Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.

Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения. Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский). Органицистская модель природы а натурфилософии Ренессанса (Парацельс. Дж. Бруно). Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной (Н. Коперник, И. Кеплер). Идеалы свободы, равенства и братства в социально-политической мысли Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Характерные черты философии Ренессанса и её роль в развитии европейской философской традиции.

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и её основные характеристики. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Принципы гипотетико-дедуктивной методологии Г. Галилея. Основные гносеологические программы в философии XVIXVII веков (эмпиризм, рационализм).

Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Философия и идеология: проблема границ. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора» ( Т. Гоббс. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Основные достижения материалистической философии XVIII века (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей (К. Лессинг, И. Гердер).

Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта. Диалектическая философия Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии

Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Классическая традиция в европейской философии, её типологическое единство и основные познавательные установки. Многообразие современной философской мысли и основные направления её развития.

Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме (К. Маркс. Ф, Энгельс). Основные черты марксистской философии. Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии.

Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль). Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.). Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.)

Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.). Неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.)

Основные стратегии развития неклассической западной философии в XX веке.

Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Эволюция западного марксизма от Д. Лукача до Л. Альтюссера. Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Перспективы политической философии в постмарксизме (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф). Феномен советского марксизма-ленинизма. Феминистская критика западной культуры (С. Де Бовуар, К. Миллет и др.)

Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления. Феноменология Э. Гуссерля. Влияние феноменологии на экзистенциализм. Экзистенциальная феноменология М. Мерло-Понти.

Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр.                   А. Камю).

Аналитическая стратегия развития философии. Аналитическая философия как интеллектуальное «движение»: специфика понимания смысла и назначения философии. Периодизация аналитической философии. Логико-аналитический этап (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский и др.) Лингвистическая философия (Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)

Современная философия Запада на рубеже ХХ–ХХІ веков.

Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания (Х.-Г. Гадамер, П. Рикер). Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постструктурализме (К. Леви-Строс, К. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.). Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.).

 

Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия

Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Просветительская деятельность Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.). Философская и общественно-политическая проблематика в творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича и др. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ века (А. Гарун, И. Абдиралович-Канчевский и др.). Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода. Философия, культура и общественно-политическая жизнь Беларуси в современных условиях.

Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Становление философской мысли на Руси, её истоки. Историософия П.Я. Чаадаева. «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов. Социальная философия и идеология русского революционного демократизма (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др.)

Религиозно-нравственная проблематика в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Философия всеединства В.С. Соловьёва. Философия и «новое религиозное сознание» (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.) Философия русского космизма (В.И. Вернадский, М.А. Умов, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров и др.).

Марксистско-ленинская философия и её судьба в культуре СССР и постсоветских стран. Процессы демократизации на постсоветском пространстве и возрождение национальных традиций философствования.

 

 

 

 

 

 

РаЗДЕЛ II. Философия бытия

 

Тема 5. Метафизика и онтология

Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции. Метафизика как систематическая философия в классической традиции. Специфика метафизического знания в постклассической философии.

Онтология как философское учение о бытии. Категориальный аппарат онтологии в его классической и постклассической интерпретациях. Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Системная организация бытия. Категории «система» «структура». «элемент». Основные структурные уровни организации материального бытия.

Бытие и время. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма.

Диалектика как философская теория развития, её принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о диалектике. Диалектика и синергетика.

Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.

 

Тема 6. Философия природы

Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы. Биогеохимическая концепция биосферы В.И. Вернадского. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего.

 

РАЗДЕЛ III. философская антропология

 

Тема 7. Проблема человека в философии и науке

Учение о человеке в структуре философского знания. Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. Сознание и разум как сущностные характеристики человека в рационалистических версиях философии. Философско-религиозная концепция человека и духовно-нравственные основания личности. Социологизаторская стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений.

Сущность антропологического поворота в философии и постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка и обоснование синтетической концепции человека в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).

Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза: креационистская, эволюционная, игровая и т.д.

Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Социобиология, этология и экология человека о соотношении биологического и социального в развитии человека.

Социокультурные модусы человеческого бытия. Деятельность как сущностная характеристика человека. Праксиология как философское учение о деятельности. Понятие и структура деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.

Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.

 

Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа

Проблема сознания и основные традиции её анализа в классической философии. Дилемма субстанциализма и функционализма в философских учениях о сознании. Экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая стратегии исследования сознания в постклассической философии.

Многомерность и системная природа сознания. Проблема генезиса сознания. Эволюционная парадигма в философии сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. Культурогенез сознания.

Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы. Проблема формирования идеального образа в современной философии и когнитивной психологии. Перспективы создания искусственного интеллекта.

Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и реальность. Сознание и мышление. Культурные традиции и категориальные структуры мышления. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры сознания. Многообразие состояний сознания.

Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание, поведение, деятельность. Сознание и социально-историческая практика. Индивидуальное и общественное сознание.

Структура сознания. Сознание и бессознательное. Знания, эмоции, память, воля, воображение как компоненты сознания. Чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой и рационально-дискурсивный уровни сознания. Сознание и самосознание.

раздел IV. теория познания и философия науки

 

Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Становление философского образа познания. Проблема познаваемости мира и её интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Классическая теория познания как учение о «человеческом разуме». Принцип субъективности – основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии.

Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации субъект-объектного отношения в основных программах классической гносеологии. Наивно-реалистическая программа. Программа идеалистического эмпиризма. Программа трансцендентальной гносеологии. Социокультурная программа. Познание как деятельность. Практика и познание. Отказ от принципа субъект-объектной оппозиции в постклассической теории познания.

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум.

Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Гносеологический статус сомнения.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Классическая концепция истины и её альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы её объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании.

 

Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус

Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Наука в её историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Факт как форма научного знания. Научная теория, её структура и функции. Проблема и гипотеза как формы научного поиска и роста знания. Метатеоретические основания науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.

Понятие метода и методологии. Основные уровни методологического знания. Методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические приёмы и процедуры научного исследования.

Наука в системе социальных ценностей. Возможности и границы науки. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность учёного. Этика науки и её роль в становлении современного типа научной рациональности. Гуманитарные параметры современной науки.

 

РАЗДЕЛ V. социальная философия

 

Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии её исследования в философии

Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук.

Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Марксистская концепция социума в прошлом и настоящем. Концепция социального действия М. Вебера. Модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса.

Понятие социальной реальности. Общество как система. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

 

Тема 12. Основные проблемы политической философии

Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политическая организация общества. Государство как важнейший элемент политической организации общества. исторические типы и формы государства. Государство и гражданское общество. Концепция правового государства. Политика и право. Концепция правового государства. Политика, право и нравственность в современном обществе. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского государства и перспективы демократии.

 

Тема 13. Философские проблемы социальной динамики

Общество как развивающаяся система. Детерминанты и механизмы социального развития. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Концепция ненасилия и социальные реформы в современных технологиях социодинамики.

Понятие субъекта исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Концепции элит в современной социальной философии.

Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико-технологический и др. Понятие исторической реальности. Становление, предмет и структура философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).

Техника и её роль в истории цивилизации. Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и её историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Человек в системе социально-экономических отношений. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире. Глобализация как предмет социально-философского анализа.

 

Тема 14. Философия культуры

Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая и др.).

Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире. Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека.

Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности.

Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.

 

Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре ХХІ века

Философия и междисциплинарные стратегии развития знаний в современной культуре. Идея диалога естественных и гуманитарных наук. Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления. Типы рациональности в культуре XXI века.

Коммуникативная парадигма в современной философии. Этика коммуникации и социальные инициативы в трансформирующихся обществах. Феминистский поворот в культуре и философии.

Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в ракурсе экологической философии. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.

 

 

 

Требования к выполнению контрольной работы

 

Вариант контрольной работы студента определяется преподавателем. Объем работы – в пределах 24 страниц ученической тетради или 12-14 страниц машинописного текста через 2 интервала. Контрольная работа может быть написана от руки (разборчивым почерком и без сокращений) или набрана на компьютере. Страницы должны быть пронумерованы. В случае использования технических средств, сканирование или монтаж при помощи копировальной техники запрещается.

Контрольное, письменное задание представляет собой набор 5 вопросов, взятых из разных тем курса. Студент должен стремиться дать чёткий и развернутый ответ на все сформулированные вопросы, которые должны соответствовать предлагаемому перечню. Вопросы контрольной работы соответствуют содержанию типовой программы по философии.

 

Оформление работы предполагает следующие требования:

наличие титульного листа;

указание варианта и формулировки вопросов;

список использованной литературы.

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: вопрос 5 контрольной работы является практическим заданием, предполагающим самостоятельный анализ философской проблемы.

 

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

ВАРИАНТ 1

Выделите и охарактеризуйте основные элементы в структуре мировоззрения.

Сформулируйте основные идеи философии марксизма. В чём состояла их принципиальная новизна?

Выделите и охарактеризуйте основные этапы эволюции понятия «материя».

Каковы особенности социального познания по сравнению с познанием естественнонаучным?

В чём выражается основная цель «восьмеричного пути спасения» в буддизме? Выделите основные ступени этого пути.

 

ВАРИАНТ 2

Когда и где возникла философия и в чём заключается специфика философского мировоззрения?

В чём заключается существенное отличие диалектики К.Маркса от диалектики Г.В.Ф. Гегеля?

В чём смысл понятия «субстанция»? Каковы основные свойства субстанции?

Выделите основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.

Какими качествами должен обладать благородный муж по мнению Конфуция?

 

ВАРИАНТ 3

Определите проблемное поле философии и основные разделы философского знания.

В чём заключается специфика марксистского осмысления проблемы отчуждения человека?

Выделите и характеризуйте уровни структурной организации материи.

Каковы особенности белорусского национального самосознания?

Проанализируйте знаменитые апории Зенона.

 

ВАРИАНТ 4

Определите предмет философии и раскройте его историческую динамику.

В чём сущность материалистического понимания истории?

Выделите и охарактеризуйте основные типы и формы движения.

Раскройте основные положения теории социального действия М.Вебера.

Объясните исходный принцип софистов «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют и в том, что они не существуют».

ВАРИАНТ 5

Каковы основные методы философии. В чём их особенности?

Выделите характерные черты неклассической западноевропейской философии.

В чём заключается сущность основных концепций понимания пространства и времени?

Раскройте основные положения марксистской концепции общества.

Из каких частей состоит человеческая душа по мнению Платона? Раскройте смысл мифа о «крылатой колеснице».

 

ВАРИАНТ 6

В чём сущность гносеологического оптимизма и агностицизма?

Раскройте сущность иррационализма современной философии?

Выделите и охарактеризуйте исторические формы диалектики.

Дайте характеристику модели общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса.

Раскройте смысл тезиса Парменида (представителя школы элеатов) «Бытие есть, небытия нет».

 

ВАРИАНТ 7

Каковы общие и специфические черты философии и науки?

Определите особенности философии постмодернизма.

В чём суть гегелевского понимания диалектики?

Выделите общие и специфические черты теорий общественного договора (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

Прокомментируйте доказательства бытия Бога, сформулированные Фомой Аквинским.

 

ВАРИАНТ 8

Определите философские основания и социальный смысл конфуцианства.

Каково отношение О. Конта к традиционной философии?

Охарактеризуйте принципы диалектики как философской теории развития.

Почему общество в современной социальной философии рассматривается как открытая, сложная, самодостаточная и саморазвивающаяся система?

Объясните тезис «Философия – служанка богословия». Кто из философов эпохи средневековья его сформулировал и почему?

 

ВАРИАНТ 9

В чём проявляется космоцентризм античного философского мышления?

Раскройте сущность принципа верификации в философии позитивизма?

Назовите основные понятия закона взаимопроникновения противоположностей и раскройте их смысл.

Какие стадии в развитии общества и науки выделял О. Конт? Соотнесите эти стадии с историческими эпохами.

В чём смысл тезиса Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно»?

 

ВАРИАНТ 10

В чём заключается специфика философского учения Сократа?

Раскройте сущность принципа фальсификации в философии позитивизма?

Назовите основные понятия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений и раскройте их смысл.

Выделите основные сферы общественной жизни и покажите их взаимосвязь.

Охарактеризуйте идеал человека эпохи Возрождения.

 

ВАРИАНТ 11

Почему Платона считают родоначальником объективного идеализма в философии?

Выделите основные проблемы постпозитивистской философии.

Каковы специфические черты закона отрицания отрицания?

Раскройте смысл понятий «социальная структура», «социальная общность», «социальная группа», «социальный статус», «социальный престиж».

Приведите примеры, свидетельствующие о том, что многие философы Нового времени были одновременно и учёными.

 

ВАРИАНТ 12

Как решалась проблема соотношения материи и формы в философии Аристотеля?

Какие стадии развития человека выделяет С. Кьеркегор?

Выделите и охарактеризуйте основные формы отражения на различных уровнях организации материи.

Раскройте основные положения марксистского учения о классах и классовой борьбе.

Объясните смысл высказывания Дж. Беркли «Существовать – значит быть воспринимаемым».

 

ВАРИАНТ 13

В чём сущность проблемы истинного знания в философии скептицизма (эпоха эллинизма)?

В чём выражается пессимистический характер философских рассуждений А. Шопенгауэра?

Раскройте связь мышления и языка.

Выделите основные положения теории социальной стратификации.

В чём смысл основной идеи теории «разумного эгоизма» (эпоха Просвещения)?

ВАРИАНТ 14

Охарактеризуйте основные принципы средневековой философии.

Раскройте смысл понятия «жизнь» в философии иррационализма.

Каковы особенности психики и сознания человека?

Что представляет собой социальная мобильность? Каковы её виды?

В чём особенность отношения Ж.-Ж. Руссо к современной ему цивилизации?

 

ВАРИАНТ 15

Раскройте проблему соотношения разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр).

В чём заключается суть идеи «сверхчеловека» в философии Ф. Ницше?

Как решается проблема познаваемости мира в марксистской философии?

Охарактеризуйте феномен власти в жизни общества.

Какая новая религия, по мнению Л. Фейербаха, должна прийти на смену христианству? В чём сущность этой религии?

 

ВАРИАНТ 16

Кого из мыслителей эпохи средневековья и почему называют первым философом истории?

Какая проблема и почему занимает центральное место в философии экзистенциализма?

Каковы специфические черты и основные формы чувственного познания?

Выделите причины возникновения и признаки государства.

Раскройте смысл высказывания Г.В.Ф. Гегеля: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». Позиции какого философского направления отражает это высказывание?

 

ВАРИАНТ 17

Каковы особенности понимания человека в философии средневековья?

Раскройте суть понятия «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма.

Каковы специфические черты и основные формы логического (рационального) познания?

Выделите и охарактеризуйте основные формы государства.

Прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха «Человек приписывает Богу то, что он отрицает в себе».

 

ВАРИАНТ 18

В чём сущность гуманизма в философской мысли эпохи Возрождения?

Выделите основные понятия христианской философии XX века.

Какова роль воображения и интуиции в познавательном процессе?

Что представляет собой гражданское общество и какова его связь с государством?

В чём отличие марксистского понятия «общественно-экономическая формация» от понятия «цивилизация»?

 

ВАРИАНТ 19

Выделите общие и специфические черты пантеистических учений Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Каковы основные проблемы философии неотомизма?

Раскройте суть классической концепции истины. Каковы её альтернативы?

Охарактеризуйте феномен идеологии в политической жизни общества.

Объясните смысл тезиса позитивизма «Наука – сама себе философия».

 

ВАРИАНТ 20

Каким должен быть глава государства с точки зрения Н. Макиавелли?

В чём заключается своеобразие понимания человека в постструктурализме?

Раскройте смысл понятий «объективная истина», «относительная истина», «абсолютная истина».

Выделите отличительные черты правового государства.

Объясните, почему, по мнению Э. Финка, игра является специфическим человеческим феноменом?

 

ВАРИАНТ 21

В чём сущность новых подходов к осмыслению социальных процессов в философии эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла)?

Выделите основные понятия философии структурализма и раскройте их смысл.

Охарактеризуйте специфические признаки научного познания.

Раскройте особенности идеологии современного белорусского государства.

В чём, по мнению Ф. Ницше, состоит различие «морали рабов» и «морали господ»?

 

ВАРИАНТ 22

Выделите и объясните правила рационалистического метода Р. Декарта.

В чём заключается особенность интерпретации истории в философии М. Фуко?

Какова основная цель эмпирического познания? Какие существуют методы эмпирического познания?

Раскройте суть основных концепций происхождения государства.

Почему, согласно философии экзистенциализма, существование человека предшествует его сущности?

ВАРИАНТ 23

В чём суть эмпиризма Ф. Бэкона?

Определите основополагающие темы русской философии.

В чём заключается основная цель теоретического познания? Каковы методы теоретического познания?

Каковы основные закономерности общественного развития?

Раскройте смысл высказывания А. Камю «Я бунтую, следовательно, мы существуем».

 

ВАРИАНТ 24

Объясните смысл тезиса Ф. Бэкона «Знание – сила».

Что понимал под смыслом жизни человека Е.Н. Трубецкой?

Раскройте смысл понятий «научный факт», «проблема», «гипотеза», «теория», «концепция», научная картина мира».

Какова роль революции и эволюции в общественной динамике?

Проанализируйте образ человека, созданный философией неотомизма.

 

ВАРИАНТ 25

Объясните смысл теории «врождённых идей». Назовите сторонников и противников этой теории.

В чём суть учения о Софии в русской философии всеединства?

Какое место занимает наука в системе ценностей современного общества?

В чём суть теории ненасилия? Назовите её основных представителей.

Раскройте смысл высказывания Н.А. Бердяева «Я страдаю, значит я существую».

 

ВАРИАНТ 26

Почему в философии XVII века особую актуальность приобретают проблемы теории познания?

Охарактеризуйте основные идеи русской философии всеединства.

Выделите основные этапы в эволюции философских и научных представлений о природе.

Каковы особенности феномена массового общества?

Сравните образ государя А.Волана и Н. Макиавелли.

 

ВАРИАНТ 27

Выделите основные достижения материалистической философии XVIII века (К.Гельвеций, П. Гольбах, Ж.-O. Ламетри).

В чём сущность западничества и славянофильства (основных направлений в русской философии XIX века)?

Раскройте смысл понятий «природа», «биосфера», «ноосфера», «коэволюция».

Выделите и охарактеризуйте основные факторы социальной динамики (геоклиматический, демографический, технико-технологический и др.)

Почему, согласно диалектике, в природе не существует абсолютного тождества?

ВАРИАНТ 28

Какие социальные идеи отстаивала философия эпохи Просвещения?

Раскройте основные положения космизма Н.Ф. Фёдорова.

Каковы причины, признаки экологического кризиса и возможные варианты его преодоления?

В чём заключается особенность линейных интерпретаций исторического процесса?

Покажите на примерах проявление законов диалектики в различных сферах деятельности человека.

 

ВАРИАНТ 29

Что понимал Дж. Локк под первичными и вторичными качествами?

В чём заключается особенность подхода Н.А. Бердяева к решению проблемы личности и её свободы?

Каковы основные стратегии осмысления природы человека в классической философии?

Какова особенность нелинейных интерпретаций исторического процесса?

Почему человек не в состоянии приобрести абсолютно истинные знания о мире?

 

ВАРИАНТ 30

Какую роль в истории Западной Европы сыграло учение Дж. Локка о природе общества и государства?

Почему философская мысль Беларуси имеет ярко выраженный нравственный характер?

Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке.

В чём смысл понятия «общественно-экономическая формация»?

Какую роль в познавательном процессе выполняют «ложь», «дезинформация», «заблуждение», «правда»?

 

ВАРИАНТ 31

В чём смысл учения Ф. Бэкона о «призраках познания»?

Выделите основные принципы белорусской ренессансно-гуманистической философии.

В чём суть синтетической концепции человека в философской антропологии (М.Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер)?

Охарактеризуйте типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный).

Приведите конкретные примеры, раскрывающие противоречивую роль науки в современном обществе.

 

 

 

 

ВАРИАНТ 32

В чём заключается сущность деизма в философии эпохи Просвещения?

Какие главные критерии поведения человека выделял Ф. Скорина?

В чём сущность процесса социализации личности?

Назовите представителей цивилизационного подхода к объяснению исторического процесса и сопоставьте их теории.

Прокомментируйте высказывание В.И. Ленина «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

 

ВАРИАНТ 33

В чём суть критического характера философии И. Канта?

Какова сущность идеологии антитринитаризма?

Назовите основополагающие феномены бытия человека и раскройте смысл некоторых из них ( 2-3 феномена по выбору).

В чём заключается роль техники в жизни общества?

Покажите на конкретных примерах роль личности и народных масс в истории.

 

ВАРИАНТ 34

В чём суть категорического императива И. Канта?

Почему в Беларуси широкое распространение получило учение физиократов?

Каковы особенности марксистской концепции личности?

В чём сущность глобализации современного общества?

Объясните, почему человек в современном обществе, с одной стороны, обречён на свободу, а с другой – довольно часто не хочет быть свободным, бежит от свободы?

 

 

ВАРИАНТ 35

Выделите и раскройте основные этапы развития абсолютной идеи в философии Г.В.Ф. Гегеля.

Какое место отводил С. Полоцкий философии в жизни человека и общества?

Какие основные ответы на вопрос о смысле жизни человека даёт философия?

Охарактеризуйте основные черты информационного общества.

В чём заключается различие между классами и стратами? Приведите примеры классов и страт, существующих в современном белорусском обществе.

 

 

 

 


Литература

 

Основная:

Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТЭИС, 1996. – 420 c.

Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.: Высш. шк. 2005. – 408 с.

Барулин, В.С. Социальная философия: учебник / В.С. Барулин. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-Пресс, 1999. – 560 с.

Введение в философию: учебник для вузов. В 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. Ч.1. – М.: Политиздат, 1989. 367 с.

Введение в философию: учебник для вузов. В 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. Ч.2. – М.: Политиздат, 1989. – 639 с.

Гiсторыя фiласофii / Пад рэд. Ч.С. Кiрвеля. – Гродна, 1997. – 980с.

Зотов, А.Ф. Западная философия ХХ века: учебное пособие / А.Ф. Зотов. – М.: «Высшая школа», 2005. – 781 с.

Ивин, А.А. основы социальной философии: учебное пособие для вузов / А.А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2005. – 440с.

История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

История философии: учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 576 с.

История философии: учебник / Под ред.Ч.С. Кирвеля. – Минск: Новое знание, 2001. 990с.

Калмыков, В.Н. Философия: учебное пособие / В.Н. Калмыков. – Минск: Высш. шк., 2006. – 568 с.

Канке, В.А. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: «Логос», 1996. – 654 с.

Кармин, А.С. Философия: учебник для вузов. 2-е изд. /                       А.С. Кармин. Г.Г. Бернацкий. – Спб: Питер, 2006. – 560 с.

Козел, А.А. Философская мысль Беларуси: учебное пособие / А.А. Козел. – Минск: Амалфея, 2004. – 352 с.

Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVIII – начала ХХ века / В.Н. Кузнецов. – М., 1989. – 480 с.

Курбатов, В.И. История философии. Конспект / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 448с.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – 578с.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 2. – 550с.

Моторина, Л.Е. Философская антропология: учебник для вузов / Л.Е. Моторина. – М.: Академический проект, 2009. – 270 с.

Нарский, И.С. Западноевропейская философия XIX века / И.С. Нарский. – М., 1976. – 325 с.

Современная западная философия: учебное пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск: Высш. шк., 2000. – 493 с.

Солопов, Е.Ф. Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

Философия в вопросах и ответах: учебное пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова; под ред. А.П. Алексеевой, Л.Е. Яковлевой. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 336 с.

Философия: Курс лекций: учебное пособие / Под ред. В.Л. Калашникова. – 2-е изд. – М.: Владос, 2004. – 458 с.

Философия: учебное пособие / Под ред. О.С. Тернового. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1998. – 380 с.

Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 578 с.

Философия: учебное пособие. В 2-х ч. / Под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2004. Ч.1.: Философия в исторической динамике культуры. – 560 с.

Философия: учебное пособие. В 2-х ч. / Под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2005. Ч.2.: Философия бытия, человека, общества. – 548 с.

Философия: учебное пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск: БГЭУ, 2001; 2002. – 670 с.

Философия: учебник / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. – М.: Юрайт-Издат, 2004 . – 520 с.

Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 780 с.

Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 480 с.

Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Акакдемический проект, 2007. – 688 с.

Философия: учебник для вузов / Отв.ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 675 с.

Философия: учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2001 – 510 с.

Философия: учебное пособие / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 1996. – 512 с.

Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования [Текст]: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 450 с.

Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. – М.: «Высш. школа», 1981 – 374 с.

Шишков, И.З. Современная западная философия: очерки истории. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 336 с.

Яскевич, Я.С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Я.С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2005. – 420 с.

Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С. Яскевич. – Минск: Новое знание, 2003. – 400с.

Яскевич, Я.С. Философия и методология науки: учебное пособие / Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич. – Минск: БГЭУ, 2009. – 475 с.

 

Справочники и энциклопедии:

История философии: Энциклопедия. – Минск: Интерпресссервис «Книжный дом», 2002. – 980 с.

Новейший философский словарь – Минск: Книжный Дом. Интерпрессервис, 2003. – 1280 с.

Новейший философский словарь / Сост. А.Л. Грицанов. – Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998; 2002. – 976 с.

Современная западная социология: Словарь. – М., 1990. – 689 с.

Современная западная философия: Словарь / Сост.: В.С. Малахов, В.П. Филатов. – М.: Политиздат. 1991 – 414 с.

Современный философский словарь / Под. ред В.Е. Кемерова. – М., 1996. – 602 с.

Степанович. В.А., Шаш С.Д. История философии в избранных фрагментах с комментариями: Пособие для студентов вузов: В 3-х частях / В.А. Степанович. С.Д. Шаш. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2002. – Ч.1. От Фалеса до Августина Блаженного. – 255с.

Степанович. В.А., Шаш С.Д. История философии в избранных фрагментах с комментариями: Пособие для студентов вузов: В 3-х частях / В.А. Степанович. С.Д. Шаш. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003. – Ч.2. От Эриугены до Экхарта. – 291с.

Степанович. В.А., Шаш С.Д. История философии в избранных фрагментах с комментариями: Пособие для студентов вузов: В 3-х частях / В.А. Степанович. С.Д. Шаш. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2004. – Ч.3. От Николая Кузанского до философии французского Просвещения – 265с.

Философия. Философия и методология науки (понятия, категории, проблемы, школы, направления): терминологический словарь-справочник / сост. А.В. Климович, Л.В. Перевалова, В.А. Степанович; под общ. ред. В.А. Степановича; Брест гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ. – 2011. – 180 с.

Философия: 100 экзаменационных вопросов (эспресс-справочник для студентов вузов). – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 1999. – 440 с.

Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСР: Слово, 2000. – 678 с.

Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М. – Гардарики, 2004. – 860 с.  

Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – 840 с.

Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 820 с.