index

Контрольные работы по дисциплине «Экономическая теория» : методические указания для студентов неэкономических специальностей заочной формы получения образования / Сост. Т.С. Силюк ; Брест, гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест : Изд-во БрГУ, 2013. – 50 с.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Республика Беларусь осуществляет переход к социально-ориентированной рыночной экономике. В действие вступают новые экономические, политические, социальные внутренние и внешние факторы. Практика свидетельствует о том, что без экономических знаний в современной действительности невозможно сознательно воспринимать общественную жизнь.

Предмет «Экономическая теория» является одной из специальных дисциплин для будущих экономистов и состоит из нескольких взаимосвязанных разделов. Предполагается изучение основ макроэкономики и мировой экономики. Структура и содержание дисциплины для студентов неэкономических специальностей направлены на решение главной учебно-познавательной и воспитательной задачи – формирование у будущих специалистов основ экономического мышления.

Дисциплина предусматривает системное изложение экономических категорий и законов. Особое внимание на втором году обучения концентрируется на усвоении студентами принципов и механизмов функционирования национальной экономики, уяснении особенностей функционирования макроэкономических субъектов. Это позволит сформировать у студентов профессиональные навыки, гражданское самосознание и понимание экономической политики государства.

Основные цели преподавания дисциплины:

 овладение базовыми понятиями экономической теории, изучение методов расчета важнейших макроэкономических показателей и использование их для проведения анализа экономических процессов на макроуровне;

 развитие экономического мышления студентов; приобретение теоретической подготовки будущих специалистов, которая позволит им объяснять процессы и явления экономической жизни общества;

 выявление специфики функционирования рыночной экономики Республики Беларусь и определение ее места и роли в мировом экономическом сообществе.

Задачи изучения дисциплины:

 изучение и усвоение основных экономических понятий, законов и принципов функционирования национальной экономики, способов эффективного использования экономических ресурсов;

– определение основных экономических моделей развития экономики;

– анализ основных форм и направлений государственного регулирования экономики на макроуровне.

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Учебным планом предусмотрено выполнение студентами неэкономических специальностей заочной формы получения образования контрольной работы и сдачу экзамена как итоговой формы контроля знаний по дисциплине «Экономическая теория». Контрольная работа является промежуточной формой контроля. Выполнение студентом письменной контрольной работы является также одной из форм самостоятельного изучения курса «Экономическая теория».

Цель контрольной работы: закрепление теоретических знаний по дисциплине, приобретение практических навыков расчета основных экономических показателей и анализа конкретных социально-экономических явлений.

Контрольная работа выполняется студентами во время соответствующей сессии, согласно графику учебного процесса, в присутствии преподавателя.

Для успешного выполнения контрольной работы студентам необходимо ознакомиться с содержанием учебной программы дисциплины, изучить основные темы в рамках данной программы, самостоятельно научится решать типовые задачи, выполнить предлагаемые тесты, дать определения приведенным основным понятиям.

Структура контрольной работы по «Экономической теории» будет следующая:

а) теоретическая часть, в которой надо дать определения 10 понятиям из списка, представленного в данных «Методических указаниях…»;

б) практическая часть, в которой требуется решить задачу с приведением расчета;

в) тест из 20 заданий, в котором следует правильно ответить не менее чем на 10 заданий.

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

по дисциплине «Экономическая теория»

 

Раздел 1. Введение в курс

 

Тема 1.1 Экономическая теория: предмет и метод. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические науки. Предмет и функции экономической теории.

Основные научные школы и современные направления развития экономической теории. Методы экономической науки.

Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.

Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристики ресурсов. Экономические блага: классификация, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Редкость экономических благ.

Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон возрастающих альтернативных издержек. Сравнительные преимущества и специализация. Общественное разделение труда.

Проблема эффективности. Производство и экономический рост. Экономическая эффективность и социальная эффективность.

 

Тема 1.2 Экономические системы. Рыночная система хозяйствования

Понятие, элементы и уровни экономической системы. Малые и большие экономические системы. Экономическая система общества.

Собственность: понятие, эволюция. Типы собственности по субъектам: государственная, частная, смешанная, иностранная. Типы собственности по объектам. Типы и формы собственности в Республике Беларусь.

Рынок: понятие, функции. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.

Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования. Модели рыночной экономики.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг.

 

 

 

 

 

Раздел 2. Основы микроэкономики

 

Тема 2.1 Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Теория поведения потребителя

Спрос. График функции спроса. Закон спроса.

Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Эластичность и налоговое бремя. Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов.

Полезность и рациональный потребитель. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл. Бюджетное ограничение потребителя. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление». Равновесие потребителя. Эффект замещения и эффект дохода в поведении потребителя.

 

Тема 2.2 Теория фирмы. Рынки факторов производства и распределение дохода

Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Краткосрочный и долгосрочный период функционирования фирмы.

Факторы производства. Закон убывающей производительности факторов производства. Производственная функция фирмы. «Производственная сетка» и изокванта. Изокоста и ее экономический смысл. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.

Понятие издержек. Экономические издержки и принцип альтернативных затрат. Издержки производства в краткосрочном периоде. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты роста масштаба производства.

Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Рынок труда, его сущность и особенности. Спрос и предложение труда. Монопсония. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата.

Рынок капитала. Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка ссудного процента. Инвестиции. Дисконтирование и внутренние нормы окупаемости инвестиций. Чистая приведенная стоимость.

Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.

Прибыль как предпринимательский доход.

 

Раздел 3. Основы макроэкономики

 

Тема 3.1 Основные макроэкономические показатели. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления

Национальная экономика и ее общая характеристика. Система национальных счетов (СНС).

Валовой внутренний продукт (ВВП). Принципы расчета ВВП. Расчет ВВП по расходам и доходам. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен. Индекс цен производителя. Национальное богатство, его состав и структура.

Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики. Экономический цикл. Фазы цикла.

Безработица и ее типы. Определение уровня безработицы. Полная занятость. Естественная безработица. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика занятости населения.

Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции. Темп инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства. Цели макроэкономического регулирования.

 

Тема 3.2 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (АD – АS). Модель совокупных доходов и расходов

Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии совокупного предложения).

Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели АD – АS. Изменения в равновесии. Эффект храповика.

Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Структура инвестиционного спроса. Понятие мультипликатора инвестиций. Инвестиции и доход.

Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и доходов (модель «доходы – расходы»). Взаимосвязь модели АD – АS и кейнсианской модели доходов и расходов (кейнсианского креста).

Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень совокупного выпуска). Дефляционный и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели.

 

 

 

Тема 3.3 Финансовая система и фискальная политика государства. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

Финансовая система: принципы построения и структура.

Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств.

Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Налоговые ставки. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

Фискальная политика и объем национального производства. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики: дискреционная политика, политика встроенных стабилизаторов.

Дефицит бюджета и государственный долг. Регулирование дефицита бюджета и способы его покрытия.

Спрос на деньги. Спрос на деньги для сделок. Предложение денег. Денежная масса. Роль банковской системы в предложении денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке. Денежно-кредитная система страны и ее уровни.

Центральный банк страны и его роль в экономике. Методы воздействия центрального банка на денежную массу.

Операции на открытом рынке. Политика учетной ставки. Изменение уровня обязательных резервов.

Понятие и цели денежно-кредитной политики. Передаточный механизм кредитно-денежной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег». Эффективность денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

 

Тема 3.4 Социальная политика государства. Экономический рост

Социальная политика: понятие, цели, направления. Уровень и качество жизни. Потребительская корзина. Минимальный потребительский бюджет.

Доходы населения и проблемы их распределения в рыночной экономике. Кривая Лоренца. Проблема неравенства доходов. Роль государства в решении проблем, связанных с неравенством доходов.

Механизм и основные направления социальной защиты населения. Развитие социального партнерства. Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и приоритеты.

Понятие экономического роста. Цели экономического роста и социальные приоритеты. Типы экономического роста. Источники и факторы экономического роста, производительность труда, производительность капитала, производительность природных ресурсов. Модели экономического роста. Модель Солоу.

 

 

Раздел 4. Основы международной экономики

 

Тема 4.1 Современное мировое хозяйство и его структура. Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура

Понятие «мировое хозяйство». Субъекты мировой экономики и уровни их взаимодействия.

Международное разделение труда как основа формирования и развития мирового хозяйства. Факторы развития международного разделения труда. Формы международного разделения труда: международная специализация и международная кооперация производства.

Мировое сообщество и различные группы составляющих его государств. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве. Современные тенденции развития мирового хозяйства.

Международная торговля товарами и услугами. Технология как товар на мировом рынке. Международные валютно-кредитные отношения. Международная миграция рабочей силы.

Платежный баланс как обобщающий показатель внешнеэкономических связей страны. Структура платежного баланса страны. Проблемы урегулирования внешней задолженности государств.

Тенденции развития международных экономических отношений в XXI веке. Перспективы участия Республики Беларусь в международных экономических отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

 

Экономика

Экономическая теория

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика

Потребности

Блага

Производительность труда

Производство

Воспроизводство

Ресурсы

Факторы производства

Земля

Труд

Капитал

Предпринимательство

Натуральное хозяйство

Товарное хозяйство

Товар

Стоимость

Цена

Экономическая система

Традиционная экономика

Рыночная экономика

Командно-административная экономика

Смешанная экономика

Конкуренция

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Монополия

Олигополия

Рынок

Переходная экономика

Фирма (предприятие)

Издержки

Доход

Прибыль

Постоянные издержки

Переменные издержки

Равновесная цена

Спрос

Предложение

Закон спроса

Закон предложения

Деньги

Ликвидность

Эмиссия

Полезность

Собственность

Приватизация

Амортизация

Основные фонды

Оборотные фонды

Национальная экономика

Дефлирование

Номинальный ВВП

Реальный ВВП

ВВП

ВНП

Безработица

Занятость

Полная занятость

Налог

Бюджет

Государственный долг

Инвестиции

Инфляция

Банк

Кредит

Финансы

Социальная политика

Совокупный спрос

Совокупное предложение

Макроэкономическое равновесие

Экономический рост

Экономический цикл

Фискальная политика

Денежно-кредитная политика

Антиинфляционная политика

 

 

 

 

ЗАДАЧИ

 

Задача 1

Какое количество денег необходимо для обращения, если количество товаров, подлежащих реализации равно 400 единиц, цена единицы товара – 2000 денежных единиц, а скорость обращения денежной единицы равна 3.

 

Задача 2

На основании приведенных ниже данных производственных возможностей выпуска продуктов 1 и 2 выполните задания и ответьте на вопросы.

 

Продукт 1

Продукт 2

0

1

2

3

5

4

2

0

 

Постройте график производственных возможностей. Определите вмененные издержки второй единицы продукта 1. Обозначьте точку Е внутри кривой. Что она показывает? Обозначьте точку К вне кривой. Что она показывает? Предположим, что технология производства продукта 1 усовершенствовалась, а продукта 2 – осталась прежней. Что произойдет с кривой производственных возможностей?

 

Задача 3

Вычислите норму амортизации, если стоимость основных производственных фондов равна 200 млн рублей, оборотных производственных фондов – 20 млн рублей, сумма амортизационных отчислений – 30 млн рублей.

 

Задача 4

Номинальный ВНП составил 1 млрд ден. ед. Одна денежная единица обращается в год 4 раза. Сколько денежных единиц следует выпустить в обращение, чтобы цены в стране не повысились?

 

Задача 5

Номинальный ВНП равен 600 млрд ден. ед., естественный уровень безработицы – 4 %, а фактический – 6 %. Какой объем продукции в стоимостном выражении недопроизведен в стране?

 

 

 

 

Задача 6

Среднегодовая численность занятых в стране составила в 2002 г. году 7500 тыс человек. Численность безработных – 315 тыс человек. Армия – 400 тыс человек. Общая численность населения 19700 тыс человек. Определите активное население и уровень безработицы.

 

Задача 7

Спрос и предложение товара характеризуются следующими данными:

 

Цена товара

Объем спроса

Объем предложения

9

100

800

7

300

600

5

500

400

3

700

200

1

900

0

 

По приведенным данным нарисуйте графики спроса и предложения. Определите на графике равновесные цену и количество товара. Если правительство решило установить гарантированную цену за товар в 3 денежные единицы, то каковы последствия такой политики?

 

Задача 8

Имеется три инвестиционных проекта А, Б, В.

А – затраты – 150 ден. ед., будущая прибыль – 10 ден. ед. в год.

Б – затраты – 150 ден. ед., будущая прибыль – 15 ден. ед. в год.

В – затраты – 1000 ден. ед., будущая прибыль – 75 ден. ед. в год.

Рассчитайте норму прибыли для каждого проекта. Если уровень процента за капитал, полученный в кредит равен 5 %, 7 %, 9 %, 11 %, то при каком уровне этих процентных ставок реализация проектов А, Б, В будет выгодна (В) или невыгодна (Н) для предпринимателя. Заполните следующую таблицу, вместо прочерков вставьте В или Н.

 

Инвестиционные проекты

Процентные ставки

5 %         7 %         9 %         11 %

А

Б

В

-                 -             -               -

-                -             -               -

-                 -             -               -

 

Задача 9

Цена потребительской корзины в 2001 г. была равна 82,9 тыс рублей. Рассчитайте индекс потребительских цен, если известно, что в 2002 г. цена потребительской корзины выросла на 46 тыс рублей.

 

 

Задача 10

Банковские депозиты возросли на 200 млн рублей, норма резервирования на этот момент составляла 20 %. Каково возможное увеличение предложения денег?

 

Задача 11

В государстве живет 3 человека, каждый из которых ежедневно производит или 5 пар сапог или 15 рубашек. Начертите график производственных возможностей данного государства. Покажите, как сдвинется кривая производственных возможностей, если появится новая техника, позволяющая выпускать ежедневно 20 рубашек. Предположим, что в государстве производится одновременно 10 пар сапог и 30 рубашек. Если спрос на сапоги увеличится на 5 пар, то насколько нужно сократить производство рубашек, чтобы удовлетворить выросший спрос?

 

Задача 12

Определите, дефицитен ли бюджет 2000 года, если государственные закупки составляют 60 ден. ед., трансфертные платежи равны 20 ден. ед., процентные выплаты 15 % годовых по государственному долгу, равному 30 ден. ед. При этом налоговые поступления составляют 60 ден. ед.

 

Задача 13

Известно, что в 2004 г. естественный уровень безработицы составил 5 %, а фактический – 9 %. Используя закон Оукена, подсчитайте снижение ВНП в процентах. Если потенциальный ВНП в этом году равнялся 500 ден. ед., какой объем продукции в стоимостном выражении был потерян из-за безработицы?

 

Задача 14

Студент имеет 100 ден. ед. и решает сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 ден. ед. Инфляция составляет 14 % в год. Какова номинальная процентная ставка? Какова реальная процентная ставка? Как лучше поступить студенту? Как повлияет на действия студента снижение темпа инфляции до 10 % при неизменной номинальной процентной ставке?

 

Задача 15

Рассчитайте ЧНП, НД, ЛД, РЛД, если известно, что ВНП равен 5090 млрд. ден. ед., взносы на социальное страхование – 360, налоги на прибыль корпораций – 110, индивидуальные налоги – 840, трансфертные платежи – 680, амортизационные отчисления – 340, косвенные налоги на бизнес – 270, нераспределенная прибыль корпораций – 80.

 

 

Задача 16

Данные совокупного спроса и предложения представлены в таблице:

 

Совокупный спрос

(млрд ден. ед.)

Уровень цен

Совокупное предложение

(млрд ден. ед.)

100

300

400

200

250

400

300

200

300

400

150

200

400

150

100

 

На основе данных таблицы постройте графики совокупного спроса и совокупного предложения. Определите равновесный уровень цен и производства. Почему уровень цен в 150 ден. ед. не является равновесным? Предположим, что покупатели готовы приобрести товаров на 200 млрд ден. ед. при данном уровне цен. Какие факторы могут привести к такому изменению в совокупном спросе? Отразите это изменение на графике. Каким будет новый равновесный уровень цен и равновесный объем совокупного предложения?

 

Задача 17
Чему равен реальный ВНП, если номинальный ВНП равен 5000 ден. ед., а дефлятор ВНП – 125.

 

Задача 18

Если численность занятых 90 млн человек, а численность безработных 10 млн человек, то каков уровень безработицы? Через месяц из 90 млн человек, имевших работу, было уволено 0,5 млн человек, 1 млн человек, из числа официально зарегистрированных безработных прекратило поиски работы. Каким станет уровень безработицы в стране?

 

Задача 19

На основе приведенных (в млрд ден. ед.) данных определите ВНП по потоку расходов: государственные закупки – 60, экспорт – 230, личные потребительские расходы – 230, доходы от собственности – 80, амортизационные отчисления – 25, дивиденды – 10, зарплата наемных работников – 200, косвенные налоги на бизнес – 15, чистые внутренние инвестиции – 25, трансфертные выплаты – 10, налоги на доходы корпораций – 28, импорт – 120, проценты от вложенного капитала 10, личные сбережения граждан – 15.

 

 

 

 

Задача 20

Каждый рубль, предназначенный для сделок, обращается в среднем 4 раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный объем ВНП составляет 2000 млрд рублей. Определите величину спроса на деньги для сделок.

 

Задача 21

Объем выпускаемой продукции равен 600 млн рублей, масса живого труда 10 человек / дней, стоимость применяемых средств труда – 1200 млн рублей, материальные затраты – 800 млн рублей. Определите: производительность труда, трудоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу, фондоемкость, материалоемкость.

 

Задача 22

Владелец магазина нанимает помощников с оплатой 15 тыс ден. ед. в год. Платит ежегодно 6 тыс ден. ед. арендной платы за помещение. Он вложил в дело собственный капитал в 30 тыс ден. ед., пожертвовав 3 тыс ден. ед., которые имел бы при другом использовании капитала. Свой предпринимательский талант он оценивает в 10 тыс ден. ед. в год. Крупная торговая фирма предлагает ему место менеджера с окладом в 20 тыс ден. ед. в год. Подсчитайте величину бухгалтерских и экономических издержек.

 

Задача 23

Предприниматель купил станок за 1 млн ден. ед. и рассчитывал окупить его за 2 года. Неделю спустя неожиданно изменились обстоятельства, и он вынужден был продать этот станок. Ввиду нестандартности данного станка предпринимателю не предлагали за него больше 600 тыс ден. ед. Определите размер невозвратных издержек.

 

Задача 24

Кривую безразличия потребителя характеризуют следующие данные:

 

Количество товара А

Количество товара Б

16

6

12

8

8

12

4

24

 

Доход, которым располагает потребитель равен 24 ден. ед., цена товара А – 1,5 ден. ед., а товара Б – 1 ден. ед. В какой оптимальной комбинации должен совершить покупку потребитель.

 

 

Задача 25

Стипендия студента составляет 40 ден. ед. и он тратит ее на мороженое и учебники. Цена мороженого 4 ден. ед., а учебника – 10 ден. ед. Начертите бюджетную линию студента. Определите, сколько учебников студент смог бы купить, если бы не тратил деньги на мороженое? Покажите, как отразится на графике снижение стипендии до 20 ден. ед.? Если учебники подорожают до 15 ден. ед., то, как это отразится на графике?

 

Задача 26

Цена товара выросла с 1,5 ден. ед. до 2 ден. ед., а объем спроса сократился с 1000 до 900. Рассчитайте коэффициент эластичности спроса по цене и определите вид эластичности спроса.

 

Задача 27

Как будет соотноситься стоимость сапог и топоров, созданных сапожником и кузнецом за равный по продолжительности рабочий день, если труд первого в 3 раза сложнее труда второго?

 

Задача 28

Предложение денег в стране возросло с 27 млн до 31 млн денежных единиц. Объем продаж уменьшился на 17 %. Скорость обращения не изменилась. На сколько % в среднем изменилась цена?

 

Задача 29

Суммарный доход фирмы от продаж составил 15 млн рублей, затраты на приобретение сырья – 1,5 млн рублей, на оплату электроэнергии – 1 млн рублей. Стоимость оборудования, принадлежащего фирме, составляет 7 млн рублей. Норма амортизации равна 20 %. Рабочим выплачена заработная плата в сумме 1,5 млн рублей, управленческому персоналу – 1,2 млн рублей. Фирма выплатила процент за заемные средства, равный 500000 рублей. Риск предпринимателя оценивается в 400000 рублей. Определите постоянные и переменные издержки фирмы, бухгалтерскую и экономическую прибыль.

 

Задача 30
Процентная ставка по ссуде равна 36 % годовых. Ссуда предоставлена на полгода для финансирования первоначальных расходов по проекту в размере 54 млн ден. ед. Определите, какую сумму должен вернуть заемщик в конце указанного срока?


 

ТЕСТЫ

 

1. Дайте наиболее корректное определение. Экономика – это:

а) наука о поведении людей в процессе производства и распределения благ и том, какие следует использовать для этого инструменты и механизмы;

б) наука о том, как использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения растущих человеческих потребностей и как выстраиваются в этой связи экономические отношения;

в) наука о том, как делать деньги;

г) все ответы верны.

2. Предмет экономической теории – это:

а) богатство народов;

б) производство и распределение материальных благ;

в) проблема эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов и удовлетворения потребностей общества;

г) экономические отношения в обществе и функционирующие в нем хозяйственные механизмы.

3. Микроэкономика изучает:

а) экономические процессы внутри каждой страны;

б) экономические процессы привлечения ресурсов, формирования цен, производство;

в) экономическое взаимодействие в системе фирмы;

г) все ответы верны.

4. Структуру экономической теории составляют:

а) микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика;

б) бухгалтерский учет, микроэкономика, макроэкономика, статистика;

в) микроэкономика, макроэкономика, экономика предприятия, экономика отраслей;

г) микроэкономика, макроэкономика, экономическое моделирование, мировая экономика.

5. Макроэкономика изучает:

а) экономические процессы внутри каждой страны;

б) экономические процессы привлечения ресурсов, формирования цен, производство;

в) экономическое взаимодействие в системе фирмы;

г) все ответы верны.

6. Какое из положений не имеет отношения к предмету экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) максимальное удовлетворение потребностей;

в) материальные и духовные потребности;

 

г) неограниченные производственные ресурсы;

д) ограниченность благ.

7. Метод научной абстракции означает:

а) выделение в явлении наиболее важных характерных свойств и признаков;

б) отвлечение от менее важных или случайных свойств и признаков;

в) верно а) и б);

г) все ответы не верны.

8. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в народном хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены.

9. Общий уровень цен и безработицы изучается в курсе:

а) микроэкономики;

б) макроэкономики;

в) менеджмента;

г) международных финансов.

10. Что изучает мировая экономика:

а) курс доллара в обменном пункте;

б) принципы налогообложения;

в) экономику как целостную систему;

г) закономерности развития фирм и домашних хозяйств.

11. Фундаментальный вопрос экономики – это:

а) обеспечение каждого квартирой, машиной и счетом в банке;

б) справедливое перераспределение доходов и устранение нищеты;

в) дать работу всем, кто хочет работать;

г) решение проблемы ограниченности ресурсов.

12. Метод – это:

а) способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо;

б) правила и способ познания;

в) совокупность принципов, необходимых для осуществления процесса познания;

г) все ответы верны.

13. В качестве методологического инструментария в экономической теории используется:

а) индукция;                                             е) дедукция;

б) анализ;                                                 ж) синтез;

в) исторический подход;               з) эксперимент;

г) абстракция;                                          и) все ответы верны;

д) графические методы;                            к) верно а), б), е), ж), д).

14. Выберите правильное определение термина «факторы производства». Это –

а) совокупность материальных и людских ресурсов;

б) ресурсы, используемые для производства экономических благ;

в) производственные затраты.

15. Ограниченность ресурсов – это проблема:

а) богатых государств, использовавших рыночные принципы в экономике, что привело к наполнению их товарных рынков, но истощило их ресурсы;

б) государств с ограниченными природными ресурсами, что и вынудило их использовать рыночные принципы в экономике;

в) государств, которые в прошлом использовали командно-административные принципы в экономике, запрещающие рыночный оборот ресурсов;

г) всех государств, не допускающих расточительного использования любых ресурсов.

16. Фундаментальная проблема любой экономической системы:

а) проблема выживания человечества;

б) проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей;

в) проблема справедливого распределения благ между индивидами;

г) проблема экономического роста и инфляции;

д) проблема «что и для кого производить».

17. Определите, что является факторами производства:

а) земля, труд, капитал;

б) земля, труд, технологии, информация;

в) земля, труд, капитал, информация, предпринимательство;

г) земля, труд, капитал, предпринимательство.

18. Что из перечня является неэкономическим благом:

а) подводная лодка;                                 в) энергия ветра;

б) досуг и развлечения;                            г) знания.

19. Какое из утверждений отражает проблему ограниченности ресурсов, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) в некоторые периоды продукты приобретаются только по высоким ценам;

б) бедные страны сталкиваются с проблемой ограниченности ресурсов, в то время как в богатых странах эта проблема уже решена;

в) производственных ресурсов всегда не хватает для удовлетворения всех потребностей;

г) все экономические системы переживают периоды депрессии, когда существует ограниченность ресурсов.

20. Ресурсы – это:

а) естественные силы природы;

 

б) совокупность ценностей, которые могут быть направлены на производство благ;

в) средства производства, которые могут быть направлены на производство благ;

г) средства производства и население в трудоспособном возрасте.

21. Виды ресурсов – это:

а) естественные силы природы, материальные и денежные ресурсы;

б) натуральные, естественные, воспроизводимые;

в) природные, материальные, финансовые, трудовые, информационные;

г) трудовые, технологические, производственные.

22. Собственность – это:

а) отношение человека к вещи;

б) сама вещь;

в) отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

23. Какое понятие отражает возможность определения судьбы имущества:

а) владение;                                 в) распоряжение;

б) пользование;                            г) присвоение.

24. Разграничьте субъекты и объекты собственности:

а) земля;                                                  ж) государство;

б) производственные здания;                    з) акционерное общество;

в) швейный станок;                                  и) Иван Иванович Иванов;

г) прогулочный катер;                              к) костюм;

д) автомобиль;                                         л) квартира;

е) поликлиника;                                       м) автозаправочная станция.

25. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:

а) является потенциальным собственником;

б) распоряжается потребительной стоимостью имущества;

в) является полным собственником;

г) распоряжается ценностью данного имущества (может продать или подарить);

д) является владельцем этого имущества;

е) данное имущество является бесхозным;

ж) все ответы неверны.

26. Отметьте отрицательные проявления частной собственности:

а) имущественная дифференциация собственников;

б) жесткая зависимость благосостояния собственника от результатов производственной деятельности;

в) способствует развитию предприимчивости;

г) усиливает конкурентную борьбу.

 

 

27. Существование государственной собственности обусловлено:

а) наличием капиталоемких и нерентабельных отраслей (угольная промышленность, ж/д и автомобильные дороги);

б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержка уровня жизни населения;

в) стремлением увеличить государственные доходы;

г) все ответы верны.

28. Частная собственность – форма юридического закрепления за гражданином прав:

а) владения и применения какого-либо имущества;

б) пользования и распоряжения каким-либо имуществом;

в) применения и распоряжения каким-либо имуществом;

г) владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом.

29. В правомочия арендатора не входит:

а) владение арендованным имуществом;

б) пользование арендованным имуществом;

в) отчуждение арендованного имущества.

30. Разгосударствление представляет собой:

а) смену форм собственности;

б) национализацию;

в) переход к экономическим методам управления;

г) все ответы верны.

31. Выберите классификацию экономических систем согласно технологическому подходу:

а) доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество;

б) первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое;

в) традиционная экономика, рыночная, командно-административная и смешанная.

32. Выберите в пункте 51 классификацию экономических систем согласно институциональному подходу.

33. Конечная цель функционирования любой экономической системы – это:

а) удовлетворение потребностей индивидов;

б) экономический рост;

в) удовлетворение потребностей корпораций;

г) удовлетворение потребностей общества.

34. Фундаментальная проблема любой экономической системы:

а) проблема выживания человечества;

б) экономический рост;

в) потребление;

 

г) неограниченность потребностей и ограниченность ресурсов.

35. Когда рыночные проблемы решаются частично рынком, частично правительством, – это:

а) командная экономика;

б) рыночная экономика;

в) традиционная экономика;

г) смешанная экономика.

36. Какая из характеристик не относится к рыночной экономике:

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) экономическая свобода.

37. Преимуществами командно-административной системы являются:

а) слабо выраженная социальная дискриминация;

б) ограничение частного предпринимательства;

в) дефицит потребительских товаров и услуг.

38. В рыночной экономике государство должно:

а) определять, что и сколько нужно произвести товаров и услуг из наличных ресурсов;

б) оказывать всемерную помощь каждому потребителю с ограниченными доходами;

в) обеспечить производство товаров и услуг, не подвластных рынку, т. н. «общественных благ»;

г) распределять денежные доходы в обществе.

39. Что является наиболее важным для рыночной экономики:

а) сильные профсоюзы;

б) порядочность предпринимателей;

в) мудрое государственное регулирование;

г) активная конкуренция на рынке.

40. Основные субъекты рыночных отношений в экономической системе – это:

а) собственники, работодатели, инвесторы;

б) домашние хозяйства, фирмы, государство;

в) брокеры, дилеры, союзы предпринимателей;

г) фирмы и покупатели.

41. Рынок – это:

а) организованный обмен в соответствующей институциональной среде;

б) место, где покупатели и продавцы ведут переговоры по поводу обмена товарами, на которые цены обнародованы в ценниках и где цены столь свободны, что имеют тенденцию быстро выравниваться;

 

в) экономическая свобода производителя, свобода выбора потребителя, предпринимательская свобода, наличие конкуренции, ценообразование на основе спроса и предложения;

г) все ответы верны.

42. Наиболее полно функции государства в рыночной экономике указаны в варианте:

а) законодательная деятельность и финансовое регулирование, регулирование производства в национальных рамках, внешняя безопасность;

б) нормативно-законодательная деятельность государства, регулирование производства в национальных рамках, институт банкротства;

в) законодательная деятельность государства, защита прав собственности, содействие эффективной предпринимательской деятельности, внешняя и внутренняя безопасность, обеспечение населения «общественными благами»;

г) все ответы верны.

43. Общественные блага – это те, которые:

а) хочет производить государство;

б) приносят больше доходов, чем затрат;

в) производятся более эффективно немногими продавцами;

г) потребление которых не зависит от того, платят ли потребители.

44. Частные фирмы не строят маяки потому, что:

а) государство запрещает строительство маяков частным фирмам;

б) не все владельцы судов согласятся платить за пользование маяком, а услугами маяка будут пользоваться и те, которые ничего не заплатили;

в) строительство маяка обойдется частным фирмам дороже, чем государству;

г) существуют международные соглашения, которые содержат соответствующие запреты.

45. Каковы основные признаки рыночной экономики:

а) большое число крупных фирм, значительные объемы производства, обширный ассортимент товаров на рынке, высокая техническая оснащенность производства;

б) наличие частной собственности, каждый человек может заняться бизнесом, не запрещенным законом, стремление к увеличению прибыли, рыночные цены, ориентация производства на потребителя, конкуренция, экономическая свобода и ответственность производителя;

в) свободная занятость, равновесие спроса и предложения на рынке, высокие зарплаты.

46. Исторический опыт, обычаи и религиозные установки являются определяющими при принятии экономических решений в:

а) командной экономике;

б) смешанной экономике;

в) традиционной экономике;

г) рыночной экономике.

47. Натуральное хозяйство – форма хозяйства, где продукты производятся:

а) для обмена путем купли-продажи;

б) для удовлетворения общественных потребностей;

в) для удовлетворения потребностей самих участников процесса производства.

48. Товарное хозяйство – форма хозяйства, где продукты производятся:

а) для обмена путем купли – продажи;

б) для удовлетворения производственных потребностей;

в) для удовлетворения потребностей самих участников процесса производства.

49. Общественное разделение труда – это:

а) выполнение каждым участником процесса производства определенных функциональных обязанностей;

б) специализация производителей на выработке одного какого-либо продукта;

в) обособление производителей друг от друга.

50. Товар – это:

а) продукт человеческого труда, предназначенный для удовлетворения личных потребностей людей;

б) продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи;

в) продукт человеческого труда, предназначенный для удовлетворения потребностей общества.

51. Стоимость – это:

а) затраты мускульной и нервной энергии на производство товара;

б) свойство товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции;

в) воплощенный в товаре общественный труд;

г) затраты на производство продукции, которые несет производитель.

52. Деньги – это экономическое благо, так как:

а) являются предметом потребления;

б) являются орудием производства;

в) подчинены принципу редкости и ценности.

53. Выплата стипендии является выполнением деньгами функции:

а) средства платежа;

б) средства обращения;

в) средства стоимости;

г) верно а) и б).

 

54. При оплате товаров в магазине деньги выполняют функцию:

а) средства платежа;

б) средства обращения;

в) средства стоимости;

г) верно а) и б).

55. Согласно уравнению обмена:

а) стоимость денег обратно пропорциональна их количеству;

б) стоимость денег прямо пропорциональна их количеству;

в) стоимость денег прямо пропорциональна стоимости дефицитных товаров;

г) все ответы не верны.

56. Какие существуют теории происхождения денег:

а) рационалистическая;

б) революционная;

в) эволюционная;

г) потребительская;

д) верно а) и в);

е) все ответы не верны.

57. Наиболее полно функции денег перечислены в пункте:

а) средство накопления, сбережения, богатства, обращения;

б) средство платежа, сбережения, обращения, меры стоимости, мировые деньги;

в) средство платежа, стоимости, расчета, мировые деньги;

г) средство расчета, обращения, сбережения, платежа, мировые деньги.

58. Определите характерные признаки товарного хозяйства:

а) специализация;

б) средства производства принадлежат самому производителю;

в) произведенная продукция предназначается для обмена;

г) производится большой ассортимент продукции;

д) автаркия (замкнутость), отсутствие связей с другими хозяйственными единицами;

е) верно а), в);

ж) верно а), г).

59. Определите характерные признаки натурального хозяйства:

а) специализация;

б) средства производства принадлежат самому производителю;

в) произведенная продукция предназначается для обмена;

г) производится большой ассортимент продукции;

д) автаркия (замкнутость), отсутствие связей с другими хозяйственными единицами;

 

 

е) произведенная продукция предназначается для собственного потребления;

ж) верно б), г), д), е);

з) верно а), б), в), е).

60. Труд – это:

а) целесообразная, осознанная деятельность, направленная на производство благ;

б) затраты мускульной и умственной энергии на производство благ;

в) умения и навыки людей;

г) совокупность духовных и физических сил, которые тратит человек в процессе производства благ.

61. Фирма в экономике – это:

а) производственная единица, являющаяся собственностью предпринимателя, преобразующая факторы производства, в целях извлечения прибыли;

б) организация, имеющая единую цель, для достижения которой использует соответствующие структуры, умения, навыки и знания;

в) все организации, имеющие в названии слово «фирма».

62. Переменные издержки фирмы – это:

а) затраты на приобретение такого фактора производства, как капитал в форме зданий, сооружений и оборудования в краткосрочном периоде;

б) минимальные издержки производства любого объема продукции при наиболее благоприятных условиях производства;

в) издержки, которые несет фирма даже при прекращении выпуска продукции;

г) издержки, величина которых изменяются в зависимости от изменения объемов выпуска продукции.

63. Постоянными издержками производства для фирмы являются следующие:

а) не влияющие на спрос данного товара;

б) фиксированные при различном объеме выпуска продукции;

в) с постоянной ценой закупки;

г) определяемые размерами фирмы.

64. Основные производственные фонды – это:

а) сырьё, материалы, рабочая сила;

б) созданная на производстве готовая продукция;

в) материальные средства, участвующие только в одном производственном цикле;

г) многократно используемые в производственных циклах материальные средства, которые переносят свою стоимость на создаваемую продукцию по частям.

 

65. Оборотные производственные фонды – это:

а) материальные средства, переносящие свою стоимость в течение цикла производства по частям;

б) готовая продукция, предназначенная к отгрузке;

в) здания, оборудование;

г) материальные средства, полностью используемые в течение одного производственного цикла и включаемые в стоимость готовой продукции.

66. Что можно отнести к оборотному капиталу: 1) здания; 2) сырьё; 3) оборудование; 4)  машины; 5) полуфабрикаты; 6) топливо; 7) инженерные коммуникации; 8) вода:

а) 2, 5, 6, 8;                                  в) 3, 4, 6, 8;

б) 1, 3, 4, 7;                                  г) 2, 4, 6, 7.

67. Из перечисленных затрат на производство к переменным издержка можно отнести: 1) искусственный мех; 2) фурнитура; 3) зарплата рабочих; 4) зарплата администрации; 5) амортизация оборудования; 6) страховка; 7) налоги на прибыль; 8) налоги на имущество:

а) 3, 4, 5 ,8;                                  в) 1, 5, 8, 6;

б) 1, 2, 3, 7;                                  г) 2, 4, 5, 7.

68. Себестоимость – это:

а) часть стоимости товара, включающая в денежной форме затраты овеществлённого и части живого труда на производство товара;

б) вся стоимость произведённой на предприятии продукции;

в) вырученная стоимость использованного сырья;

г) рыночная цена.

69. Из перечисленных затрат что можно отнести к постоянным издержкам: 1) искусственный мех; 2) фурнитура; 3) зарплата рабочих; 4) зарплата администрации; 5) амортизация оборудования; 6) страховка; 7) налоги на прибыль; 8) налоги на имущество:

а) 2, 3, 6, 7;                                  в) 1, 3, 4, 5;

б) 3, 5, 6, 7;                                  г) 4, 5, 6, 8.

70. Какой тип рынка характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продукции и неспособностью отдельного продавца влиять на цену своей продукции:

а) монопсония;

б) монополистическая конкуренция;

в) олигополия;

г) совершенная конкуренция.

71. Фермер вырастил большой урожай огурцов, решив продать их по цене выше рыночной. Эти действия:

а) приведут к повышению цен на огурцы;

б) вызовут понижение цен на огурцы;

в) приведут к повышению цен на помидоры;

г) не окажут влияния на рыночную цену огурцов.

72. Какие из приведенных ниже условий присущи фирме-монополисту:

а) фирма выпускает товар, не имеющий заменителей;

б) в отрасли отсутствует свобода входа для других фирм;

в) фирма сама устанавливает цену на реализуемый товар;

г) все ответы верны.

73. Предположим, что международный нефтяной картель ОПЕК распался на несколько конкурирующих фирм. Это означает, что на рынке нефти:

а) предложение увеличится, цены снизятся;

б) предложение увеличится, цены повысятся;

в) предложение увеличится, цены не изменятся;

г) цены снизятся, предложение не изменится.

74. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:

а) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля;

б) устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля;

в) настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену;

г) ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену.

75. Вероятно, что ценовой дискриминацией на рынках будут заниматься:

а) городской метрополитен, авиакомпания;

б) продавец мороженого, обувной магазин;

в) производитель хлебопродуктов, химчистка;

г) производители кондитерских изделий и пива.

76. Определите, к какому типу рыночных структур относится, соответственно, производство фирменной обуви, картофеля, автомобильных шин, телекоммуникационных услуг:

а) монополия, олигополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция;

б) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия;

в) монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция, олигополия, монополия;

г) олигополия, совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция.

77. Примером естественной монополии является:

а) издательство «Белорусская энциклопедия»;

б) ОАО «Беларусбанк»;

в) Белорусская железная дорога;

г) гостиница «Буг».

78. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

б) повышение цены на товар более высокого качества;

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;

г) продажа по ценам ниже издержек производства.

79. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо:

а) потребность;                            в) необходимость;

б) спрос;                                      г) желание.

80. Рыночный спрос не испытывает влияния:

а) доходов потребителей;

б) цен на взаимосвязанные товары;

в) цен на ресурсы;

г) численности покупателей.

81. Изменение какого фактора не вызовет сдвига кривой спроса:

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размера или распределения национального дохода;

в) цены товара;

г) численности или возраста потребителей.

82. Закон спроса предполагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены;

б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;

г) когда цена товара падает, объем планируемых закупок растет.

83. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х:

а) предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось;

б) цена товара Х выросла, и потребители решили меньше покупать этого товара;

в) вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше;

г) цена товара Х упала, и потребители решили покупать его больше, чем раньше.

84. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и вправо;

б) кривую спроса вниз и вправо;

в) кривую предложения вниз и влево;

г) кривую предложения вверх и вправо.

85. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х вызовет:

а) сдвиг кривой спроса вверх или вправо;

б) сдвиг кривой предложения вверх или влево;

в) сдвиг кривой предложения вниз или вправо.

86. Если увеличивается объем предложения, то это вызвано:

а) повышением цен;

б) увеличением общего количества товара;

в) стабильными ценами;

г) ростом благосостояния общества.

87. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:

а) рост налогов на частное предпринимательство;

б) рост потребительских доходов;

в) падение цен на производственные ресурсы;

г) падение цены на взаимодополняющий товар.

88. Закон предложения – это:

а) функция производства и функция продавца товаров, показывающая прямую зависимость между ценами и количеством предлагаемых покупателю товаров;

б) функция покупателя товаров, показывающая обратную зависимость между ценой и количеством продаж товаров;

в) закон ценообразования, показывающий, что право установления цен на товары принадлежит тому, чье предложение данных товаров преобладает и является наиболее массовым на рынке.

89. Установление цен, превышающих их конкурентный уровень, приведет:

а) к возникновению ажиотажа среди покупателей и увеличению продаж товара;

б) к появлению излишка товара и затруднений с его продажей по завышенной цене;

в) к появлению дефицита возросшего в цене товара;

г) к росту производства, а распределение выпущенных товаров повышает роль государства в управлении экономикой.

90. Кривая рыночного спроса на телевизоры сдвинулась вправо в ответ на:

а) повышение доходов населения;

б) снижение цен на телевизоры;

в) уменьшение количества покупателей;

г) снижение цен на видеомагнитофоны.

 

91. Какой из факторов приведет к сдвигу кривой предложения на сливы вправо:

а) повышение цен на абрикосы и персики;

б) увеличение цен на сливы;

в) неурожай слив;

г) благоприятные погодные условия во всех районах выращивания слив.

92. Переход из одной точки на кривой спроса на Брестские ковры в другую этой же кривой, расположенную выше и левее первой, может быть вызван:

а) снижением доходов населения;

б) ростом объема продаж Витебских ковров;

в) повышением цены Брестских ковров;

г) ожиданием повышения цен на ковры.

93. Что из перечисленного не сдвинет кривую спроса на говядину:

а) изменение вкусов людей относительно говядины;

б) увеличение доходов потребителей;

в) снижение цены на говядину;

г) ожидание снижения цен на говядину в будущем.

94. ВВП – это:

а) сумма всех конечных товаров и услуг, произведенных отечественными производителями;

б) сумма всех реализованных товаров и услуг на территории страны;

в) сумма всех произведенных товаров и услуг;

г) сумма всех готовых товаров и услуг;

д) сумма всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны как своими, так и иностранными производителями.

95. ВВП отличается от ВНП:

а) на величину сальдо между доходами, полученными резидентами данной страны за рубежом, и доходами, полученными иностранными резидентами на территории данной страны;

б) ВНП включает в себя только конечные товары и услуги, произведенные и реализованные национальными резидентами, расположенными на территории данной страны;

в) ВВП – это сумма всех произведенных товаров и услуг в отличие от ВНП, представляющего собой сумму всех реализованных товаров и услуг;

г) на величину сальдо между доходами, полученными юридическими и физическими лицами данной страны за рубежом.

96. Что из перечисленного включается в состав ВНП:

а) услуги домашней хозяйки;

б) покупка подержанного автомобиля;

в) приобретение акций у брокера;

 

г) стоимость нового учебника в книжном магазине;

д) покупка облигаций у корпорации.

97. Номинальный ВНП измеряется в:

а) мировых ценах;

б) экспортных ценах;

в) рыночных текущих ценах;

г) базовых неизменных ценах.

98. Как соотноситься ВНП, рассчитанный по потоку расходов, с ВНП, рассчитанным по потоку доходов:

а) ВНП по доходам равен ВНП по расходам;

б) ВНП по доходам больше ВНП по расходам в условиях экономического роста;

в) соотношение между ВНП по доходам и ВНП по расходам зависит от темпов инфляции за рассматриваемый период.

99. ВНП, измеренный по доходу, включает в себя:

а) прибыль, амортизационные отчисления, заработная плата, рента;

б) сырьё, топливо;

в) вспомогательные материалы;

г) трансфертные платежи;

д) сделки по купле-продаже ценных бумаг и подержанных вещей.

100. Какая из величин не включается в ВНП, рассчитанный по сумме расходов:

а) валовые инвестиции;

б) потребительские расходы;

в) чистый экспорт товаров и услуг;

г) зарплата и жалованье;

д) государственные закупки товаров и услуг.

101. Зарплата учитывается при расчете:

а) ВНП по потоку расходов;                      в) чистого экспорта;

б) ВНП по потоку доходов;                       г) все ответы верны.

102. Деньги служат:

а) средством обращения;  б) средством сохранения ценностей;

в) счетной единицей;                    г) все предыдущие ответы верны.

103. Норма обязательных резервов

а) вводится, прежде всего, как средство регулирования денежной массы;

б) вводится как средство, предохраняющее от изъятия вкладов;

в) составляет среднюю величину массы денег, необходимой для удовлетворения потребностей населения;

г) сейчас не используется;

д) ни один из ответов не является верным.

 

104. Если Центральный банк принимает решение сократить предложение денег, то он может:

а) осуществить покупку государственных облигаций на открытом рынке;

б) уменьшить учетную ставку;

в) увеличить норму обязательных резервов;

г) все перечисленное неверно.

105. Если Центральный банк повышает учетную ставку, то имеет место:

а) снижение общей величины резервов коммерческих банков;

б) стимулирование роста сбережений населения;

в) уменьшение объемов кредитов;

г) увеличение общего объема резервов коммерческих банков.

106. Термин «учетная ставка» означает:

а) уровень снижения цены для Центрального банка, когда он покупает государственные ценные бумаги

б) процентную ставку по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам;

в) степень воздействия Центрального банка на рост денежной массы и объема ВНП;

г) степень давления Центрального банка на коммерческие банки с целью снижения объема выдаваемых ими ссуд.

107. Функцией коммерческого банка является:

а) разработка и реализация денежно-кредитной политики;

б) выполнение кредитных и расчетных операций для правительства;

в) выполнение кредитных и расчетных операций для субъектов хозяйствования;

г) хранение золотовалютных резервов страны;

д) управление эмиссионной и кредитной и деятельностью кредитной системы.

108. Политика дешевых денег предполагает:

а) снижение учетной ставки;       

б) увеличение ставки резервирования;

в) продажу ценных бумаг на открытом рынке;

г) повышение учетной ставки.

109. Количество денег в стране сокращается, если:

а) растет денежная база;

б) увеличивается норма обязательных резервов;

в) увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков;

г) снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств.

110. Термин «операции на открытом рынке» означает:

а) операции Центрального банка, приводящие к увеличению или к снижению общей величины текущих счетов коммерческого банка;

б) деятельность Центрального банка по покупке или продаже государственных ценных бумаг;

в) деятельность Центрального банка по предоставлению ссуд коммерческим банкам.

111. Социальная политика государства преследует цели:

а) увеличение национального дохода и, как следствие, обогащение нации;

б) повышение качества жизни населения;

в) реализации личных свобод и прав граждан;

г) укрепление трудовой мотивации.

112. Регулирование доходов населения достигается

а) установлением прогрессивных ставок налога;

б) трансфертными выплатами;

в) увеличением размеров минимальной заработной платы и пенсий;

г) все ответы верны.

113. Причинами неравенства в распределении доходов являются:

а) экономический спад и инфляция;

б) отсутствие эффективных механизмов распределения и перераспределения доходов;

в) различия в способностях, образовании и мотивации людей;

г) все ответы верны;

д) верно б) и в).

114. Социальная ориентация экономики означает:

а) вложения в социальную сферу;

б) экстенсивный рост и увеличение занятости;

в) интенсификацию экономики и рост производительности труда.

115. Какие цели преследует политика доходов в странах с рыночной экономикой?

а) пополнение доходов государственного бюджета;

б) противодействие инфляции;

в) смягчение неравенства доходов;

г) нет правильного ответа.

116. Что не является функцией социальной политики?

а) содействие развитию отношений справедливости в обществе, стабилизация социального мира и положения;

б) поддержание определенного уровня ставки процента;

в) проведение политики доходов;

г) гарантия обеспечения минимально допустимого уровня жизни, обеспечение адресной поддержки граждан.

117. Задачей социальной политики не является:

а) разработка бездефицитного государственного бюджета;

б) подготовка и реализация программ занятости;

в) помощь наиболее социально уязвимым слоям населения;

 

г) обеспечение доступности к ценностям культуры;

д) развитие образования, медицины, социального страхования.

118. Прожиточный минимум – это:

а) набор товаров и услуг, обеспечивающий минимально нормальный уровень потребления;

б) среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет;

в) это размер денежного дохода, удовлетворяющий минимально допустимые потребности;

г) отсутствие средств для обеспечения удовлетворительного уровня жизни.

119. К трудовым доходам относятся:

а) проценты по вкладам;              в) трансферты;

б) предпринимательский доход;    г) дивиденды;   д) арендные доходы.

120.К косвенным налогам на предпринимателей относятся:

а) налог на добавленную стоимость, акцизные сборы;

б) налоги на прибыль предприятий;

в) подоходный налог с физических лиц.

121. Прогрессивный налог – это :

а) налог с неизменной ставкой, не зависящей от величины облагаемого дохода;

б) налог, ставка которого увеличивается при росте величины облагаемого дохода;

в) налог, ставка которого уменьшается при росте величины облагаемого дохода.

122. Налог в виде процента от цены товаров произведенных внутри страны, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров:

а) налог с оборота;

б) налог с недвижимости;

в) налог с юридических лиц.

123. Подоходный, имущественный, налог с наследства и дарения – это:

а) прямые личные налоги;

б) косвенные;

в) прямые реальные налоги.

124. Повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к:

а) подрыву частной инициативы;

б) росту бюджетных доходов;

в) значительному сокращению бюджетных доходов.

 

 

125. Стабильность налоговой системы означает:

а) что, состав налогов, ставки, льгот, санкций устанавливается раз и навсегда;

б) устойчивость социально-политической ситуации в стране, степень доверия населения правительству;

в) неизменность основных принципов налогообложения, состава налоговой системы, наиболее значимых льгот и санкций согласно экономической целесообразности на протяжении нескольких лет.

126. НДС – это:

а) налог, включающий налог на недвижимость (землю, здания) и налог на движимую собственность (оборудование, запасы);

б) система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи;

в) вид косвенного налога, взимается в виде надбавок к цене товара или услуги и оплачивается их конечным потребителем.

127. Акциз – это:

а) налог, включающий налог на недвижимость (землю, здания) и налог на движимую собственность (оборудование, запасы);

б) система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи;

в) вид косвенного налога, взимается в виде надбавок к цене товара или услуги и оплачивается их конечным потребителем.

128. Кривая Лаффера отражает:

а) проблему избыточного налогового бремени;

б) проблему переложения бремени косвенных налогов;

в) проблему оптимальной налоговой ставки;

г) проблему сокращения производства.

129. Налоговая система страны:

а) формируется с учетом особенностей данного экономического периода;

б) зависит от проводимой экономической политики;

в) периодически изменяется;

г) остается относительно стабильной на длительных временных интервалах;

д) все ответы верны.

130. Если бремя налога может быть переложено на других лиц, то данный налог:

а) прогрессивный;

б) пропорциональный;

в) прямой;

г) косвенный;

д) все ответы неверны.

131. Способ изъятия налогов:

а) у источника, кадастровый, по декларации;

б) объективный, субъективный;

в) накопительный, растратный.

132. Финансы хозяйствующих субъектов называют:

а) централизованными;                            б) децентрализованными;

в) локальными;                                        г) областными.

133. В состав государственных финансов входят:

а) государственный бюджет;                    б) внебюджетные фонды;

в) государственный кредит;                      г) все ответы верны.

134. При внутренних государственных займах:

а) продаются государственные ценные бумаги;   

б) заемщиком выступает государство;

в) кредиторами являются население, резиденты страны;

г) все ответы верны.

135. В состав государственных финансов не входят:

а) государственный бюджет;       

б) внебюджетные фонды;

в) государственный кредит;         

г) финансы государственных предприятий.

136. Дефицит бюджета не может быть обусловлен:

а) циклическим спадом экономики;

б) ростом экономического развития соседних стран;

в) структурной перестройкой экономики;

г) природными, техногенными и экологическими катаклизмами.

137. Способы, не использующиеся для финансирования бюджетного дефицита:

а) увеличение налогов;    

б) денежная и кредитная эмиссия;

в) увеличение объемов импорта;

г) внешние и внутренние займы.

138. К встроенным стабилизаторам бюджетно-налоговой политики не относятся:

а) прогрессивные налоги;

б) система индексации доходов и социальных выплат;

в) система регулирования дефицита платежного баланса;

г) программы помощи фермерам;

д) система участия в прибылях.

139. О проведении сдерживающей фискальной политике свидетельствуют:

а) рост дефицита бюджета;

б) увеличение социальных выплат;

в) увеличение налогов;    

г) стимулирование совокупного проса.

140. Экономический рост – это:

а) увеличение номинальных доходов населения;

б) увеличение реального объема национального производства за определенный период;

в) увеличение реального объема производства на душу населения за определенный период;

г) верны б) и в);

д) все ответы неверны.

141. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах:

а) рост квалификации рабочей силы;

б) технологические изменения в производстве;

в) увеличение объема применяемого капитала;

г) все варианты правильные.

142. Какой из показателей в наибольшей степени отражает динамику экономического роста:

а) изменение ВНП;

б) изменение национального дохода;

в) рост экспорта;

г) изменение инвестиций.

143. Факторами экономического роста являются:

а) количество и качество природных ресурсов;

б) количество и качество трудовых ресурсов;

в) применяемые в производстве технологии;

г) все ответы верны.

144. К экстенсивным факторам экономического роста относят:

а) увеличение производительности труда;

б) улучшение организации производства;

в) увеличение численности занятых в производстве;

г) все ответы верны.

145. К интенсивным факторам экономического роста относят:

а) качественное совершенствование производственных мощностей, уменьшение времени на производство единицы продукции;

б) увеличение отработанного времени;

в) верно а) и б);

г) все ответы неверны.

146. Показатель, отражающий величину экономической эффективности – это:

а) отношение затрат к общему результату производства;

б) разность между результатами и затратами;

 

в) отношение стоимости результата производства к стоимости затрат на производство;

г) все ответы неверны.

147. Экономический рост является интенсивным, если:

а) в результате большего привлечения труда повышается объем национального дохода;

б) увеличивается зарплата работников;

в) рост производительности труда опережает рост численности занятости;

г) увеличиваются размеры капиталовооруженности.

148. Что не является фазой экономического цикла:

а) рецессия;                                             в) кризис;

б) инфляция;                                г) экспансия.

149. Фаза спада в экономическом цикле наблюдается когда:

а) цены имеют тенденцию к снижению;

б) производство и занятость сокращаются;

в) цены не падают даже во время депрессии;

г) появляется структурная безработица.

150. Пик экономического цикла означает, что в экономике наблюдается:

а) значительный дальнейший рост деловой активности;

б) полное прекращение роста уровня цен;

в) полная занятость, производство работает на полную мощность;

г) небольшая циклическая безработица;

д) все ответы неверны.

151. Депрессия характеризуется:

а) наивысшим подъемом производства;

б) приближением к полной занятости;

в) обретением тенденции к подъему производства и занятости;

г) значительным ростом структурной и фрикционной безработицы.

152. В фазе оживления:

а) производство стоит на стабильном уровне;

б) занятость остается неизменной, а производство возрастает;

в) происходит рост циклической безработицы и падение структурной и фрикционной;

г) все ответы неверны.

153. Циклическая безработица характерна для фазы:

а) оживления;                  б) пика;                       в) спада;                      г) подъема.

154. Фазами экономического цикла являются:

а) бум, подъем, оживление и рост экономики;

б) депрессия, спад, падение деловой активности;

в) оживление, пик, депрессия, кризис;

 

г) все ответы неверны.

155. В период спада совокупный спрос в национальной экономике:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не меняется;

г) может и увеличиваться, и уменьшаться.

156. Какое из явлений не соответствует фазе спада:

а) снижение инвестиций в оборудование с длительным сроком;

б) падение курса акций, более низкий спрос на труд;

в) сокращение налоговых поступлений;

г) снижение прибылей фирм;

д) уменьшение объема пособий по безработице.

157. Человек, который надеется вскоре снова получить работу:

а) относится к категории занятых;

б) относится к безработным;

в) не учитывается в составе рабочей силы;

г) является не полностью занятым.

158. Какой случай является примером структурной безработицы:

а) компьютерный программист увольняется с работы, чтобы переселиться в место с более теплым климатом;

б) строитель остается без работы зимой;

в) рабочий автозавода теряет работу во время депрессии;

г) рабочего-сталевара заменяют роботом.

159. Определите пример фрикционной безработицы:

а) компьютерный программист увольняется с работы, чтобы переселиться в место с более теплым климатом;

б) строитель остается без работы зимой;

в) рабочий автозавода теряет работу во время депрессии;

г) рабочего-сталевара заменяют роботом.

160. Определите пример циклической безработицы:

а) компьютерный программист увольняется с работы, чтобы переселиться в место с более теплым климатом;

б) строитель остается без работы зимой;

в) рабочий автозавода теряет работу во время депрессии;

г) рабочего-сталевара заменяют роботом.

161. Фрикционная безработица связана с:

а) поиском или ожиданием работы;

б) изменением условий приема и увольнения работников;

в) сезонностью производства;

г) падением объемов производства.

 

 

162. Трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации:

а) фрикционных;

б) структурных;

в) циклических;

г) все ответы неверны.

163. Уровень безработицы при полной занятости равен:

а) нулю;

б) сумме циклической и фрикционной безработицы;

в) сумме структурной и фрикционной безработицы;

г) размеру структурной безработицы;

д) все ответы неверны.

164. Кривая Филипса отражает взаимосвязь между уровнем безработицы и уровнем:

а) процента;                                 в) инвестиций;

б) совокупного спроса;                 г) инфляции;                д) жизни.

165. Если фактический уровень безработицы в стране превышает на 2 % естественный уровень, то каким будет отставание фактического ВНП от потенциально возможного:

а) 2 %;                 б) 4 %;            в) 5 %;            г) 7 %.

166. Что может быть отнесено к последствиям безработицы:

а) рост ВНП;

б) рост реального ВНП;

в) отставание реального ВНП от потенциально возможного уровня;

г) социальная дифференциация общества;

д) снижение эффективности труда;

е) рост социальной напряженности в обществе;

ж) снижение уровня жизни;

з) верно б), д), е), ж).

и) верно в), г), е), ж).

167. К безработным относятся:

а) экономически активное население;

б) самостоятельно ищущие работу;

в) самостоятельно ищущие работу лица, не зарегистрированные в службе занятости;

г) трудоспособные граждане, не имеющие средств к существованию и зарегистрированные на бирже труда.

168. Полная занятость предполагает:

а) занятость при наличии фрикционной и структурной безработицы;

б) ситуацию, при которой безработица равна 0;

в) наличие только циклической безработицы;

г) уровень безработицы, который называется «естественным уровнем безработицы».

169. Каков «естественный» уровень безработицы для развитых западных стран:

а) 7 %;                 б) 6 %;            в) 5 %;            г) 4 %.

170. Каков «естественный уровень безработицы для Республики Беларусь:

а) 7 %;                 б) 6 %;            в) 5 %;            г) 4 %.

171. Безработица в пределах естественной нормы:

а) трагедия для общества;

б) один из факторов эффективного функционирования экономики;

в) один из факторов неэффективного функционирования экономики;

г) главный фактор социальной напряженности в обществе.

172. Инфляция – это:

а) общий спад производства;

б) процесс обесценивания денег, проявляющийся в росте цен;

в) процесс обесценивания денег при снижении общего уровня цен в стране;

г) замедление роста цен.

173. Если номинальный доход вырос на 50 %, а темп инфляции за год составил 100 %, то реальный доход:

а) возрос;                                     в) не изменился;

б) уменьшился;                            г) нельзя сказать определенно.

174. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции:

а) те, кто получают фиксированный номинальный доход;

б) те, у кого номинальный доход растет, но медленнее, чем повышается уровень цен;

в) те, кто имеет денежные сбережения;

г) те, кто стал должником, когда цены были ниже.

175. Если номинальный доход повысился на 5 %, а уровень цен вырос на 8 %, то реальный доход:

а) снизился на 3 %;                                  в) увеличился на 13 %;

б) увеличился на 3 %;                              г) снизился на 13 %.

176. Непредвиденная инфляция обычно сопровождается:

а) повышением эффективности экономики;

б) перераспределением богатства и дохода;

в) отсутствием экономического ущерба;

г) никак не затрагивает экономические отношения.

177. Кто из перечисленных ниже лиц выиграет в условиях инфляции:

а) человек, получивший беспроцентную ссуду;

б) пенсионер, получивший пенсию;

в) студент, получивший стипендию;

 

г) банкир, выдавший долгосрочный кредит.

178. Инфляция не влияет на Ваш реальный доход, если:

а) она ожидаемая;

б) при этом не уменьшается номинальный доход;

в) пропорционально ей растет номинальный доход;

г) рост номинального дохода несколько обгоняет рост инфляции.

179. Рост инфляции на 8 % в год относится к:

а) ползучей;                     б) галопирующей;                    в) гиперинфляции.

180. Рост инфляции на 250 % в год относится к:

а) ползучей;                     б) галопирующей;                    в) гиперинфляции.

181. Если объем реального ВНП снизился на 6 %, а денежная масса возросла на 20 %, то следует ожидать:

а) инфляционных процессов;

б) снижения цен;

в) что цены останутся неизменными.

182. Если в экономике достигнуто состояние общего макроэкономического равновесия, то:

а) спрос и предложение равны друг другу для каждого вида товаров, услуг, факторов производства и финансовых активов;

б) совокупное предложение равно общим совокупным расходам одновременно на всех национальных рынках;

в) каждый экономический агент доволен своим положением;

г) верно а) и б).

183. Совокупный спрос – это:

а) государственные расходы и инвестиционный спрос предприятий;

б) спрос домохозяйств и чистый экспорт;

в) спрос всех макроэкономических субъектов экономики;

г) спрос домохозяйств и инвестиционный спрос предприятий.

184. Кривая совокупного спроса выражает отношение между:

а) уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг;

б) уровнем цен и произведенным ВНП в реальном выражении;

в) уровнем цен, который признают покупатели, и уровнем цен, который удовлетворяет продавцов;

г) объемами произведенного и потребленного ВНП в реальном выражении.

185. Инвестиции – это:

а) часть дохода, не израсходованная в текущем периоде;

б) вложения во все виды производственных и непроизводственных ресурсов;

в) приобретение недвижимости;

 

 

г) приобретение товаров длительного пользования, а также валюты и золота.

186. Сбережения – это:

а) всё накопленное имущество домохозяйств и сбережения населения;

б) часть дохода, вложенная в ценные бумаги;

в) часть дохода домохозяйств, неизрасходованная в данном периоде времени.

187. Потребление – это:

а) часть дохода домохозяйств, затраченных на покупку товаров и услуг в текущем периоде;

б) часть дохода, предназначенная на покупку товаров и услуг в будущем периоде;

в) остаток дохода, накапливаемый на банковских счетах;

г) все ответы неверны.

188. Какой фактор сдвинет кривую совокупного предложения вправо:

а) технический прогресс

б) снижение уровня цен;

в) увеличение ставок налогов.

189. Смещение кривой совокупного спроса вправо является результатом:

а) роста процентной ставки;

б) уменьшения ставок подоходного налога;

в) увеличения объема предлагаемых товаров;

г) роста государственных расходов;

д) верны ответы б) и г);

е) верны ответы б) и в).

190. Смещение кривой совокупного спроса влево является результатом:

а) ростом задолженности потребителей;

б) уменьшением налогов с предприятий;

в) усовершенствованием технологий;

г) ростом ожидаемой прибыли от инвестиций;

д) ожиданием новой волны инфляции.

191. Классический отрезок на кривой совокупного предложения:

а) имеет положительный наклон;

б) имеет отрицательный наклон;

в) представлен вертикальной линией;

г) представлен горизонтальной линией.

 

 

 

192. Когда положение экономики соответствует кейнсианскому отрезку кривой совокупного предложения, то рост совокупного спроса вызовет:

а) снижение цен и рост ВНП в реальном выражении;

б) увеличение объема ВНП в реальном выражении, и не окажет влияния на цены;

в) повышение и уровня цен, и объема ВНП в реальном выражении;

г) повышение цен и сокращение объема ВНП в реальном выражении;

д) повышение цен, но не окажет влияния на динамику ВНП в реальном выражении.

193. Промежуточный отрезок на кривой совокупного предложения:

а) имеет положительный наклон;

б) имеет отрицательный наклон;

в) представлен вертикальной линией;

г) представлен горизонтальной линией.

 


 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

1. Предмет, методологическая база и структура экономической теории.

2. Деньги: сущность, история и теории возникновения и функции.

3. Потребности и экономические блага: сущность и виды.

4. Понятие, виды и типы производства. Воспроизводство.

5. Ресурсы и факторы производства. Проблема ограниченности ресурсов. Ресурсы Республики Беларусь.

6. Происхождение, сущность, виды и функции рынка.

7. Формы общественного хозяйства: натуральное и товарное хозяйство.

8. Понятие и классификация экономических систем. Белорусская экономическая модель.

9. Конкуренция, ее виды и формы. Модели рынков (совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия).

10. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.

11. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения.

12. Установление и динамика равновесной цены. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

13. Сущность и виды издержек. Доходы и прибыль фирмы. Рентабельность.

14. Собственность в экономической системе. Разгосударствление и приватизация. Особенности приватизационных процессов в Республике Беларусь.

15. Национальная экономика: понятие, структура, цели. Структура экономики Республике Беларусь.

16. Основные макроэкономические показатели и методы расчета. Дефлирование. Макроэкономические показатели Республики Беларусь.

17. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

18. Экономический рост: показатели, типы, факторы. Особенности и показатели экономического роста в Республике Беларусь.

19. Цикличность экономического развития. Влияние экономических кризисов на экономику Республику Беларусь и пути его преодоления.

20. Сущность, виды и причины инфляции. Антиинфляционная политика и ее осуществление в Республике Беларусь.

21. Потребление, сбережение, инвестиции в экономике. Особенности инвестиционных процессов в Республике Беларусь.

22. Сущность, причины и виды безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Политика занятости в Республике Беларусь.

 

23. Сущность, черты и особенности переходной экономики. Основные пути перехода. Особенности переходного периода в Республике Беларусь.

24. Денежно-кредитная политика: типы и основные инструменты. Особенности осуществления и показатели денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

25. Банки и их функции. Банковская система Республики Беларусь.

26. Социальная политика. Особенности осуществления социальной политики в Республики Беларусь.

27. Фискальная политика. Основы теории налогов. Кривая Лаффера. Налогообложение в Республике Беларусь.

29. Финансовая система государства. Бюджетный дефицит и государственный долг. Их влияние на экономику. Бюджет Республики Беларусь.

30. Банки и их функции. Кредит и его роль в экономике. Банковская система Республики Беларусь.

 
 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. 1.Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / И.М. Лемешевский. – 5-е изд. – Минск : ФУАинформ, 2012. – 493 с.
  2. 2.Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб.-метод. комплекс / Л.П. Булыгина [и др.] ; под общ. ред. Т.С. Силюк. – Брест : Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 171 с.
  3. 3.Экономическая теория. Общие основы : учеб. пособ. / [М.И. Ноздрин-Плотницкий и др.] ; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого.– Минск : Современная школа, 2011. – 390 с.
  4. 4.Экономическая теория : учеб.-метод. комплекс / Н.Н. Борисевич [и др.] ; под общ. ред. Т.С. Силюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – Брест : Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – 246 с.
  5. 5.Экономическая теория : учебник для вузов по экон. спец. / И.В. Новикова [и др.] ; ред. : И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 464 с.

 

Дополнительная литература:

  1. 6.Зубко, Н.М. Основы экономической теории : учеб. пособ. / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск : Вышэйшая школа, 2011. – 428 с.
  2. 7.Экономическая теория : учебник для студентов высших учебных заведений / [В.Д. Камаев и др.] ; под ред. В.Д. Камаева. – 13-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 2010. – 590 с.
  3. 8.Экономическая теория : учеб. пособ. для студентов высших учеб. заведений по экон. спец. / [А.В. Бондарь и др. ; под общ. ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева]. – Минск : БГЭУ, 2011. – 478 с.