index

Социология [Текст] : метод. указ. / Сост. А.И. Шикун, С.Т. Кавецкий, Г.В. Жук; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2009. – 24 с. – 100 экз.

 

 

Введение

 

В социально-гуманитарных дисциплинах курс социологии занимает особое место. Он формирует у студента научные представления об обществе и социальном мире человека, помогает личности сформировать свою собственную жизненную позицию в обществе.

Изучение социологии студентами университета предполагает широкое использование различных методов и средств накопления, творческого осмысливания и практического использования знаний о социальных процессах, происходящих в обществе. Поэтому прежде, чем приступить к усвоению знаний по данному курсу, каждый студент должен вооружиться методическими приемами, которые можно было бы использовать в целях повышения эффективности учебных занятий.

Лекционные занятия предполагают прослушивание и конспектирование студентами тем, которые носят проблемный характер и ориентированы на приобретение базовых знаний данного курса.

На семинарских занятиях важно освоение студентами искусства полемики, умение опровергать ошибочные точки зрения по актуальным социальным проблемам жизни современного общества. Для этого рекомендуется шире использовать такие методы и формы проведения занятий как метод малых групп, пресс-конференции, круглые столы, деловые игры, теоретические конференции, диспуты, анализ конкретных жизненных ситуаций и другие способы приобретения и усвоения знаний студентами.

Особое внимание следует обратить на самостоятельную подготовку студентов. Именно в процессе внеаудиторной работы приобретается основной объем знаний, необходимый будущим специалистам для правильного понимания явлений окружающей действительности. По своему содержанию и формам самостоятельная работа студентов разнообразна. Она может включать в себя конспектирование учебной литературы, подготовку к семинарским занятиям, написание рефератов, подготовку к контрольным работам и итоговым занятиям.

Лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов завершаются зачетом, целью которого является не только контроль над результатами учебного процесса, но и стимулирование регулярной творческой активности студентов в течение учебного семестра.

Студентам целесообразно после первого занятия по социологии ознакомиться с программой всего курса. Это позволит лучше организовать свою работу, планомерно и последовательно изучать отдельные темы. При подготовке к семинарским занятиям студенты могут использовать учебники и учебные пособия, которые находятся в библиотеке университета и кабинете общественных наук (ауд. 319). Обязательным источником информации при самостоятельной подготовке студентов к занятиям является периодическая печать, особенно социологические журналы. В процессе самостоятельной работы студенты используют в первую очередь обязательную литературу, перечень которой определяет преподаватель, а также выборочно просматривают дополнительные издания, рекомендуемые в данных методических указаниях.

Методические указания студентам по курсу социологии составлены на основе обобщения практического опыта преподавания этой дисциплины в вузе и в соответствии с учебной программой по социологии, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 12.03.08 г. Регистрационный № ТД-СГ.008/тип.

В первом разделе указаний приведены названия основных тем лекционного курса социологии, а также перечень вопросов, которые будут рассматриваться на лекциях. Завершается раздел списком рекомендуемой литературы.

Во втором разделе содержатся основные вопросы, рекомендуемые к обсуждению на семинарских занятиях. К каждому семинарскому занятию прилагается тематика рефератов. После каждой темы приводится перечень дополнительной литературы, которую студенты могут использовать при подготовке к занятиям.

Указания являются модульным вариантом, который каждый преподаватель социологии может корректировать в соответствии со спецификой факультета и особенностями методики преподавания.

Авторы выражают признательность своим коллегам по кафедре, ведущим курс социологии на различных факультетах университета, за конструктивную критику и замечания, которые во многом определили структуру и теоретические подходы к написанию данной методической работы.

Методические указания по курсу социологии рассчитаны на студентов дневной формы обучения. Допустимо использование при обучении на всех специальностях Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина.

 

 

Раздел 1. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

 

Важнейшим источником знаний курса социологии являются учебные лекции. На лекциях решаются сложные информационно-познавательные, воспитательные и методические задачи. Их главная цель – ознакомить студентов с основами изучаемой дисциплины, подготовить к самостоятельной работе с учебниками, учебными пособиями и другой рекомендованной литературой.

Студентам необходимо развивать свое умение слушать лекции, совершенствовать методы конспектирования главных, ключевых положений темы. Конспект лекции обычно содержит основные выводы, важнейший теоретический и цифровой материал. В тетради для конспектирования рекомендуется оставлять широкие поля. В дальнейшем при работе с учебными пособиями конспект дорабатывается и дополняется недостающей информацией.

 

Примерная тематика лекционного курса

Кол-во

часов

Объект, предмет и структура курса социологии

История становления и развития социологии как науки

Общество как социальная система

Культура и личность в социальных отношениях

Социальная страфитикация и социальные институты

Социальные конфликты и социальное управление

Общественное мнение и социальный контроль

Образование и семья в системе социальных институтов

Программа и виды социологического исследования

Методы сбора социологической информации

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Всего часов:

20

 

Вопросы тем в лекционном курсе излагаются в соответствии с логикой учебного процесса. Вначале раскрывается предметно-понятийная основа каждого раздела, дается концептуально-теоретическая классификация важнейших составных частей изучаемой темы, рассматриваются типичные проблемы, возможные трудности, часто повторяющиеся ошибки в изучении данной темы.

Наиболее сложные вопросы иллюстрируются практическими примерами, направленными на уточнение и углубление приобретаемых знаний, с учетом интересов студентов и особенностей, получаемой на каждом факультете конкретной специальности

Содержание дисциплины

 

Тема 1. Объект, предмет и структура курса социологии.

Понятие «социальное», его соотношение с иными сторонами общества.

Объект и предмет социологии.

Структура социологического знания и его уровни.

Основные функции и задачи социологии.

Место социологии в системе общественных наук.

 

Тема 2. История становления и развития социологии как науки.

Возникновение и этапы развития социологической науки.

Концепции теоретической социологии Х1Х – начала ХХ веков.

Эмпирическая социология середины ХХ века.

Важнейшие направления современной западной социологии.

Развитие социологии в России и Беларуси.

 

Тема 3. Общество как социальная система.

Общество как целостная система.

Основные типы общество, их особенности.

Общество с позиций социального детерминизма и функционализма.

Социальное взаимодействие и социальные отношения.

 

Тема 4. Культура и личность в социальных отношениях.

Социологическое понимание культуры.

Культурное развитие и культурная деградация.

Социализация личности и ее основные этапы.

Современные концепции личности.

Воспитание личности как приобщение к культуре.

 

Тема 5. Социальная стратификация и социальные институты.

Понятие социальных групп, их виды и особенности.

Социальная стратификация и социальная мобильность.

Социальные институты, их типы и функции.

Социальные организации, их классификация.

 

Тема 6. Социальные конфликты и социальное управление.

Сущности и виды социального конфликта.

Пути и способы разрешения социальных конфликтов.

Объект и субъект социального управления.

Особенности социального управления в современном обществе.

 

Тема 7. Общественное мнение и социальный контроль.

Понятие общественного мнения, его структура и функции.

Социологические методы изучения общественного мнения.

СМИ и их влияние на общественное мнение.

Социальный контроль и социальные санкции.

 

Тема 8. Образование и семья в системе социальных институтов.

Образование как социальный институт.

Особенности системы образования в Республике Беларусь.

Понятие семьи и ее основные функции.

Тенденции развития современной семьи.

 

Тема 9. Программа и виды социологического исследования.

Социологическое исследование, его этапы и виды.

Структура программы социологического исследования.

Генеральная совокупность и выборка в исследовании.

Организация работ социологической группы

 

Тема 10. Методы сбора социологической информации.

Анализ документов как метод сбора социологической информации.

Метод опроса в социологическом исследовании.

Социологическое наблюдение и социальный эксперимент в социологии.

4. Обработка и анализ социологических данных.

 

Рекомендуемая литература:

 

Бабосов Е.М. Прикладная социология. Учеб. пособие. – Мн.: Тетра-Системс, 2000.

Бабосов Е.М. Общая социология. Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: Тетра-Системс, 2002.

Галко И.К. Экономическая социология / И.К. Галко, Е.З.Ломоносов. Мн.: Бел. наука, 2001.

Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. – М.: Политиздат, 1998.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учеб пособие для вузов, 5 изд. – Мн.: Изд-во «Университетское», 2001.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

Динамика общественного мнения о социально-политической ситуации в Беларуси. Сб. науч. трудов. / Под общ. ред. М.Н. Хурса. – Мн.: ИСПИ, 2003.

Дорин А.В. Экономическая социология. – Мн., 1997.

Дюркгейм Э.О. Социология образования. – М.: ИНТОР, 1996.

Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учеб. пособие. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003.

Есть мнение. Итоги социологического опроса. – М., 1990.

Ионин Л.Т. Понимающая социология: Историко-критический анализ. – М., 1984.

История социологии / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: Выш. шк., 1997.

Кавецкий С.Т. Социологическое поле Брестчины. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003.

Кавецкий С.Т., Скакун Е.В. Социология физической культуры и спорта. Уче.-метод. указания. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003.

Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М., 1990.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века: История и технология. – Ростов-на-Дону,1996.

Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. – М., 1991.

Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. – Екатеринбург, 1998.

Маркевич Д. Социология труда. – М., 1998.

Молчанов В.И. Системный анализ социологической информации. – М., 1981.

Нечаев В.Я. Социология образования. – М., 1992.

Овчаренко В.И., Грицанов А.А. Социологический психологизм: Критический анализ. – Мн., 1990.

Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Под ред. Д.Г. Ротмана, А.Н. Данилова, Л.Г. Новикова. – Мн.: БГУ, 2001.

Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. – М., 1973.

Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. – М., 1997.

Осипов Г.В. Социология. – М., 1990.

Социология / под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 2000.

Социология ХХ века: социальные вызовы и альтернативы // Социс, 2003, № 1.

Социологическая энциклопедия. Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн.: БелЭн, 2003.

Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции (Интервью с А.Бороноевым, А. Кравченко, В. Култыгиным, Г. Татаровой, Ж. Тощенко, В. Ядовым) // Социс, 2003, № 9.

Словарь прикладной социологии / Отв. Ред. Давидюк Г.Т. – Мн., Университетское, 1984.

Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990.

Социологическая энциклопедия /Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн.: БелЭн, 2003.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Изд-во НОРМА, 2002.

Социология / Под ред. В.Н. Лаврененко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Социология / Под ред. В.П. Сальникова. – Санкт-Петербург, 2000.

Социология – наука об обществе / Под общ. ред. В.П. Андрущенко. – Харьков, 1996.

Социология ХХ века: социальные вызовы и альтернативы // Социс, 2003, № 1.

Тадевосян Э.В. Социология. М.: Знание, 1993.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М., 1991.

Радугин А.А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

Рабочая книга социолога. – М.: Наука, 1977.

Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Тадевосян Э.В. Социология. – М.: Знание, 1993.

Тощенко Ж. Социология. – М.: Прометей, 2000.

Фролов С.С. Социология. – М., 1996.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

Харчев А.Т. Социология воспитания. – М., 1990.

Шаронова С.А. Игровые ситуации в преподавании социологии // Социс, 2003, № 2.

Шереги Ф.Э. Социология образования. – М.: Юрист, 1997.

Шикун А.И. Введение в прикладную социологию. – Брест: БрГУ, 1999.

Шикун А.И. Социологический практикум. – Мн.: «Амалфея», 2000.

Шикун А.И. Социологическое исследование. – Брест: БрГУ, 1998.

Шикун А.И. Конспект лекций по социологии (в 3 частях). – Брест, БГПИ – БрГУ, 1993-1995.

Шикун А.И. Образ жизни и здоровье молодежи. Монография. – Брест: изд. БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1987.

 

Раздел 2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Изучение курса социологии предполагает проведение семинарских занятий с целью лучшего и более глубокого усвоение этой учебной дисциплины, а также активизации самостоятельной работы студентов. На семинары выносятся основные темы как теоретической, так и прикладной социологии.

Примерный перечень тем занятий, рекомендуемых к рассмотрению на семинарских занятиях, приводится ниже.

 

Тематика семинарских занятий

Кол-во

часов

Социология как наука и учебная дисциплина

Этапы становления и развития социологической мысли

Общество, культура, личность

Социальная структура и стратификация

Социальные общности и институты

Образование и семья как социальные институты

Программа социологического исследования

8. Методы сбора социологической информации

2

2

2

2

2

2

2

2

Всего часов:

16

 

Название тем и количество часов носят ориентировочный характер и могут корректироваться в ту или иную сторону с учетом специфики каждого конкретного факультета.

Допускается возможность спецкурсов по отдельным темам, которые позволят студентам получить более глубокие научные знания по актуальным социологическим проблемам.

Вопросы, содержащиеся в планах семинарских занятий, раскрывают логику рассмотрения каждой темы, акцентируют внимание студентов на ключевых проблемах.

На занятиях рекомендуется шире использовать практические задания, задачи и упражнения, направленные на активизацию мыслительной деятельности студентов. Практические задания обычно содержат:

контрольные вопросы для самопроверки усвоенных знаний, состоящие из репродуктивных вопросов, направленных на запоминание необходимых сведений; продуктивных вопросов, ориентированных на развитие творческого мышления; проблемных вопросов, ставящих студента в ситуацию затруднения и требующих поиска новых, нетрадиционных решений;

задачи и упражнения, предполагающие развитие у студентов способностей к анализу разных точек зрения, альтернативных способов решения тех или иных практических вопросов, оценки целесообразности, экономичности конкретных видов исследовательских работ;

задания по самостоятельному проведению основных исследовательских процедур, развивающие у студентов навыки составления программы исследования, сбора, обработки и анализа собранной информации, разработки практических рекомендаций, оформления полученных результатов исследования в виде научного отчета.

Примерные варианты практических заданий можно позаимствовать из социологических практикумов (авторы: А.И. Шикун, Е.М. Бабосов). Рекомендуемые задания не являются окончательными и обязательными для всех студентов. Каждый преподаватель, безусловно, может их видоизменять, используя лишь в качестве основы, своеобразного алгоритма, для разработки иных вариантов заданий, более точно соответствующих решению конкретных учебных (дидактических) и практических (прикладных) задач, учитывающих специфику факультета, особенности каждой студенческой группы.

Преподаватель может часть учебного времени уделить проведению коллоквиумов и контрольных работ, заслушиванию и обсуждению рефератов. Прилагаемая ниже тематика рефератов дает возможность глубже изучить отдельные, наиболее актуальные проблемы социологи, увязать изучаемые вопросы с местным фактическим материалом, учесть специфику специальностей, которые осваивают студенты вуза.

К каждой теме прилагается перечень литературы, которая будет способствовать более глубокому изучению основ социологии студентами университета, поможет при написании рефератов и в процессе подготовки к зачету или экзамену. Дополнительные консультации по использованию литературы даст преподаватель с учетом специфики факультета.

Основные вопросы, рекомендуемые к семинарским занятиям и примерная тематика рефератов, приводится ниже:

 

Темы семинарских занятий

 

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина

 

Основные вопросы темы:

Специфика объекта и предмета социологической науки.

Место социологии в системе социально-гуманитарных наук.

Основные функции и уровни социологического знания.

Теоретическая и прикладная социология.

Тематика рефератов:

Объект и предмет социологической науки.

Структура курса социологии, ее основные уровни.

Важнейшие функции социологии.

 

Литература:

Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях «общество» и «социальное» // Социс, 2003, № 8.

Давидюк Г.П. Социологические законы // Социс, 2001, № 6.

Ельмеев В.Я. Проблемы метода современной теоретической социологии // ВМУ, серия 18, 1998, № 2.

Комозин А.Н., Кравченко А.И. Популярная социология. – М., 1991.

Култыгин В.П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство // Социс, 2000, № 8.

Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» // Социс, 2003, № 4.

Осипов Г.В. Социология. – М., 1990.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Социология ХХ века: социальные вызовы и альтернативы // Социс, 2003, № 1.

Социологическая энциклопедия. Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн.: БелЭн, 2003.

Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции (Интервью с А.Бороноевым, А. Кравченко, В. Култыгиным, Г. Татаровой, Ж. Тощенко, В. Ядовым) // Социс, 2003, № 9.

Тадевосян Э.В. Социология. М.: Знание, 1993.

Тахтарев К.М. Задачи и методы социологии // ВМУ, серия 18, 1998, № 3.

Титаренко Л.Г. Методические аспекты совершенствования преподавания социологии с учетом зарубежного опыта // Социс, 2000, № 8.

Тощенко Ж. Социология. М.: Прометей, 2000.

Фетисов В. Специфика социологии как науки и учебной дисциплины // Социс, 1992, № 9.

Шикун А.И. Конспект лекций по социологии. Часть 1. Введение в социологию. – Брест, 1993.

Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социс, 1990, № 2.

Резник Ю.М. Социальная теория и теоретическая социология на пути интеграции // Социс. – 2007. – № 9.

Подвонский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки // Социс. – 2005. – № 7.

Судьбы и перспективы эмпирической науки: материалы круглого стола // Социс. – 2005. – № 10.

Шавель, С. А. Высокая общественная миссия социологической науки / С. А. Шавель // Социология. – 2006. – № 1. – С. 40.

Злотников, А. Г. Системность социологического знания / А. Г. Злотников // Социология. – 2005. – № 3. – С. 18.

 

 

Тема 2. Этапы становления и развития социологической мысли

 

Основные вопросы темы:

Предпосылки возникновения социологии как науки

Социологические теории середины 19-ого и начала 20-ого веков.

Западная социология на рубеже двух тысячелетий.

Особенности развития социологической науки в России.

Белорусская социология.

 

Тематика рефератов:

Этапы возникновения и развития социологической науки.

Социологические воззрения Сен-Симона и Огюста Конта.

Основные направления развития социологической мысли в 20 веке.

4 Социология в Беларуси: история и современность.

 

Литература:

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс, 1994, № 5.

Голосенко И.А. Оглядываясь на О. Конта // Социс, 1999, № 1.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Мн.: Университетское. 1997.

Дюркгейм Э.О. Разделение общественного труда. Метод социологии. – М.: Наука, 1991.

Давыдов Ю.М. Макс Вебер и Россия // Социс, 1992, № 3.

Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России //Социс, 2000, №3.

Ионин Л. Понимающая социология: историко-критический анализ. М., 1984.

Истон Д., Деннис Дж. Дети в политической системе: основа политической законности // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

История социологии / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Мн.: Выш. шк., 1997.

Кавецкий С.Т. Социологическое поле Брестчины. – Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003.

Кравченко А.И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация // Социс, 1997, № 4.

Кудрявцев В.А. Мировоззренческие основы возникновения социологии (на примере творчества О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера) // ВМУ, серия 18, 1999, № 3.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996.

Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» // Социс, 2003, № 4.

Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // Социс, 1992, № 5.

Московин С. Век толп. М.,1996.

Москвин С.А., Спенсер против тоталитаризма // Социс, 1992, № 2.

Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // Социс, 1996, № 2.

Синютин М.В. О. Конт и наше время // Социс, 1999, № 1.

Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Соколова Г.Н. Экономическая социология. Мн.: Выш. шк., 1998.

Сорокин П. Социализм и социальное равенство // Социс, 2001, № 5.

Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня, завтра // Социс, 1999, № 7.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Социология – наука об обществе / Под общ. ред. В.П. Андрущенко. Харьков, 1996.

Тадевосян Э.В. Социология. М.: Знание, 1993.

Шикун А.И. Конспект лекций по социологии. Часть 1. Введение в социологию. – Брест, 1993.

Осипов, Г. В. Российская социология в ХХI веке / Г. В. Осипов // Социс. – 2004. – № 3.

Осипов, Г. В. Три встречи с Питиримом Сорокиным / Г. В. Осипов // Социс. – 2004. – № 5.

Тощенко, Ж. Т. Новое слово в истории социологии / Ж. Т. Тощенко // Социс. – 2005. – № 1.

К итогам XVI Всемирного социологического конгресса // Социс. – 2007. – № 1.

Кравченко, С. А. Куда идёт развитие мировой социологии / С. А. Кравченко // Социс. – 2007. – № 1.

Култыгин, В. П. Мировые конгрессы как социологический феномен / В. П. Култыгин // Социс. – 2007. – № 1.

Покровский, Н. Е. Конгресс – ожидания и реалии / Н. Е. Покровский // Социс. – 2007. – № 1.

Тощенко, Ж. Т. О тенденциях развития социологии в современном мире / Ж. Т. Тощенко, Н. В. Романовский // Социс. – 2007. – № 6.

Современная западная социология : хрестоматия : учебное пособие / Г. Н. Соколова, Л. Г. Титаренко. – Минск : Тесей, 2008. – 520 с.

Кавецкий, С. Т. Концепция аномии Э. Дюркгейма и современное развитие / С. Т. Кавецкий // Социология. – 2008. – № 1.

Социология : традиции и современность : сборник материалов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Э. Дюргкейма, 18-19 апреля 2008 г. / Е. В. Скакун, С. Т. Кавецкий. – Брест : Изд-во БрГУ им. А. С. Пушкина, 2008. – 241 с.

 

Тема 3. Общество, культура, личность

 

Основные вопросы темы:

Понятие и содержание общества как целостной системы.

Структура и исторические типы общества.

Социологические теории взаимодействия.

Культура как система ценностей и норм в общественной жизни.

Понятие личности в социологии

Социализация и индивидуализация личности.

Отклоняющееся поведение личности.

 

Тематика рефератов:

О. Конт о трех стадиях эволюции общества.

Общество как социокультурная система.

Актуальные проблемы современного общества.

Понятие культура в социологии и других науках.

Культурное развитие и культура деградации.

Личность как объект и субъект социальных отношений.

Социологические подходы к проблемам современной молодежи.

 

Литература:

Американская социология. – М., 1992.

Бабосов Е.М. Общая социология. Учеб. пособие для студентов вузов.– Мн.: Тетра-Системс, 2002.

Бердяев Н. Смысл истории. – М., 1990.

Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

Кравченко А.И. Социология. – М., 2001.

Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект-Пресс, 1997.

Радугин А.А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.

Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия // Вопросы социологии. – 1993. № 3.

Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А.Н. Данилова. – Мн.: БелЭн, 2003.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Изд-во НОРМА, 2002.

Тадевосян З.В. Социология. – М.: Знание, 1995.

Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка // ВМУ, серия 18, 1997, № 3.

Бергер П.Л. Общество в человеке // Социс, 1995, № 2.

Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья Социс, 2003, № 11.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996.

Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социс, 2003, № 12.

Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Овчаренко В.И., Грицанов А.А. Социологический психологизм: Критический анализ. Мн., 1990.

Осипов Г.В. Социология. М., 1990.

Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология // Социс, 1999, № 5.

Рагимова О.А. Здоровье младших школьников Саратова // Социс, 2003, № 11.

Ротман Д.Г., Веремеева Н.П., Левицкая И.В., Правадивец В.В. Белорусский вариант харизмы // Социс, 2003, № 3.

Самсонова М.Н. Политическая социализация российских школьников // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Социология / Под ред. В.Н. Лаврененко. М., 1998.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Титова М.А. Социально-символическая интерпретация функции отца в процессе социализации ребенка // ВМУ, серия 18, 1997, № 3.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

Шикун А.И. Конспект лекций по социологии. Часть 2. Специальные социологические теории. Брест: БрГУ, 1994.

Шикун А.И. Образ жизни и здоровье молодежи. Монография. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003.

Гидденс, Э. К социологическому сообществу / Э. Гидденс // Социс. – 2007. – № 9.

Тощенко, Ж. Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа / Ж. Т. Тощенко // Социс. – 2007. № 9.

Фетисов, В. Е. Социальная жизнь как предмет исследования социологии / В. Е. Фетисов // Социс. – 2007. – № 6.

 

Тема 4. Социальная структура и стратификация

 

Основные вопросы темы:

Понятие социальной структуры общества и ее элементы.

Типология социальных групп.

Понятие социальной стратификации

Концепции социальной стратификации.

Социальная структура современного белорусского общества

 

Тематика рефератов:

Теория социальной стратификации.

Социальная мобильность.

Социальная группа микроэлемент общественной структуры

 

Литература:

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социс, 2000, № 4.

Ахтямова В.Н. Социальная дифференциация общества и интересов // Социс, 1997, № 8.

Бабосов Е.М. Общая социология. Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: Тетра-Системс, 2002.

Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа // Социс, 2003, № 1.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс, 1994, № 5.

Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфере // Социс, 2003, № 4.

Волошин Ю. Как взрывали СССР // Беларуская думка, 1996, № 2.

Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс, 1998, № 10.

Девис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации. В сб. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. Екатеринбург, 1998.

Дорин А.В. Экономическая социология. Мн., 1997.

Иноземцев В.Л. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах // Социс, 2000, № 8.

Максимов Б.И. Рабочий класс, социология и статистика // Социс, 2003, №1.

Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс, 1992, № 4.

Мнацаканян М.О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире // Социс, 1999, № 5.

Моска Т. Правящий класс // Социс, 1994, № 10.

Осипов Г.В. Социология. М., 1990.

Петухов В.В. Политические ценности и поведение среднего класса // Социс, 2000, № 3.

Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социс, 1999, № 7.

Социология / Под ред. В.Н. Лаврененко. М., 1998.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Социология / Под ред. В.П. Сальникова. Санкт-Петербург, 2000.

Тощенко Ж. Социология. М.: Прометей, 2000.

Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социс, 1999, № 9.

Шикун А.И. Конспект лекций по социологии. Часть 1. Введение в социологию. Брест, 1993.

Беляева, Л. А. И вновь о среднем классе России / Л. А. Беляева // Социс. – 2007. – № 5.

Римашевская, Н. М. Бедность и маргинализация населения / Н. М. Римашевская // Социс. – 2004. – № 4.

Смирнова, Р. А. Факторы формирования адаптационных стратегий социально уязвимых слоёв населения Беларуси / Р. А. Смирнова // Социс. – 2005. – № 10.

Кавецкий, С. Т. Социально-стратификационная структура общества / С. Т. Кавецкий // Брестский социологический барометр : учебник / С. Т. Кавецкий. – Брест : Альтернатива, 2005. – С. 27-38.

 

Тема 5. Социальные общности и институты

 

Основные вопросы темы:

Социальная общность как элемент социальной структуры

Виды социальных общностей.

Институт как элемент социальной системы общества.

Структура социальных институтов и их типология

Специфика функционирования социальных институтов в Республике Беларусь.

 

Тематика рефератов:

Социальный институт, виды социальных институтов

Социальная общность как макроэлемент общественной структуры

 

Литература:

Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996.

Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Осипов Г.В. Социология. М., 1990.

Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология // Социс, 1999, № 5.

Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Социология / Под ред. В.Н. Лаврененко. М., 1998.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Шикун А.И. Конспект лекций по социологии. Часть 2. Специальные социологические теории. Брест: БрГУ, 1994.

Захаров, А. В. Традиционная культура в современном обществе / А. В. Захаров // Социс. – 2004. – № 7.

Скородумова, О. Б. Хакеры как феномен информационного пространства / О. Б. Скородумова // Социс. – 2004. – № 2.

Зборовский, Г. Е. Социология досуга и социология культуры : поиск взаимосвязи / Г. Е. Зборовский // Социс. – 2006. – № 12.

Ижикова, Н. В. Культура и политика. Методологические проблемы / Н. В. Ижикова // Социс. – 2007. – № 5.

Хагуров, Т. А. Постмодернизм в поле массовой культуры / Т. А. Хагуров // Социс. – 2007. – № 9.

Галкин, А. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации / А. А. Галкин, Ю. А. Красин // Социс. – 2003. – № 8.

Зборовский, Г. Е. Ностальгия российских эмигрантов : пробный опрос в Финляндии / Г. Е. Зборовский, Е. А. Широкова // Социс. – 2003. – № 8.

Гуревич, М. А. Физическая культура в уральском регионе / М. А. Гуревич, Т. Ю. Радиловская // Социс. – 2003. – № 3.

Муздыбаев, Е. Оптимизм и пессимизм личности / Е. Муздыбаев // Социс. – 2003. – № 12.

Рабжаева, М. В. Какая идентичность у жителей Санкт-Петербурга? / М. В. Рабжаева, В. Е. Семенков // Социс. – 2003. – № 3.

Соколов, В. М. Толерантность: состояние и тенденции / В. М. Соколов // Социс. – 2003. – № 8.

Титаренко, Л. Г. «Парадоксальный белорус»: противоречия массового сознания / Л. Г. Титаренко // Социс. – 2003. – № 12.

Акулич, Е. М. Музей как социокультурное явление / Е. М. Акулич // Социс. – 2004. – № 10.

Бунчак, Я. Социокультурная трансформация в Словакии 1990-х годов (некоторые итоги) / Я. Бунчак // Социс. – 2004. – № 7.

Востряков, Л. Е. Субъекты культурной политики региона при переходе к рынку / Л. Е. Востряков, А. Е. Чирикова // Социс. – 2004. – № 10.

Феномен аномии, отчуждения, девиантного (отклоняющегося) поведения. Секция № 2 : сборник материалов Международной научно-теоретической конференции «Социология : традиции и современность», посвященной 150-летию со дня рождения Э. Дюркгейма, 18-19 апр. 2008 г. / Е. В. Скакун, С. Т. Кавецкий. – Брест : Изд-во БрГУ, 2008. – С. 87-152.

 

Тема 6. Образование и семья как социальные институты

 

Основные вопросы темы:

Образования, его функции и уровни.

Теории современного образования.

Совершенствование образования в Республике Беларусь.

Понятие и функции семьи.

Тенденции развития современной семьи.

Тематика рефератов:

Современные социологические концепции образования.

Пути совершенствования школьного образования.

Основные причины разводов в современной семье.

 

Литература:

Гендин А.М., Сергеев М.И. Реформирование школы в зеркале учительских мнений // Социс, 2000, № 12.

Долгоруков Ю.М. Развитие образования в условиях информатизации общества // ВМУ, серия 18, 1999, № 4.

Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР, 1996.

Железнякова С.И. Социокультурные ориентации учителей // Социс, 2001, № 4.

Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс, 2000, № 6.

Иванов В.Н. Социология сегодня: Опыт и проблемы социологического исследования. М., 1989.

Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс, 2003, № 7.

Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социс, 1991, № 1.

Котляр И. Знай право – не забывай об обязанностях // Беларуская думка, 1997, № 9.

Кукушкина Е.И. Семья и семейные традиции в современной глобалистике // ВМУ, серия 18, 2000, № 1.

Лебедь О.Л. Социальный портрет семьи в современном фольклоре // Социс, 1999, № 11.

Лапшов В.А. О бюджете учебного времени школьников // Социс, 2001, № 4.

Малинаускас Р.К. Динамика социальной ответственности студентов педвуза // Социс, 2003, № 7.

Медкова М.В., Проневская И.В. Имидж семьи в рекламе на телевидении // ВМУ, серия 18, 2000, № 4.

Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс, 1999, № 11.

Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

Образование как фактор социальной дифферианциации и мобильности («круглый стол») // Социс, 2003, № 5.

Петров А.Ю. Учебная перегруженность в школе // Социс, 2001, № 4.

Проневская И.В. Семья в социальной философии Сократа, Платона и Аристотеля // ВМУ, серия 18, 1998, № 4.

Прохода В.А. Государственная и частная школа: различия между учащимися // Социс, 2000, № 12.

Рагимова О.А. Здоровье младших школьников Саратова // Социс, 2003, № 11.

Самнер У. Обычаи и нравы. В сб. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. Екатеринбург, 1998

Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе // Социс, 2001, № 4.

Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социс, 2003, № 10.

Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк) // ВМУ, серия 18, 1997, № 3.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг // Социс, 2003, № 4.

Стражев В., Володько В., Яковенко Л. Дорога в судьбу // Беларуская думка, 1996, № 10.

Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // Социс, 2003, № 11.

Филлипов В.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.

Шикун А.И. Образ жизни и здоровье молодежи. – Брест: изд. БрГУ им. А.С. Пушкина, 2003.

Шикун А.И. Конспект лекций по социологии. Часть 2. Специальные социологические теории. Брест: БрГУ, 1994.

Богданова, Л. П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л. П. Богданова, А. С. Щукина // Социс. – 2003. – № 7.

Рабжаева, М. В. Историко-социальный анализ семейной политики в России ХХ века / М. В. Рабжаева // Социс. – 2004. – № 6.

Лысова, А. В. Насилие в семье – объект социальной политики в США / А. В. Лысова // Социс. – 2005. – № 12.

Балабанова, Е. С. Экономическая зависимость женщин : сущность, причины и последствия / Е. С. Балабанова // Социс. – 2006. – № 4.

Каримова, З. Х. Жизненные ценности одиноких матерей / З. Х. Камирова // Социс. – 2007. – № 6.

Лин, Д. Г. Опыт анализа не состоявших в браке в Беларуси / Д. Г. Лин, А. В. Парахневич, С. Д. Предыбайло // Социс. – 2007. – № 9.

Демиденко, Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире / Э. С. Демиденко // Социс. – 2005. – № 2.

Зборовский, Г. Е. Образование как ресурс информационного общества / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина // Социс. – 2005. – № 7.

Праздников, Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования / Г. А. Праздников // Социс. – 2005. – № 10.

Покровский, Н. Е. Что происходит с гуманитарным образованием? / Н. Е. Покровский // Социс. – 2006. – № 12.

Высшая школа России : разнообразие форм, ресурсы, перспективы («круглый стол») // Социс. – 206. – № 8.

Гаврилюк, В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности / В. В. Гаврилюк // Социс. – 2006. – № 12.

Запесоцкий, А. С. Дети эпохи перемен : их ценности и выбор / А. С. Запесоцкий // Социс. – 2006. – № 12.

Вакан, Л. Социология образования П. Бурдье / Л. Вакан // Социс. – 2007. – № 6.

Добренькова, Е. В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс / Е. В Добренькова // Социс. – 2007. – № 6.

Майкова, Э. Ю. Социологическое образование в свете Болонского процесса / Э. Ю. Майкова // Социс. – 2007. – № 8.

Макарова, М. Н. Болонский процесс: мнения и ожидания / М. Н. Майкова, В. С. Соломенников // Социс. – 2007. – № 6.

Прокопенко Ю.А. Потребности студентов в дистанционной модели образования / Ю. А. Прокопенко, Л. М. Бакшеева // Социс. – 2007. – № 3.

 

 

Тема 7. Программа социологического исследования

 

Основные вопросы темы:

Понятие прикладного социологического исследования, его этапы и виды.

Структура программы социологического исследования.

Эмпирическая интерпретация понятий.

Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативность выборки.

Организация социологического исследования.

 

Тематика рефератов:

Структура программы социологического исследования.

Объект и предмет социологического исследования.

Цель, задачи и гипотезы исследования.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.

Виды социологического исследования.

Литература:

Бабосов Е.М. Прикладная социология. Учеб. пособие. Мн.: Тетра-Системс, 2000.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

Давидюк В.Г. Введение в прикладную социологию. М., 1989.

Иванов В.Н. Социология сегодня: Опыт и проблемы социологического исследования. М., 1989.

Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 1990.

Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социс, 2003, № 11.

Королев Ю.Т. Выборочный метод в социологии. М., 1975.

Манаев О. Опыт контент-анализа альтернативной прессы Белоруссии // Социс, 1991, № 8.

Мягков А.Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе. (Аналитический обзор зарубежных исследований) // Социс, 1999, № 5.

Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // Социс, 2000, № 8

Мягков А.Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов // Социс, 2003, № 2.

Рабочая книга социолога. М., 1976.

Словарь прикладной социологии. / Отв. Ред. Давидюк Т.П. Мн.: Университетское, 1984.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Шикун А.И. Конспект лекций по социологии, ч. 3.Методика социологического исследования. Брест: БрГУ, 1995.

Шикун А.И. Социологический практикум. Учеб.пособие. Мн.: Амалфея, 2000.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

Савинская, О. Б. Субъективность в качественном исследовании : новые походы / О. Б. Савинская // Социс. – 2007. – № 10.

Яушева, А. А. Формирование выборки : поиск новых возможностей / А. А. Яушева // Социс. – 2007. – № 8.

Давыдов, А. А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта) / А. А. Давыдов // Социс. – 2005. – № 1.

Лаба, Л. Я. Способы интеграции качественных и количественных методов / Л. Я. Лаба // Социс. – 2004. – № 2.

 

Тема 8. Методы сбора социологической информации

 

Основные вопросы темы:

Анализ документов в социологическом исследовании.

Виды социологического проса (анкетный опрос, интервьюирование, экспертные оценки, социометрический опрос, тестирование,).

Метод социологического наблюдения.

Социальный эксперимент как метод сбора информации.

Обработка и анализ социологической информации.

Тематика рефератов:

Метод контент-анализа в социологическом исследовании.

Использование метода социологических опросов.

Методы анализа социологической информации.

 

Литература:

Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн.: Тетра Системс, 2000.

Веселкова Н.В. Об этике исследования // Социс, 2000, № 8.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

Гурьев В.и. Основы социальной статистики: методы, система показателей, анализ. М., 1991.

Иванов В.Н. Социология сегодня: Опыт и проблемы социологического исследования. М., 1989.

Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 1990.

Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социс, 2003, № 11.

Манаев О. Опыт контент-анализа альтернативной прессы Белоруссии // Социс, 1991, № 8.

Мягков А.Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе. (Аналитический обзор зарубежных исследований) // Социс, 1999, № 5.

Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // Социс, 2000, № 8

Мягков А.Ю. Экспериментальные стратегии диагностики и измерения искренности респондентов // Социс, 2003, № 2.

Ньюман Л. Полевое исследование // Социс, 1999, № 4.

Огрызков – Вевюровский Г. Версии вопроса при исследовании общественного мнения // Социс, 2003, № 6.

Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1973.

Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондента // Социс, 1999, № 2.

Словарь прикладной социологии. / Отв. Ред. Давидюк Г.П. Мн.: Университетское, 1984.

Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2005.

Шикун А.И. Конспект лекций по социологии, ч. 3.Методика социологического исследования. Брест: БрГУ, 1995.

Шикун А.И. Социологический практикум. Учеб.пособие. Мн.: Амалфея, 2000.

Романов, П. В. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб / П. В. Романов // Социс. – 2005. – № 4.

Тихонова, Н. Е. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества / Н. Е. Тихонова, Н. М. Давыдова, И. П. Попова // Социс. – 2004. – № 6.

 

Контрольные вопросы

 

Объект и предмет социологии.

Функции социологии и уровни социологического знания.

Возникновение и этапы развития социологической науки.

Основные концепции теоретической социологии IХ – нач. ХХ вв.

Особенности развития социологии в ср. Х – нач. ХХI вв.

Социология в России. Белорусская социология.

Общество как социальная система. Типы общества.

Социальная структура, ее основные элементы.

Социальные группы. Типология социальных групп.

Социальная стратификация и социальная мобильность.

Социальная организация и социальный институт.

Социальный контроль и социальное управление.

Культура как система социальных ценностей и норм.

Культурное развитие и культурная деградация.

Социологические концепции личности.

Социализация и индивидуализация личности.

Функции и уровни образования.

Теории современного образования.

Понятие и функции семьи как социального института.

Структура и типы семьи и брака.

Динамика и мотивы разводов.

Понятие и виды социального конфликта.

Теории социального конфликта.

Социологическое исследование, его основные этапы.

Программа социологического исследования.

Анализ документов как метод сбора информации.

Опрос в социологическом исследовании, его виды.

Социологическое наблюдение.

Социальный эксперимент в социологическом исследовании.

Обработка и анализ социологической информации.