background:#336699;

index

 

 

 

 

 

Тема: Социальное воспитание как условие успешной социализации

 

План:

1. Воспитание как социальный институт

2. Социальное воспитание и его сущность

3. Принципы социального воспитания.

4. Система социального воспитания.

 

Литература :

1.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.-М.,1997.-с.218-233, 252-268

2.Мудрик А.В. Социальная педагогика.-М.,1999.с.45-47, 49-50, 106-107,150-152.

3.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. –М.,2001

4. Левко, А. И. Социальная педагогика : Учеб.пособие для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений / А. И. Левко. - Мн. : ИВЦ Минфина, 2003. - 340с.

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи // НРПА РБ 30 декабря 2006 г., № 8/15613

6. Никитина, Л. Е. Социальная педагогика : Учеб. пособие для вузов / Л. Е. Никитина. - М. : Академический Проект, 2003. - 269с.

 

1 Вопрос. Воспитание как социальный институт.

Воспитание – основная категория педагогики, а следовательно, и социальной педагогики как составной части первой.

Воспитание можно рассматривать в нескольких аспектах:

- как общественное явление

- как деятельность

- как процесс взаимодействия или как процесс воздействия.

Каждый из этих подходов затрагивает лишь какую-то одну сторону воспитания, а не рассматривает его как педагогическую категорию в целом.

В отечественной педагогике выделяют и рассматривают

-воспитание в широком социальном смысле (воздействие на человека общества в целом);

-- воспитание в широком педагогическом смысле (как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений);

--воспитание в узком педагогическом смысле (воспитательная работа с целью формирования у детей системы заданных качеств).

Как общественное явление воспитание сложный и противоречивый процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества, в быт, общественно-производительную деятельность, становления их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями.

Воспитание как общественное явление характеризуется следующими особенностями:

1. Возникло из практических потребностей приспособления, приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни.

2. Категория вечная, необходимая. Воспитание появляется с возникновением человечества и существует пока живет общество.

3. Имеет конкретно-исторический характер.

4. В широком социальном смысле воспитание включает в себя обучение и образование, а также воспитание как педагогический процесс.

В последние годы подходы к воспитанию, его определению значительно расширились.

В зарубежной педагогике воспитание трактуется как:

-- любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развить возможности людей, включая их интеллект, физические, нравственно-этические и другие качества;

-- развивающий процесс, обеспеченный школой иди другими учреждениями, которые организованы главным образом для учебы и научения;

-- общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу;

- социальный процесс с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения ( особенно школы) , для того чтобы они могли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

Несколько изменяется содержательная характеристика воспитания и в отечественной педагогике. (Концепция воспитания детей и учащейся молодежи: культура здорового образа жизни, культура семейных отношений, экологическая культура, культура половых отношений, национальная культура. Появляется социальное воспитание).

В культурно-историческом контексте содержание воспитание включало в себя :

--воспитание семейное

--воспитание религиозное

--воспитание социальное (общественное)

2 Вопрос. Социальное воспитание и его сущность.

Сегодня актуален вопрос: Каким образом воспитывает индивида сама социальная жизнь общества? Как воспитывать человека, чтобы он мог успешно функционировать в многообразной системе социальных отношений?

Шарль Монтескье ( 1689- 1755) - « Ныне же мы получаем воспитание из трех различных и даже противоречивых друг другу источников : от наших отцов, от наших учителей, и от то, что называют светом. И уроки последнего, часто разрушают идеи двух других».

К сожалению, сегодня можно констатировать, что отсутствует взаимосвязь и преемственность между основными звеньями системы воспитания – семьей, учебно-воспитательными учреждениями разного типа ; что недостаточное внимание уделяется средовому фактору в воспитании и социализации подрастающего поколения; что имеет место вестернизация важнейших сфер жизни общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций.

Чтобы воспитание рассматривать как начало и как путь социализации нужно искать новые подходы к трактовке его сущности, к пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития. Важно понять и осознать, что

  • воспитание сегодня становится своеобразным механизмом актуализации идей развития детей и молодежи, формирования у них социальных качеств и свойств;
  • в связи с усилением социальной направленности – воспитание нужно рассматривать как деятельность по приобщению людей к социальному опыту во всех его формах ( знания, ценности, нормы, качества , навыки и умения деятельности и общения) , а также по развитию индивидуальных возможностей и способностей каждого человека . Следует помнить , что социальный опыт – это результат активного взаимодействия с окружающим миром;
  • главными элементами психолого-педагогического усвоения социального опыта является деятельность, набор разнообразных социальных ролей , который позволяет проникнуть в природу усвоения субъектом опыта его взаимоотношений с окружающей действительностью, Самосознание ( окружающий мир, взаимодействие с людьми личность воспринимает через призму «Я-концепции»; система ценностных отношений : к миру, к жизни, человеку , труду и т.д.;
  • основными задачами социально ориентированного воспитание должно стать создание социокультурной среды, где личность развивается и приобретает социальный опыт; оказание помощи личности в социальной самоидентификации и самореализации природных задатков и творческих способностей; снятие противоречия между социальным и индивидуальным.

Тогда, что следует понимать под социальным воспитанием?

Как отмечает А.И.Левко, термин социальное воспитание в настоящее время употребляется в двух аспектах:

1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними. При таком рассмотрении социального воспитания акцент делается на усвоение личностью групповых образцов, норм, стереотипов коллективной деятельности , стиля мышления той или иной социальной группы , общности. Результат такого воспитания – усвоить социальные роли, социальные ценности и нормы поведения и личность как объект культуры, представляющая собой итог социализации.

2. Социальное воспитание есть процесс овладения индивидом определенным типом культуры в ходе социализации и индивидуализации на основе приобщения к ценностям культуры, а также выполнения определенных социальных ролей. В данном подходе личность является активным субъектом культуры, обладающая свободой, волей, способностью к творческой деятельности. Акцент делается на развитие духовных и социальных качеств личности

Социальное воспитание на основе духовных ценностей может осуществляться с помощью:

общецивилизационного подхода , который исходит из общечеловеческих ценностей и понимания культуры как некоего идеала , идеальной цели;

поликультурного подхода, когда каждая локальная культура осознается как одна из возможных и тем самым определяет многообразие и плюрализм методов социального воспитания. Особая роль здесь принадлежит национальному, региональному, поселенческому воспитанию.

Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностных ориентаций человека в процессе социализации (А.В. Мудрик). Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в таких сферах как образование (обучение, просвещение, самообразование), организация социального опыта (организация жизнедеятельности формализованных групп, влияние на неформальные группы), индивидуальная помощь человеку (индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, попечительство и опека, патронат ).

Цель социального воспитания :

Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.

Социальный опыт- единство различного радо ЗУН, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

Овчарова Р.В. определяет социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизенноважных задач взаимодействия с окружающим миром :

1. формирование социальной компетентности;

2. достижение социального самоопределения;

3. достижение жизненного успеха

4. выживание в обществе.

Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

Общее и отличительно между «воспитанием как педагогическим процессом» и «социальным воспитание».

1. Социальное воспитание рассматривает индивида, личность как члена современной социальной группы, социальной общности , общества в целом, как представителя той или иной культуры. Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.

Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия умственного, нравственного и т.д. воспитания .

2. Социальное воспитание интересует вопрос «Как воспитывает индивиды сама социальная жизнь общества, а не отдельный индивид, взятый вне связи с социальной группой.

3. Социальное воспитание характеризует направленность на регулирование социально-культурного взаимодействия в социальной группе, общности; опора на социальное подражание, социальные чувства , социальные потребности и интересы; опора на социальное творчество; социальное воспитание во всех его модификациях , моделях , технологиях служит общественно-государственным инструментом стабилизации общества; система социального воспитания находится под постоянным контролем общества , т.е. той социальной системы частью которой она является.

4. Социальное воспитание сориентировано на решение двух взаимосвязанных задач – успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.

Схематически процесс социального воспитания можно представить как: ( по А.В. Мудрику)

1. включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций;

2. приобретение и накопление знаний, умений и других элементов социального опыта;

3. интериоризация (перенос общественного сознания в сознание индивидуальное) социального опыта: преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению социального опыта и деятельности;

4. экстериоризация социального опыта, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

По Овчаровой Р.В.

Процесс социального воспитания личности имеет свои а) циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой:

Б) свою структуру—цели и задачи ; средства реализации ( формы, методы , технологии); содержание ; объекты и субъекты ; результат ( определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии);

В) свои этапы – ориентационный , проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.

Объекты и субъекты социального воспитания.

Объект - существующий вне нас и независимо от нашего сознания

внешний мир, являющийся предметом познания и практического воздействия субъекта ; предмет , явление на которое направлена активность субъекта.

Объектом социального воспитания является человек, ребенок, ( процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).

Субъекты социального воспитания—конкретные люди ( педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

Ценности социального воспитания.

Ценность - основная характеристика любой культуры , указывающая на значимость в ней тех или иных явлений и фактов и определяющая форму отношений субъекта (отдельной личности или социальной общности) к своему бытию, реальным условиям жизнедеятельности через выражение определенных смыслов и значений его поведения и деятельности. ( Словарь социального педагога и социального работника.-Мн.,2001). Ценности объективны, но преломляются через призму субъективного, так как носителем ценностей является конкретный человек.

Социальное воспитание функционирует в конкретном обществе, следовательно, оно культивирует тот набор ценностей , которые адекватны типу государственного устройства , социально-политической системе данного общества.

Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:

1. Ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно (Имплицитные – т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры.

2. Ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т.е. зависящее от политических, правовых, нравственных , философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности.

3 вопрос. Принципы социального воспитания. ( самост. по учебнику А.В. Мудрика) -конспект.

Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации человека, а также подход к нему как субъект-субъектному взаимодействию и определение его как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций позволяет выделить ряд принципов, которые могут рассматриваться основанием организации социального воспитания

1. Принцип природосообразности

Аристотель, Я.А.Коменский, А. Дистервег. К.Д.Ушинский.

Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

Данный принцип предполагает необходимость ч учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2.Принцип культуросообразности (Дж.Локк, А.Дистервег,К.Д.Ушинский и др.)

Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами , традициями конкретной национальной , региональной культур , не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3.Принцип дополнительности в социальном воспитании.

Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития , наряду с природными, социальными , культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного , социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации , общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения.

Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6.Принцип гуманистической направленности воспитания

7.Принцип коллективности социального воспитания.

Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа , дает детям опыт жизни в обществе , опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания

4 вопрос. Система социального воспитания.

 

Система - определенный порядок в расположении и связи действий;

n нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей;

n совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организаций объединенных в единое целое.

Система социального воспитания может функционировать на национальном (государственном), региональном и локальном уровнях.

Система социального воспитания - совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства.

Она включает в себя различные воспитательные организации , такие как –

  • учебно-воспитательные учреждения различного типа;
  • учреждения для детей, подростков с ослабленным здоровьем;
  • учреждения для одаренных детей;
  • учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальными наклонениями;
  • организации занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией детей.

Структурными компонентами системы социального воспитания наряду с совокупностью учреждений являются также:

--Средства выделяемые государством для функционирования системы воспитания: материальные, финансовые, духовные;

--Кадры, необходимые для реализации функционирования системы социального воспитания: организаторы воспитания на национальном, региональном, локальном уровнях; воспитатели-профессионалы, воспитатели -волонтеры.

--Ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны социально-политической, экономической, идеологической системам общества

-- Органы управления воспитания.

-- Объекты социального воспитания.

Основные цели системы социального воспитания:

1. Формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации.

2. Обеспечение полноценного развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности.

3. Формирование социальной активности личности, способной к индивидуальной творческой деятельности по преобразованию действительности и себя.

4. Формирование личности готовой принять на себя ответственные дела и решения и в полной мере реализующей свою индивидуальность

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (далее - Концепция) определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачи воспитания в учреждениях образования:

  • формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

  • формирование культуры семейных отношений;
  • создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Основные составляющие воспитания:

  • идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности
  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;
  • нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;
  • воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
  • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;
  • гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
  • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
  • экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;
  • воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
  • воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

 

 

 

 

 

 

 

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ