background:#336699;

index

Лекция -  Девиация как социальная проблема.

План:

  1. 1.Понятие нормы и отклонения от нормы. (Самост. ист. 1.,11)
  2. 2.Понятие девиации. Виды девиаций.
  3. 3.Причины девиантного поведения .
  4. 4. Формы проявления девиантного поведения.
  5. 5.Концепции девиаций.

Литература:

  1. 1.Социальная педагогика /Под ред. М. Галагузовой.-М.,2000, Лекции 6, 13
  2. 2.Основы социальной работы /Под ред. П.Д.Павленок – М.,1998, Глава 23
  3. 3. Социальная педагогика /Под ред. В.А. Никитина.- М.,2000, Глава 5,6
  4. 4.Р.В. Овчарова . Справочная книга социального педагога.-М.,2001
  5. 5.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.,1999.
  6. 6.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения . М., 2001
  7. 7.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.,2000

9.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. – М., 2001

10.Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомания и токсикомания.- М.,1990

11.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения).- М.,2003

1 вопрос. Понятие «норма», «отклонение от нормы».

Понятие «норма» широко используется в ряде отраслей научного знания :медицине, психологии, социологии, криминологии. Вместе с тем, четкого однозначного определения «нормы» не возможно дать, так как в различных отраслях знания содержательное наполнение данной категории будет различным. (Нормальное здоровье и ненормальное; нормальное психическое развитие и ненормальное и т.д.; нравственная норма).

Словарь Ожегова: Норма – узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-либо (нормы поведения); установленная мера, средняя величина чего-либо.

Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель.

В медицине, психологии, педагогики, социологии имеются свои параметры, характеристики нормы.

Тогда все, что соответствует норме, представляется обычным является и нормальным.

То, что не соответствует норме – характеризуется через такое понятие как «отклонение».

Для социальной педагогики и социальной работы понятия «нормы» и «отклонения» представляются весьма важными, так как они в значительной степени отражают процессы развития, жизнедеятельности, функционирования человека. (Например: инвалид, правонарушитель и т.д.)

Отклонения могут носить как отрицательный, так и позитивный характер (умственная отсталость и гениальность).

Отклонения от нормы условно делят на следующие виды:

  • физические отклонения от нормы ( связаны со здоровьем человека и определяются, как правило по медицинским показателям . К отклонениям в физическом развитии относят болезнь, нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
  • Психические отклонения (связаны с умственным развитием человека, его психическими недостатками). К ним относят нарушения речи, эмоционально-волевой сферы.
  • Социальные отклонения ( связаны с нарушением социальной нормы. Социальная норма – обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества (Клейберг,1997). Основными функциями социальной нормы выступают: ориентационная, регулирующая, информационная, корректирующая. В разных культурах, системах ценностей понятие социальной нормы различно. То , что для одного общества является нормой в другом будет восприниматься как отклонение.

Социальные нормы делятся на две группы:

1) универсальные, распространяющиеся на каждого человека в обществе (соблюдение законов);

2) частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (профессиональная этика педагога, врача, нормы семейных взаимоотношений ).

Социальные нормы можно группировать и по другим признакам. Они могут подразделяться на моральные, правовые, политические , религиозные нормы.

По сфере регулируемых отношений выделяют следующие группы социальных норм:

  1. 1)Нравственные нормы;
  2. 2)Морально-этические;
  3. 3) Правовые;
  4. 4) Политические;
  5. 5) Организационно- профессиональные

Педагогические отклонения ( их выделяет М.А. Галагузова).

2 вопрос. Понятие девиации. Виды девиации.

Не соблюдение норм и правил поведения, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиацией.

Социологи определяют девиацию как поведение, считающееся отклонением от нормы группы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя.

Специалисты условно выделяют три вида отклоняющегося поведения:

  • девиантное,
  • делинквентное (противоправное)
  • криминальное (преступное) поведение..

 

2.1.Девиантное поведение.

Поведение - единство мотивационно-ценностной и операциональной сторон человеческой деятельности.

Девиантное поведение всегда связано с каким – либо несоответствием

человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения.

А.Коэн определяет девиантное (отклоняющееся) поведение как поведение, которое идет вразрез с институциолизированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы.

Е.В. Змановская: Девинтное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые в качестве эталона «нормы» предпочитают экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Девиантными, по мнению ряда ученых, могут быть не только действия, но и идеи, взгляды.

Существенные признаки девиантного поведения:

  • несоответствие общепринятым или официально установленным социальным нормам.(статистический критерий нормально все, что встречается не реже 50%; 2-3% по обе стороны нормы имеют выраженные нарушения поведения, 20% - небольшие отклонения.
  • Поведение и личность его проявляющая имеют негативную оценку со стороны людей.
  • Наносит ущерб личности или окружающим
  • Характеризуется в основном как стойко повторяющееся.
  • Рассматривается в пределах медицинской нормы
  • Имеет выраженное возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Термин девиантное поведение может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - не младше 9 лет.

Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления, поведения; и в различных формах социальной патологии (пьянство, проституция, наркомания и т.д.).

Такого рода отклонения дезорганизуют общественную систему, подрывают ее основы, наносят ущерб самой личности.

Отдельные исследователи девиантным называют и антидисциплинарное поведение и относят к нему ситуационно обусловленные поведенческие реакции: агрессивность, самовольное и систематическое отклонение от учебной или трудовой деятельности, бродяжничество, попытки суицида, пьянство.

 

2.2. Делинквентное поведение (форма отклоняющегося поведения)– цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала. В отличие от девиантного, делинквентное поведение характеризуется повторяющимися асоциальными проступками, которые складываются в определенные устойчивые стереотипы действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности. Так трактует делинквентное поведение А.Е.Личко.

Проступок – посягательство на государственный или общественный порядок, на свободу и права граждан, на их различные формы собственности.

Ряд исследователей не разделяют делинквентное и криминальное поведение.

В частности Е.В.Змановская определяет делинквентное поведение как действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающее благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Личность проявляющая делинквентное поведение квалифицируется как делинквентная. В материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе.

2.3 Криминальное поведение - противоправный поступок, который служит основание для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Этот вид отклонения от поведения изучает в основном юриспруденция. Криминальному поведению как правило предшествуют различные формы девиантного или делинквентного поведения.

2.4. Аддиктивное поведение (форма, вид девиантного поведения) - ( в переводе а англ . – склонность, пагубная привычка) -- предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций; зависимое поведение ( зависимость – стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации ).

Объекты зависимости: психоактивные вещества, алкоголь, пища, игры, религия, секс.

Формы зависимости :1.химическая, 2.Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание. Отказ от пищи).

3.Гэмблинг – игровая зависимость.4.Сексуальные аддикции – зоофилия, некрофелия, фетишизм, садомазахизм и др.)

5.Религиозное деструктивное поведение.6.Интернет-аддикция.

2.5.              Типы отклонений от социальной нормы,

Ряд исследователей выделяют следующие типы отклонений от социальной нормы (Галагузова М.А., Гонеев и др. )

  • отклонения агрессивной направленности, включают оскорбления, побои, поджоги, садистские, направленные в основном против личности.
  • отклонения корыстной направленности : мелкие кражи, вымогательства, угоны автотранспорта, другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду.
  • Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица их совершившие подвергаются по нормам административного права. Правоохранительные органы применяют к девиантам меры принудительного характера (штраф, административный арест и пр.), а социально-педагогические, психологические, медицинские службы проводят с ними комплекс мер по их социальной и психической адаптации.
  • Отклонения социально-пассивного типа: стремление уйти от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, долга, нежелание решать как личностные, так и социальные проблемы (отклонение от учебы, работы, бродяжничество, употребление наркотических веществ).

В зависимости от типа нарушаемой нормы, отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

  1. 1.По видам преступления (уголовное, административное) и аморальные поступки (пьянство, проституция и т.д.)
  2. 2.По уровню и масштабности отклонения: индивидуальное или массовое отклонения.
  3. 3.По внутренней структуре отклонения, когда отклонения связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями (бандитская группировка; женский алкоголизм)
  4. 4.По значению последствий: негативные и позитивные

Психологическая классификация отклоняющегося поведения (Ц.П. Короленко и Т.А. Донских):

  • нестандартное поведение.
  • Деструктивное поведение, которое может быть:

А) внешнедеструктивным - аддиктивное и антисоциальное (делинквентное); антисоциальное , т.е. уклонение от выполнения морально-нравственных норм, угрожающих межличностным отношениям.

Б) внутридеструктивным - суицидальное, конформистское фанатическое, аутистическое, т.е проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей.

В) аутодеструктивное ( саморазрушительное ) поведение – т.е. поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и угрожающее целостности и развитию личности

2.6.              Подростковая девиация.

Социально-педагогические параметры девиантного поведения детей и подростков, его структура и со­держание в научной литературе оцениваются и харак­теризуются неоднозначно.

Так, по мнению Н. Смелзера и белорусского социолога О. Осиновой, девиантность определяется соответствием или несоответ­ствием поступков подростков социальным ожиданиям. По­скольку социальные ожидания многообразны и часто пред­ставляются спорными, то и определить, является то или иное действие девиантным, непросто.

Н. Смелзер отмечает, что один и тот же поступок одними воспринимается как девиантный, другими — как недевиантный. Ученый подчеркивает, что девиация — это отклонение от групповой нормы, которое в принципе вле­чет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя

Динамизм психической деятельности подростка делает его в одинаковой мере податливым как в сторону социально позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. Подростковый возраст – это возраст «социального импринтинга» – повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств многие исследователи предлагают различать первичную и вторичную девиации (К.Мак Кэгни, Д.Миллер и др.).

Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины (бунт подростка, стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения ).

Вторичная девиация - подтверждение того «ярлыка» (вольное или невольное), которым общество отметило ранее имевшее место поведение. Стигматизация ( навешивание ярлыка девианта) формирует у человека девиантную идентичность (самоощущение).

Клейберг Ю.Л. определяет девиантное поведение подростков как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для это подростки используют собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, манеры, мода и т.д. При этом девиантные действия выступают:

  • в качестве средства достижения значимой цели;
  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как самоцель , удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. В этом случае девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка.

В подростковой девиации наиболее ярко выступают следующие особенности:

  1. 1.Высокая аффективная заряженность поведенческих реакций.
  2. 2.Импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию.
  3. 3.Кратковременность реакций с критическим выходом.
  4. 4.Низкий уровень стимуляции.
  5. 5.Недифференцированная направленность реагирования.
  6. 6.Высокий уровень готовности к девиантным действиям.

Девиантные подростки зачастую характеризуются значительными эмоциональными нарушениями: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, конфликты с окружающими, агрессивность.

Для них характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативных сфер личности как тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни.

Девиантное поведение подростков может проявляться в нескольких плоскостях:

  • как особенности отдельных психических процессов (повышение подвижности нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; сосредоточенность или рассеянность ; возбудимость или аффективность).
  • как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, недисциплинированность и т.д.).
  • как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам , к окружающим людям (неопрятность, бестактность, прогулы школы , уход из дома , копирование образцов асоциального поведения).
  • как вредные привычки (курение , употребление алкоголя , наркотиков и.т.д.).

Алемаскин М.А. выделяет 4 группы трудных детей:

  1. 1.Трудновоспитуемые дети. Дети, которые оказывают активное сопротивление воспитанию, проявляют негативизм к педагогическому процессу, провоцируют и создают предпосылки для конфликтных ситуаций. Для таких детей характерны равнодушное отношение к учебе, периодическое нарушение дисциплины, правил поведения, проявляют некоторые отрицательные качества: грубость, лживость.

Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумение найти индивидуальный подход к нему или как следствие психического и социального развития, а также педагогических ошибок.

  1. 2.Педагогически запущенные подростки. Уровень воспитанности у таких детей выражается в несформированности важных социальных качеств , актуальных для соответствующего возраста. Педагогически запущенные подростки отрицательно относятся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушают дисциплины и нормы морали , допускают проступки ( прогулы, драки , курение, употребление спиртных напитков ), постоянно проявляют отрицательные качества (грубость, жестокость, нечестность и др.)
  2. 3. Подростки-правонарушители – трудновоспитуемые и педагогически запущенные подростки, совершившие правонарушение (хулиганство, мелкое воровство и т.д.) , нарушившие административные и другие нормы , состоящие на учете в ИДН, КДН, направленные в спецшколы.
  3. 4.Несовершеннолетние преступники – совершившие уголовные преступления.

Отдельные исследователи выделяют такую группу детей с отклоняющимся поведением как социально- педагогически запущенные дети и подростки. К ним относятся дети у которых отсутствует профессиональная направленность, полезные навыки и умения, резко сужена сфера социальных интересов; для которых характерно отчуждение от семьи, школы, присутствуют серьезные социальные отклонения (бродяжничество, пьянство, наркомания и т.д.). Формирование таких детей идет под влиянием асоциальных и криминогенных групп.

(Дополнить лекцию.См. Овчарова Р.В. С.244-254. Обратить внимание на характеристику «социально-педагогических детей».

Отклоняющее поведение детей и подростков есть следствие их социальной дезадаптации. Беличева С.А. выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков :

  • патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний , в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нервной системы.
  • Психосоциальная дезадаптация – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность, трудновоспитуемость, требующие индивидуально-психологической или психолого-педагогической коррекции.
  • Социальная дезадаптация – проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции , социальных установок

3 вопрос. Причины девиантного поведения.

 

При неблагоприятных условиях внешней среды и незрелости эмоциональной и психической сферы становление поведения несовершеннолетнего может осуществляться следующим образом: нормальное поведение – девиантное поведение (алкоголизм, наркотизм, уход из дома) – делинквентное поведение в форме совершения правонарушений – преступное поведение (совершение преступлений).

Д. З. Зиядова выделяет 8 этапов формирования преступного поведения Начинается все с проявления незначительных отклонений от общественно значимых норм и правил в поведении. При отсутствии проведения профилактической работы, эти проявления приобретают систематический, осознанный, целенаправленный характер.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами. Будем рассматривать причины социальных патологий, т.к. именно они являются объектом внимания социальных педагогов и социальных работников.

1. Социальные причины. Социальные условия играют определенную роль в происхождении преступного поведения. К ним, прежде всего, относятся:

а) малые социальные группы ( прежде всего семья, группа сверстников);

б) школа;

в) многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни).

К социальным причинам так же следует отнести социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, нестабильность социально-экономической ситуации, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, низкий морально-нравственный уровень современного общества, разрушение ценностей, в первую очередь духовных, падения нравов, нейтральное отношение общества к проявлениям преступного поведения, негативное влияние СМИ.

2. Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; бездуховность общества; утрата моральных ценностей; падение нравов; равнодушие общества к многим детским проблемам; алкоголизация и наркотизация населения. ( Так. в 2009 г. в РБ окончено предварительное расследование преступлений совершенных несовершеннолетними или при их участии – 5 404, из них в Витебской области совершено -712)

3.Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.; (Американская психологическая ассоциация установила, что ребенок за весь период обучения в начальной школе видит по телевизору в среднем 8000 убийств и 100000 актов различного рода насилий); учителя в школе больше внимания уделяют успевающим детям, а не тем, кто имеет проблемы в обучении; отсутствие систематической профилактической работы, неуверенность подростков и молодежи в завтрашнем дне.

4. Семья как причина девиантного поведения. В семье факторами риска следует рассматривать такие характеристики семьи как: характер взаимоотношений и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи; социально-бытовые условия; психологический микроклимат; образовательный и культурный уровень родителей.

Такие семьи как с противоречивыми требованиями к детям, гиперсоциальные, гипосоциальные, педагогически несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения детей и подростков. Вместе с тем доказано, что криминальная активность подростков не зависит от материального благополучия семьи. Мировая статистика такова: 50% - дети из неблагополучных и малообеспеченных семей и 50% - дети, с отклоняющимся поведением, которые воспитывались во вполне благополучных семьях.

Формированию преступного поведения способствует наличие следующих факторов в семье: употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля над подростком (54%); жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи (48%); трудное материальное положение (20%); нахождение родственников в местах лишения свободы (13%); отсутствие одного из родителей в семье (11%); усиленный контроль и опека над подростком (8%)

 

4.Как самостоятельную причину следует рассматривать неформальные группы сверстников. Приятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков, когда потерян авторитет и престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.

На вопрос «Что связывает тебя с компанией?» подростки отвечали:

  • возможность быть раскованным, свободным – 51,4%
  • общие взгляды на жизнь –41,7%
  • интерес к определенному делу –24,7%
  • отсутствие норм, правил , принятых взрослыми –24,1%
  • общность судьбы –21,3%.

По собственным оценкам самих подростков они в компаниях:

  • изредка или часто распивают спиртные напитки –77,7%
  • дерутся с другими компаниями – 51,3%
  • совершают хулиганские поступки – 49,9 %
  • вступают в физическую близость –8,9%
  • употребляют наркотики –(9,5 %.

5. Особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны:

  • внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой « Я-концепции»;
  • пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок , но еще и не взрослый;
  • стремление к новизне, к оригинальности поведения ( в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения

Российские социологи изучали мнение экспертных групп о причинах,

способствующих девиантному поведению подростков. Были выявлены следующие группы условий, которые приводят к отклоняющемуся поведению:

-        отсутствие заботы со стороны родителей;

-        бедность;

-        чрезмерная демонстрация секса и насилия в СМИ;

-        эмоциональная эксплуатация

-        несостоятельность школы обеспечить лучшее образования;

-        недостаточность досуговых учреждений для школьников.

В качестве психологических конфликтогенных причины выступают:

-стремление к самоутверждению;

-социальное давление на личность;

-нарушение психики;

-компенсация дефекта ускоренного развития.

Р. Мертон автор теории «двойной неудаси». Суть которой заключается в следующем: если молодой человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной творческой деятельности, нив активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки деятельностью, которая ведет к разрушению его личности.

Опрос школьников показал, что основными причинами девиантного поведения они считают:

А) конфликтность в общении с родителями (39,2%);

Отсутствие заботы со стороны родителей (38,9%)

Б) негативную природу человека и проблемы самореализации ( отрицательные качества характера (38,9%), жажда острых ощущений, переходный возраст).

В) проблемы воспитания (изобилие негативных примеров, незанятость, избыток свободного времени, отсутствие интереса к образованию).

Д). Чувство протеста и конфликта с социальным окружением (отсутствие мер эффективной социальной защиты, нужда, бедность, реклама секса и насилия на ТВ).

6.Биологические факторы. Они выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен­ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап­тацию.

Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение не существует. Однако, выделяют причины отклоняющегося поведения , связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:

  • генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, в частности такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.
  • Психофизиологические факторы. В последние время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора. Все это приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.
  • Физиологические причины. Нарушение речи, дефекты речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка (да и взрослых) в группе сверстников, в коллективе.

7.Психологические факторы, связанные с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, невростенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации , психолого-педагогической коррекции.

8.Социокультурные причины связаны с расслоением общества, восприимчивостью молодежи и подростков ко всему новому и некритичностью восприятия этих норм поведения, стремлением к замещению режимного поведения.

9.Личностный фактор. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Американский психолог Г.Кэплан своими исследованиями доказал, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и , как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Исследования показывают, что наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.

Адлер: « Чтобы стать счастливым, надо быть понятым, принятым и кому-то принадлежать».

  1. 4вопрос. Формы проявления девиантного поведения.

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним тем

Менее скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах:

-        пьянство и алкоголизм;

-        токсикомания и наркомания;

-        суицидальное поведение;

-        проституция;

- девиантное поведение по почве сексуальных отклонений :отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения ( зоофилия (скотоложство содомия)); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам ( гомосексуализм, лесбиянство, инцест (кровосмешение)), отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм ); половой фетишизм ( влечение к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера); юношеский нарциссизм ( любование собой , половое влечение к собственному телу); эксгибиоционизм ( влечение к обнажению своего тела, особенно полового органа перед лицами противоположного пола).

—побеги из дома и бродяжничество. Проблема социальных аутсайдеров всегда имела место в обществе. Социальный аутсайдерв – это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Бродяжничество является крайней формой социального аутсайдерства. В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принято понимать « систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую ,либо в пределах одной местности (например,города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы. Основными характеристиками бродяжничества являются: отсутствие определенного места жительства и существование на нетрудовые доходы. В административной практике и социологической литературе бомжей (без определенного места жительства) относят к социально дезадаптированным группам населения.

Бродяжничество сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бомжи являются также разносчиками инфекционных заболеваний. Общество вынуждено тратить значительные средства ни их содержание в спецучреждениях, социальную помощь, медицинское обслуживание. Кроме того, бродяжничество наносит ущерб морально-психологический и самой личности. Причины бродяжничества можно разделить на объективные (потеря жилья, безработица, стихийные бедствия ит.д.) и субъективные ( нежелание работать, завышенные требования, семейные неурядицы, уклонение от уголовной ответственности ).

Как самостоятельную группу бомжей - выделяют «уличных детей», т.е.дети и подростки, по разным причинам бежавшие из дома (По последним данным в России около 2 млн. детей нигде не работающих и не учащихся). По данным исследований (С.А.Бадмаев, В.Ф.Матвеев и др.),повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество ,бывают преимущественно в период с 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще всего в период с 7 до 13 лет, начиная с 14 до 16 лет они становятся реже.

- вандализм: граффити. Вандализм – форма разрушительного поведения человека. Определяется как « бессмысленное уничтожение культурно-материальных ценностей». Сегодня говоря о вандализме исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парков и вытаптывания газонов до разгрома магазинов во время массовых беспорядков. По данным исследований вандализм в основном мужской феномен. Большинство актов вандализма совершается молодыми людьми , не достигшими 25 лет. Пик вандализма приходится на 11-13 лет ( Д.Эллиот, М.Фрешетт, Р.Мейби и др.). Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет.

Исследования не выявляют корреляционной связи между склонностью к вандализму у подростков и их принадлежностью к определенному социальному слою.

Однако, исследования показывают , что большинство вандалов находятся в кризисной ситуации.

Мативационная типология вандализма ( по С.Коэну).

1.Вандализм как способ приобретения. Основной мотив –материальная выгода.

2.Тактический вандализм. Разрушение используется как средство для достижения других целей ( чтобы не допустить падения цен, уничтожаются целые партии товаров).

3.Идеологический вандализм. (Разрушители преследуют социальные или политические цели. Например за период с 1917 года разрушено 25-30 тыс.церквей и соборов, около 500 монастырей, уничтожено не менее 20 млн. икон, около 400 тыс.колоколов.) (Клейберг Ю., с.77)

4.Вандализм как мщение. Мотив – ответ на обиду, оскорбление.

5.Вандализм как игра. В основном имеет место в детской среде. Мотив – поднять статус в группе сверстников за счет проявления смелости, ловкости.

6.Злобный вандализм. Мотивы –чувство зависти, враждебности, неприязни к другим людям.

Граффити. В переводе с итальянского – нацарапанный, проводить линию, писать каракули. Сейчас обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, символ, сделанные любым способам на объектах общественной и частной собственности. В современном мире граффити является распространенной формой вандализма и наносит значительный финансовый и социальный ущерб городской среде ( в 1989 году в США, округ Лос-Анжелис , города Нью-Йорк и Сан-Франциско потратили на борьбу с этим явлением соответственно 50, 55 и 2 млн.долоров.)

-        пьянство и алкоголизм;

АЛКОГОЛИЗМ.

Каждый 15- житель России – алкоголик. Каждое 6-е преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения.

В Витебской области в 2004 г. умерло 4 851 человек в трудоспособном возрасте, из ни по причине отравления алкоголем -412 чел. ( для сравнения в 1990 г. – 89 чел.). Наблюдается тенденция роста женского алкоголизма.

Растет и подростковой алкоголизм.

Алкоголизм – заболевание с прогрессирующим течением, которое возникает на основе неумеренного употребления спиртного и проявляется характерными психическими и невралгическими расстройствами, поражением внутренних органов, а также сопровождается нарушениями различных социальных функций больного.

Понятие «алкоголизм» включает в себя 2 критерия:

* медицинский – патологические изменения в организме, которые непосредственно связаны с хроническим алкогольным отравлением или наступают в результате его.

* социальный - это духовный , материальный и биологический вред, который приносит неумеренное употребление алкоголя.

Пьянство –антиобщественная форма поведения, проявляющаяся преимущественно в злоупотреблении алкоголя. Оно не является заболеванием и этим отличается от алкоголизма. Однако социальные критерии пьянства и алкоголизма совпадают. Пьянство – предтеча заболевания.

В настоящее время принято рассматривать алкоголизм как прогрессирующий болезненный стресс, что позволяет выделить три стадии развития заболевания:

Первая стадия алкоголизма – постепенно формируется из пьянства. Характерны психическая зависимость, возрастающая стойкость к нему , частичное нарушение памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому.

Вторая стадия _ патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Утрачивается контроль над количеством выпитого, во многих отсутствует и ситуационный контроль.

Третья стадия - уменьшается стойкость к алкоголю, снижается его индивидуальная переносимость, усиливается физическая зависимость от алкоголя, углубляется деградация личности.

При постоянном употреблении алкоголя, постепенно формируется синдром алкогольной зависимости, который приводит не только к различным видам заболеваний (диабеты, гепатиты, циррозы и др.), но и к различным формам насилия как в семье , так и обществе.

НАРКОМАНИЯ

Наркомания - тяжелейшее заболевание, возникающее в результате злоупотребления специфическими средствами, получившими условное название «наркотики». Болезнь характеризуется неудержимым влечением к постоянному их употреблению во все возрастающих дозах.

Наркотики - это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызвать изменения психических систем, а их применение приводит к зависимости: психической, а затем физической зависимости от наркотиков

Наркомании вызываются наркотиками (наркотическим веществами), которые удовлетворяют трем критериям:

  1. 1)медицинскому - являются веществами или лекарственными средствами, оказывающими специфическое (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.) действие на центральную нервную систему, что является причиной их немедицинского потребления;
  2. 2)юридическому - вещества в установленном законом порядке признаны наркотическими и включены в список наркотических средств;
  3. 3)социальному - немедицинское потребление веществ имеет большие масштабы, а его последствия приобретают социальную значимость.

Наркотическим средством может называться только то вещество, которое признано таковым соответствующим юридическим актом.

Наркомания- явление антисоциальное. От 40 до 90% уголовных преступлений связаны с наркотиками. К ним относятся кражи, мошенничество, злоупотребление служебным положением, изготовление, хранение и продажа наркотиков и другие имущественные преступления. Рост наркоманий стимулируется постоянным ростом числа людей, втянутых в наркобизнес, стремлением разбогатеть преступным путем, жаждой наживы.

Исследователи выделяют 10 наиболее значимых причин, которые могут спровоцировать развитие наркомании у подростков:

  • Алкоголизация одного или обоих родителей;
  • Воспитание по типу гипо или гиперопеки, безнадзорности;
  • Девиантное поведение в анамнезе;
  • Низкий общеобразовательный уровень семьи;
  • Высокий уровень конфликтности в семье;
  • Конфликтный характер взаимоотношений с окружающими;
  • Неполная семья;
  • Низкий авторитет родителей и, особенно отца, отстраненность его от воспитания;
  • Особенности психофизического развития (акселерация, инфантилизм);
  • Биологические изменения конституции (характерологические аномалии.

Основными причинами злоупотребления наркотиками несовершеннолетними, по мнению врача-нарколога Ф.Б.Плоткина может быть:

  1. 1.Социальная согласованность - если использование того или иного наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, то он, скорее всего, почувствует необходимость принять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к данной группе;
  2. 2.Удовольствие – то есть, сопутствующие и приятные ощущения от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории;
  3. 3.Доступность - нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легче доступны. Например, в крупных городах;
  4. 4.Любопытство - в отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать самим принимать наркотики;
  5. 5.Враждебность- принятие наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества. Когда человек отвергает общество и все альтернативы, включая самого себя, свои надежды и цели, возникающее чувство бессмысленности жизни, изоляции и неадекватности делает его предрасположенным к употреблению наркотиков;
  6. 6.Материальный достаток, избыток свободного времени могут привести к скуке и потере интереса к жизни и развлечением становятся наркотики.
  7. 7.Уход от физического стресса – большинству людей удаётся справиться с наиболее стрессовыми ситуациями в их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме наркотической зависимости. Наркотики часто становятся ложным центром, вокруг которого вращается их жизнь.

Еще одним фактором, способствующим употреблению подростками наркотиков, является низкий уровень их информирования о последствиях наркомании на физическое, социальное и психическое здоровье человека.

Наркомания имеет многоаспектные последствия:

  1. 1.Физические последствия, т.е. причинение вреда здоровья.
  2. 2.Психические последствие.
  3. 3.Социальные последствия. Здесь могут иметь место следующие проблемы:

* финансовые (неумение распоряжаться деньгами, использование их на приобретение наркотиков)

* эмоциональные: люди, имеющие зависимость, могут испытывать чувство вины, подавленности и страдать нервно-психическими заболеваниями, что утяжеляет социальные последствия;

* физическое и сексуальное насилие;

* разлад в семье из-за проявления насилия;

* изоляция от общества, поведение члена семьи с химической зависимостью, которое не укладывается в общепринятые рамки, может быть причиной изоляции всей семьи, в том числе от своих родственников.

4. Родственники больных алкоголизмом и наркоманией также страдают серьезными психологическими проблемами.

  1. 4.Концепции девиаций. ( самост. Ист.1 )

 

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня – биологического, психологического и социального. В зависимости от того, какому из них в той или иной теории придается главное значение , определяются и основные причины этого поведения.

Поэтому и концепции, объясняющие отклоняющее поведения можно классифицировать на :

1.Биологические концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам ( причинам). Согласно данной концепции - отклоняющееся поведение от принятых в обществе социальных норм связано с биологическим складом индивида. Значительную роль в развитии биологической концепции сыграла антропологическая школа уголовного права, основанная итальянским психиатром Чезаре Ломброза (1835-1909 гг). Он обосновывал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Ввел термин «врожденный преступник», которого можно определить по ряду анатомо-антропологических признаков: массивная, выдвинутая вперед челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха, низкий лоб. В ХХ веке предпринимались новые попытки объяснять девиацию биологическими факторами. Так, У.Шелдон обосновывал связь между типами физического строения человека и формами поведения.

В 60-ые годы в результате генетических исследований (У.Пирс) ученые пришли к выводу, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин обуславливает предрасположенность к криминальному насилию. Х.Айзенк (1970 ) пришел к выводу, что экстроверты (вовнутрь) более склонны к нарушению поведения, чем интроверты (вовне), а это в свою очередь детерминировано на генетическом уровне.

Получили распространение разновидности биологической концепции:

  • теория наследственной предрасположенности к девиации (О.Ланге,О.Кинберг). Ее суть – поскольку по наследству передаются многие психические свойства, это может быть характерным и для склонности к преступлению.
  • Концепция конституциональной предрасположенности (Э.Кречмер, немецкий психиатр.).
  • В целом биологические концепции мало популярны в современном мире.

2. Социологические концепции.

Исследования социологов конца Х1Х- начала ХХ веков (Э.Дюркгейм 1912 г. работа «Самоубийство», Д.Дьюи, М.Вебер и др.) выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Было доказано, что число аномалий в поведении людей неизбежно возрастает в периоды войн, экономических потрясений, социальных потрясений, что опровергало теорию «врожденного преступника» и указывало на социальные корни этого явления.

Так, Дюркгейм считал, что нельзя представить общество без преступлений: оптимальный уровень дивиаций неизбежно присущ человеческому обществу. Необходимо заботиться не столько об искоренении девиаций, сколько о поддержании этого оптимального уровня, предупреждая его всплеск, рост различных форм девиантного поведения. Разработал теорию «аномии» ( беззаконный, безнормный, неуправляемый), согласно которой распространение девиантного поведения, в решающей степени вызвано негативным , или амбивалентным отношением людей к официальным, узаконенным социальным нормам, а также отсутствием у них возможности , поступая в соответствии с этими нормами реализовать свои насущные потребности.

Аномия –состояние разрушенности, ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими скачками, т.е. аномия – это социальная дезорганизация.

Лишенные идеала, смысла жизни люди оказываются подвержены стрессу, тревожности, что и приводит к разного рода отклонениям в поведении. Искажения в системе ценностей в большей степени ведут к разложению социальных институтов. Возникает двойная мораль – при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом для разных целей и в разных ситуациях. Это проявляется сегодня в деятельности отдельных представителей власти, политиков и т.д.

В рамках социологического подхода выделяются

  • интеракционистское направление (Г.Беккер, Э.Лемерт). согласно которому девиантность не свойство , внутренне присущее какому-либо явлению, а следствие социальной оценки (стигмации, "клеймения") определенного поведения. Девиация обуславливается способностью влиятельных групп навязывать другим слоям определенные стандарты поведения.
  • структурный анализ, который предлагает следующее объяснение причин девиантного поведения
  • культурологическое, т.е. причина девиации конфликт между нормами субкультуры и господствующей культуры, так как индивиды одновременно входят в разные этнические , культурные ,социальные политические группы с несовпадающими ценностями;
  • теория «социальной аномии» р. Мертона. Девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и институциолизированными средствами их достижения. (Так, не все могут в силу определенных социально-экономических причин получить высшее образование, престижную работу и т.д.). Мертон выделил 5 способов аномического приспособления: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж.

В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения объясняются в основном двумя причинами:

1). Несовпадением требований нормы с требованиями жизни с одной стороны;

2). Несоответствием требований жизни интересам данной личности- с другой стороны.

Некоторые исследователи главной причиной девиации считают социальное неравенство.

3.Психологические и психиатрические концепции. Согласно им девиация обуславливается личностными факторами :

  • в частности возможностями овладеть наиболее значимыми для человека ролями и возможностями их выполнять;
  • отношением самой личности к совершаемым ее нарушениям (зачастую это способ самозащиты..)
  • уровнем самосознания личности и ее нравственной воспитанностью.
  • Социальным статусом личности
  • Чувствами и эмоциями негативного характера.

5.1. Факторы социального контроля девиантного поведения

1.Снижение репрессивных мер воздействия

2.Создание эффективной системы превентивно-профилактических мер.

3.Повышение социокультурного и воспитательного уровня общества.

4.Контроль за СМИ.

5.Подготовка специалистов для работы с девиантами.

6.Методы и средства социального контроля должны быть адекватными конкретным видам девиантного поведения.

7.Создание системы социальной помощи, социально-психологической реабилитации лиц с разного рода девиациями.

8.Совершенствование законодательной базы.

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ