background:#336699;

index

Базовая учебная программа «Адаптивное физическое воспитание»

 

 

Пояснительная записка

 

Адаптивное физическое воспитание – новое направление в системе образования и науки, изучающее аспекты физического воспитания людей, имеющих в результате заболеваний или травм различные стойкие нарушения жизненно важных функций организма и ограничения физических возможностей.

Наблюдающийся рост инвалидности в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и с целям рядом других причин.

Все это приводит к необходимости разработки комплексных программ по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей человеческих знаний, открытия новых учебных дисциплин, направлений и специальностей подготовки специалистов.

Теория адаптивной физической культуры как наука исследует содержание, структуру, функции адаптивной физической культуры, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных проблем теории адаптивной физической культуры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоления психологических комплексов с помощью средств и методов адаптивной физической культуры.

Цель преподавания дисциплины: показать возможность физической реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта, улучшения их морального состояния.

Задачи изучения дисциплины: Изучить теоретические вопросы обучения двигательным действиям при стойких нарушениях здоровья. Формирование знаний, умений и навыков по сохранению и поддержанию организма в активном функциональном состоянии, в организации и проведении самостоятельных занятий физическими упражнениями с лицами с отклонениями в состоянии здоровья. Формирование навыков по преодолению физических и психических нагрузок у лиц с ослабленным здоровьем.

 

 

Учебный материал

 

Введение в предмет «Адаптивное физическое воспитание». Общие вопросы адаптивного физического воспитания. Методологические аспекты адаптивной физической культуры.

Понятия здоровья, болезни, инвалидности. Статистика инвалидности в мире. Причины инвалидности. История адаптивной физической культуры. Параолимпийские Игры. Хроника Параолимпийских Игр. Параолимпийское движение в мировой практике. История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха. Всемирные игры глухих. Специальная Олимпиада. Физическая и социальная реабилитация инвалидов средствами физической культуры и спорта. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов). Адаптивное физическое воспитание в процессах развития общества. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры. Законодательные основы адаптивного физического воспитания. Воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой.

Теория адаптивного физического воспитания. Теоретические вопросы обучения двигательным действиям при стойких нарушениях здоровья.

Цель и задачи адаптивного физического воспитания. Основные виды (компоненты) адаптивной физической культуры: адаптивное физической воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация, адаптивный спорт, креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры, экстремальные виды двигательной активности. Теоретические вопросы обучения двигательным действиям при нарушении здоровья. Алгоритм обучения двигательным действиям. Перенос двигательных качеств в адаптивном физическом воспитании. Основные принципы адаптивного физического воспитания: принцип сознательности, принцип индивидуализации, принцип доступности, принцип наглядности, принцип последовательности, принцип дифференциально-интегральных оптимумов, принцип систематичности, принцип чередования, принцип прочности. Средства адаптивного физического воспитания: двигательный режим, физические упражнения, спортивные игры, закаливание. Физиологическая классификация движений в спорте. Дозирование физических упражнений. Методы и формы организации адаптивной физической культуры. Развитие двигательной активности в адаптивной физической культуре. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Работа со спортсменами и учениками. Адаптация преподавателя к ученику (тренера к спортсмену). Рекомендации по совершенствованию тренерского мастерства. Работа с родителями и близкими. Работа с добровольцами (волонтерами). Педагогические задачи адаптивной физической культуры.

Врачебно-педагогический контроль в адаптивном физическом воспитании.

Организационные основы врачебно-медицинского контроля лиц с ограниченными функциональными возможностями. Цель и задачи врачебно-педагогического контроля в адаптивном физическом воспитании. Виды врачебно-педагогического контроля: этапный, текущий, оперативный и педагогический контроль. Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными функциональными возможностями. Противопоказания и рекомендации в адаптивном физическом воспитании при состояниях после перенесенных острых заболеваний. Профилактика травматизма в адаптивном физическом воспитании. Рекомендации по совершенствованию организации занятий. Методы исследований и контроля эффективности в адаптивном физическом воспитании. Материально-техническое обеспечение при занятиях адаптивным физическим воспитанием. Соответствие мест проведения занятий физическим воспитанием общим гигиеническим требованиям.

Формы адаптивного физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, урочные занятия физическим воспитанием в учебных заведениях, физкультпаузы, динамические перемены, самостоятельные занятия физическими упражнениями, прогулки, закаливание, купание, плавание, подвижные и спортивные игры, туризм: ближний и дальний, элементы спорта, спортивные соревнования, праздники, фестивали.

Частная теория и методики адаптивной физической культуры.

Становление и развитие адаптивного физического воспитания среди лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и интеллекта. Общие сведения о глухоте. Классификация потери слуха. Адаптивной физическое воспитание людей с дефектами слуха. Особенности способов общения преподавателя со слабослышащими спортсменами-адаптантами. Принципы адаптации к физической нагрузке для детей с потерей слуха. Дыхательная гимнастика. Вестибулярная тренировка. Развитие координационных способностей. Ритмо-пластические упражнения. Упражнения на восприятие длительности движений.

Адаптивное физическое воспитание при слепоте и слабовидении. Общие сведения о слепоте и слабовидении. Допуск к занятиям адаптивной физической культурой при слепоте и слабовидении. Методы обучения спортивной технике при слепоте и слабовидении: метод словесного описания действий, метод избирательно-сенсорной демонстрации, метод направленного «прочувствования» движений, метод лидирования, метод «срочной информации», метод расчлененно-конструктивного упражнения, метод избирательного упражнения. Развитие устойчивости. Развитие чувства равновесия. Развитие пространственной ориентировочной деятельности. Развитие пространственного восприятия. Развитие способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. Развитие ловкости. Развитие слухового восприятия. Развитие силы. Гимнастика для глаз.

Патологии опорно-двигательного аппарата: состояния после травм спинного мозга и полиомиелита, детский церебральный паралич и состояния после ампутации конечностей. Поражения спинного мозга. Адаптивное физическое воспитание лиц с поражением спинного мозга. Развитие силы. Методика развития максимальной силы. Методика развития максимальной силы путем совершенствования межмышечной координации. Методика развития скоростной силы. Методика развития взрывной силы. Изометрические упражнения. Упражнения для профилактики искривлений позвоночника. Упражнения для сердечно-сосудистой системы. Самомассаж. Плавание.

Адаптивное физическое воспитание после ампутации. Наиболее распространенные послеампутационные дефекты. Увеличение подвижности в суставах. Профилактика плоскостопия. Церебральные параличи. Адаптивное физическое воспитание при детском церебральном параличе. Упражнения в расслаблении. Развитие гибкости. Развитие мелкой моторики рук. Занятия в воде. Гидроаэробика. Плавание. Иппотерапия. Умственная отсталость. Адаптивное физическое воспитание при умственной отсталости. Построения и перестроения. Ритмика. Развитие пластичности. Упражнения с предметами. Сюжетные игры. Занятия в воде. Работа с родителями, близкими, добровольцами (волонтерами).

 

Примерная тематика семинарских занятий

 

Введение в предмет «Адаптивное физическое воспитание».

Общие вопросы адаптивного физического воспитания. История адаптивной физической культуры и спорта. Параолимпийские игры. Всемирные игры глухих.

Основные понятия адаптивного физического воспитания.

Понятия здоровья, болезни и инвалидности. Физическая и социальная реабилитация инвалидов средствами физической культуры и спорта. Законодательные основы адаптивного физического воспитания. Основные термины.

Теория адаптивного физического воспитания.

Цель и задачи адаптивного физического воспитания. Основные виды адаптивной физической культуры. Теоретические вопросы обучения двигательным действиям при нарушениях здоровья. Основные принципы адаптивного физического воспитания. Средства и методы адаптивного физического воспитания.

Врачебно-педагогический контроль в адаптивном физическом воспитании.

Врачебно-педагогический контроль в адаптивном физическом воспитании. Методы исследований и контроля эффективности занятий в адаптивном физическом воспитании. Профилактика травматизма в адаптивном физическом воспитании.

Материально-техническое обеспечение при занятиях адаптивным физическим воспитанием.

Выбор спортивной базы. Требования к местам проведения занятий адаптивным физическим воспитанием. Требования к спортивному инвентарю.

Планирование учебного процесса в адаптивном физическом воспитании.

План занятий в адаптивном физическом воспитании. Виды планирования. Планирование работы перед и во время спортивного сезона.

Формы адаптивного физического воспитания.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Урочные занятия. Физкультпауза. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Адаптивное физическое воспитание людей с дефектами слуха и зрения.

Общие сведения о глухоте. Дыхательная гимнастика. Вестибулярная тренировка. Адаптивное физическое воспитание при слепоте.

Патологии опорно-двигательного аппарата.

Поражения спинного мозга. Адаптивное физическое воспитание лиц с поражением СМ. Адаптивное физическое воспитание после ампутаций.

Адаптивное физическое воспитание при умственной отсталости.

Построения и перестроения. Ритмика. Упражнения с предметами.

  

 

литература

 

1. Василенко С.Г. Адаптивная физическая культура: Учебно-методическое пособие. – Витебск, 2004. - 29с.

2. Василенко С.Г. Закаливание дошкольников: методические рекомендации. - Витебск, 2002. - 20с.

3. Василенко С.Г. Теория адаптивной физической культуры: Учебно-методическое пособие. - Витебск, 2005. - 31 с.

4. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М., 2000. - 168с.

5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. - М.,2002. - 448с.

6. Евсеева С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. - М., 2000. - 240с.

7. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. – М., 2002. - 140 с.

8. Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья: Методические рекомендации. – Минск, 1995.-39с.

9. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. – Киев, 2000. - 358с.

10. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М., 2001. 

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ