background:#336699;

index

Лекция 1 Система высшего образования в Республике Беларусь

 

1. Общие положения.

2. Структура классического университета. История развития ВГУ им. П.М. Машерова.

3. Основные виды деятельности студентов.

4. Права и обязанности студента.

 

1. Общие положения

 

Под высшим образованием понимается уровень профессионального образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего наиболее полное развитие способностей, интеллектуально-творческого потенциала личности и завершающегося получением установленной государством квалификации специалиста в академической степени. Цель высшего образования – подготовка специалиста высокой квалификации. Сегодня в стране свыше 400.000 тысяч студентов, что составляет 12 часть в отношении к общему числу населения Республики Беларусь и считается среднеевропейским уровнем, например как во Франции и Германии. В современной Беларуси действуют свыше 40 государственных и 40 коммерческих высших учреждений образования, в которых работает около 1,5 тысяч преподавателей. Бюджетное обучение студентов в Республике Беларусь обходится государству в среднем свыше шести тысяч долларов в год, студенты вне бюджетники платят за обучение около двух тысяч долларов в год. Если обратится к мировой практике, то высшее образование, как правило, является платным и составляет от 11 до 40 тысяч долларов в год. Таким образом, высшее образование в нашей стране доступно для большой категории молодых граждан. В республике также разработана система банковского кредитования для обеспечения оплаты обучения. Уровень и качество обучения в наших вузах является одним из лучших среди стран СНГ. Законодательно высшее образование в нашем государстве основывается на Конституции РБ, Законе Республики Беларусь «О высшем образовании» от 1991 года, на Кодексе об образовании.

Система высшего образования в стране представлена:

- участниками образовательного процесса;

- образовательными стандартами высшего образования и иными нормативно-правовыми документами;

- учреждениями образования независимо от формы собственности;

- организациями, обеспечивающими эффективность функционирования системы высшего образования;

- республиканскими органами управления в сфере высшего образования.

В нашем государстве высшее образование осуществляют следующие типы вузов: классический университет, профильный университет или академия, институт, высший колледж. Классический университет – это вуз осуществляющий многопрофильную подготовку специалистов по ряду специальностей. Академия – учреждение высшего образования, готовящее профессионалов по одному или нескольким смежным профилям. Институт – вуз, ведущий подготовку по одной или нескольким специальностям одного профиля. Высший колледж – это учреждение образования, которое готовит кадры по специальностям интегрированными со специальностями среднего специального образования. При этом следует отметить, что институт и высший колледж, как типы вузов РБ могут быть самостоятельными структурами или подразделениями в структуре классического университета, академии.

В Беларуси нормативные сроки обучения в высших учебных заведениях определяются ступенями и программами. Ступень высшего образования – это завершенный цикл обучения, успешное прохождение которого обеспечивает присвоение профессиональной квалификации или академической степени. В Беларуси утверждены две ступени высшего образования. Первая – обеспечивает подготовку специалистов обладающих фундаментальными и специальными знаниями и завершается присвоением академической степени (бакалавр) или присвоением соответствующей профессиональной квалификации высшего образования. Продолжительность обучения на этой ступени зависит от учебной программы вуза и колеблется в рамках 4-6 лет. Доминирующим (66%) является время длительности 5 лет. Вторая ступень – это более углубленное образование и занятие научно-исследовательской деятельностью. Длительность обучения 1-2 года с присвоением академической степени «магистр».

Высшее образование в Республике Беларусь может быть получено посредством очной, заочной форм обучения, а также в порядке экстерната. Очная форма (дневная, вечерняя) предусматривает постоянное личное участие студентов в регулярных занятиях организуемых вузом. Заочная форма, включая дистанционную, предусматривает преимущественно самостоятельную учебную работу занимающихся, участвующих лично только в ограниченном числе учебных занятий. Экстернат – самостоятельная учебная работа, когда участники процесса обучения участвуют лично в аттестационных (аттестация, зачет, экзамен) мероприятиях, организованных вузом.

 

2. Структура классического университета. История развития ВГУ им. П.М. Машерова

 

Университет один из самых первых типов вузов в истории развития общества, получивших наибольшую степень использования в мировой практике. Первые университеты появились в эпоху средневековья, приблизительно в 12 веке. В настоящее время наиболее престижными являются Парижский университет (Сорбона), Гарвардский и Оксфордский, Московский и Кембриджский, Йельский и многие другие. На территории Беларуси первыми высшими учреждениями образования были Вильнюсский университет (15 век), Высшая медицинская школа в Гродно (18 век), сельскохозяйственная академия в Горках и филиал Московского университета в Полоцке, технический университет в Витебске (19 век).

Университеты, как правило, имеют свою атрибутику: международный гимн студентов «Gaudeamus», собственный гимн, эмблему и флаг. Во многих университетах мира используют униформу и бакалаврский костюм. Международный гимн студентов содержит семь куплетов и отражает материальность мира, почтение к Родине и женщине, уважение к преподавателям. Гимн был написан в эпоху феодализма и его текст на тот период развития общества был прогрессивным и шёл в разрез с догматами церкви. Для примера приведём русский перевод некоторых куплетов:

  • Для веселья нам даны молодые годы.

Жизнь пройдёт, иссякнут силы, ждёт всех смертных прах могилы –

Так велит природа.

  • Лишь наука на земле светит людям вечно.

Славься тот, кто дружен с ней, беззаветно служит ей

В жизни быстротечной!

  • Нашим девушкам хвалу

Воздадим по праву.

Слава жёнам, матерям, их заботливым сердцам

И трудам их – слава!

  • Пусть цветёт из года в год

Родина святая!

Слава тем, кто нас ведёт неустанно всё вперёд

Путь нам озаряя!

Структуру современного классического университета на территории Республики Беларусь представляют: ректорат, факультеты, кафедры, курсы и академические группы. Высшим органом управления является Совет университета. Ректорат возглавляет ректор (командующий сотней с лат.), который несёт полную ответственность за деятельность вверенного учреждения. Ректорат также представлен: первым проректором (заместитель ректора) и проректорами по основным видам деятельности вуза, т.е. учебной, научно-методической, административно-хозяйственной, воспитательной и др. Факультеты университета представлены избранным профилем специальности и специализаций: исторический, юридический, филологический, математический и т.п. Возглавляет факультет и руководит его работой декан (в переводе с лат. командующий десятью). Высший орган управления – Совет факультета. Кафедра представлена блоком учебных дисциплин и коллективом преподавателей, сотрудников обеспечивающих учебный процесс. Возглавляет кафедру заведующий, высший орган управления кафедрой – заседание. Самой главной и многочисленной категорией в любом вузе являются студенты, которые организационно формируются по курсам и учебным группам. Координирует работу группы куратор и староста. Высший орган управления – общее собрание. Студент от итальянского – студиец, т.е. человек занимающийся самостоятельно и творчески. Обозначая структуру классического университета, необходимо отметить, что данный тип вуза включает материально-техническую базу (учебные корпуса, библиотеки, лаборатории, спортивную базу, компьютерное оснащение, транспорт, профилактории, хозяйственные постройки и т.п.). Университет имеет структуры, обеспечивающие дальнейшее образование, т.е. магистратуру и аспирантуру.

Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» имеет славную историю. Он начал путешествие в мир науки и образования в 1910 году в качестве учительского института. Благодаря качеству и профессионализму первых педагогов учреждения в 1918 году на его базе был открыт первый на территории Беларуси педагогический вуз – Витебский педагогический институт. Первым ректором которого стал учёный с мировым именем, психолог и лингвист – Тихомиров Клавдий Иванович. У истоков становления нашего учреждения образования стояли и такие признанные учёные и педагоги как Сапунов Алексей Парфёнович – профессор, историк и краевед; Бахтин Михаил Михайлович – автор книг по теории литературы, культурологии, философии, эстетики и лингвистики. Среди выпускников нашего высшего учебного заведения много известных педагогов, учёных, художников, спортсменов и государственных и политических деятелей. Имя одного из них в 1998 году было присвоено вузу, это имя великого сына белорусского народа – Петра Мироновича Машерова, выпускника 1939 года, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда, руководителя БССР. В годы правления которого наша республика достигла небывалого экономического и социального подъёма. В 1995 году приказом Министерства образования РБ Витебский педагогический институт был переименован в Витебский государственный университет. Сегодня он является ведущим вузом белорусского Поозерья, в нём обучается около 10.000 тысяч студентов, имеется 11 факультетов и 2 педагогических колледжа в Орше и Полоцке.

 

 

3. Основные виды деятельности студентов

 

Согласно целям и задачам высшего образования современные вузы Республики Беларусь сохраняют классические направления и требования в подготовке специалистов высокой квалификации. Поэтому к основным видам деятельности студента, обеспечивающих профессиональную подготовку, следует отнести: учебную, научно-исследовательскую, производственно-педагогическую (практика) и воспитательную. Учебная деятельность строится с целью получения необходимых знаний в соответствии с учебными планами (базовый, типовой) и программами в рамках образовательных стандартов, согласно графику учебного процесса. Стандартными требованиями к содержанию циклов по предметным дисциплинам являются следующие процентные показатели: цикл социально-гуманитарных дисциплин – 14%-16%; цикл естественно-научных дисциплин – 6%-30%; цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин – 45%-60%; цикл дисциплин специализации – 10%-15%. Основными формами организации учебной работы вуза являются лекционные, семинарские, лабораторные и практические занятия (аудиторные). Кроме выше названных форм учебная деятельность осуществляется во внеаудиторное время. Это – производственно-педагогические практики, спортивные тренировки, спецфакультативы, самостоятельная работа студентов и т.п. Формами контроля за учебной деятельностью являются зачёты, дифференцированные зачёты и экзамены (межсессионные и государственные). Учебные занятия формируются по полугодиям, т.е. семестрам (летний и зимний) и учебным курсам, как правило, с первого по пятый. Учебный год составляет 10 учебных месяцев и 2 каникулярных месяца. На лекционных занятиях освещается новый теоретический материал по учебным дисциплинам для отдельного курса студентов в целом. На семинарских занятиях преподавателем осуществляется проверка полученных знаний среди студентов в учебных группах в форме устного и письменного опроса, тестирования, выполнения рефератов, контрольных работ, эссе и т.п. Лабораторные занятия проводятся по подгруппам для более тщательного изучения рассматриваемой темы, вопроса. Практические занятия, как правило, связаны с двигательной практикой (физическая культура) и требуют специальной формы одежды и физической подготовленности. Научно-исследовательская работа преследует цель привлечение молодёжи к науке, творчеству, поиску современных средств и методов анализа, практического и методического исследований, созданию перспективных проектов и новых открытий. Этим видом деятельности студенты занимаются самостоятельно в научных кружках кафедр. Форма контроля: курсовые работы, дипломные работы. Студенты обязаны участвовать в научно-исследовательских и научно-практических конференциях, публиковать научные тезисы и статьи, публично защищать свои курсовые и дипломные проекты. Производственно-педагогическая практика позволяет закрепить теоретические знания и приобрести необходимые профессиональные умения и навыки. Этот вид деятельности вынесен за рамки расписания и проходит вне стен учебного учреждения. Примером могут служить: практика в оздоровительных лагерях, учебный сбор, практика на базе общеобразовательных школ и т.п. Вид производственно-педагогических практик и их количество будет зависеть от избранной специальности и специализации, от учебного плана. Воспитательная деятельность в вузе предназначена для формирования всесторонне и профессионально развитой личности будущего специалиста. Осуществляется через структуру общественных студенческих организаций (профком, клубы по интересам, творческие кружки, бюро, ассоциации и союзы), мероприятий факультета и вуза, города, области и Республики. Воспитательная работа основывается на целом ряде правовых документов, таких как: Государственные программы «Дети Беларуси» и «Молодёжь Беларуси», Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, Концепции идеологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и других.

 

4. Права и обязанности студентов

 

Социальный статус студента высшего учебного заведения Республики Беларусь обеспечивается нормативно-правовыми актами, относящимися к группе «нормы права», и регулируется договором, Уставом и административно-дисциплинарными требованиями организации учебно-воспитательного процесса, а также формами обучения. Например, студент дневной формы обучения обязан: посещать учебные занятия согласно сетке расписаний; сдавать зачётную и экзаменационную сессии в установленные деканатом сроки; участвовать во всех обязательных видах деятельности; формировать необходимые специалисту нравственные, культурные, психологические и профессиональные качества; вести здоровый образ жизни; проходить ежегодно медико-профилактическое обследование. На ряду с указанными обязанностями за студентом Беларуси, согласно его статусу, закрепляются и права:

- отсутствовать на учебных занятиях по уважительной причине( болезнь, семейные обстоятельства, спортивные соревнования и сборы, культурно-нравственные и социально-значимые мероприятия, индивидуальный график учёбы и т. п.) с предоставлением подтверждающих документов, оформления заявления и с разрешения руководителя вуза, факультета;

- работать на 4-5 курсе по специальности (вакансия) по индивидуальному графику посещения учебных занятий;

- оформлять академический отпуск сроком до одного года (по беременности, по уходу за ребёнком, недееспособными родными и близкими, по медицинским показаниям, по отсутствию возможности оплачивать обучение);

- отпуск до трёх лет по уходу за малолетним ребёнком;

- на старших курсах поступить и обучаться в институте переподготовки кадров с получением дополнительной специальности;

- получать ежемесячную стипендию при успешной и своевременной сдаче сессии (для студентов бюджетной формы обучения);

- снижение оплаты за обучение и перевод на бюджетную форму при выполнении соответствующих этому пункту норм и требований для студентов-контрактников;

- получение материальной помощи и премий;

- назначение (не более двух раз за период обучения) социальной стипендии студентам-бюджетникам, не набравшим нужное количество баллов;

- быть членом общественных молодёжных организаций и объединений, чья деятельность не противоречит Законодательству Республики Беларусь;

- подавать апелляцию и оформлять пересдачу зачёта или экзамена назначенной комиссии;

- переносить сроки экзаменов и зачётов по уважительной причине;

- посещать спортивные и творческие кружки, клубы и коллективы;

- заниматься трудовой деятельностью в каникулярное время;

- укреплять здоровье (с частичной оплатой стоимости путёвки) в профилакториях и базах отдыха вуза и др.

Студенты получают официальные документы, подтверждающие их статус – студенческий билет и зачетную книжку, которые обязательно сдаются в архив после получения диплома или отчисления с вуза.

 

 

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ