background:#336699;

index

 

Лекция 5 Основы спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности будущего специалиста

        

1. Спорт и его направления.

2. Основы тренерской деятельности.

3. Физкультурно-оздоровительная работа и её разновидности.

 

1. Спорт и его направления

 

Человек всегда стремился и стремится показать свой интеллект, нравственную и физическую красоту. Доказать своё преимущество, продемонстрировать ловкость, выносливость, быстроту и силу. Одним из форм достижения успеха в профессиональной деятельности служит спорт, который возник в конце 18 века и сегодня является не только неотъемлемой составляющей общей культуры современного человека, но и для многих профессией.

Несмотря на многогранность спортивной деятельности, в ней можно выделить два основных направления: спорт высших достижений и массовый спорт. Основными задачами спорта высших достижений являются во-первых, престиж государства на мировой арене и формирование национальной идеи; во-вторых, профессиональный рост и развитие видов спорта; в-третьих, научно-технический прогресс, воспитание и сохранение общества. К данной категории относятся спортсмены международного класса, участвующие в крупнейших спортивных форумах (Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, и т.п.) для которых занятия спортом становятся способом заработки денег (профессионалы). А также специалисты, которые обеспечивают их подготовку, т.е. тренеры, врачи, психологи. Сегодня в мире насчитывается свыше 100 официальных видов спорта, которые содержат свыше 1000 спортивных упражнений. Спортом высших достижений в мире занимается свыше 5 миллионов спортсменов. Особое внимание уделяется этому вопросу и в Республике Беларусь. Работает 30 федераций по летним и 5 по зимним Олимпийским видам спорта, 21 федерация по видам спорта, не входящим в олимпийскую программу. В нашей стране успешно работает более 5 тысяч тренеров, многие из них имеют высшую категорию. Для подготовки спортивного резерва функционируют школы высшего спортивного мастерства, национальные центры олимпийской подготовки. Разработана и утверждена «Маркетинговая программа», предусмотрены меры государственной поддержки (стипендии, вознаграждения, специальные премии и награды, социальные льготы и т.п.) для представителей спорта высших достижений. По результатам крупнейших соревнований наши атлеты входят в двадцатку сильнейших спортивных держав мира. Их численность (с учётом групп «А», «Б», «В») составляет свыше трёх тысяч человек.

Массовый спорт или «спорт для всех» объединяет любителей, к которым относятся лица занимающиеся спортом самостоятельно, учащиеся-спортсмены специализированных учреждений (ДЮСШ, СДЮШОР). Массовым спортом в Республике Беларусь занимается свыше 12,6% населения или 1миллион 236 тысяч человек. Задачами этого направления являются: формирование здорового образа жизни; профилактика заболеваний и правонарушений; развитие направлений физической культуры и систем физического воспитания; физическое совершенствование и подготовка спортивного резерва. Работу осуществляют государственные, общественные и частные учреждения, организации, физкультурно-спортивные общества и клубы. Проводятся чемпионаты и первенства районного, областного и республиканского уровней по видам спорта, а также спортивно-массовые мероприятия, праздники, турниры и конкурсы. В учебных и внешкольных учреждениях, на предприятиях и фирмах функционируют спортивные секции, кружки. С каждым годом увеличивается количество спортивных сооружений, комплексов и баз. Получают признание клубы по фитнессу, спортивным танцам и атлетизму. Единой спортивной классификацией Республики Беларусь для участников массового направления предусмотрены            

разрядные требования (первый, второй, третий) и звания кандидат в мастера спорта и мастер спорта.

 

2. Основы тренерской деятельности

 

Увеличение занимающихся спортивной деятельностью и социальное значение спорта требуют всё большего количества специалистов. Среди которых, особо значимо, выступает потребность в тренерах-педагогах. Студенты, избравшие данную специализацию, должны овладеть необходимыми знаниями и умениями представляющими профессиональную модель, составленную по опросу 180 ведущих тренеров России и Беларуси. Она включает: непосредственное управление процессом тренировки; постоянное повышение квалификации; организаторские умения и спортивный отбор; соревновательная деятельность и организация соревнований; медико-биологические аспекты; планирование и учёт; высокий уровень личных достижений. Согласно учебного плана и признанной модели, целый ряд предлагаемых дисциплин позволяет получить необходимый багаж знаний, обеспечивающий успешную тренерскую деятельность наших выпускников.

Доктор педагогических наук, профессор Георгий Туманян утверждал, что характеристика тренерской деятельности начинается с деления их на три группы: а) личные тренеры; б) тренеры сборных команд; в) тренеры-референты. Первая группа самая многочисленная, она составляет около 70% от всех работающих. К личным тренерам или тренерам-практикам следует относить:

- работающих на отборе;

- специализирующихся на начальных этапах подготовки;

- работающие со спортсменами высших достижений;

- универсалы.

Вторая группа квалифицируется как тренеры-руководители к ним относятся руководители команд, старшие и главные тренеры сборных команд по видам спорта. Эта группа составляет около 20% от работающих. В отличие от тренеров-практиков они должны успешно решать организационные вопросы, обеспечивать условия для тренировки, питания, отдыха, медицинского обслуживания и соревновательной деятельности спортсменов. Они должны иметь практический опыт работы (не менее пяти лет), высокую категорию и высшее специальное образование.

Тренеры-референты составляют около 10% и представлены: медицинскими работниками; спортивными психологами; хореографами; стилистами; дизайнерами и т.п. Как правило они непосредственно не участвуют в тренировочном процессе, но обеспечивают условия выступления. Тренеры-референты работают со спортсменом или командой не продолжительное время (0,5-1 год), их деятельность на современном этапе развития спорта необходима. Тренером-референтом можно стать получив или имея дополнительную специальность врача, психолога, режиссёра-постановщика, художника, модельера.

Квалификация (профессионализм) тренера определяется установленными в Республике Беларусь категориями: без категории (не имеет специального образования), вторая, первая и высшая. За успехи в подготовке спортсменов и команд тренерам нашей страны могут быть присвоены звания Заслуженный тренер Республики Беларусь. На факультете физической культуры и спорта профессиональной деятельности студентов обучают Заслуженные тренеры Республики Беларусь В.И.Тур, П.С.Васильков, М.М.Шур и другие.  

    

3. Физкультурно-оздоровительная работа и её разновидности

 

Физическая культура, как социально важное явление в жизни современного общества, характеризуется четырьмя функциональными блоками. Первый блок: воспитательные функции. Они связаны с осуществлением умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Во время её осуществления специалистам необходимо учитывать выполнение социальных обязанностей и идеологических составляющих. Второй блок: общекультурные функции. Их роль выражена в том, что физическая культура является составной частью культуры вообще и одним из средств социальной активности личности. Они проявляются в творчестве и познании, самовыражении и самоутверждении, в просветительстве и пропаганде, духовном и физическом совершенствовании.

Третий блок: оздоровительные функции. Физическая культура используется как средство охраны и укрепления здоровья человека от самого рождения до преклонного возраста. К этим функциям относятся: профилактическая, защитно-компенсаторная, гедонистическая («мышечная радость»), рекреативно-развлекательная и другие. Четвёртый блок: экономические функции. Физическая культура является нематериальной сферой деятельности человека. Результатом её деятельности является не общественный продукт, а спортивные услуги. Они направлены на удовлетворение потребностей, повышение производительности труда, снижении заболеваемости и социальной интеграции личности.

Все перечисленные блоки имеют место в организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы, которая осуществляется методистами физического воспитания, инструкторами и инструкторами-методистами по спорту и туризму, педагогами-организаторами. Основными направлениями физкультурно-оздоровительной работы являются: физкультурно-спортивное, адаптивное, рекреационное, профессионально-прикладное и другие. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия (ФСМ) – одна из самых используемых форм физкультурно-оздоровительной работы. Они имеют свои отличительные особенности, такие как: а) неограниченность возрастных рамок; б) различный уровень подготовленности и возможностей участников; в) эмоциональная зрелищность и доступность упражнений. Поэтому широко используются состязательная игровая деятельность, уравнительные коэффициенты и поощрительные очки, упрощаются правила, снижается продолжительность и интенсивность, уменьшается вес снарядов и т.п. Выделяют три вида ФСМ: для активного отдыха (праздники, конкурсы, туристические слёты); для агитации и пропаганды (показательные выступления, вечера спорта, блицтурниры); учебно-тренировочные (лыжные гонки, эстафеты, спортландии и спартакиады, кроссы и т.п.) Специалистам по организации физкультурно-оздоровительной работы следует учитывать её основные принципы:

- соответствие направлению, задачам;

- доступность по месту и времени проведения;

- посильность упражнений;

- безопасность участников;

- зрелищность и эстетичность.

Организацией и проведением рекреационной работы занимаются спортивные клубы учреждений образования, физкультурно-оздоровительные центры предприятий и фирм, дворцы спорта, парки культуры и отдыха, туристические базы, физкультурно-оздоровительные комплексы, центры творчества детей и молодёжи, центры физического воспитания населения и другие.  

 

 

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ