background:#336699;

index

 

 

 

 

 

 

 

Система учреждений социально-педагогической помощи семье и детям

 

 

План.

 

1.Понятие социальной службы, ее цели и задачи.

2. Службы в системе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

3.Социально - педагогические учреждения их цели и назначение

 

 

Литература:

1.Тетерский С.В. Введение в социальную работу.- М.,2000- Занятие

2.Словарь социального педагога и социального работника. Мн.,2001г.

3. Положение о социально-педагогическом учреждении. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 августаг. № 57 // НРПА РБ - № 8/21426 от 18.09.2009 г.) или . //Сацыяльна-педагаг1чная работа .-2009. – № 12

4.ПОЛОЖЕНИЕ о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). Постановление Министерства образования Республики Беларусь   25.07.2011 № 116

5.Организация социально- педагогической работы в учреждениях образования: уч. метод.- пособие /авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск.: Новое знание, 2007. – 346 с.

6.Примерное Положение о территориальном центре социального обслуживания населения ( в ред. Постановления Мин. Труда и социальной защиты от 17. 09.2007 № 114)

 

 

 

 

1.Вопрос. Понятие социальной службы, ее цели и задачи.

 

        Одним из способов повышения эффективности социально- педагогической работы как в условия учреждений образования, так и в целом во всем секторе социальной сферы может стать создание и развитие сети социальных служб.

         Социальная служба -

  • система специальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур, по предоставлению населению социальных услуг и помощи, которые позволяют гражданину ( семье) преодолеть сложную жизненную ситуацию, побуждая его к активной самопомощи, и этим способствуют установлению и поддержанию социальной гармонии в обществе.
  • Структура созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений.
  • Предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

 

         Учреждение социальная служба - государственное учреждение, либо общественное формирование, как правило, обладающее признаком юридического лица и непосредственно предоставляющее населению социальные услуги, которые не только компенсировали бы потерю от жизненных неурядиц и катастроф, но позволяют преодолеть кризисную жизненную ситуацию.

         В Беларуси процесс развития сети социальных служб, социально-педагогических служб и центров   начинается со второй половины 90-х годов ХХ столетия.

         Учреждения социальной службы дифференцируют в зависимости от:

  • объекта: социальные службы для молодежи, социальные службы для беженцев, социальные службы помощи семье и др. Объект уточняется в уставных документах социальной службы.
  • сфер деятельности: службы социально-бытовой помощи; службы психолого-педагогической помощи; службы реабилитации; службы семейного досуга.

Объекты социальной службы одновременно являются и субъектами , что подчеркивает важность выявления внутренних резервов нуждающихся лиц, развитие у них навыков самопомощи.

* специалист социальной службы –лицо непосредственное оказывающее услуги клиентам учреждения социальной службы и состоящее в штате такого учреждения.

* субъекты социальной службы . Выделяют две группы субъектов социальной службы:

1 группа: субъекты, предоставляющие услуги: учреждения социальной службы, работающие в них социальные работники; государственные и государственно – общественные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять управленческие функции по делам социальной службы

2 группа: субъекты, потребляющие услуги. Ими могут быть не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства, сложная жизненная ситуация которых связана с пребыванием на территории РБ.

Основным документам на базе, которого осуществляется деятельность

социальной службы является положение, в котором находят отражение такие моменты: цели и задачи деятельности службы; объекты службы, ее функции; условия организации и деятельности службы; принципы функционирования службы; структура; основные направления и содержание деятельности; компетенция и права службы; управление; финансирование; условия ликвидации или реорганизации службы.

         Целью службы    является помощь и оказание таких услуг нуждающимся, которые позволяют им установить ( или восстановить) утраченные социальные связи, приобрести или вернуть душевное равновесие в окружающей природной и социально-культурной среде.

         Социальные службы организуют свою деятельность по двум направлениям:

  • социальная защита;
  • социальная помощь и предоставление социальных услуг.

Эта цель определяет какие государственные механизмы следует задействовать при функционировании социальных служб. К таким механизмам можно отнести:

  • обеспечить нуждающимся гражданам доступ к услугам, предоставляемым учреждениями и работниками социальной службы;
  • содействовать развитию инициативы местных органов власти и управления в решении социальных проблем на подведомственной территории;
  • способствовать расширению общественных организаций и общественности в решении задач социальной работы;
  • обеспечить взаимодействие различных учреждений социальной службы, оказывающих услуги и помощь населению.
  • Оформить правовое поле деятельности социальных служб, а также для привлечения финансовых средств для обеспечения системы социальных служб.
  • Создать правовую базу для координации деятельности государственных органов и общественности по делам социальной службы.

 

Принципы построения территориальной социальной службы:

         Состав учреждения социальной службы, их масштабы (штаты, пропускная способность, направления деятельности и т.д.) зависят от:

* особенностей данного населенного пункта (половозрастного состава, социального состава, профессиональной характеристики и др.);

* имеющихся потребностей в социальных услугах и помощи с учетом других, кроме социальной службы, способов их удовлетворения;

* наличия подготовленных кадров социальных работников и других специалистов;

* имеющихся материально-технических и финансовых средств.

         Свою деятельность социальные службы строят на общих принципах социального обслуживания населения ( добровольность, адресность, конфиденциальность, гуманизма и др.), собственных принципах социальной работы, а также на следующих подходах:

  • механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки
  • при оказании помощи опираться на индивидуальный подход к запросам клиента;
  • получатель помощи должен проявлять   активную позицию.

Выделяют общие принципы функционирования всей системы социальных служб:

  • принципы приоритета государственных начал в организации социальных служб и гарантирования прав граждан на получения социальных услуг и помощи в сложной жизненной ситуации;
  • принцип опоры на общественное участие;
  • принцип территориальности ( социальные службы должны быть максимально приближены к населению);
  • принцип информированности;

Система социальных служб в Республике Беларусь представлена:

* государственными социальными службами. К ним относят учреждения и предприятия социального обслуживания ( например ТЦСОН, социальные службы помощи семье и детям, Территориальные кризисные центры помощи женщинам   и др.) органы исполнительной власти, в компетенции которых находится организация и осуществление социального обслуживания.

* негосударственными социальными службами. К ним относят   учреждения социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными , религиозными и др. организациями, а также частными лицами (Например ОБО «Хасдей - Давид»; Витебская ОБО «Детский хоспис» и др.)

         Функции социальных служб:

  • информационно-аналитическая: сбор и анализ информации социально-демографического, медико-социального и криминального характера о состоянии контингента семей и детей в районе, о соотношении групп социального риска в общем составе семей и детей; предоставление населению информации о деятельности социальной службы; предоставление клиентам информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения педагогических, медико-социальных,   правовых и иных знаний; изучение потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в обществе.
  • Консультирования (по различным проблемам).
  • Функция социальной коррекции и реабилитации: социальная реабилитация лиц, с отклоняющимся поведение; социальная, медико-психологическая, трудовая реабилитация лиц с ограниченными возможностями
  • Функция социальной помощи (социально-бытовой помощи). Решение бытовых вопросов, психологическая поддержка одиноких, инвалидов; осуществление медико-социального патронажа.
  • Диагностическая: выявление отдельных лиц, семей, групп нуждающихся в социальной помощи и поддержки; изучение их социального и психологического состояния и т.д.
  • Профилактическая

 

 

  1. 2Вопрос.

 

Службы в системе Министерства труда и социальной защиты РБ

 

Территориальный центр социального обслуживания населения.

Согласно, Примерного положения о ТЦСОН (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 17. 09.2007 № 114)

Территориальный центр социального обслуживания населения (далее - Центр) является государственным учреждением социального обслуживания, деятельность которого направлена на организацию комплексного социального обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации. Центр подчиняется органам по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов.

   Свою деятельность Центр осуществляет на основании устава, утверждаемого местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с законодательством РБ.

   Структура   Центра   определяется   местным исполнительным   и

распорядительным органом с учетом местных социальных   и демографических особенностей и финансовых возможностей

     Цель деятельности Центра:   осуществление организационной, практической и методической деятельности по социальному обслуживанию и оказанию социальных услуг гражданам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основными задачами деятельности Центра являются:

  • Участие в отслеживании социальной и демографической ситуации, на   территории, обслуживаемой Центром, прогнозирование социальных процессов,   выработка предложений по совершенствованию системы социальной защиты на территории обслуживания;
  • выявление и дифференцированный   учет   граждан и семей, нуждающихся в помощи;
  • предоставление социально-педагогических, психологических, юридических, бытовых, консультационных и иных услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами торговли людьми; при условии соблюдения принципов социального обслуживания;
  • организация работы по оказанию комплексной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,   -   бывшим   воспитанникам интернатных учреждений, опекунских, приемных семей;
  • сотрудничество     с   государственными,   общественными,   религиозными, коммерческими организациями,   привлечение   их к решению вопросов оказания социальной помощи и поддержки нуждающимся гражданам;
  • обобщение и внедрение   современных технологий социального обслуживания населения в зависимости от характера нуждаемости   и   местных   социально- экономических и демографических условий;
  • информационно-просветительская   деятельность   по   актуальным   вопросам социального обслуживания и социальной политики;
  • проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра

         Центр возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом органа по труду, занятости и социальной защите по согласованию с комитетом по труду, занятости и социальной защиты   и   местным исполнительным и распорядительным   органом.                

                       СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА

Структурными подразделениями Центра являются:

  • отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования;
  • отделение срочного социального обслуживания - оказания

гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. Направления деятельности отделения:   оказание материальной и натуральной помощи (в том числе адресной социальной помощи), социально-бытовой помощи и услуг на дому разового характера;

   *содействие в получении временного жилого помещения, компенсаций и других социальных выплат в соответствии с законодательством;

   *предоставление услуг няни по уходу за детьми при рождении в семье троих (тройни) и более детей (введен в 2005 г.); услуг сиделки

     *проведение благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);

     *распределение гуманитарной помощи;

     *консультирование по вопросам самообеспечения, развития предпринимательства и др.

         При отделении срочного социального обслуживания может создаваться салон «Милосердие»

  • отделение   социальной адаптации   и реабилитации . Может создаваться «Кризисная комната» - срок пребывания в ней не более 10 дней.;
  • отделение социальной помощи на дому;
  • отделение дневного пребывания   для инвалидов;
  • отделение круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста.

   При центрах по решению местных исполнительных и распорядительных органов могут создаваться хозрасчетные подразделения (мастерские по ремонту обуви, пошиву одежды, парикмахерские и другие подразделения).      

   Важным   направление социальной работы является защита и поддержка института семьи.   Наряду с ТЦСОН социальную помощь семье могут оказывать и другие социальные службы. Так:

* в Минске и Гомеле функционируют Территориальные центры по социальному обслуживанию семьи и детей;

 

Территориальный Кризисный центр помощи женщинам.

 

Его цель - оказание   квалифицированной психологической, юридической, материальной, реабилитационной и иной социальной помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации.

Центр оказывает социальные услуги следующим категориям: женщинам, потерпевшим от насилия; одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей; несовершеннолетним матерям   беременным   женщинам   (в   том   числе несовершеннолетним и одиноким), находящимся в предразводной и послеразводной ситуации; женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; женщинам, находящимся в конфликте с членами семьи; самостоятельно   проживающим   выпускницам   детских   домов и интернатов; женщинам, вышедшим на пенсию и испытывающим психологический дискомфорт, в том числе одиноким пожилым женщинам, брошенным детьми. В своей структуре Центр может иметь различные подразделения, в том числе отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также   другие отделения, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

         Центр   может   оказывать   социальные   услуги как женщинам, обратившимся по собственной инициативе, так и по направлению органов системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и занятости, миграции и др.

Социальные   услуги оказываются Центром, как правило, бесплатно. Оказание помощи женщинам осуществляется в любое время суток.

 

3Вопрос. Социально - педагогические учреждения их цели и назначение

Развития сети социальных служб неоднозначен и обуславливается рядом факторов: ограниченностью финансовых ресурсов; дефицитом персонала, обладающей профессиональной подготовкой в области социальной работы; низким социальным статусом и невысоким уровнем заработной платой специалистов социальных сферы.

 

В 2004 году   разработано и утверждено положение О социально –педагогическом учреждении (изменения и дополнения в которое внесены в 2009 г.),   в 2006 г. утверждено положение о СППС (новое положение принято в 2011 г а августе).        

Социально-педагогические учреждения:

  • является учреждением образования, относится к специализированному учреждению для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
  • имеет статус юридического лица, является некоммерческой организацией
  • имеет самостоятельный баланс;
  • может быть государственным и частным, действует на основании устава, утверждаемого учредителем в порядке, установленном законодательством.

 

К социально-педагогическим учреждениям относятся:

  • социально-педагогические центры,
  • детские социальные приюты и иные учреждения, деятельность которых регламентируется отдельными положениями и уставами.

СПУ может иметь в своем составе следующие структурные подразделения:

  • приемное отделение;
  • отделение диагностики социальной дезадаптации;
  • отделение реализации программ социальной реабилитации;
  • Отделение постинтернатной адаптации ( может предоставляться временное проживание);
  • Информационно-правовая служба.

 

В социально-педагогические учреждения принимаются несовершеннолетние от трех до восемнадцати лет:

  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети, находящиеся в социально опасном положении, дети, признанные нуждающимися в государственной защите
  • заблудившиеся или подкинутые;
  • самовольно оставившие семью, ушедшие из детских интернатных учреждений, за исключением несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений;
  • не имеющие постоянного места жительства;
  • оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.

Прием несовершеннолетних в детские социальные приюты осуществляется круглосуточно.

Срок пребывания детей в СПУ   не свыше шести месяцев в течение календарного года

 Основания для помещения в социально-педагогические учреждения являются:

  1. 1.личное обращение несовершеннолетнего;
  2. 2.направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (независимо от места жительства несовершеннолетнего);
  3. 3.заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда мнение несовершеннолетнего противоречит его интересам;
  4. 4.постановление (определение) суда, постановление органа дознания, следователя, прокурора в случаях задержания, заключения под стражу или осуждения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего;
  5. 5.акт оперативного дежурного органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в социально-педагогическое учреждение. Копия этого акта в течение суток направляется в орган опеки и попечительства.

 

Задачи СПУ:

  • обеспечение прав детей на получение своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи со стороны государства;
  • организация индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации, детям, находящимся в социально опасном положении, детям, признанным нуждающимися в государственной защите;
  • оказание социально-педагогической, психологической и правовой помощи жертвам торговли людьми в возрасте от трех до пятнадцати лет и их реабилитация в детских социальных приютах;
  • обеспечение необходимых условий для развития личности несовершеннолетнего, укрепления физического и психического здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда;
  • оказание социальной, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним выпускникам детских интернатных учреждений, испытывающим трудности в социализации, защита их прав и законных интересов;
  • социальная адаптация несовершеннолетних к жизни в обществе;
  • профилактическая работа по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • осуществление психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организация социального патроната несовершеннолетних после их возвращения в семьи в случаях принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о возвращении ребенка родителям либо судом об отказе в лишении родительских прав родителей (единственного родителя);
  • осуществление психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений, формирование и коррекция родительской ответственности.

 СПУ может иметь в своем составе следующие структурные подразделения:

  • приемное отделение (срок пребывания до 15 суток0;
  • отделение диагностики социальной дезадаптации;
  • отделение реализации программ социальной реабилитации;
  • Отделение постинтернатной адаптации;
  • Информационно-правовая служба.

 

 

 

Социально-педагогический центр в пределах своей компетенции:

 

  • организует и координирует работу учреждений образования по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, по социально-педагогической и психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации;

 

  • оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации;

 

  • разрабатывает и реализует комплексные программы помощи различным категориям несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства;

 

  • координирует деятельность педагогов социальных и педагогов-психологов учреждений образования по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;

 

  • разрабатывает и распространяет технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;

 

  • организует занятость (труд, свободное время) и временное проживание на государственном обеспечении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

 

  • проводит консультирование, в том числе анонимное и по телефону, несовершеннолетних, их родителей с целью поиска решения сложных жизненных ситуаций, профилактики насилия над несовершеннолетними;

 

  • осуществляет поиск, подбор и подготовку семей, принимающих на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, готовит несовершеннолетних к переходу на воспитание в семьи, в том числе воспитанников детских интернатных учреждений;

 

  • осуществляет социальный патронат несовершеннолетних после их возвращения в семьи в случаях принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних о возвращении ребенка родителям либо судом об отказе в лишении родительских прав родителей (единственного родителя).

Социально-педагогический центр может иметь в своем составе :

- отделение диагностики социальной дезадаптации;

- отделение реализации программ социальной реабилитации;

- информационно-правовое отделение.

- социальный приют.

        Детский социальный приют предназначен для временного проживания не более шести месяцев в течение календарного года и социальной реабилитации детей в возрасте от трех до 18 лет в количестве не менее 14 человек.

Детский приют:

  • предоставляет детям , находящимся в социально опасном положении, детям, признанным нуждающимися в государственной защите, временное место проживание, государственное обеспечение до возвращения их в семью;
  • при невозможности возвращения ребенка в семью , совместно с органом опеки и попечительства определяет форму устройства ребенка;
  • осуществляет социальную и психолого-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в СОП;
  • ведет поиск и подготовку семей для устройства в них воспитанников приюта
  • оказывает содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
  • оказывает доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;
  • выявляет и анализирует причины, обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
  • разрабатывает и реализует комплексные программы социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении, развитии и социальной адаптации, утверждаемые учреждением;
  • разрабатывает и контролирует выполнение индивидуальных межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, утверждаемых районными, городскими,

 

Детский социальный приют может иметь :

- приемное отделение;

- адаптационно-реабилитационное отделение.

     Не могут быть помещены в социально-педагогические учреждения дети по следующим противопоказаниям:

  1. 1.все болезни в остром периоде или стадии обострения
  2. 2.Все инфекционные болезни и паразитарные заболевания до окончания срока изоляции
  3. 3.Злокачественные болезни крови
  4. 4.Туберкулез
  5. 5.Новообразования
  6. 6.Все заболевания, когда требуется специальный уход
  7. 7.Выраженные психопатоподобные и психопатические расстройства
  8. 8.Эпилепсия.
  9. 9.дети, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения.
  10. 10. дети с явными признаками обострения психического заболевания,
  11. 11. дети находящиеся под следствием, самовольно оставившие специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.

ПРИМЕР. Социально-педагогический центр с приютом Фрунзенского района г.Минска

Социально-педагогический   центр        создан 1 сентября   1999 года,   а   в   2000 году   при нем   был   открыт   детский   социальный   приют, рассчитанный   на   14   детей.

         Основной целью работы СПЦ   является   обеспечение прав детей и их семей   на   получение   своевременной   квалифицированной     социально-педагогической   и психологической     помощи,     предупреждение     роста     социального сиротства   и     правонарушений   среди   несовершеннолетних   в   районе   через   активизацию деятельности СППС учреждений   образования.

В структуре СПЦ имеется три отдела:

  • Отдел социально-психологической консультации и социальной реабилитации оказывает коррекционно-реабилитационную   помощь разным категориям   населения, осуществляет психолого-педагогическое, правовое и профориентационное консультирование детей и   взрослых.
  • Отдел   замещающей   семьи проводит информирование различных групп населения   о   работе в приемной   семье, рекламную     компанию в транспорте, в СМИ. Осуществляет социально-педагогическое и психологическое обследование   семей     кандидатов   в приемные родители, их обучение, а также ведет психолого-педагогическое и социально-правовое   сопровождение приемных семей.
  • Детский социальный приют     предназначен для временного проживания детей от 3 до 18 лет, которые остались без попечения родителей, усыновителей, проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении; стали жертвами физического и психического насилия

 

        Специалисты СПЦ оказывают профессиональную социально-педагогическую и психологическую помощь детям:

  • проживающих в неблагополучных условиях или оказались в экстремальной жизненной ситуации;
  • родители которых злоупотребляют алкоголем;
  • ставших жертвами злодеяний, жестокости, физического и психического насилия;
  • с нарушением эмоционально-волевой сферы;
  • с девиантным поведением;
  • употребляющих алкоголь, токсические и наркотические вещества;

у которых сложились конфликтные отношения с родителями, педагогами, ровесниками;

  • покинувшими семью или дом;
  • из семей беженцев, или семей, которые потерпели в результате стихийных бедствий, катастроф;
  • оставшихся без опеки родителей;
  • обучавшихся и воспитывающихся в детских интернатных учреждениях;

ставших жертвами психологической обработки в религиозных сектах.

 

        

3.1. Социально- педагогическая и психологическая служба

       

         В 2011 году   разработано и утверждено положение о СППС учреждения образования, которое регулирует   порядок   создания,

функционирования и прекращения деятельности социально-педагогической и психологической службы (далее - СППС) учреждений образования,   и служит правовой и организационно-методической основой ее работы.

         Руководство   деятельностью   СППС   осуществляет руководитель учреждения образования. Координирует и   направляет деятельность   СППС   заместитель руководителя по   воспитательной работе.

      Целью деятельности СППС  является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения   обучающихся   и   воспитанников   в   учреждении образования, семье и социальном окружении.

    Основные задачи СППС учреждения образования:

·        Изучение и анализ социально-педагогических и психологических проблем учащихся. Участие в мониторинге качества воспитания;

·        организация     своевременной     комплексной     личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;

·        содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении;

·        предупреждение     семейного   неблагополучия,     социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения,     безнадзорности,     правонарушений     обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;

·        повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников   образовательного процесса, активизация   и   усиление педагогического потенциала социального окружения;

·        проведение консультативно- просветительской и профилактической работы, организация пропаганды ЗОЖ среди учащихся, родителей, педагогов;

·        осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих их социальному становлению, развитию нравственности и гражданственности.

 

Принципы функционирования СППС:

  • ž приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;
  • ž личностно-ориентированный подход;
  • ž гуманистический характер деятельности;
  • ž доступность;
  • ž принцип профессионализма;
  • ž принцип позитивного восприятия личности;
  • ž принцип взаимодействия ( заключается в целесообразном взаимодействия и сотрудничестве специалистов СППС с другими работниками учреждения образования по разрешению проблем).
  • ž конфиденциальность.

 Основными направлениями деятельности СППС учреждения образования являются: диагностика (исследование, изучение), профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей

 

 СППС учреждения образования в пределах своей компетенции

выполняет следующие функции:

 

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников;
  • изучение   уровня   развития обучающихся, воспитанников,   их индивидуальных особенностей, социального положения, склонностей и потенциальных   возможностей   в процессе   воспитания,   обучения, профессионального самоопределения, профилактику и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации;
  • социально-педагогическое   и   психологическое   сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников;
  • разработку   и   реализацию комплексных программ   социально-педагогической и психологической помощи обучающимся и воспитанникам;
  • осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональное развитие детей с особенностями

психофизического развития, формирование их жизненной компетенции;

  • организацию работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, воспитанникам,   находящимся в социально   опасном   положении   и признанным   нуждающимися   в   государственной   защите,   согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и   законных интересов   несовершеннолетних (по их реабилитации и   коррекции отклонений в психическом, личностном и социальном развитии);
  • психолого-педагогическое         сопровождение         процесса интегрированного (совместного) обучения;
  • участие   в   подготовке   обучающихся   и   воспитанников   к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных   ролей гражданина, семьянина, профессионала;
  • осуществление   профилактической   работы   по   предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия   в   отношении   несовершеннолетних,   вредных   привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни;
  • формирование   у   участников   образовательного   процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;
  • участие   в   мониторинге положения и качества обучения   и воспитания обучающихся, воспитанников в учреждении образования;
  • участие   в   организации   социально   значимой   деятельности обучающихся,   воспитанников, содействие в развитии   детских   и молодежных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
  • оказание     консультативной     помощи     всем     участникам образовательного   процесса   по вопросам   развития,   воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников;
  • изучение   и   обобщение   опыта   социально-педагогической   и психологической   работы,   участие в методических   объединениях, семинарах, конференциях, разработку методических материалов для участников   образовательного   процесса   по   вопросам   развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства.  

 

Т.С. Капелевич рассматривая   деятельность СППС выделяет следующие функции, которые должна выполнять СППС учреждения образования:

  • Аналитическая
  • Исследовательская
  • Прогностическая
  • Консультативная
  • Коррекционно- развивающая
  • Профилактическая
  • Просветительская
  • Защитная
  • Профориентационная
  • Воспитательная
  • Коммуникативная (см. источник 7.)

Специалистами СППС учреждения образования являются, прежде всего, педагог социальный и педагог-психолог. Сотрудники СППС осуществляют свою деятельность по запросу (или с согласия) педагогических работников, родителей или иных лиц, их заменяющих, учащихся

Специалисты СППС службы выявляют и ведут учет:

  • детей нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения   родителей, детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях, детей с особенностями психофизического развития;
  • оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
  • ставших жертвами преступлений, жестокости, психического   и физического насилия;
  • с асоциальным и делинквентным поведением;
  • употребляющих алкоголь, наркотические и токсичные вещества;
  • с нарушением эмоционально-волевой сферы;
  • имеющих   конфликтные   отношения с педагогами,   родителями, ровесниками, оставившими семью либо учреждение образования;
  • родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем;
  • из   семей беженцев либо из семей, которые пострадали   в результате стихийных бедствий, катастроф;
  • из   числа   выпускников   специальных   учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившихся из мест лишения свободы; других   категорий   обучающихся   и   воспитанников,   имеющих проблемы. 

     Социально –педагогическая и психологическая служба   учреждения   образования   оказывает

·        социально- педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в   ней   обучающимся, воспитанникам, родителям, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных;

·         обеспечивает сопровождение обучающихся, воспитанников, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, воспитанникам, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;

·         образования  участвует в рассмотрении случаев,   связанных с непосещением обучающимися, воспитанниками учреждения образования, принятием решений об их дисциплинарной ответственности, постановке на учет в учреждении   образования, комиссии   по   делам несовершеннолетних и инспекции   по   делам несовершеннолетних;   оказанием материальной помощи,   соблюдением социальных гарантий и льгот, а также других случаев, которые могут привести к ущемлению прав и интересов обучающихся, воспитанников;

·        осуществляет патронат детей- сирот   и   детей, оставшихся без попечения родителей,   лиц   с особенностями психофизического развития на протяжении двух лет после окончания   учреждения образования и оказание им   индивидуально ориентированной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в социальной адаптации на начальном этапе самостоятельной жизни. 

 

 

План работы СППС на учебный год может быть представлен отдельным документом, утвержденным руководителем учреждения образования, или разделом годового плана учреждения. Он состоит из вводной части (состояние дел и анализ работы за прошедший год) и основных предполагаемых мероприятий и видов деятельности по главным направлениям работы СППС.

Более детальными являются планы работы СППС на месяц, где конкретизируются, развиваются соответствующие пункты годо­вого плана, соотносятся с конкретным временем.

Специалистам СППС (для упорядочения их деятельности) целесообразно иметь личный план работы на год, включая раздел по самообразованию и повышению профессионального уровня, а также планы работы на месяц (четверть) и неделю (ежедневный).

Ежедневный (недельный) план работы специалиста составляется на основе четвертного или помесячного плана и тех ситуативных и неотложных дел, которые возникли по ходу осуществления профессиональной деятельности. Форма плана может быть произвольной, но удобной для работы, в нем конкретно и ясно должна задаваться программа работы на каждый день, развернутая как по видам осуществляемой деятельности, так и по затратам времени (указываются день недели, число, время, форма мероприятия, тема, контингент, место).

Особое место в документации СППС и ее специалистов занимают методические материалы:

  • профессиональные библиотечки;
  • статистические сборники, аналитические материалы по проблемам охраны детства;
  • национальные, региональные, городские, районные комп­лексно-целевые программы воспитания детей и молодежи, программные разработки в области реализации основ социальной политики;
  • диагностический инструментарий (анкеты, опросники, тесты и т. д.);
    сценарии, программы индивидуальных и групповых мероприятий (занятий, тренингов, праздников, шоу);
  • в материалы для информационных стендов, уголка правовых знаний, уголка профориентации и др.;
  • методические разработки по профилю работы специалистов СППС.

Методическая копилка СППС формируется из опыта работы службы и накапливается в течение всей ее деятельности.

Собранные специалистами СППС методические материалы могут быть объединены:

« по возрастному и статусному принципу (работа с младшими школьниками, старшеклассниками, родителями и т. д.);

  • по адресатам (в помощь родителям, в помощь классному руководителю и т. д.);
  • по направлениям (работа по профориентации, работа с несовершеннолетними по профилактике правонарушений, работа с семьей, профилактика табакокурения и т. д.).

Размещаются материалы на полках в шкафах (или открытых стеллажах), в папках-накопителях или отдельно.

Рекомендуемый перечень основной (рабочей) документации СППС

  • графики работы специалистов СППС, утвержденные руководителем учреждения образования;
  • график проведения индивидуальных консультаций специалистами СППС для детей, родителей и педагогов;
  • планы работы СППС на год, месяц;

план работы Совета профилактики учреждения образования;

  •     планы работы СППС по сотрудничеству с различными учреждениями, организациями и специалистами (наркологом, валеологом, ИДН, центром занятости и трудоустройства, центром профилактики СПИДа, центром по профориентации, детскими и молодежными общественными объединениями и др.);
  •     тематические планы работы СППС (месячник правовых знаний, неделя здоровья, неделя профилактики табакокурения, СПИДа и т. д.);
  •     индивидуальные планы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (по необходимости);
  •     аналитические отчеты о работе СППС, специалистов СППС за год;
  •     отчеты и информация о работе по выполнению тематических планов (по необходимости);
  •     протоколы и соответствующие материалы Совета профилактики;
  •    журналы учета звонков по телефону доверия. консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
  •   журналы учета работы специалистов СППС (индивидуальных и групповых занятий, мероприятий и т. д.);

•        журнал учета посещений учреждения образования и профилактической работы инспектора ИДН;

  • социально-педагогическая характеристика микрорайона учреждения образования;
  • социально-педагогическая характеристика учреждения образования;
  • социально-педагогическая характеристика классов (групп);
  • данные о воспитанниках, состоящих на учете (ИДН, дети, находящиеся в социально опасном положении, признанные нуждающимися в государственной защите, дети-инвалиды и т. д.), а также о семьях (неполные, многодетные и т. д.);
  • личные дела несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также признанных нуждающимися в государственной защите, состоящих на учете в ИДН;
  • информационные данные об организациях, с которыми взаимодействуют специалисты СППС по вопросам социализации несовершеннолетних, защиты их прав.
  • документов по переписке с учреждениями
  • нормативных правовых актов социальной направленности, документов, регулирующих деятельность СППС и учреждения образования, а также педагога социального, педагога-психолога и других специалистов, входящих в состав СППС;
  • актов обследования, соглашений и др.
  • личных дел несовершеннолетних, состоящих на учете.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ