background:#336699;

index

 

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

 

Контрольная работа

Правила оформления контрольной работы

 

1. Цели и задачи контрольной работы.

Контрольная работа – одна из форм контроля уровня знаний студента и ориентирования его в вопросах, ограниченных объемом учебной тематики.

Цели контрольной работы:

      углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов;

      проверить степень усвоения одной темы или вопроса;

      выработать у студента умения и навыки поиска и отбора необходимой литературы, самостоятельной обработки, обобщения и краткого, систематизированного изложения материала.

Контрольные работы в вузе могут быть:

­    аудиторными (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя);

­    домашними, которые задаются на дом к определенному сроку;

­    текущими, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме;

­    экзаменационными, оценка по которым имеет статус итоговой.

При заочной форме обучения контрольная работа является основной формой межсессионного контроля знаний. Написание такой контрольной работы больше похоже на написание реферата: подбирается необходимая для раскрытия темы литература, составляются выписки или конспект, выстраивается план изложения и в соответствии с вопросами плана пишется текст.

Контрольная работа может включать в себя как одно, так и несколько заданий следующего характера:

­    вопросы на информационную осведомленность (назовите, перечислите, определите, дайте характеристику и т.п.);

­    вопросы и задания на логическое осмысление информации, конкретизация и оценочные суждения (составьте словарь ключевых понятий и терминов, изложите содержание и ваше понимание определенных вопросов, сделайте анализ и т.п.);

­    задания на практическое применение изучаемой информации (разработайте и опишите, составьте программу, сделайте картотеку и т.п.);

­    написание реферата на определенную тему;

­    составление конспекта;

­    подготовка тезисов;

­    написание аннотации, отзыва, рецензии, эссе и др.

Анализ литературы по проблеме предполагает:

­    сравнение выделенных авторами понятий, классификаций и их оснований;

­    сравнение общих концепций, основных идей, точек зрения на отдельные вопросы;

­    анализ аргументации сделанных выводов (теоретическая, экспериментальная апробация в практике), убедительности, доказательности, достаточности аргументации;

­    систематизацию основных идей по излагаемой проблеме;

­    собственное понимание проблемы, либо указать с какими точками зрения согласен студент и почему.

 

2 Структура контрольной работы

1. Титульный лист. На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: Министерство образования Республики Беларусь, наименование учебного заведения, факультета, кафедры, где выполнена контрольная работа; дисциплина, тема; Ф.И.О. студента, отделение (ДО или ОЗО), специальность, курс, номер группы и номер зачетной книжки, номер варианта; место и год выполнения работы (приложение ).

2. Оглавление (содержание), включающее: введение, название разделов (при необходимости подразделов), заключение, список использованных источников с указанием страниц.

3. Введение.

4. Текст контрольной работы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения (если они имеются).

3. Методика выполнения контрольной работы

Выполнение контрольной работы представляет собой определенную последовательность логически связанных действий, нарушение которой существенно снижает результативность работы.

Основные этапы выполнения контрольной работы

1. Уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого можно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.

2. Составление календарного плана, который предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана контрольной работы, написание каждого раздела темы, редактирование, оформление, изготовление схем, предоставление работы, доработку контрольной работы в целях устранения отмеченных недостатков и окончательное оформление.

3. Подбор литературы по теме. При подборе литературы целесообразно руководствоваться следующими критериями:

а) полнота охвата материала по теме. Не следует ограничиваться одним или двумя источниками, поскольку полноценная контрольная работа должна отражать не только широкий круг фактов, но и различные (порой противоположные) мнения по тому или иному вопросу;

б) научный уровень издания. При выборе литературы следует отдавать предпочтение научным изданиям или учебным пособиям для вузов и избегать обращения к популярным и научно-популярным брошюрам (указание на тип издания содержится в аннотации);

в) новизна материала. Как правило, при наличии выбора следует использовать более поздние по времени издания, поскольку они, с одной стороны, содержат предшествующий опыт изучения проблемы, с другой более современные оценки исторических событий и т. д.

4. Предварительное изучение литературы и составление плана.

5. Составление черновика контрольной работы. Из отобранных источников извлекаются сведения, цитаты, идеи, которые автор предполагает включить в текст работы. Обязательно указывается библиографическое описание литературы. Рекомендуется описание литературы производить в процессе ее отбора, чтобы избежать повторного обращения к источнику.

6. Работа над текстом. Во введении необходимо отразить актуальность темы, дать общую характеристику изучения темы, сформулировать задачи. В основной части представляется анализ современной литературы по теме работы. В том случае, когда контрольная работа предполагает проведение экспериментального исследования, целесообразно выделение теоретической и эмпирической частей. Так, в эмпирической части следует определить задачи, методику и базу исследования, описать критерии обработки и анализа материала. При изложении результатов эмпирического исследования надо привести не только статистические данные в виде таблиц, но и описать словесные и эмоциональные реакции испытуемых (используя протоколы наблюдений, экспериментов), характеризующие поведение испытуемых во время исследования. Полученные количественные показатели желательно также проиллюстрировать графиками и диаграммами. Эмпирическую часть завершают выводы и психолого-педагогические рекомендации. В заключении необходимо подвести итог, сделать выводы, кратко оценить степень достижения цели и задач.

7. Оформление библиографических ссылок и списка литературы осуществляется в соответствии со стандартами, принятыми в научных изданиях (см. правила оформления курсовых и дипломных работ).

4.Критерии оценки контрольной работы

Работа считается зачтенной в том случае, если она отвечает определенным требованиям:

      правильно раскрывает предложенный план;

      выявляет знание источников и литературы по теме;

      содержит достоверный материал;

      соответствует правилам оформления.

Оценка "неудовлетворительно" ставится, если работа полностью не отвечает требованиям к данному виду зачетных работ студентов. Неудовлетворительной считается также работа, в которой заметно прилежание, но которая выполнена на уровне не научной, а житейской психологии. Неудовлетворительная работа возвращается студенту для доработки.

 

Реферат

Реферат как форма самостоятельной учебной деятельности сту­дентов в вузе — это рассуждение на определенную тему на основе обзора литературы (нескольких источников информации), дока­зательство или опровержение какой-то главной мысли (тезиса), в котором информация нескольких источников используется для аргументации, иллюстрации и т. д. (объем — 10 – 15 страниц).

Цель и задачи реферата

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента. Тема реферата согласуется с преподавателем. Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы (предметной области психологической, педагогической, социально- гуманитарной науки) и отражать точки зрения исследователей, не утративших своей актуальности.

               Реферат является одной из форм внеаудиторной самостоятельной учебной работы по рекомендуемой преподавателем или выбранной самим студентом теме. Данный тип работы представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания одной или нескольких научных работ, а также доклад на определённую тему, включающий обзор источников.

Цель реферата – формировать навыки библиографического поиска необходимых источников, аналитической работы с научными и учебно-методическими изданиями и последующего письменного оформления текста.

Задачи реферата: научить студента подбирать список источников, необходимый для осмысления изучаемого вопроса; составлять логически обоснованный план, соответствующий цели и задачам; грамотно и логично излагать основные идеи по заданной теме, делать выводы.

Структура реферата и требования к его элементам

По структуре реферат включает:

  1. 1.Титульный лист.
  2. 2.План.
  3. 3.Введение.
  4. 4.Основная часть.
  5. 5.Заключение.
  6. 6.Список используемых источников.
  7. 7.Приложение (по необходимости).

              

               Титульный лист является первой страницей реферата и оформляется в соответствии с требованиями к оформлению научных работ.

В содержании последовательно перечисляются все заголовки реферата: введение, номера и заголовки разделов, заключение, список использованных источников с указанием номера страницы, на которой помещён каждый заголовок.

Во введении обозначается тема работы, обосновывается её выбор, определяются цель и задачи. Объём введения должен составлять 1 страницу текста.

Основная часть реферата содержит материал, который отобран студентом для рассмотрения проблемы. Материал должен быть обоснованно распределён по разделам. В подаче материала должна соблюдаться логика изложения. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, также должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Объём основной части реферата должен составлять 7 – 9 страниц текста.

3 В заключении реферата формулируются выводы по разделам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении цели и задач. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Объём заключения реферата должен составлять 1 страницу текста.

Список использованных источников должен содержать их библиографическое описание.

Объём реферата составляет 10 – 15 страниц печатного или 12 – 18 страниц рукописного текста. Работу помещают в папку-скоросшиватель или переплетают.

 

Конспект – краткое изложение или краткая запись чего-либо (книги, статьи и т.п.).

Виды конспектов:

  1. 1.Плановый конспект (план-конспект) строится на основе предварительного плана текста. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта (пример, вопросно-ответный конспект)
  2. 2.Текстуальный конспект создается их цитат – отрывков оригинального текста, связанных друг с другом путем логических переходов. Применяют: при изучении материала, требующего сравнительного анализа точек зрения, высказанных рядом авторов по поводу одного предмета.
  3. 3.Тематический конспект наиболее полно раскрывает тему. Всестороннее изучение проблемы, анализ различных подходов. В нем могут содержаться цитаты и схемы.
  4. 4.Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы, при этом часть его может быть снабжена планом. Данный вид конспекта не привязывает читателя к авторским высказываниям, а требует умения самостоятельно формулировать основные положения.

Тезисы – это способ сокращения текста; положения, кратко излагающие какую-нибудь идею, или краткая формулировка принципиальных положений произведения, не включающая фактический материал.

Аннотация – краткое изложение содержания статьи, книги, рукописи и др. По структуре аннотация включает информационную и рекомендательную части. Развернутая аннотация должна включать общую характеристику книги или статьи с указанием основной идеи произведения, его назначения, научной ценности, основных проблем, стиля изложения. В конце аннотации дается общая оценка произведения.

Отзыв – выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатления о нем с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.

Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового произведения (научного, научно-популярного, художественного), жанр критики. Задача рецензента – выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении произведения на основе научного познания.

Примерный план рецензии:

­    библиографическое описание;

­    краткая характеристика творчества писателя (в связи с данным произведением);

­    замысел автора книги, статьи;

­    смысл названия;

­    краткая информация о содержании;

­    критическая оценка произведения;

­    основная мысль рецензии;

­    актуальность тематики произведения.

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, публицистический, научно-популярный характер.

Виды эссе:

  1. Письмо другу (потенциальному работодателя, политику, издателю).
  2. Нарративное эссе (описание личного отношения, переживания какого-либо события, оценки).
  3. Дискриптивное эссе (цель – сформировать у читателя образ, представление).
  4. Аргументированное эссе.
  5. Ролевое эссе (студент выбирает ту или иную роль в определенной ситуации и описывает реакцию на данную ситуацию).
  6. Экспрессивное эссе (личное мнение о том или ином вопросе или событии).

Оформить заказ оригинальной работы

Поля со знаком (*) обязательны для заполнения.
Имя (*)
Заполните корректно поле
Страна (*)
Заполните корректно поле
Город (*)
Заполните корректно поле
Телефон
Неверный Ввод
E-mail (*)
Некорректный адрес
Сообщение
Неверный Ввод
Когда с Вами лучше связаться? (*)
Введите дату
Отправить заказ