index

ГЛАВА 24

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Статья 158. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования

 

1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. на дому;

1.3. в организациях здравоохранения;

1.4. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.

Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.

3. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.

Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов - не менее тридцати семи календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов - не менее 10 календарных недель.

4. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.

5. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом, повышенном уровнях.

Базовый уровень изучения учебного предмета - изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по этому учебному предмету.

Повышенный уровень изучения учебного предмета - изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания.

6. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне. В гимназиях, гимназиях-интернатах, лицеях, специализированных лицеях, суворовских училищах (кроме специализированных по спорту классов) на II и III ступенях общего среднего образования, учреждениях высшего образования при обучении и воспитании на III ступени общего среднего образования отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне, в гимназиях - колледжах искусств на II и III ступенях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, изучаются на повышенном уровне.

7. Учащиеся с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

8. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.

Факультативные занятия - занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Стимулирующие занятия - занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.

Поддерживающие занятия - занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования.

Консультации - занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в заочной форме получения образования.

Общественно полезный труд - занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.

9. Учебные занятия по учебному предмету "Физическая культура и здоровье", как правило, проводятся раздельно для мальчиков (юношей) и девочек (девушек).

10. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в IX (X) - XI (XII) классах могут проводиться в шестой школьный день.

11. Получение общего среднего образования лицами, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в средних школах (филиалах государственных средних школ), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах, вечерних классах, или индивидуально.

Классы интегрированного обучения и воспитания - классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.

Специализированные по спорту классы - классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования и в целях спортивной подготовки учащихся организуется учебно-тренировочный процесс по видам спорта. Положение о специализированных по спорту классах утверждается Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством обороны Республики Беларусь.

Вечерние классы - классы, создаваемые на III ступени общего среднего образования, образовательный процесс в которых организуется по типовому учебному плану вечерней школы.

13. Наполняемость классов не должна превышать:

13.1. в I - IV классах - 20 учащихся;

13.2. в V - XI классах - 25 учащихся;

13.3. в I - XI специализированных по спорту классах, классах средних школ - училищ олимпийского резерва - 20 учащихся;

13.4. в I - IX классах базовых школ - колледжей искусств - 20 учащихся;

13.5. в I - XI классах средних школ - колледжей искусств - 20 учащихся;

13.6. в V - XI классах гимназий, гимназий-интернатов, гимназий - колледжей искусств - 20 учащихся;

13.7. в X - XI классах лицеев - 20 учащихся;

13.8. в VII - XI классах специализированных лицеев, суворовских училищ - 20 учащихся;

13.9. в VIII - XI классах кадетских училищ - 25 учащихся;

13.10. в X - XII классах вечерних школ, классах учебно-консультационных пунктов - 20 учащихся;

13.11. в X - XII вечерних классах - 20 учащихся;

13.12. в I - XI классах санаторных школ-интернатов - 20 учащихся;

13.13. в I - XI классах школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 20 учащихся;

13.14. в V - IX классах межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации - 25 учащихся;

13.15. в X - XI классах межшкольных центров допризывной подготовки - 25 учащихся.

14. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:

14.1. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера - при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

14.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера - при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

14.3. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

15. Открытие класса в учреждении образования, реализующем образовательные программы общего среднего образования, может осуществляться при наличии одного учащегося.

16. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

17. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

18. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I - IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

 

Статья 159. Общие требования к приему лиц для получения общего среднего образования

 

1. Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено настоящей статьей. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, прием лица для получения общего среднего образования осуществляется также по результатам сдачи вступительных испытаний, проверки способностей к занятию отдельным видом спорта (в области отдельного вида искусства) и (или) с учетом состояния здоровья, спортивных достижений.

2. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

3. Прием лиц для получения начального образования, базового образования, среднего образования в специализированных по спорту классах учреждений общего среднего образования осуществляется на основании проверки способностей к занятию отдельным видом спорта при отсутствии противопоказаний к занятию спортом, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Порядок приема лиц для получения начального образования, базового образования, среднего образования в специализированных по спорту классах учреждений общего среднего образования определяется Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством обороны Республики Беларусь.

4. Прием лиц для получения базового образования, среднего образования в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях - колледжах искусств осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний, а в гимназиях - колледжах искусств - также по результатам проверки способностей в области отдельных видов искусства.

Лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях - колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях - колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.

Перечень, сроки и порядок проведения вступительных испытаний, порядок проверки способностей в области отдельных видов искусства, порядок приема лиц для получения базового образования, среднего образования в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях - колледжах искусств, порядок формирования по их итогам контингента учащихся определяются положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

Вне конкурса при условии получения на вступительных испытаниях отметок не ниже 6 (шести) баллов в гимназии-интернаты для получения базового образования, среднего образования в порядке перечисления зачисляются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети из многодетных семей;

дети, проживающие в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек.

Преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление для получения базового образования, среднего образования в гимназии, гимназии-интернаты имеют лица, имеющие более высокий средний балл по результатам итоговой аттестации за год обучения, предшествующий году приема, а в гимназии - колледжи искусств - лица, имеющие более высокий уровень способностей в области отдельных видов искусства.

Для организации приема лиц в гимназии, гимназии-интернаты, гимназии - колледжи искусств для получения базового образования, среднего образования, проведения вступительных испытаний, проверки способностей в области отдельных видов искусства и формирования по их итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.

Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для получения базового образования, среднего образования в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях - колледжах искусств, подают в приемную комиссию указанных учреждений образования помимо документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, свидетельство об общем базовом образовании (для получения среднего образования), документы, подтверждающие право лиц на льготы при приеме в гимназии, гимназии-интернаты, гимназии - колледжи искусств для получения базового образования, среднего образования (при наличии права на льготы).

5. Прием лиц для получения среднего образования в лицеях, учреждениях высшего образования осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний. Перечень, сроки и порядок проведения вступительных испытаний, порядок формирования по их итогам контингента учащихся определяются положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

Без вступительных испытаний при поступлении в лицеи, учреждения высшего образования для получения среднего образования зачисляются победители (дипломы I, II или III степени) республиканской олимпиады по учебному предмету, проведенной Министерством образования Республики Беларусь в учебном году, который завершился в год приема, для которых по этому учебному предмету определено вступительное испытание.

Преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в лицеи, учреждения высшего образования для получения среднего образования в порядке перечисления имеют:

победители (дипломы I, II или III степени) третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету, проведенной Министерством образования Республики Беларусь в учебном году, который завершился в год приема, для которых по этому учебному предмету определено вступительное испытание;

лица, имеющие более высокий средний балл свидетельства об общем базовом образовании;

лица, имеющие в свидетельстве об общем базовом образовании более высокий средний балл по учебным предметам, по которым проводятся вступительные испытания.

Для организации приема лиц в лицеи, учреждения высшего образования для получения среднего образования, проведения вступительных испытаний и формирования по их итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.

Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для получения среднего образования в лицеях, учреждениях высшего образования, подают в приемную комиссию указанных учреждений образования помимо документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, свидетельство об общем базовом образовании, документы, подтверждающие право лиц на льготы при приеме в лицей, учреждение высшего образования для получения среднего образования (при наличии права на льготы).

6. Прием лиц для получения базового образования, среднего образования в специализированных лицеях осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний и при отсутствии противопоказаний к обучению в специализированном лицее, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Лица, получившие общее базовое образование в специализированных лицеях, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих специализированных лицеях без сдачи вступительных испытаний.

Перечень и сроки проведения вступительных испытаний определяются Правилами приема в специализированный лицей, утверждаемыми Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

В специализированные лицеи принимаются лица, которые завершили обучение в VI классе на II ступени общего среднего образования.

Вне конкурса при условии получения на вступительных испытаниях отметок не ниже 4 (четырех) баллов в специализированные лицеи в порядке перечисления зачисляются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан".

Преимущественное право при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в специализированные лицеи в порядке перечисления имеют:

лица, имеющие более высокий средний балл по результатам итоговой аттестации за VI класс;

лица, имеющие более высокий балл по результатам вступительного испытания по учебному предмету, определяемому Правилами приема в специализированный лицей;

лица, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения.

Для организации приема лиц в специализированные лицеи, проведения вступительных испытаний и формирования по их итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.

Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для получения базового образования, среднего образования в специализированных лицеях, подают в приемную комиссию специализированных лицеев помимо документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, свидетельство об общем базовом образовании (для получения среднего образования), документы, подтверждающие право лиц на льготы при приеме в специализированный лицей (при наличии права на льготы).

7. В суворовские училища принимаются несовершеннолетние граждане Республики Беларусь мужского пола, которым по состоянию на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется двенадцать лет (но не более тринадцати лет) и которые завершили обучение в VII классе на II ступени общего среднего образования.

Порядок приема лиц для получения общего среднего образования в суворовских училищах устанавливается Президентом Республики Беларусь.

8. В кадетские училища принимаются лица, которые завершили обучение в VII классе на II ступени общего среднего образования.

Порядок приема лиц для получения базового образования, среднего образования в кадетских училищах устанавливается Президентом Республики Беларусь.

9. В школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от шести до восемнадцати лет. Вместе со старшими братьями и сестрами в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут приниматься дети в возрасте от трех лет.

Прием в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании следующих документов:

решения местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) ребенка об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение;

направления управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета);

свидетельства о рождении или иного документа, удостоверяющего личность;

медицинской справки о состоянии здоровья.

10. В санаторные школы-интернаты принимаются дети с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, с соматической патологией, больные туберкулезом и с риском его развития.

Прием в санаторные школы-интернаты осуществляется до начала учебного года или четверти. Прием лиц в санаторные школы-интернаты после начала учебного года (четверти) осуществляется при наличии свободных мест.

Преимущественное право при приеме в санаторные школы-интернаты в порядке перечисления имеют:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети, находящиеся в социально опасном положении;

дети, один из родителей которых является инвалидом;

дети из многодетных семей.

Для приема в санаторные школы-интернаты лица подают помимо документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, следующие документы:

направление управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета);

документы, подтверждающие право лица на льготы при приеме в санаторную школу-интернат (при наличии права на льготы).

Направления в санаторные школы-интернаты выдаются управлением образования областного исполнительного комитета (комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета) на основании заключения врачебно-консультационной комиссии.

11. Прием лиц для получения общего базового образования, общего среднего образования в базовых школах - колледжах искусств, средних школах - колледжах искусств осуществляется по конкурсу на основании проверки способностей в области отдельных видов искусства.

Сроки и порядок проведения такой проверки, порядок приема лиц для получения общего базового образования, общего среднего образования в базовых школах - колледжах искусств, средних школах - колледжах искусств определяются положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

Для организации приема лиц в базовые школы - колледжи искусств, средние школы - колледжи искусств для получения общего базового образования, общего среднего образования, проведения проверки способностей в области отдельных видов искусства и формирования по ее итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.

12. Прием лиц для получения общего среднего образования в средних школах - училищах олимпийского резерва осуществляется с учетом спортивных достижений лиц и при отсутствии противопоказаний к занятию спортом, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Порядок приема лиц для получения общего среднего образования в средних школах - училищах олимпийского резерва определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

Для организации приема лиц в средние школы - училища олимпийского резерва для получения общего среднего образования, проведения оценки спортивных достижений и формирования по ее итогам контингента учащихся создается приемная комиссия.

13. Прием лиц для получения общего среднего образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

Статья 160. Получение общего среднего образования на дому

 

1. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.

Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

2. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.

3. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.

4. Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 

Статья 161. Обучение и воспитание учащихся в организациях здравоохранения

 

1. Учащимся, которые осваивают содержание образовательных программ общего среднего образования и которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения, создаются условия для обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

2. Образовательный процесс учащихся в организации здравоохранения организуется учреждением образования по месту нахождения организации здравоохранения.

3. Решение об обучении и воспитании учащегося в организации здравоохранения принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения организации здравоохранения на основании сведений, представляемых этой организацией здравоохранения.

 

Статья 162. Обучение и воспитание учащихся в санаторно-курортных и оздоровительных организациях

 

1. Учащимся, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и находящимся на лечении или оздоровлении в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, создаются условия для их обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

2. Обучение и воспитание учащихся в санаторно-курортных и оздоровительных организациях организуются учреждениями образования по месту нахождения этих организаций. Обучение и воспитание учащихся, направляемых в санаторно-курортные и оздоровительные организации в составе организованных групп, организуются также учреждениями образования, направляющими такие группы.