index

 

Введение

 

Проблема улучшения преподавания физической культуры в учебных заведениях обусловлена объективными причинами, связанными с необходимостью реформы всей системы физического воспитания. Решать эту проблему необходимо в первую очередь с переосмысления основополагающих целей школьного физического воспитания. Решая вопрос, чему учить, всегда приходилось решать вопрос о том, какие компоненты необходимо включать в содержание образования по предмету физическая культура? В настоящее время объявлено много авторских программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Традиционные педагогические технологии, предполагая единство умственного и физического развития занимающихся декларируют безусловное достижение целей обучения, воспитания и развития гармоничной личности практически не акцентируя внимание на формирование у учащихся сознательного отношения к средствам и формам физического воспитания. Практика действующей системы физического воспитания, а также содержание государственных программ требуют некоторого переосмысления.

Необходимость критического анализа реально действующих на практике принципов и технологий физического воспитания продиктована и НОВОЙ концепцией физкультурного образования.

Воспитание "физически культурной личности" предполагает поиск НОВЫХ моделей организации учебно-воспитательного процесса и реализацию их на уроках физической культуры. Ориентируя образовательную школу на потребности XXI века, необходимо отметить, что формирование знаний, умений и навыков в процессе физического воспитания учащихся, должно происходить в "пространстве" культуры. С точки зрения многих авторов (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Н.А. Карпушко, Л.И. Лубышева и др.), дидактическая парадигма образования школьников в области физической культуры также нуждается в коренном реформировании. Организация учебного процесса в соответствии с современными требованиями предполагает необходимость преобразований в содержании работы, подчинения их достижению основной цели - сформировать физическую культуру личности школьника, основополагающим компонентом которой является образование.

Не исключая использование традиционных форм физического воспитания, необходим поиск и внедрение в практику физического воспитания инновационных обучающих технологий, обеспечивающих телесное, интеллектуальное и духовное развитие личности, повышение активности учащихся в самосовершенствовании и саморазвитии.

Недостаток приобретаемых на уроках физической культуры знаний приводит к тому, что за пределами учебных занятий школьники не могут правильно организовать свою двигательную деятельность.

В предлагаемом учебно-методическом пособии "Методика преподавания физической культуры" предпринята попытка систематизировать технологический подход к реализации учебно-воспитательного процесса по предмету «физическая культура».

Курс «Методика преподавания физической культуры" предполагает взаимосвязь с учебными дисциплинами (теория физической культуры и спорта; технология обучения; педагогические основы воспитания в области физической культуры, спортивные игры с методикой преподавания, гимнастика, психология и педагогика физической культуры и спорта).

Пришло время серьезного пересмотра традиционно используемых форм проведения занятий, когда учитель дает задание, а школьники выполняют его. Постепенно следует переходить к диалогу с занимающимися: "Придумайте упражнение для данной группы мышц", "Каким соскоком целесообразно закончить упражнение?", "Какой вариант защиты будет использоваться в игре с этой командой?". Сегодня урок физической культуры должен формировать не только исполнителя, а полноправного участника творческого процесса обучения физическим упражнениям.

По завершении курса студент должен отвечать по объему приобретенных знаний следующим требованиям:

- иметь научное представление о здоровом образе жизни; владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеть культурой методического мышления, знать общие принципы и закономерности организации различных типов уроков;

- уметь ставить цель, формулировать задачи и способы реализации их на основе системного подхода, уметь прогнозировать и осуществлять качественный анализ, используя методологию изученных наук;                                          

- анализировать отношение занимающихся к "физической культуре " как части культуры общества и здорового образа жизни;

-владеть методами и методическими приемами воздействия на организм занимающихся с учетом функциональных, возрастных и других различий.

Обобщающий и конструктивный характер содержания учебного пособия, ввиду отсутствия учебников нового поколения, будет полезен студентам факультетов физической культуры специальности 032101 и направления 032100 нового поколения ГОС ВПО.

В соответствии с вышеизложенным целью предмета "Методика преподавания физической культуры" является:

1.Формирование у студентов знаний, отражающих закономерности формы и способы организации физического воспитания на уроках физической культуры, основных сторон и принципов обучения двигательным действиям и воспитания двигательных качеств.

2.Формирование системы методических знаний и умений, обуславливающих психологию учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

Данное пособие, сохраняя проблематику теории и методики физической культуры, более широко представляет раздел, отражающий методику школьного урока физической культуры.

Содержание пособия излагается в обработанном виде, его конкретное содержание частично отражает предпосылки, создаваемые преподаванием смежных дисциплин.

В лекциях излагаются основные вопросы, отражающие требования к формированию у студентов системы знаний, педагогических навыков и умений, обуславливающие технологию учебно-воспитательного процесса по предмету "физическая культура" в общеобразовательной школе, гимназии, лицее и других учебных заведениях.  

На семинарских и практических занятиях формируются педагогические умения и навыки, связанные с компонентами деятельности преподавателя физической культуры по отбору и обоснованию оптимального содержания форм, методов, составляющих структуру воспитания, оценки и анализа результатов взаимодействия "учитель-ученик", а также способность интегрировать педагогические умения в компоненты частных методик физического воспитания.

Содержание учебного пособия предполагает две взаимосвязанные главы:

Первая конкретизирует тематику и содержание лекционных занятий и теоретических знаний студентов, список литературных источников, план лекций.

Вторая определяет содержание семинарских и практических занятий, перечень контрольных вопросов для проверки глубины усвоенных студентами знаний умений и навыков.

 

Тематический план распределения учебного материала

п/п

Наименование тем и типов занятий

Факультет ФК и С / к-во часов

 

Лекции

Семинарские занятия

Всего

1.

Сущность обучения. Цели и задачи обучения в НОВОЙ концепции физкультурного образования

 

 

4

 

 

2

 

 

6

2.

Урок ФК в дидактических основах предмета "Физическая культура"

 

 

4

 

 

4

 

 

8

3.

Возрастные основы содержания школьного физкультурного образования и формирования двигательных качеств, умений и навыков

 

 

2

 

 

2

 

 

4

4.

Техника физических упражнений как объект изучения и предмет обучения

 

4

 

2

 

6

5.

Анализ процесса обучения на уроках физической культуры, его предпосылки и структура

 

2

 

4

 

6

6.

Инновационные технологии обучения двигательным действиям с акцентом на формирование знаний и поисковый характер

 

 

4

 

 

4

 

 

8

7.

Цель, задачи, определяющие черты этапной структуры обучения двигательным действия

 

 

4

 

 

4

 

 

8

8.

Реализация принципов обучения и воспитания на уроках физической культуры

 

2

 

4

 

6

9.

Технология формирования личности школьника на занятиях физической культуры

 

4

 

4

 

8

 

 

Итого:

 

30

 

30

 

60