index

Лекция 10. Особенности эффективного управления и организации учебного процесса на основе педагогической технологии.

 

Цель: сформировать у студентов представление о современных педагогических технологиях управления и организации учебного процесса по предмету «физическая культура»

План:

  1. Сущность педагогической технологии.

  2. Особенность технологии программированного обучения.

  3. Безмашинный и машинный методы программированного обучения.

  4. Особенности использования безмашинного и машинного методов обучения на уроках физической культуры.

Каждая технология разрабатывается как управляемая система с планируемыми результатами, установления обратной связи с учениками с целью организации и управления их работой.

Эффективность технологии управления и организации достигается благодаря отбору оптимального содержания учебной информации для каждого ученика; организации их познавательной деятельности и управления ею; использования индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации. В технологическом процессе выделяют 3 этапа:

Первый – включает процесс передачи информации от педагога к ученикам. При этом учитель или ученики используют и дополнительные источники информации в виде специальной литературы, устных рекомендаций, инструкций и др.

Второй этап включает помощь педагога в стратегическом и тактическом планировании предстоящей практической работы на основе полученной информации, предоставления возможности ученику самостоятельно ее выполнить.

Третий этап включает проверку качества выполнения практического задания вначале самим учеником, сопоставляя полученный результат с планируемым, устранение ошибок самостоятельно или с помощью педагога, если они выявлены, и многократное повторение правильных действий с целью формирования необходимых умений и навыков.

В опыте работы некоторых учителей школ представлены творчески реализованные в практике основные положения таких технологий.

Так, учитель начальной школы С.И. Лысенкова следующим образом реализует учебный процесс на уроке и управляет им.   На первом этапе трудная для учеников тема дается малыми дозами, последовательно. После каждой дозы информации, ученики включаются в ее обсуждение, сначала сильные, потом средние и в заключении обсуждения включаются слабые. При этом все понемногу помогают друг другу осмыслить материал. На втором этапе идет уточнение усвоенных учениками понятий, их обобщение и использование при выполнении практического задания. На третьем этапе ученики объясняют и обосновывают свои действия, выявленные ими в процессе рассуждений. Доля самостоятельности ученика зависит от степени усвоения теоретических знаний и умений ими пользоваться при выполнении практических заданий. Важным методическим приемом, помогающим ученикам познать свои ошибки и найти способ их исправления является комментирование учеником вслух своих действий (объяснение, что и как он делает и почему делает так, а не иначе). Все ученики выполняют то же практическое задание и дополняют или уточняют комментатора, инициатива комментирования переходит к более сильному в данном вопросе ученику. Комментирование помогает включить в работу всех занимающихся, установить с ними обратную связь. В работе на уроках, особенно со слабыми учениками в определенные отрезки времени широко используется технология индивидуализации обучения. Она направлена на создание условий для развития каждого ученика в отдельности. При этом выбор методов, приемов, средств, темпа обучения обуславливается индивидуальными психолого-физиологическими и личностными особенностями учеников. Индивидуальный подход имеет место во всех технологиях, а индивидуализация обучения разрабатывается как самостоятельная система педагогической работы. Она имеет признаки целостной педагогической технологии. Можно полагать, что поэтапное обучение выполнению физических упражнений может быть использовано и на уроках физкультуры и учебно-тренировочных занятиях.

В этой группе технологий используется и программированное обучение. Оно возникло в начале 30-х годов XX в. Американский психолог Б. Скиннер разработал последовательную программу передачи ученикам порций учебного материала, подаваемого в определенной логической последовательности, способы контроля за усвоением каждой порции, что создает возможность перехода к усвоению новой порции учебного материала.

При программировании разрабатывается обучающая программа по отдельным конкретным темам учебной программы. В теме выделяются и систематизируются подробные ее части и пропорции, определяются действия учеников, направленные на усвоение каждой части (порции, «мига»), формы контроля за их усвоением.

С целью проверки освоения каждым учеником части (порции) учебного материала, педагог готовит вопросы и ответы на них, один из которых является правильным. Если ученик выбирает правильный ответ, он получает новую порцию учебного материала, логически следующую за предыдущей. Неправильный ответ предполагает повторную работу над этой порцией учебного материала с последующей проверкой ее усвоения. Программа работы, когда ученики знакомятся с каждой порцией учебного материала в логической последовательности, получила название линейной. Разработан и другой вид программы – разветвленный. Особенность ее в том, что когда ученик допускает ошибку, педагог дает ему возможность ее исправить и потренироваться для закрепления учебного материала. Способы выяснения сути ошибки, получения дополнительной информации, помогающей ее исправить, темпы этой работы у всех учеников индивидуальны. После работы на дополнительной ветви программы, завершив работу над порцией учебного материала, ученик переходит к работе над следующей порцией.   Боковых ветвей может быть мало и много, все зависит от объема, глубины знаний учеников, пробелов в них у каждого ученика, умение руководствоваться знаниями в практической работе.

К достоинствам программированного обучения можно отнести:

-         возможность дозировать учебный материал в соответствии с возможностями каждого ученика;

-         активную самостоятельную работу, требующую как уточнения и пополнения знаний, так и использования их в практических действиях;

-         постоянный контроль за усвоением каждой части учебного материала;

-         индивидуальный темп обучения.

Сложилось 2 направления в системе программированного обучения:

Первое – безмашинное программирование.

Второе – машинный метод программированного обучения.

Оба нашли применение в сфере занятий физкультурой и спортом.

Безмашинное программирование имеет в основе принцип алгоритмизации активной двигательной деятельности. Это позволило разработать предписание алгоритмического типа в процессе учебной и учебно-тренировочной работы по различным видам спорта. Разработана типовая схема «обучающего алгоритма» в гимнастике. При обучении отдельным гимнастическим движениям выделяют части определенного движения, начиная с исходного положения. Переход к овладению каждой новой частью начинается после овладения предыдущей. Существует мнение, что предписание алгоритмического типа должно состоять не только из двигательных заданий, представляющих собой части изучаемого упражнения, но и способствовать формированию умения, оценивать движение в пространстве, по времени, по силе, а также формированию чувства ритма у занимающихся.

Аналогичные программы используются на учебных и учебно-тренировочных занятиях по другим видам спорта. Известны программы для определения скорости и точности зрительских восприятий учебных заданий занимающихся.

В игровых видах спорта широко используется схематическое изображение тактических комбинаций. На схеме изображаются фигурки игроков, ворота или кольцо. Линиями показываются перемещения игроков, пунктиром – передачи мяча или шайбы. Одна из изображенных тактических ситуаций правильная. Занимающимся предлагается ее найти. Развитию тактического мышления способствует задание не только выделить правильную тактическую ситуацию, но и обосновать ее или предложить свой вариант.

Машинный метод программного обучения предполагает использование разнообразных технических устройств, в том числе компьютеров и Siderom-дисков с целью передачи учебной информации, ее закрепления или контроля за ее усвоением. Например, с целью передачи учебной информации преподаватель составляет информацию из тексто-графических кадров. К каждому кадру программы пишется текст , чтобы ученики прочитав его и просмотрев тактическую ситуацию на экране, осмыслили ее сильные и слабые стороны. Программа включает рациональные и не рациональные ситуации. Перед каждым учеником стоит задача определить достоинства и недостатки представленных ситуаций, руководствуясь полученными накануне теоретическими знаниями. С целью контроля за усвоением учебной информации учениками на экране демонстрируется игровая ситуация (задача). Следующие 4-5 кадров демонстрируют способы ее решения. Каждый ученик должен выбрать оптимальный способ ее решения и обосновать свой ответ. Есть более и менее сложные варианты подобных форм обучения. Они способствуют формированию способности мысленно воспроизводить предлагаемые элементы техники и тактики, анализировать их, сравнивать, искать доказательства их достоинств, выявлять недостатки, а в дальнейшем переносить в реальную игровую деятельность на учебных и учебно-тренировочных занятиях.

   Итак, программирование учебного материала позволяет управлять усвоением каждым учеником передаваемой педагогом информации, способствует ее осмыслению и закреплению в памяти, контролировать усвоение каждой части, выявлять индивидуальный темп работы учеников, особенность их восприятия, памяти, мышления и способствовать их развитию.

 

Литература:

  1. Баранова Т.П. Повышая познавательность урока // Физическая культура в школе. – 1991. - №3. С. 39

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1991. - С. 288.

  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. - 1991. - С. 336.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика. 1986.