index

 

 

ТЕМА. Налоги и налоговая система Республики Беларусь

 

Урок. Сущность и функции налогообложения

 

 

     Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

  1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам. Этим принципом предусматривается всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов соразмерно получаемым налогоплательщиками доходам.
  2. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его трактовать и налогоплательщику и работнику налогового органа. Законом должны быть четко установлены все факторы, определяющие размеры платежа, сроки и способ его уплаты. Несоблюдение данного принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов со всеми вытекающими из этого последствиями.
  3. Удобство для налогоплательщика, выражающееся в приближении сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, простоте их исчисления, минимуме бюрократических процедур и требований со стороны налоговых органов.
  4. Экономичность, означающая, что налоги не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщика, не должны вторгаться в его воспроизводственные ресурсы и должны оставлять достаточно доходов для развития научно-технической базы и расширения бизнеса. Для государства сбор налогов должен сопровождаться минимальными издержками.

     Классификация налогов.

  1. 1. в зависимости от формы уплаты налога:

-          натуральные налоги;

-          денежные налоги.

  1. 2.в зависимости от статуса налогов:

-          обычные налоги (предназначены для удовлетворения типичных, постоянных потребностей государства);

-          чрезвычайные налоги (вводятся государством вследствие чрезвычайных событий (война, катастрофа)).

  1. 3.в зависимости от налогоплательщиков:

-          налоги с физических лиц;

-          налоги с юридических лиц;

-          налоги с предпринимателей, функционирующих без образования юридического лица.

  1. 4.в зависимости от собирателя налогов:

-          общегосударственные налоги;

-          местные налоги.

  1. 5.в зависимости от направления использования налогов:

-          общие налоги (финансируют все текущие нужды бюджета);

-          специальные налоги (финансируют конкретные целевые мероприятия).

  1. 6.в зависимости от объекта обложения:

-          налог на доходы;

-          налог на имущество;

-          налог на землепользование;

-          налог на природопользование;

-          налог на капитал;

-          налог на ввоз товаров.

  1. 7.в зависимости от источников уплаты налога:

-          налог на выручку:

-          налог на прибыль;

-          налог на индивидуальную заработную плату;

  1. 8.в зависимости от способа изъятия:

-          прямые налоги (уплачиваются реально официальным плательщиком; уменьшают его доходы);

-          косвенные налоги (их официально уплачивает товаропроизводитель, но реальным плательщиком является потребитель продукции. Такое переложение налогов осуществляется путем включения их в цену товара).

  1. 9.в зависимости от зачисления в бюджет:

-          закрепленные налоги (налоги, закрепленные в качестве источника дохода бюджета. В РБ одни налоги закреплены за республиканским бюджетом, а другие – за местными бюджетами);

-          регулирующие налоги (налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита бюджета).

  

Урок. Налоговая система Республики Беларусь

 

     В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.   В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них.

На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая  Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:   - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано:   - регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.   В условиях рынка отирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?  

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то пособие, как правило, исчисляется на основе предыдущих средних заработков за определенный период.  

     Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.   Перераспредели тельная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения.

Наконец, последняя функция налогов – фискальная. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.