index

 

 

ТЕМА. Денежно-кредитная и банковская система Республики Беларусь

 

 

Урок. Денежная система страны.

 

Денежная система - форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.

     Денежные системы сформировались в Европе в XVI -XVII веках в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний исторический период.

     В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар - всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем:

-          система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на золото;

-          система обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента законодательно закреплена за двумя благородными металлами (обычно золотом и серебром), предусматривая свободную чеканку монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.

Существуют три разновидности биметаллизма:

  • система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами стихийно устанавливается на рынке;
  • система двойной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось государством в зависимости от различных факторов (спрос на металлы, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.);
  • система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты служили законными платежными средствами, но не на равных основаниях, т.к. чеканка серебряных монет производилась в закрытом порядке в отличие от свободной чеканки золотых монет. То есть золото имеет более свободное обращение, чем серебряные деньги.

Биметаллизм был широко распространен в ХУ1-ХУ11 веках, а в ряде стран Западной Европы и в XIX веке.

     Однако биметаллическая денежная система была противоречива и неустойчива. Она не соответствовала потребностям, развития товарного хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов (золота и серебра) противоречит природе этой денежной функции. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости.

Развитие товарного хозяйства требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму.

Монометаллизм - денежная система, при которой один денежный металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, а функционирующие монеты и знаки стоимости разменны па золото или серебро.

В истории известны денежные системы, основанные на серебряном монометаллизме (в частности Россия в 1843- 1852 гг.), однако, справедливости ради, необходимо отметить, что наибольшее распространение в мире получил все-таки золотой монометаллизм.  -

В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарты.

До первой мировой войны (1914-1918 гг.) золотой монометаллизм существовал в мире в форме золотомонетного стандарта, который характеризуется следующими чертами:

-          исчисление цен товаров осуществлялось в золоте;

-          во внутреннем обращении страны находились полноценные золотые монеты, которые выполняли все функции денег;

-          свободная чеканка золотых монет для частных лиц с фиксированным содержанием золота;

-          находящиеся в обращении денежные знаки свободно и неограниченно размениваются на золотые монеты;

-          свободный вывоз и ввоз золота и функционирование свободных рынков золота.

       Все это обеспечивало относительную устойчивость и эластичность денежной системы. Вместе с тем функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия определенных золотых запасов у центральных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивая свободный размен монет на золото.

Первая мировая война, потребовавшая больших финансовых затрат на военные нужды, вызвала рост дефицита бюджетов большинства государств и привела к отмене золотомонетного стандарта.

После первой мировой войны ни одно развитое государство не смогло вернуться к зол ото монетному стандарту. В условиях послевоенной экономики в 20-е годы в ряде стран был установлен золотослитковый стандарт. При золотослитковом стандарте, в отличие от золотомонетного:

-          в обращении отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка;

-          обмен банкнот и других неполноценных денег производится только на золотые слитки весом 3 2,5 кг;

-          необходимо предъявление в банк достаточно крупной суммы денег.

Более того, в большинстве стран обмен неполноценных денег на золото не был восстановлен даже в такой усеченной форме, а применялся обмен кредитных денег на иностранную валюту, так называемый золотовалютный пли золотодевизный стандарт. При золотодевизном стандарте:

-          отсутствуют свободное обращение золотых монет и их свободная чеканка;

-          обмен неполноценных денег на золото производится с помощью обмена по варианту стран с золотослитковым стандартом;

-          связь денежных единиц стран с зол ото девизным стандартом с золотом носит косвенный характер.

Хотя золотослитковый и золотодевизный стандарты представляли собой, форму «урезанного» золотомонетного стандарта, однако именно благодаря им после первой мировой войны экономически развитым странам удалось быстро восстановить устойчивость своих денежных систем«Урезанные» формы золотого стандарта просуществовали недолю. В результате мирового экономического кризиса (1929- 1933 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система неразменных на золото и не обеспеченных золотом кредитных н бумажных денег. К началу второй мировой войны пи в одной стране, кроме США, банкноты не обменивались па золото, а в США обмен производился только официальным органам иностранных государств.

С середины 30-х годов в мире начинают функционировать денежные системы, основанные на обороте неразменных кредитных денежных знаков, для которых характерно:

-          вытеснение золота как из внутреннего, так и из внешнего оборота и оседание его в золотых резервах;

-          однако золото продолжает выполнять функцию образования сокровища;

-          выпуск наличных и безналичных денежных знаков осуществляется на основе кредитных операции банков;

-          развитие безналичного и сохранение наличного денежного оборота;

-          создание и развитие механизмов денежно-кредитного регулирования со стороны государства.

     После второй мировой войны в мире сложилась так называемая Бреттон-Вудсская денежная система, которая юридически была оформлена на валютно-финансовой конференции ООН в г. Бреттои-Вудсс (США) в 1944 г. Основные черты этой системы состояли в следующем:

-          функция мировых денег сохранялась за золотом в той мере, в какой оно продолжало быть средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением богатства;

-          наряду с золотом в качестве международных платежных средств в международном обороте использовалась национальная денежная единица США - доллар;

-          резервные валюты могли обмениваться на золото в
Казначействе США по официально установленном в 1934 г, соотношению (35 долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1 г чистого золота) центральными банками и правительственными учреждениями других стран;

-          цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной цены и до 196В года практически не отклонялась от нее;

-          приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялись па основе официально согласованных странами-членами МВФ валютных паритетов, выраженных в золоте и в долларах США; * рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных долларовых паритетов этих валют более чем на 1%, т.е. вес валюты имели жесткую привязку к доллару;

-          межгосударственное регулирование валютных отношений стран осуществлял МВФ;

-          в целях смягчения кризиса отдельных валют государства прибегали в необходимых случаях к взаимопомощи. Таким образом, Бреттон-Вудсская валютная система представляла собой систему межгосударственного золотодевизного (а по существу золотодолларового) стандарта.

В 70-е годы в связи с ослаблением позиций США па внешнем рынке в результате сокращения золотых запасов страны мировая денежная система, основанная на использовании доллара как эталона ценности всех денежных единиц, потерпела крах.

С крушением Бреттон-Вудсской валютной системы в начале 70-х годов предпринимались попытки, однако безуспешные, восстановления золотого стандарта.

На смену Бреттон-Вудсской денежной системе пришла Ямайская денежная система, оформленная Соглашением стран-членов МВФ в Кингстоне (о. Ямайка) в 1976 г. Новая денежная система характеризуется следующими чертами:

-          мировыми деньгами стали СДР (специальные нрава заимствования) в МВФ, которые теперь являются международной счетной единицей;

-          доллар США сохранил важное место в международных расчетах и в валютных резервах других стран;

-          юридически золото утратило свою денежную функцию;

-          золото осталось резервом государства и используется для приобретения ключевых денежных единиц других стран.

 

Как и любая система, денежная система состоит из ряда элементов, среди которых выделяются следующие:

-          масштаб цеп;

-          виды денег, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством;

-          порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;

-          методы регулирования денежного обращения.

Валютная система.

     Обобщение зарубежного и отечественного опыта показывает, что национальная валютная система — это форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством. Ее типовые составляющие:

üнациональная денежная единица;

ü  официальные золотовалютные резервы;

ü  валютный паритет и механизм формирования валютного курса;

ü  условия конвертируемости (обратимости) валюты;

ü  наличие или отсутствие валютных ограничений;

ü  порядок внешнеторговых расчетов страны;

ü  режим национального валютного рынка и рынка золота;

ü  статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны;

ü  связи с международной валютной системой в рамках межгосударственных соглашений.

Национальная валютная система — составная часть денежной системы страны. Ее основой является установленная законом денежная единица государства, которая при использовании в международных экономических отношениях становится валютой.

Валюта — национальная денежная единица, участвующая в международных торговых и финансовых операциях на законодательно закрепленной основе.

Валютный курс (важнейший элемент валютной системы) — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах. Валютный курс оказывает большое влияние на многие макроэкономические процессы, происходящие в обществе. От уровня валютного курса, с помощью которого сопоставляются цены на товары и услуги, произведенные в разных странах, зависят конкурентоспособность национальных товаров на мировых рынках, объемы экспорта и импорта, а следовательно, состояние счета текущих операций платежного баланса страны.

 

Урок. Денежно-кредитная политика и ее основные виды

 

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.

Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:

а)             центральный банк страны и министерство финансов;

б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль (обычно это сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);

в) ассоциация (союз) коммерческих банков;

г)  аналитические и научные центры национальной банковской системы.

В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:

  1. 1)поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;
  2. 2)использование денежно-кредитной сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей.

Денежно-кредитная политика Центрального банка представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, валютного курса.

Выше определено содержание денежно-кредитной политики ЦБ страны с точки зрения решения тактических задач. В качестве основных инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ выделяются:

  • операции на вторичном рынке с государственными и собственными ценными бумагами;
  • регулирование учетной ставки (ставки рефинансирования) и проведение специальной дисконтной политики;
  • изменение норматива отчислений в обязательные резервы и регулирование ликвидности национальной платежной системы;
  • валютное регулирование;
  • лимитирование объема активных и пассивных операций коммерческих банков (объем кредитования, банковская маржа, объем привлечения заемных средств и т. п.);
  • административное регулирование, лицензирование, аттестация кадров и т. п.

Среди перечисленных выше средств воздействия при желании можно выделить экономические и административные, прямые и косвенные методы регулирования. Обычно они взаимно дополняются, а их реальное соотношение изменяется в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

     Первые три инструмента регулирования в рамках современной денежно-кредитной политики принято рассматривать в качестве основных. Остальные инструменты относятся к числу селективных или выборочных.

Эффективность использования того или иного инструмента денежного регулирования тесно связана со степенью развития национального денежного рынка.

Операции с ценными бумагами на открытом рынке. Прежде всего, выделим ценные бумаги правительства, которые пользуются при дефицитном финансировании бюджета.

Основными держателями ценных бумаг такого рода обычно выступают банки и финансовые компании, которые приобретают их за счет собственных средств или по поручению   разных клиентов. Инициатором купли-продажи ценных бумаг на открытом (вторичном) рынке в таком случае выступает ЦБ.

Операции на открытом финансовом рынке это операции
Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу и совершением позднее обратной сделки.        

Скупая ранее выпущенные ценные бумаги правительство ЦБ изменяет структуру активов коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются полноценными деньгами. На корсчете коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное изменение состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал для кредитования реального сектора экономики. Срабатывание в дальнейшем кредитного мультипликатора приводит к тому, что незамедлительно возрастает значение денежного агрегата М2, т. е. увеличивается объем денежного предложения.

Помимо ценных бумаг правительства (ГКО, ГДО, казначейские векселя и т. п.) в качестве инструмента для осуществления аналогичных операций ЦБ страны может использовать и собственные ценные бумаги (векселя и т. п.). Тогда источником погашения и выплат по процентам выступают финансовые средства ЦБ.

Выпуск векселей ЦБ в иностранной валюте чаще всего связан с выполнением задач по регулированию валютного рынка. С большой вероятностью можно ожидать, что вскоре ЦБ откроет кредитную линию правительству.

Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства имеют долгую историю, относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции имеют высокую оперативность. Используя, их, можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата. Важно то, что могут осуществляться по инициативе ЦБ, поэтому есть возможность контролировать достижение соответствующего воздействия на денежно-кредитную сферу. Такие операции гибки и точны, их можно совершать в любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объема операций можно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной банковской системы. Не случайно операции с ценными бумагами на открытом рынке (в отличие от учетной политики) рассматриваются как инструмент активного воздействия на денежно-кредитную политику.

Тем не менее, эффективность данных мероприятий значительно снижается, если коммерческие банки в структуре своих активов имеют незначительный пакет ценных бумаг или не проявляют особого интереса к подобным операциям (низкая доходность, недоверие правительству и т. д.).

Эмиссия ценных бумаг (первичный рынок). Теперь обратим внимание на те последствия для денежно-кредитной сферы, которые связаны с активностью ЦБ по выпуску в обращение ценных бумаг новых займов, т. е. с операциями на первичном рынке. Здесь складывается уже иная ситуация.

В ходе эмиссии новых займов на некоторое время денежные средства уменьшаются на счетах тех коммерческих банков, которые участвуют в эмиссии и скупают ценные бумаги правительства. Сокращаются их возможности для кредитования, изменяется структура активов и банковских доходов. Но денежные средства, вырученные в ходе эмиссии, реально не изымаются из каналов денежного обращения. Очень скоро они появляются на счетах казначейства и тех коммерческих банков, которые обслуживают счета правительства. На рынке денежных средств правительство выступает конкурентом для хозяйствующих субъектов, взвинчивает процентную ставку.

Если покупателем новых ценных бумаг выступает ЦБ страны, тогда в денежном обращении появляется дополнительный объем платежных средств (возрастет денежный агрегат МВ). Ценные бумаги выступают своеобразным обеспечением кредитной эмиссии, которая используется правительством как источник дефицитного финансирования. ЦБ получает право на процентный доход по ценным бумагам. Но это уже совсем другая история.

За счет операций с государственными ценными бумагами ЦБ страны может проводить жесткую или мягкую денежно-кредитную политику Сдвиг кривой денежного предложения влево будет означать, что ЦБ взял курс на проведение жесткой, а вправо — мягкой денежной политики (денежная масса возрастает, процентные ставки сокращаются, кредит становится более доступным).

«Кредитор в последней инстанции». Коммерческие банки всегда рассматривают ЦБ страны в качестве «кредитора в последней инстанции». Безусловно, решение о том, чтобы обращаться или не обращаться в ЦБ за кредитом, принимает сам коммерческий банк. Но со своей стороны ЦБ страны волен определять экономические и прочие условия для доступа коммерческих банков к таким централизованным кредитам.

     На первом месте среди таких экономических условий находится та процентная ставка, которую ЦБ использует, выполняя функцию кредитора коммерческих банков. Изменяя объем «денег центрального банка», главный банк страны получает возможность влиять и на общий объем предложения денег в национальной банковской системе.

Таким образом, прирост объема кредитования со стороны ЦБ в ходе кредитования коммерческих банков увеличивает предложение денег, сокращение, наоборот, ведет к уменьшению объемов денежной массы.

На практике такое кредитование может осуществляться через: а) учет коммерческих и банковских векселей; б) залог векселей; в) залог ценных бумаг правительства с правом последующего выкупа; г) краткосрочное кредитование с целью поддержания текущей ликвидности и платежеспособности конкретного коммерческого банка.

Учет векселей. Известно, что основным техническим средством коммерческого кредитования выступает вексель. Вексель (коммерческий, финансовый и т. п.) выступает в качестве кредитных денег.

Но всегда находятся причины, чтобы поставить под сомнение степень ликвидности и надежности векселя того или иного предприятия. К тому же вексель становится абсолютно ущербным, когда необходимо накопить денежные средства для выплаты зарплаты персоналу предприятия и уплаты налогов, при совершении валютной операции и т. д., т. е. когда нужны, как принято сейчас говорить, «живые деньги».

Желание векселедержателя досрочно получить деньги по векселю заставляет его обратиться в коммерческий банк с предложением обменять имеющийся вексель на деньги. При совершении такой операции банк будет вынужден взять на себя все риски по векселю как долговому обязательству (возврат суммы, соблюдение срока погашения, выплата причитающихся процентов и т. п.). Поэтому вексель уценивается банком. По сути дела, банк выдает векселедержателю свой кредит, поэтому имеет право удерживать причитающиеся ему проценты (дисконт).

Таким образом, дисконтирование или учет векселей выступает как особая форма кредитования при переуступке коммерческого векселя как ценной бумаги. Учет векселей означает, что неполноценные коммерческие деньги (ограниченные по степени ликвидности) заменяются на деньги центрального банка (МВ).

Залог векселей и ценных бумаг. Кроме продажи векселя (такие операции типичны для ФРГ, Швейцарии, Австрии, а с 1996 года и для России), коммерческий банк может предложить ЦБ страны принять вексель в залог. В таком случае имеет место ломбардная операция с использованием ломбардного процента.

В качестве объекта залога могут использоваться и государственные ценные бумаги. ЦБ страны принимает их от коммерческого банка, после сделки имеет право получать по ним причитающийся (уступаемый) процентный доход. По договоренности ЦБ может дать коммерческому банку обязательство об обратной продаже заложенных ценных бумаг.

Банковская операция по кредитованию коммерческого банка под залог ценных бумаг правительства получила название РЕПО.

При этом коммерческий банк получает у ЦБ, по сути дела, краткосрочный кредит. Процентная ставка, которая в таких случаях используется, называется ставкой рефинансирования. Это минимальная процентная ставка, по которой ЦБ проводит свои активные (доходные) операции. Как правило, ставка рефинансирования привязывается к уровню доходности по ценным бумагам правительства и всегда несколько ниже учетной ставки.

Ставка рефинансирования выступает как административная цена «коротких денег».

Воздействие процентной ставки на денежный рынок. Во всех подобных операциях по кредитованию коммерческих банков главным инструментом регулирования выступает процентная ставка (учетная, ломбардная, рефинансирования). Поэтому есть смысл уточнить то воздействие, которое своей процентной политикой ЦБ страны оказывает на состояние денежного рынка.

     Процентные ставки ЦБ страны выступают важнейшим ориентиром для денежного рынка. Коммерческие банки вынуждены учитывать их и при проведении пассивных операций, мобилизуя денежные средства населения и предприятий. Удорожание привлеченных ресурсов автоматически приводит к удорожанию банковских кредитов. Так что изменение процентных ставок ЦБ достаточно оперативно отражается на затратах предприятий реального сектора экономики.

Повышение процентных ставок делает более дорогими заимствования в главном банке страны и кредиты в национальной экономике. В ходе таких изменений население станет получать в виде процентов дополнительные денежные доходы, а прибыль предприятий и банков уменьшится. Наоборот, удешевление центральных кредитов оживляет кредитные операции, делает банковские ссуды более дешевыми.

Эффект сигнала. Учетная политика ЦБ страны является старейшим и весьма эффективным методом регулирования денежно-кредитной сферы. И дело не только в сокращении или возрастании цены денежного капитала.

Изменение процентной ставки выступает своеобразным индикатором намерений денежных властей относительно денежно-кредитной политики в ближайшем будущем.

Так, понижение процентной ставки свидетельствует о том, что денежные власти намерены сделать кредиты более доступными и с их стороны предпринимаются соответствующие меры, чтобы ускорить рост экономической активности.

Наоборот, повышение учетной ставки свидетельствует о том, что у денежных властей есть желание тормозить экономическую активность, так как национальная экономика чрезмерно «разогрета».

Вместе с тем здесь возникает проблема с содержанием такого экономического сигнала. Суть проблемы «эффективности сигнала» связана с тем, что сам сигнал такого рода может быть неверно воспринят и хозяйствующими субъектами, и населением страны. Например, если на межбанковском рынке денежного капитала уровень процентной ставки непрерывно повышается, ее уровень заметно превышает официальную учетную ставку, то ЦБ страны, восстанавливая свои утраченные позиции на денежном рынке, может повысить собственную (учетную) ставку.

Формально такие действия могут быть восприняты как мероприятия денежных властей, направленные на ограничение экономического роста. На самом же деле ЦБ лишь стремится ограничить объем сделок на слабо контролируемом межбанковском рынке денежных средств

Система рефинансирования. Устанавливая учетную ставку, ломбардную ставку или ставку рефинансирования, ЦБ страны определяет коммерческим банкам лишь общие экономические условия доступа к централизованным кредитам, стремится повлиять на степень доходности и прибыльности банковских операций.

На практике, чтобы повысить эффективность воздействия ЦБ страны на денежно-кредитную сферу, процентная политика дополняется специальными условиями и административными мерами воздействия. В итоге формируется «порядок рефинансирования» национальной банковской системы.

Политика предоставления ЦБ коммерческих кредитов по учетной ставке называется политикой дисконтного окна (дисконтная политика) Действительно, коммерческий банк имеет возможность переучесть в ЦБ имеющиеся у него векселя хозяйствующих субъектов, не дожидаясь срока их погашения. Но со своей стороны главный банк может ограничить свое участие в проведении подобных операций учетом векселей только надежных (в его понимании) векселедателей, кроме того — ввести соответствующий лимит на проведение таких операций коммерческими банками.

Подобные ограничения могут быть введены и для ломбардных кредитов под залог ценных бумаг правительства.

Для стабилизации национальной системы платежей и поддержания ликвидности банковской системы ЦБ может выдавать коммерческим банкам внутридневные, однодневные и другие расчетные кредиты, не обставляя их получение особыми условиями.

Осуществляя мероприятия по поддержке проблемных коммерческих банков, ЦБ может принять решение о предоставлении особых стабилизационных кредитов.

Финансовая паника. Кроме влияния на денежную базу и денежное предложение политика рефинансирования, проводимая ЦБ, важна для предотвращения финансовой паники в разных ее проявлениях: от «набега вкладчиков» на отдельный банк до массового изъятия депозитов населением из национальной банковской системы, продажи ценных бумаг правительства и т. п.

Политика рефинансирования непосредственно влияет на состояние текущей платежеспособности банковской системы. Сбои в национальной платежной системе способны породить и обострить проблему неплатежей. Поэтому, выполняя чисто экономические расчеты, не следует забывать, что ЦБ отвечает за состояние национальной платежной системы, следовательно, просто обязан выступать «кредитором в последней инстанции». Проводя политику рефинансирования, ЦБ страны снабжает банковскую систему платежными средствами (избыточными резервами), следит за тем, чтобы предотвратить банковскую панику, не допустить банковского кризиса. Исключение финансовой паники и банковского кризиса — элементарное требование, предъявляемое к проводимой денежно-кредитной политике.

Выполнение ЦБ функции «кредитора в последней инстанции» очень похоже на страхование банковского бизнеса от наступления неблагоприятных обстоятельств.

Отчисления в фонд обязательных резервов. Такой инструмент регулирования денежно-кредитной сферы оказывает воздействие не на отдельные банки, а на всю национальную банковскую систему, определяет объем предложения денег и во многом носит административный характер.

В данном случае речь идет не о каком-то страховом или в буквальном смысле слова резервном фонде банковского дела. Фонд обязательных резервов (ФОР) создается в ЦБ страны за счет денежных средств, мобилизованных коммерческими банками в виде депозитов. Отчисления в данный фонд имеют обязательный характер, осуществляются в % от объема привлеченных банком вкладов физических и юридических лиц.

Обязательные резервы установленная денежными властями часть денежных ресурсов коммерческих банков, внесенных по требованию в центральный банк на беспроцентный резервный счет

Впервые такой метод регулирования денежно-кредитной сферы с использованием обязательных резервов был введен в США в 1933 году. В настоящее время в подавляющем большинстве стран мира применяется как важнейший инструмент денежно-кредитной политики.

Политика дешевых и дорогих денег. В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:

  1. 1)политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
  2. 2)политика дорогих денег («политика кредитной рестрикции»).

В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в ФОР автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).

Политика «дешевых денег» в финансовой сфере всегда дополняется проведением курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия ЦБ страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.

Во втором варианте — при реализации политики «дорогих денег» — мы имеем нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.

Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.

Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.

     Вместе с тем следует признать, что потенциал воздействия ЦБ на состояние денежно-кредитной сферы также ограничен Снижение уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики, появление убыточных или малоприбыльных отраслей, бартеризация системы расчетов, «долларизация экономики» и импорт инфляции накладывают значительные ограничения на механизм денежно-кредитного регулирования. Такое же ограничивающее воздействие оказывают снижение доверия населения к государственной власти, наращивание дефицита торгового баланса, снижение на внешних рынках конкурентной способности отечественных производителей.

 

 

Урок. Принципы построения банковской системы. Центральный банк

 

Банковская система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций. Банки являются одной из старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в настоящее время большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтами универсального (за исключением их небольшого числа) профиля.

Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Однако это не совсем так, потому что любая система должна, отвечать следующим требованиям:

  • менты;
  • фективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая несравненно богаче, чем просто сумма функций ее отдельных элементов;
  • элементами и выполняет свою особую функцию.

     Банковская система в качестве составной части входит в большую систему - кредитную систему страны. А кредитная система - в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, с системой ценообразования, с условиями внешнеэкономической деятельности.

Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один центральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской системе еще рано.

Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневое. Первый, верхний, уровень - центральный банк. Второй, нижний, уровень - коммерческие банки и кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня - коммерческими банками, а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.

Центральный банк страны является главный звеном банковской системы любого государства. Он - посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основных функции:

  • осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
  • является банком банков;
  • является банкиром правительства;
  • осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, предоставляющие широкий диапазон финансовых услуг, из которых наиболее важными считаются осуществление операций по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, населения, а также предоставление расчетно-кассовых и депозитных услуг.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Существуют также различные толкования самого понятия "коммерческий банк". Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Традиционно среди коммерческих банков различаются два типа: универсальные и специальные.

Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.

Специальный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности.   В   отдельных   странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее, прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настоль высоки, что деятельность в других сферах становится необязательной.

 

Урок. Банк как коммерческое предприятие и его основные операции

 

 

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, предоставляющие широкий диапазон финансовых услуг, из которых наиболее важными считаются осуществление операций по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, населения, а также предоставление расчетно-кассовых и депозитных услуг.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Существуют также различные толкования самого понятия "коммерческий банк". Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Традиционно среди коммерческих банков различаются два типа: универсальные и специальные.

Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.

Специальный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности.   В   отдельных   странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее, прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настоль высоки, что деятельность в других сферах становится необязательной.

При прочих равных условиях универсальному банку свойственна большая устойчивость. В свою очередь, специальные банки могут выгодно отличаться высоким качеством тех услуг, на которых они специализируются. Однако надо иметь в виду, что в настоящее время всеобщим стал принцип универсализации банковской деятельности, а специализация сохраняется в основном по операциям, а не по отраслям.

Количество услуг, предоставляемых банками, особенно зарубежными, исчисляется сотнями, однако все они могут быть подразделены на ряд крупных групп.

Расчетно-кассовое обслуживание - услуги, связанные с осуществлением безналичных расчетов, а также приемом и выдачей наличных денег. К этой группе относятся все услуги, которые может получить предприятие-клиент данного банка. Каждому предприятию независимо от формы собственности на средства производства, обладающему правами юридического лица и действующему на принципах хозрасчета в коммерческом банке может быть открыт расчетный счет. Если предприятие имеет в других местах отдельные нехозрасчетные звенья, им открываются расчетные субсчета (на имя предприятия, по месту нахождения звеньев). Филиалы, представительства, отделения получает текущий счет. Предприятия могут осуществлять расчеты в наличной и безналичной (с помощью платежных поручений, чеков, аккредитивов, пластиковых карт) форме. Предприятие сдает в кассу банка выручку, получает заработную плату (в виде наличных денег).

     Кредитные услуги - наиболее распространенная и важная деятельность банка. Кредитные операции относятся к активным операциям банка. Формально различается два вида таких операций: денежная ссуда (банк предоставляет заемщику некоторую сумму денег на определенное время и под определенный процент) и гарантийное обязательство банка (обязательство осуществить платежи в случае, если заемщик не сможет оплатить свои обязательства).

     Существует большое   количество видов   кредитов   по целям: контокоррентный, ломбардный, овальный, муниципальный и др., а также заменители кредита: лизинг, факторинг, форфейтинг.

     Депозитные услуги - открытие и обслуживание счета клиента в банке. Источники средств, помещаемых на вклады, разнообразны. Это средства на счетах предприятий, счетах заработной платы рабочих и служащих, счетах государственных предприятий и учреждений, которые временно не используются, но должны находиться на счете.

     Инвестиционные услуги - выражаются в предоставлении клиенту возможностей инвестирования денежных средств в ценные бумаги, недвижимое или движимое (драгоценные металлы, произведения искусства) имущество.

     Услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а также валютные услуги - в их число входят следующие услуги: открытие валютных счетов предприятиям-резидентам, гражданам-резидентам, а также физическим и юридическим лицам данной страны; купля-продажа валюты; предоставление валютных кредитов и т.п.

     Трастовые услуги - операции банков по управлению имуществом и выполнению других услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверительного лица

     Депозитарные услуги - услуги по хранению (депонированию) ценных бумаг, а также по их обслуживанию, т.е. выполнению поручений депонента по реализации прав, удостоверенных ценными бумагами за исключением заключения сделок от имени и за счет депонента, или от имени депозитария за счет депонента.

     Консультационные услуги - по банковским, правовым, финансовым проблемам, включая вопросы: купли-продажи товара, ведения бизнеса, личного и семейного характера, а также предоставление различного рода рекомендаций и информации.

     Наиболее полным и объективным источником, по которому могут быть оценены все параметры деятельности банка, является банковский баланс. Он представляет собой систему показателей, характеризующих финансовое состояние банка на определенную дату. Баланс состоит из двух частей - актива и пассива. Актив характеризует структуру вложений банка, пассив характеризует структуру источников средств банка.

     В активах банка выделяются кредитные операции и операции с ценными бумагами. На них приходится до 80% всех активных статей. Кроме них к активным относятся кассовые, акцептные операции, сделки с иностранной валютой, недвижимостью.