index

 

 

ТЕМА. Особенности развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Беларусь.

 

Урок. Структура экономики Республики Беларусь

 

Структура экономики отражает соотношение отраслей, регионов, производства средств производства и предметов потребления, стоимостных элементов воспроизводства (фондов возмещения, потребления и накопления).

     Формирование структуры общественного производства является одним из важнейших этапов прогнозирования и планирования развития экономики. На этом этапе должна осуществляться увязка темпов экономического развития с планами-прогнозами развития отраслей, регионов страны, стоимостными пропорциями.

     Изменения в экономике происходят под воздействием разнообразных факторов.

     Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли – качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. На отраслевую структуру существенное влияние оказывают:

-          структура потребностей общества;

-          темпы экономического развития;

-          наличие естественно природных ресурсов (полезных ископаемых, земли и т.п.);

-          развитие интеграционных процессов;

-          характер и темпы НТП.

К факторам определяющим региональную структуру, относятся:

-          распределение платежеспособного спроса населения по территории страны;

-          необходимость выравнивания уровня жизни населения различных экономических районов и обеспечения их комплексного развития;

-          размещение источников сырья, топлива, энергии;

-          распределение рабочей силы по территории страны и решение проблемы ее занятости с учетом возможной миграции населения.

   Стоимостная структура экономики формируется под влиянием отраслевых структурных изменений, необходимости решения проблем повышения эффективности общественного производства (снижение материало-, энерго- и фондоемкости). Усиление ресурсосбережения и совершенствование организации производства способствует росту национального дохода. Снижение удельного веса материало- и энергоемких

Национальная конкурентоспособность - это способность страны производить и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Национальная конкурентоспособность Беларуси во многом определяется структурой ее экономики, уровнем развития отраслей специализации и взаимосвязанных смежных подотраслей и производств, способных производить и реализовывать товары и услуги, отвечающие запросам мирового рынка. Структура экономики, базирующаяся на современных институциональных и технологических решениях, использовании специфических природных, экономических, демографических и других ресурсов и ориентированная на удовлетворение спроса внутреннего и внешних рынков, является основой устойчивого развития страны и определяет национальную безопасность.

В структуре экономики Беларуси сохранился целый ряд диспропорций, как унаследованных от СССР, так и других, не преодоленных вследствие экономического кризиса.

     Анализ воспроизводственной, социальной, отраслевой и технологической структуры экономики с позиции ее соответствия потребностям страны и в сравнении с экономически развитыми европейскими странами позволяет сделать следующие основные выводы.

  1. В воспроизводственной структуре экономики Беларуси, несмотря на достигнутое по сравнению с 1995 г. улучшение пропорций между промежуточным продуктом и валовой добавленной стоимостью, доля промежуточного потребления в валовом выпуске продолжает оставаться большой (54,6% в 2001 г.) и свидетельствует о высоких материало- и энергоемкости производства, которые, по отдельным оценкам, более чем в два раза превышают аналогичные показатели в экономически развитых европейских государствах.

В структуре использования валового внутреннего продукта доли конечного потребления и валового накопления, начиная с 1995 г., стабилизировались на уровне 77-80 и 22-25% соответственно. Однако, как показывает опыт динамично развивающихся стран, для обеспечения структурной перестройки и модернизации экономики доля валового накопления должна достигать 27-30% и более, что в сложившихся условиях требует быстрого сокращения государственных расходов или существенного притока иностранных инвестиций в республику.

  1. В социальной структуре белорусской экономики численность занятого в ней населения характеризуется невысоким удельным весом частной собственности (42,2% в 2001 г.), в том числе иностранной (0,6%) и смешанной с иностранным участием (1,6%).

При этом в сфере малого частного предпринимательства работают около 10% от общего числа занятых в экономике. Удельный вес в объеме ВВП малых предприятий в 2002 г. составил около 6%. По данному показателю Беларусь значительно отстает не только от таких развитых стран, как Германия, Италия, США и Япония (50-60%), но и от России, где доля малых предприятий в ВВП составляет 10-11%.

  1. Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным
    весом в ВВП сферы производства товаров, которая в 2001 г. составила 42,9%, в том числе промышленности - 26,1%, сельском хозяйстве - 9,8,
    строительстве - 5,9%, и низкой (44,2%) долей сферы услуг. В экономически развитых странах на сферу услуг приходится 60-70% валового национального продукта и численности занятых, что положительно влияет на экономический рост вследствие высокой доли добавленной стоимости в ее стоимостной структуре.
  2. Технологическая структура экономики Беларуси, которая в значительной степени предопределяет ее эффективность и уровень конкурентоспособности продукции, по оценкам экспертов, характеризуется использованием преимущественно III и IV технологических укладов (индустриальные технологии и техника). Доля V и частично VI технологических укладов (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, телекоммуникации, биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др.) в республике не превышает 10%. Однако именно они определяют технологическую структуру постиндустриального общества и занимают значительный удельный вес в экономике развитых стран мира.

 

 

Урок. Социальная политика Республики Беларусь

 

 

Социальная политика совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования условий жизни общества и отношений между социальными группами.

Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских объединений, общественных фондов, партий и т. п. Направлена на обеспечение благоприятных условий жизни и труда, смягчение неравенства в распределении доходов и создание условий сохранения социальной стабильности.

Основные функции социальной политики:

  • стабилизация социального мира, экономических отношений и социального положения;
  • стимулирование экономической активности населения;
  • гарантия обеспечения минимально допустимого уровня жизни;
  • обеспечение при возникновении неблагополучной ситуации адресной поддержки гражданам.

Основными принципами социальной политики государства выступают:

  1. 1.равенство перед законом всех членов общества, включая национальные отношения, вероисповедование и т. п.;
  2. 2.социальная солидарность — общность основных интересов и целей населения данной страны (идея всеобщей зависимости);
  3. 3.социальная справедливость — обеспечение экономической симметричности и эквивалентности в жизни общества за счет соответствия прав и обязанностей, свободы и ответственности, вклада в национальное производство и реального социально-экономического положения человека [1; с 198].

Основные цели социальной политики:

а) обеспечение полной и рациональной занятости населения;

б) регулирование доходов населения;

в) социальные гарантии и социальная защита;

г) социальное партнерство;

д) защита здоровья нации;

е) экологическая безопасность.

Выделим основные стратегические линии современной социальной политики (рис.1).

Обратим внимание на то, что в качестве первого направления современной социальной политики все же выделена мобилизация социальных факторов экономического развития.

     Безусловно, в центре внимания социальной политики находятся уровень жизни населения и вопросы социальной справедливости. Но только от одного слова «халва» во рту слаще не становится. Для того чтобы делить справедливо, нужно заранее позаботиться о создании соответствующего «национального пирога». Поэтому социальная политика должна оказывать позитивное воздействие на протекание экономических процессов.