index

 

Тема. Собственность и ее формы

 

Урок. Содержание собственности

 

     Вы когда-нибудь задумывались над вопросом, почему никто не говорит «это мой снег», «это мой дождь», «это мой воздух» и т.д.? Но наверняка всегда слышите – «это мой автомобиль», «это мой дом» и т.д.

     Понятия «мое», «твое», «наше» - это понятия, характеризующие отношение человека к вещам. Однако такие понятия бессмысленны, когда к вещам одинаково относятся все люди и, наоборот, приобретают смысл, когда разные люди по-разному относятся к ним. Отсюда можно сделать вывод, что собственность – это не отношение человека к вещи, а отношения между людьми по поводу присвоения вещей, хотя объектом собственности всегда выступают вещи.

     Собственность – экономическая основа системы любого общества, ее главный элемент. Она обуславливает:

ü  экономический способ соединения работника со средствами производства;

ü  цель функционирования и развития экономической системы;

ü  социальную структуру общества;

ü  характер стимулов трудовой деятельности;

ü  способ распределения результатов труда.

При юридическом подходе собственность выглядит как статичный объект и показывает, что ты имеешь, каковы границы твоих полномочий. Здесь не является лишним выяснить, каким способом — через дарение, наследование или каким-то иным способом — приобретено право собственности.

При экономическом подходе данные обстоятельства нас особо не интересуют. Дарение и наследование рассматриваются лишь как метод перераспределения уже существующей (количественно) собственности. Экономическую науку интересует способ возникновения собственности, включающий прежде всего производство, обмен и распределение.

В западной экономической теории понятие собственности связывается с ограниченностью ресурсов по сравнению с потребностями в них. Это противоречие разрешается путем исключения доступа к ресурсам, что и обеспечивает собственность. В последнее время в работах западных экономистов все большее распространение получает экономическая теория прав собственности. Суть ее в том, что собственностью являются не ресурсы, а «пучок прав» по использованию ресурсов. Этот «пучок» включает в себя права:

ü  владения – исключительного физического контроля над благами;

ü  использования – применение полезных свойств блага для себя;

ü  управление – принятие решений по использованию благ;

ü  на доход – право обладать результатами от использования благ;

ü  на потребление, изменение, отчуждение или уничтожение блага и др.

С этих позиций выделяют частную и государственную собственность.

На текущий момент такой подход получил должное отражение в законодательстве Республики Беларусь, что соответствует сложившейся мировой практике.

Частная собственность — означает, что объект собственности находится в распоряжении конкретного физического или юридического лица, группы лиц или определенной ассоциации, семьи или товарищества.

Другими словами, к частной собственности относится все, что не является собственностью государства. Частная собственность есть собственность негосударственная.

Частная собственность на средства производства выступает экономической основой частного, или негосударственного, сектора национальной экономики.

Функциональный подход, предполагающий выделение прежде всего механизма реализации собственности, позволяет в рамках частной собственности распознать ее основные разновидности:

  • индивидуальная частная собственность, когда объект принадлежит конкретному физическому лицу. Такая собственность выступает основой домашнего хозяйства, семейного предприятия или мастерской, а также фермерского хозяйства.
  • Партнерская, или групповая, собственность, когда средства
    производства принадлежат группе физических или юридических лиц,
    ведущих совместную предпринимательскую деятельность на основе
    полной или ограниченной материальной ответственности.

С государственной собственностью приходится иметь дело в том случае, если объект принадлежит государству, или, как говорили ранее, казне.

Государственная собственность выступает основой государственного сектора национальной экономики, обслуживает другие функциональные потребности государства.

Государственная собственность находится в монопольном распоряжении органов управления. Поэтому такие органы управления, проводя определенный экономический курс развития, обязаны обеспечивать ее сохранность и развитие, должную экономическую и социальную эффективность, не допускать скрытой приватизации со стороны государственной бюрократии.

Особенностью государственной собственности является то, что она не делится на доли, не персонифицируется с отдельными личностями и в этом смысле унитарна, т. е. неделима. Производством управляют назначенные государством специалисты (менеджеры).

Опыт передовых стран показывает, что государственные предприятия доминируют в тех отраслях национальной экономики, где велика потребность в четкой координации деятельности, где производительные силы могут функционировать только как общие (экология, национальная оборона, освоение космоса, транспорт, связь, энергетика, фундаментальная наука, некоторые разновидности социальной сферы). Государственная собственность получает развитие и в тех случаях, когда определенный вид производства является хронически малоприбыльным, при наличии высокой степени риска неполучения должного конечного результата.

В отдельных случаях государственная собственность возникает в ходе национализации частных предприятий (социальная и политическая необходимость, банкротство).

Среди государственной собственности обычно выделяются две основные разновидности: 1) республиканская, или федеральная, собственность; 2) местная, или коммунальная (муниципальная), собственность.

 

 

Урок. Субъекты и объекты собственности.

 

     Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности.

     К субъектам относятся те юридические и физические лица, между которыми возникают отношения собственности. Их можно объединить в три большие группы:

  • частные лица;
  • коллективы;
  • общество (государство).

     Частными лицами выступают, как правило, отдельные физические лица, которым принадлежат предметы потребления, средства производства, другое имущество.

     Коллектив – это объединение людей, которые совместно владеют, распоряжаются и пользуются данным имуществом.

     Общество (государство) является самым крупным субъектом собственности, оно управляет и распоряжается имуществом, принадлежащим всем гражданам данной страны.

     Объекты – это то, по поводу чего складываются отношения собственности. К ним относятся:

ü  средства производства;

ü  предметы потребления;

ü  ресурсы;

ü  рабочая сила.

     Так, согласно Закону о собственности в Республике Беларусь объектами собственности являются земля, ее недра, воды, воздушное пространство, здания, сооружения, оборудование, растительный и животный мир, результаты интеллектуального труда, информация, деньги, ценные бумаги и другое имущество [2].

     Состав объектов собственности не остается неизменным. Он изменяется под воздействием НТР, развития производительных сил. Вещественные блага все больше вытесняются объектами интеллектуальной собственности: открытиями, изобретениями, научными знаниями, информацией.

     Вместе с тем как бы не менялись объекты собственности, среди них всегда можно выделить главные, ключевые, обладание которыми дает реальную экономическую власть. К ним относятся средства производства. Их владелец и является реальным хозяином производства и его результатов.

 

 

Урок. Разгосударствление и приватизация собственности

 

     Причиной реформирования государственной собственности стал кризис в управлении государственными предприятиями, выражающийся в том, что правительства многих стран оказались не в состоянии управлять тысячами неэффективных предприятий, которые могут существовать только за счет государственных дотаций из средств бюджета, т.е. за счет налоговых поступлений. Процесс реформирования и государственной собственности предприятий включает два этапа: разгосударствление и приватизацию.

     РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ – передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Это – процесс перехода от тотальной государственной экономики к многоукладному, смешанному хозяйству, снятие с государства функций прямого хозяйственного руководства, замена жестких вертикальных связей между органами государственного управления и хозяйствующими субъектами.

     Разгосударствление включает отделение функций собственника, реализацию прав собственника через назначение руководителя (управляющего, менеджера) с предоставлением ему максимальных полномочий, касающихся деятельности предприятия. Составной частью разгосударствления являются меры по дерегулированию экономики, предусматривающие устранение ограничителей, которые защищали ту или иную отрасль от конкуренции независимых производителей и позволяли сохранить государственную монополию.

     Ведущими формами разгосударствления являются:

ü  аренда государственных предприятий;

ü  преобразование их в акционерные общества, в которых все акции или же контрольный пакет остаются в собственности государства, а также ограничение вмешательства государства в управление собственностью.

   ПРИВАТИЗАЦИЯ – приобретение юридическими и физическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею. Приватизированные предприятия становятся либо частными, либо коллективными.

     БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ГОСУДАСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА используется при приватизации низкорентабельных и убыточных предприятий в случаях, если отсутствуют желающие выкупить это имущество или взять его в аренду. В первую очередь имущество предлагается тому трудовому коллективу, который использует данное имущество. В случае отказа трудового коллектива взять его имущество может быть безвозмездно передано трудовым коллективам других предприятий или физическим лицам.

     ПРЯМОЙ ВЫКУП – одноразовая продаж государственного имущества трудовому коллективу или другому юридическому (физическому) лицу.

     ПРОДАЖА НА АУКЦИОНАХ И КОНКУРСАХ. Характерной чертой этой формы является формирование продажной цены приватизируемого имущества в отличие от традиционных методов оценки на основе цены спроса и предложения по принципу «кто больше».

     АКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Эта форма предполагает наличие развитого рынка ценных бумаг, позволяющего осуществлять беспрепятственный обмен именных приватизационных чеков на акции приватизируемых предприятий, а также обмен, продажу и покупку акций.

     Приватизация имущества базируется на следующих принципах:

1. Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Данный принцип означает, что при приватизации государственного имущества одновременно действуют две формы. Возмездная (платная) форма приобретения государственных предприятий юридическими и физическими лицами за счет собственных средств. В то же время возмездная приватизация игнорирует принцип социальной справедливости, поскольку государственная собственность, созданная трудом всего народа, может перейти в руки ограниченного круга населения, обладающего первоначальным капиталом, иногда накопленным не совсем законным способом. Поэтому концепция приватизации предусматривают передачу одной части государственной собственности населению бесплатно, а другой – за деньги.

2. Право каждого гражданина на безвозмездное получение части государственного имущества. Данный принцип вытекает из общенародного характера государственной собственности и реализуется путем разделения государственного имущества, подлежащего приватизации, на две части: передаваемую безвозмездно и выкупаемую.

3. Дифференциация форм, методов и процедур приватизации. Необходимость соблюдения этого принципа обусловлена наличием множества не сопоставимых между собой объектов, которые отличаются масштабностью и значимостью, уровнем технической вооруженности, подготовленностью кадров, отраслевыми и территориальными особенностями, финансовым положением, конкурентоспособностью продукции, положением на рынке и др.

4. Широкая гласность для проведения приватизации.

5.Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства и общества. Это означает, что вся работа по приватизации должна идти под контролем как со стороны государства, так и общественных организаций. Это позволит предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.