index

ТЕМА. Механизм ценобразования и основы его регулирования

 

 

Урок. Сущность и функции цены как экономической категории

 

     Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние, в конечном счете, и определяют роль цены в хозяйственной жизни.

         Рассмотрим основные функции цен.

-          Функция учета и измерения затрат общественного труда

-          Функция сбалансированности спроса и предложения.

       Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении.

-                    Стимулирующая функция цены.

     Характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

-                    Функция цены как средства более рационального размещения производства.

     С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

     Фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления цен на свои товары. Она состоит из определенных этапов, представленных ниже:  

  1. 1.Изучение рынка;
  2. 2. Выбор цели и постановка задач ценообразования;
  3. 3. Определение спроса;
  4. 4. Оценка издержек;
  5. 5. Анализ цен конкурентов;
  6. 6. Выбор методов ценообразования;
  7. 7.Выбор стратегии;
  8. 8.Установление окончательной цены.

Фиксированные и предельные цены отнесены к разряду регулируемых цен. Фиксированная цена — это регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Например, среди товаров народного потребления сохранена фиксированная цена на водку белую. Предельная цена — это регулируемая цена, устанавливаемая по верхнему или нижнему пределу либо в виде интервальных цен.

 

 

Урок. Система цен и их классификация

 

 

   ТОРГОВАЯ НАДБАВКА   - наценка, устанавливаемая торговыми или иными предприятиями при реализации товара (продукции) населению. Предназначена для покрытия расходов торговых и иных предприятий, связанных с его продажей и получением ими прибыли от этих операций. Ее размеры могут быть ограничены по решению правительства или органов ценообразования.

     В соответствии с п. 3.1 Положения № 43 торговые надбавки к отпускным ценам применяются:

-          на социально значимые товары в пределах, установленных, областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом в соответствии с законодательством;

-          социально значимые товары и иные отдельные группы товаров в пределах, устанавливаемых Министерством экономики Республики Беларусь;

-          отдельные группы товаров с учетом конъюнктуры рынка;

-          все остальные товары не выше 30 % к отпускной цене изготовителя или импортера, с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников.

Остановимся на регулировании торговых надбавок подробнее. Широкие права в формировании розничных цен имеют облисполкомы. Они могут вводить регулирование розничных цен или торговых надбавок на социально значимые товары. Как правило, соответствующими распоряжениями облисполкомов и Минского горисполкома предусмотрены дифференцированные   размеры предельных торговых надбавок для системы потребительской кооперации, орсов и других торгующих систем.

Так, в Гомельской области установлены предельные размеры торговых надбавок на такие товарные группы, как хлеб и хлебобулочные изделия, комбикорма для реализации населению, товары для детей, школьно-письменные принадлежности. Размер установленных торговых надбавок колеблется в интервале 15-30 %. Перечень групп, по которым осуществляется регулирование торговых надбавок через установление их предельного уровня (включая надбавку опта), примерно одинаков во всех областях.

     Существуют также товарные группы, по которым регулирование розничных цен, торговых надбавок и торговых скидок осуществляет Министерство экономики. Так, на сахар Министерством экономики Республики Беларусь установлена торговая скидка. Этим же министерством установлена предельная торговая надбавка на мясо (говядину и свинину), вареные колбасные изделия (включая сосиски, сардельки, зельцы, кровяные и ливерные колбасы, паштеты). Осуществляется также регулирование цен и торговых скидок на табачные изделия, алкогольную продукцию.

Если по какому-либо товару введена такая предельная торговая надбавка, то она устанавливается к отпускной цене без НДС организации-изготовителя или первого оптового покупателя, осуществившего ввоз товара в республику.

С марта 2002 г. разрешено на ряд товарных групп (видеотехнику, ювелирные изделия, часы и др.) формировать оптовые и торговые надбавки к отпускным ценам с учетом конъюнктуры рынка, т.е. в размере, превышающем 30 %.

По товарам, кроме социально значимых, а также тех групп, где введено свободное ценообразование, предусмотрено, что торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) не. может быть выше ВО % к отпускной цене без НДС организации-изготовителя или цене импортера, независимо от количества участвующих посредников Организации-изготовителя имеют право устанавливать единые отпускные цены при поставке всеми организациями оптовой торговли товаров в розничную торговую сеть с предоставлением в пользу организаций оптовой торговли оптовой скидки. В этом случае субъекты розничной торговли взимают торговые надбавки к отпускным ценам, утвержденным организацией-изготовителем.

Субъекты ценообразования имеют право при заключении договоров предоставлять льготы для отдельных категорий потребителей и скидки им со сформированной отпускной цены исходя из условий договора. В этом случае в организации разрабатывается и утверждается порядок применения скидок и их размеры (в зависимости от сроков платежа и выполнения работ, объемов поставки, сезонного характера товара и т.п.).

Наиболее распространены скидки при приобретении товара в определенном количестве или на установленную сумму и скидки за скорейшую оплату проданных товаров. Применение скидок а зависимости от условий поставки ведет к снижению отпускных цен. Торговая надбавка в этом случае будет рассчитываться к отпускной цене изготовителя за вычетом скидки исходя из условий договора.

Если субъектом хозяйствования продаются через кассу организации излишние материальных ценности, товары, приобретенные для производственных целей и собственных нужд, то в соответствии с п. 3.7 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов размер торговой надбавки определяется организацией, но не выше установленных предельных  уровней.

Субъекты хозяйствования, имеющие лицензию Национального банка на осуществление розничной торговли за иностранную валюту, в соответствии с п. 3.3 Положения № 43 формируют розничные цены исходя из фактических расходов на их приобретение и конъюнктуры рынка.

Особый порядок формирования отпускных и розничных цен установлен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику. Регулирование цен на лекарственные средства осуществляется как в сфере производства, так и в сфере обращения. Министерством экономики Республики Беларусь регулируются отпускные цены на лекарственные средства по определенному перечню путем утверждения фиксированных цен. Указом Президента Республики Беларусь №366 от 1 августа 2005 г. установлены независимо от страны происхождения товаров предельные размеры оптовых и торговых надбавок, дифференцированные в зависимости от цены лекарственных средств, изделий и техники медицинского назначения.

В п. 3.1 Положения № 43 определен также порядок формирования розничных цен товаров, ранее бывших в употреблении, приобретаемых на вес в магазинах «second hand». Они реализуются по розничным ценам, определяемым исходя из затрат по приобретению и приданию им товарного вида (чистке, глажению, ремонту и т.п.), а также торговой надбавки, определяемой исходя из конъюнктуры рынка.

В соответствии с утвержденной Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 59 от 2 июля 2002 г. Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж.

Соответственно в розничной торговле валовой доход, издержки обращения и прибыль планируются и учитываются по отношению к розничному товарообороту (как торговая скидка). Торговая же надбавка устанавливается в процентах к отпускной цене. Если по какому-либо товару установлена надбавка 30 %, то я это не значит, что торговая скидка или уровень валового дохода тоже равен 30 %, так как их уровень рассчитывается к разным ценам (соответственно отпускной и розничной).

Поэтому при обосновании надбавки исходя из заданных уровней издержек обращения и рентабельности, а также при оценке; возможной рентабельности исходя из известного процента торговой надбавки и издержек обращения возникает необходимость пересчета уровня торговой надбавки в уровень валового дохода (торговой скидки), и наоборот.

Пунктом 4.1 Положения № 43 О порядке формирования а применения цен и тарифов установлено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность, не составляют экономические расчеты по обоснованию уровня взимаемых оптовых (торговых) надбавок. Однако такое обоснование необходимо любой торговой организации для планирования своих финансовых результатов/

Предельная торговая надбавка включает надбавку оптовой Торговли в случае участия посредника в товародвижении. Порядок распределения установленной предельной торговой надбавки определяется по соглашению сторон либо поровну.

По товарам, на которые облисполкомами не установлены предельные торговые надбавки, действуют ограничения по надбавкам (не более 30 % совокупной надбавки к цене изготовителя независимо от того, участвует ли в товародвижении посредник).

В потребительской кооперации облпотребсоюзы могут утверждать особый порядок распределения торговых надбавок между оптовой и розничной торговлей с учетом участия каждого звена в расходах по обеспечению товародвижения. Обычно в пользу розницы направляется не менее 70 % от общего размера установленной торговой надбавки, а остальная часть — в пользу оптовой торговли при складских операциях.

       В Гомельском облпотребсоюзе предусмотрено, что по квотируемым товарам народного потребления при складских операциях межрайбазы получают 35 % от установленного размера торговой надбавки, а райпо, хозяйства облпотребсоюзов - 65 %.

 

Урок. Ценовая политика предприятия

 

Регулирование ценообразования реализуется путем прямого (административного) и косвенного регулирования.

Прямое регулирование осуществляется в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь О ценообразовании с применением методов установления:

-          фиксированных цен;

-          предельных цен (тарифов);

-          предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

-          предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

-          порядка определения и применения цен (тарифов);

-          декларирования цен (тарифов).

Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния организации.

Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.

Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам (лимитов на электрическую энергию, топливо и т.д.); непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов, налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование (замораживание) цен на определенный период и т.п.

Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:

-          не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

-          способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

-          обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

-          достигнуть определенных социальных результатов, в частности, обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

В Республике Беларусь государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) па продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность. Цель регулирования обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики, создать условия для ликвидации возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).