index

 

 

ТЕМА 18. ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

 

Аномия – понятие, выражающее состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных правил, регулирующих отношения между личностью и обществом, приводит к тому, что большинство населения оказывается «вне» общества, вступает в конфронтацию с его нормативными предписаниями. Термин введен Э.Дюркгеймом.

Глобализация – понятие, выражающее универсальные тенденции и процессы, происходящие в мире природы и общества и характерные для нашей планеты в целом.

Интерес – переживание человека, вызванное возможностью удовлетворения его потребности,   возникающее при обнаружении чего-то нового в предмете, в себе, в других; целеустремлённое отношение человека к чему-нибудь.

Квазигруппа- собрание или совокупность индивидуумов, для которых характерна случайность образования, неустойчивость, кратковременность, узость связей и взаимодействий.

Классы социальные – люди, объединённые условиями их деятельности. Отношения людей в классах опосредованы их отношениям к условиям, средствам и продуктам производства. Это значит, что люди объединяются в классы независимо от их индивидуальных свойств и пристрастий. Они проявляют сою общность и социальность через отношения к вещам, главным образом – к средствам производства.

Личностьустойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Носителем личности является человек как индивид в биологическом смысле слова. Любого человека можно назвать индивидом. Если мы по отношению к индивиду используем слово «личность», то тем самым обращаем внимание на индивидуальные качества его жизни, индивидуальность его жизненного мира. Осознание человеком собственной личности и индивидуальности достигается только благодаря отношениям между людьми, благодаря конкретному обществу, конкретной социальной группе или социальному институту. Индивидуальность выражает значения внутреннего мира человека, его духовный потенциал, реализуемый в условиях конкретной культуры и определённой исторической эпохи. Личность и индивидуальность выражают неповторимость и уникальность человека в сочетании его социальных и культурно-исторических особенностей.

Массы – это множество взаимодействующих людей, сосредоточенных в одном месте (страна, город, посёлок).

Народные массы – социальная общность, включающая на различных этапах истории те слои и классы, которые способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества.

Насилие – намеренное ограничение (подавление, ущемление физических и моральных возможностей человека.

Национализм – особое состояние этнического сознания, его иллюзорная форма, а также идеологический и политический принцип. Его содержание составляет абсолютизация собственной национальной исключительности, с необходимостью соединённая с недоверием к чужим этническим общностям, как правило, - к тем или иным конкретным народам, и в крайних своих проявлениях – с отказом им в праве на существование.

Ненасилие – отказ от силового решения социальных и личных проблем.

Необходимость - философская категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений.

Обществообособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; определённый этап человеческой истории (раннефеодальное, буржуазное, социалистическое общество); общность людей, связанных отношениями между ними, складывающимися в процессе деятельности.

Прогресс социальный (лат. progressus – движение вперёд) – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим.

Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и возникновение новых противоречий.

Революция – развитие, осуществляющееся путём скачкообразного перехода к новому качеству в природе, обществе или познании. Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революции могут быть социальными, культурными, научными и т.п.

Регресстип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему. Содержанием регресса являются процессы деградации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам.

Система – философская категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определённую целостность.

Случайность – философская категория, выражающая связь явлений, не обладающую чётко обозначенной регулярностью и устойчивостью.

Социальная общность – совокупность людей, объединённая исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие.

Толпа – неустойчивое скопление людей; совокупность случайных, разнородных, незнакомых друг другу людей.

Формации общественные – формы связи людей, выработанные в процессе социальной эволюции. Обычно понятие формаций связано с выделением основных ступеней общественного развития.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – синоним культуры; ступень общественного развития, следующая за варварством; замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности.

Элиты (от франц. elite – лучшее, отборное, избранное) – высшие социальные группы в системе социальной иерархии, которые осуществляют функции управления, формируют и демонстрируют эталоны поведения в данном обществе.