index

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ
 

2.1  Выбор темы исследования
 
Начальным и во многом определяющим этапом выполнения дипломной (курсовой) является выбор темы работы. Выбор темы предполагает полную самостоятельность студента, исходя  из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки её теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы дипломной работы требованию государственных образовательных стандартов. Студент, как правило, выбирает тему дипломной (курсовой) работы из предлагаемого перечня и пишет заявление на имя зав кафедрой однако может предложить свою тему в пределах учебного плана. (см. Приложение 1)
Выбранная тема после того, как студент оформит её заявлением на имя зав. кафедрой, с письменного согласия научного руководителя рассматривается и утверждается на заседании  кафедры.
Свобода выбора темы курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов. Вместе с тем нередко студенты недостаточно объективно оценивают имеющиеся в их распоряжении исследовательские ресурсы, а также сложность и перспективы разработки той или иной темы. Неудачный выбор темы может осложнить все последующее дипломное исследование и приводить к необходимости несвоевременной ее корректировки. Поэтому задачей научного руководителя на данном этапе является тщательный разбор обоснования студентом необходимости и возможности разработки той или иной темы. Научный руководитель несёт ответственность за корректировки темы студентом. При выборе темы необходимо учитывать следующие условия:
1) наличие научных предпосылок разработки рассматриваемой проблемы, достаточная исследованность исходных понятий и наличие соответствующей литературы;
2) достаточная теоретическая подготовка студента в области рассматриваемой темы;        
3) наличие у студента диагностического и организационного потенциала, необходимого для разработки рассматриваемой темы.
 
2.2 Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
 
С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть: список обязательной и рекомендованной литературы по изучению  учебных дисциплин, библиографические списки в учебниках и монографиях, предметные каталоги библиотек, Интернет, рекомендации преподавателя.
Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. В дипломной работе этот список должен содержать не менее 35 наименований, в курсовой  не менее 15.
На основе предварительного ознакомления с литературой  и другими источниками студент составляет рабочий план. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебным и учебно-методическим пособиям, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ от простого к сложному  обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.
 
2.3 Выводы и интерпретация результатов
 
Выводами автора завершается написание глав, разделов, а также всего текста дипломной (курсовой) работы.
Студент сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. Тогда  студент может предложить собственное теоретическое объяснение полученных в исследовании результатов. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т. д.
 
3. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

Структурными элементами дипломной (курсовой) работы являются:
·    титульный лист;
·    содержание;
·    перечень условных обозначений (при необходимости);
·    введение;
·    основная часть, представленная главами;
·    заключение;
·    список использованных источников;
·    приложения (обязательно для дипломной работы, а для курсовой при необходимости);
 
3.1 Титульный лист
 
На титульном листе дипломной (курсовой) работы до.тжны быть приведены следующие сведения:
·    наименование высшего учебного заведения, где выполнена дипломная (курсовая) работа;
·    специальность, отделение (очное, заочное) и группа, где обучается студент;
·    фамилия, имя, отчество автора;
·    название дипломной (курсовой) работы;
·    сведения о научном руководителе: ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя;
·    город и год выполнения работы. ( см. Приложение 3)
Название работы должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют небольшой (4-6 слов) подзаголовок.
В названии дипломной (курсовой) работы следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название дипломной (курсовой) работы со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу...» и т.п., в которых не отражается в должной степени суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.
 
3.2 Содержание
 
Содержание включает в себя названия структурных частей дипломной (курсовой) работы: «Перечень условных обозначений» (при необходимости), «Введение», «Общая характеристика работы», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения», названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей дипломной (курсовой) работы. Содержание
приводится в начале работы, т.к. это дает возможность сразу увидеть ее структуру. (см. Приложение 5)
 
3.3  Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов
 
Если в дипломной (курсовой) работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа – его детальную расшифровку.
Если в дипломной (курсовой) работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
 
3.4  Введение
 
Введение – вступительная, начальная часть дипломной (курсовой) работы. Введение, как правило, – это самый короткий раздел дипломной (курсовой) работы (до 5 страниц), однако очень важен.
Введение включает в себя общую характеристику работы, содержит оценку современного состояния исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной науке, основание и исходные данные для разработки избранной темы. Во введении последовательно раскрываются следующие подразделы:
Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы обосновывается с учётом потребностей белорусского общества в решении данной проблемы, состояния и тенденции развития исследуемой научной проблемы, а также практических запросов нашего общества.
Далее кратко  раскрываются основные подходы к изучаемой проблеме в научной литературе. Указываются отечественные и зарубежные исследователи, которые занимались и занимаются разработкой данной проблемы. Уточняется степень разработанности проблемы (что в ней разработано полно, что – неполно, что – вообще не разработано).
Учитывая степень разработанности проблемы, студент делает вывод о необходимости проведения исследования для развития (обогащения, углубления и уточнения) теории и практики. Исходя из этого, им формулируются тема, цель и задачи исследования, его объект, предмет.
Цель исследования – это краткая концептуальная формулировка сущности научного поиска по данной проблеме (обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели). Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование...», «Анализ... «, «Изучение...», так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.
Задачи исследования (их может быть 3-4) развивают и конкретизируют цель исследования и должны соответствовать объекту,  предмету исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, методологическим обоснованием сущности, признаков, критериев и структуры изучаемого объекта.
Вторая задача – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики развития, обоснованием основных путей решения проблемы.
Третья задача – со способами преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверки.
Последняя задача связана с выявлением условий повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, проблемой управления исследуемым предметом, а также разработкой методических рекомендаций (указаний, учебно-методических пособий, дидактических материалов и др.) по проблеме исследования.
Объект исследования – это та часть реального мира, которая подлежит изучению, исследованию и (или) преобразованию (совершенствованию) студентом. В качестве объекта исследования выступает какая-то совокупность связей и отношений, свойств, существующая объективно в политологической  теории и практике.
Предмет исследования более конкретен, чем объект (в одном объекте может быть несколько предметов исследования), но для исследования выделяется только один, т.е. только одна конкретная политологическая  проблема, требующая решения. Предмет исследования – это функционирование сферы деятельности объекта, его структурные элементы, особенности, тенденции развития. Цель и задачи исследования определяют границы предмета исследования, конкретно сформулированного студентом
Методологическая основа исследования. Указывается, какие современные философские и политологические концепции положены в основу подхода к исследуемой проблеме. Они должны быть органически связаны с темой исследования.
Методы исследования. Указываются методы, используемые студентом в процессе исследования. На теоретическом уровне могут применяться следующие методы: анализ философской, политологической, социологической,  методической литературы, обобщение, сравнение, моделирование; на эмпирическом – наблюдение, эксперимент (лабораторный или естественный, констатирующий и (или) формирующий), беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, анкетирование и др., статистическая (математическая) обработка экспериментальных данных.
Научная новизна и значимость полученных результатов. При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от уже известных, описывается степень новизны (получено впервые, усовершенствовано, глубже разработано), отмечается научная значимость (насколько полученные результаты развивают научные представления о том или ином явлении, объясняют сущность механизмов, явлений, процессов; как они способствуют развитию теории, планированию и проведению новых исследований). Объективно оценивается личный вклад студента в разработку исследуемой проблемы.
Практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов. В дипломной (курсовой) работе, имеющей практическое значение, могут приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Можно показать возможность использования полученных результатов в различных сферах политологической практики. Следует указать, какие основные результаты и где уже нашли применение (с оценкой эффективности использования результатов). Следует связать их с местом практики. А также здесь следует указать все имеющиеся у студента публикации по проблеме, либо иные материалы.
Основные положения дипломной работы, выносимые на защиту. Освещаются теоретические положения, закономерности, выводы, практические рекомендации, полученные и сформулированные студентом в процессе изучения заявленной проблемы. Положения, выносимые на защиту, формулируются в виде тезисов, которые номеруются (3-4 тезиса для дипломной работы).
Структура и объем дипломной работы. Указывается структура дипломной (курсовой) работы, наличие введения, определенного количества глав, приложения. Приводится полный объем дипломной работы в страницах, а также объем, занимаемый иллюстрациями, таблицами, приложениями (с указанием их количества), и количество использованных источников.