index

 Частное учреждение образования


«ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 

Кафедра политологии и гуманитарных дисциплин


ДИПЛОМНАЯ (КУРСОВАЯ)  РАБОТЫ: ВЫБОР ТЕМЫ, ВЫПОЛНЕНИЕ, ЗАЩИТА

 

 


МИНСК  2012



1. МЕСТО И РОЛЬ ДИПЛОМНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
 
1.1. Место и роль дипломных работ в учебном процессе
 
Стандарт выпускной квалификационной работы
 
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к выпускной квалификационной работе специалиста
Важнейшей формой обучения студентов в вузе является выполнение ими дипломных и курсовых работ. При подготовке студентов по специальности «Политология» их особое значение определяется тем обстоятельством, что они признаны решать задачу формирования у обучающихся навыков научного исследования. При разработке данных рекомендаций по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ студентов специальности «Политология» мы руководствовались:
Образовательным стандартом Республики Беларусь ОСРБ 1-23 01 06 – 2008 специальности «политология» от 12.06.2008 г. №50, «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников», утверждённого Министерством образования,  « Положением о подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных работ ЧУО «Институт парламентаризма и предпринимательства» (приказ ректора от 4.02.2008 г № 6-од.)
Дипломное исследование – это форма учебной деятельности, целью которой является интеграция полученных в  процессе обучения знаний, умений и навыков и развитие на их основе способности  к самостоятельной научной и практической деятельности в сфере политологии. Результатом дипломного исследования является дипломная работа. Дипломная работа завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по избранной специальности, выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности, позволяет дать интегральную оценку уровня его профессиональной подготовки.
В процессе написания дипломной работы решаются следующие задачи:
·    систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по политологическим наукам, применение этих знаний при решении конкретных вопросов дипломного исследования;
·    дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы по сбору, изучению, обобщению и анализу материала, необходимого для раскрытия проблемы;
·    выяснение методологической, методической и психолого-педагогической подготовленности выпускника специальности  «политология» к самостоятельной работе в различных специальных учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.
Дипломная работа-это не  компиляция материала, а самостоятельное
научное исследование студента, выполняемое под руководством научного руководителя, которое должно содержать элемент авторской новизны. Речь может идти о выявлении и интерпретации неизвестных исследователям источников, фактов, о выдвижении новых подходов,  методологическом анализе различных аспектов уже известных в науке задач и проблем.  Иными словами, при написании дипломной работы от выпускника требуется творческий подход: умение успешно использовать полученные за время учёбы в вузе знания по различным разделам политологии; реализация методических навыков, полученных при подготовке работ, научных докладов, конкурсных сочинений.
Дипломная работа должна иметь научно аргументированный характер. Чёткость и ясность формулировок, убедительность и доказательность выводов, научная корректность и литературная грамотность – важнейшие требования,  предъявляемые к дипломным исследованиям. В дипломной работе должно содержаться исследование задачи, имеющей актуальное значение для избранной области науки в целом, либо изложены научно-обоснованные подходы, обеспечивающие решение некоторых прикладных задач.
При подготовке дипломной работы студентом должно быть продемонстрировано умение анализировать и обобщать сведения, полученные из литературных источников, проводить опытно – экспериментальную работу, решать практические задачи, формулировать выводы и рекомендации.
 
Выпускная квалификационная работа по специальности «Политология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического и теоретического исследования, а также обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. Предложенные решения исследуемой проблемы должны быть аргументированы, критически оценены, определена их научная и практическая значимость.
 
Тематика дипломных предлагается научными руководителями для ознакомления, осмысления и выбора студентам. Студентам с согласия их научных руководителей может  предоставляться право предложить свою тему с обоснованием целесообразности её исследования. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых работ, а также связана с будущей профессиональной деятельностью обучающегося.
 
Темы дипломных работ утверждаются на заседании кафедры. В исключительных случаях тема дипломной работы  может быть в ходе проведения исследования уточнена, откорректирована. Изменение темы дипломной работы производится по письменному заявлению студента, завизированному  научным руководителем, не позднее чем за 1 месяц до предзащиты.
В соответствии  с темой дипломной работы руководитель выдаёт студенту задание по изучению предмета исследования и по сбору материала с обязательным указанием срока окончания работы. Задание утверждается заведующим кафедрой и впоследствии представляется в Государственную аттестационную комиссию.
 
Подготовка и написание дипломной работы, а также предоставление её на кафедру осуществляются в течение последнего года обучения  и завершаются, как минимум, за 2 недели до её предоставления к защите.
 
1.2. Место и роль курсовых работ в учебном процессе
 
Курсовые работы многое роднит с дипломами: к ним предъявляются те же методологические и методические требования, но в отличие от последних, они обычно посвящаются небольшим проблемам или части каких-то важных проблем. Таким образом, они уже по охвату вопросов и источников. Отсюда и задачи менее сложные. Некоторые курсовые работы могут носить реферативный, ознакомительный характер. С помощью таких работ студент входит в тему, знакомится с первоисточниками, различными решениями рассматриваемой проблемы.
Cогласно учебным программам, в течение всего периода обучения в Институте парламентаризма и предпринимательства  студенты выполняют несколько курсовых работ. Лучше всего, если они тематически и логически будут связаны друг с другом, вытекают одна из другой  и, в конце концов, вырастают в дипломное исследование или же становятся его частями.
Конечно же, дипломная работа не является механическим соединением курсовых работ, она отличается широтой охвата вопросов, концептуальным изучением проблем, уровнем и качеством  исполнения, а главное – глубиной раскрытия проблемы. Но, будучи продолжением курсовых работ, дипломное исследование позволит студенту, уже изучившему необходимую литературу, решившему ряд вопросов, полнее раскрыть тему, квалифицированнее осветить её основные положения.
Так или иначе, преемственность между курсовыми и дипломными работами должна соблюдаться, хотя это и не строго обязательное условие. Как свидетельствует опыт, выбор тем курсовых сочинений  часто предопределяет успешность дальнейшей работы над дипломным исследованием.
При написании и оформлении курсовой работы необходимо:
·    выбрать интересующую студента тему работы по согласованию с научным руководителем;
·    подобрать с помощью научного руководителя необходимую для развития темы литературу (научную, практическую, справочную, информационную, документальную и т.п.);
·    провести критический анализ изученной литературы;
·    логично изложить результаты проведенного анализа;
·    представить работу в печатном виде и в установленный срок, за  1 месяц до начала сессии (для заочной формы обучения).  Защита курсовой  на отделении заочного обучения состоится в 1-2 день сессии. Для дневного отделения сроки иные: так, сдать курсовую работу необходимо методисту кафедры  до 1 декабря текущего года, либо до 1 мая (в зависимости от графика прохождения дисциплины). Защита курсовой работы на дневном отделении должна состоятся до начала сессии.
Курсовая работа выполняется на одной стороне листов формата А4, которые сшиваются или переплетаются. Общий объём курсовой работы должен составлять 25-30 страниц печатного текста (исключая иллюстрации, таблицы, список использованных источников и приложения)
В случае  если  студент получил во время защиты курсовой работы отрицательную оценку, либо ликвидирует академическую задолжность в виде курсовой работы при восстановлении после отчисления из вуза, то он обязан выбрать другую тему и написать новый текст курсовой работы.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ
 

2.1  Выбор темы исследования
 
Начальным и во многом определяющим этапом выполнения дипломной (курсовой) является выбор темы работы. Выбор темы предполагает полную самостоятельность студента, исходя  из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки её теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы дипломной работы требованию государственных образовательных стандартов. Студент, как правило, выбирает тему дипломной (курсовой) работы из предлагаемого перечня и пишет заявление на имя зав кафедрой однако может предложить свою тему в пределах учебного плана. (см. Приложение 1)
Выбранная тема после того, как студент оформит её заявлением на имя зав. кафедрой, с письменного согласия научного руководителя рассматривается и утверждается на заседании  кафедры.
Свобода выбора темы курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов. Вместе с тем нередко студенты недостаточно объективно оценивают имеющиеся в их распоряжении исследовательские ресурсы, а также сложность и перспективы разработки той или иной темы. Неудачный выбор темы может осложнить все последующее дипломное исследование и приводить к необходимости несвоевременной ее корректировки. Поэтому задачей научного руководителя на данном этапе является тщательный разбор обоснования студентом необходимости и возможности разработки той или иной темы. Научный руководитель несёт ответственность за корректировки темы студентом. При выборе темы необходимо учитывать следующие условия:
1) наличие научных предпосылок разработки рассматриваемой проблемы, достаточная исследованность исходных понятий и наличие соответствующей литературы;
2) достаточная теоретическая подготовка студента в области рассматриваемой темы;        
3) наличие у студента диагностического и организационного потенциала, необходимого для разработки рассматриваемой темы.
 
2.2 Сбор, анализ и обобщение теоретического материала
 
С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть: список обязательной и рекомендованной литературы по изучению  учебных дисциплин, библиографические списки в учебниках и монографиях, предметные каталоги библиотек, Интернет, рекомендации преподавателя.
Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. В дипломной работе этот список должен содержать не менее 35 наименований, в курсовой  не менее 15.
На основе предварительного ознакомления с литературой  и другими источниками студент составляет рабочий план. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебным и учебно-методическим пособиям, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ от простого к сложному  обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.
 
2.3 Выводы и интерпретация результатов
 
Выводами автора завершается написание глав, разделов, а также всего текста дипломной (курсовой) работы.
Студент сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. Тогда  студент может предложить собственное теоретическое объяснение полученных в исследовании результатов. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т. д.
 
3. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

Структурными элементами дипломной (курсовой) работы являются:
·    титульный лист;
·    содержание;
·    перечень условных обозначений (при необходимости);
·    введение;
·    основная часть, представленная главами;
·    заключение;
·    список использованных источников;
·    приложения (обязательно для дипломной работы, а для курсовой при необходимости);
 
3.1 Титульный лист
 
На титульном листе дипломной (курсовой) работы до.тжны быть приведены следующие сведения:
·    наименование высшего учебного заведения, где выполнена дипломная (курсовая) работа;
·    специальность, отделение (очное, заочное) и группа, где обучается студент;
·    фамилия, имя, отчество автора;
·    название дипломной (курсовой) работы;
·    сведения о научном руководителе: ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя;
·    город и год выполнения работы. ( см. Приложение 3)
Название работы должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляют небольшой (4-6 слов) подзаголовок.
В названии дипломной (курсовой) работы следует (по возможности) избегать использования усложненной узкоспециальной терминологии. Не рекомендуется начинать название дипломной (курсовой) работы со слов: «Изучение процесса...», «Исследование некоторых путей...», «Разработка и исследование...», «Некоторые вопросы...», «Материалы к изучению...», «К вопросу...» и т.п., в которых не отражается в должной степени суть рассматриваемой проблемы, завершенность работы, нет достаточно ясного определения ее цели и результатов.
 
3.2 Содержание
 
Содержание включает в себя названия структурных частей дипломной (курсовой) работы: «Перечень условных обозначений» (при необходимости), «Введение», «Общая характеристика работы», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения», названия всех глав, разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей дипломной (курсовой) работы. Содержание
приводится в начале работы, т.к. это дает возможность сразу увидеть ее структуру. (см. Приложение 5)
 
3.3  Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов
 
Если в дипломной (курсовой) работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа – его детальную расшифровку.
Если в дипломной (курсовой) работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
 
3.4  Введение
 
Введение – вступительная, начальная часть дипломной (курсовой) работы. Введение, как правило, – это самый короткий раздел дипломной (курсовой) работы (до 5 страниц), однако очень важен.
Введение включает в себя общую характеристику работы, содержит оценку современного состояния исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной науке, основание и исходные данные для разработки избранной темы. Во введении последовательно раскрываются следующие подразделы:
Актуальность темы исследования. Актуальность темы работы обосновывается с учётом потребностей белорусского общества в решении данной проблемы, состояния и тенденции развития исследуемой научной проблемы, а также практических запросов нашего общества.
Далее кратко  раскрываются основные подходы к изучаемой проблеме в научной литературе. Указываются отечественные и зарубежные исследователи, которые занимались и занимаются разработкой данной проблемы. Уточняется степень разработанности проблемы (что в ней разработано полно, что – неполно, что – вообще не разработано).
Учитывая степень разработанности проблемы, студент делает вывод о необходимости проведения исследования для развития (обогащения, углубления и уточнения) теории и практики. Исходя из этого, им формулируются тема, цель и задачи исследования, его объект, предмет.
Цель исследования – это краткая концептуальная формулировка сущности научного поиска по данной проблеме (обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели). Не рекомендуется формулировать цель как «Исследование...», «Анализ... «, «Изучение...», так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.
Задачи исследования (их может быть 3-4) развивают и конкретизируют цель исследования и должны соответствовать объекту,  предмету исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, методологическим обоснованием сущности, признаков, критериев и структуры изучаемого объекта.
Вторая задача – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики развития, обоснованием основных путей решения проблемы.
Третья задача – со способами преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверки.
Последняя задача связана с выявлением условий повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, проблемой управления исследуемым предметом, а также разработкой методических рекомендаций (указаний, учебно-методических пособий, дидактических материалов и др.) по проблеме исследования.
Объект исследования – это та часть реального мира, которая подлежит изучению, исследованию и (или) преобразованию (совершенствованию) студентом. В качестве объекта исследования выступает какая-то совокупность связей и отношений, свойств, существующая объективно в политологической  теории и практике.
Предмет исследования более конкретен, чем объект (в одном объекте может быть несколько предметов исследования), но для исследования выделяется только один, т.е. только одна конкретная политологическая  проблема, требующая решения. Предмет исследования – это функционирование сферы деятельности объекта, его структурные элементы, особенности, тенденции развития. Цель и задачи исследования определяют границы предмета исследования, конкретно сформулированного студентом
Методологическая основа исследования. Указывается, какие современные философские и политологические концепции положены в основу подхода к исследуемой проблеме. Они должны быть органически связаны с темой исследования.
Методы исследования. Указываются методы, используемые студентом в процессе исследования. На теоретическом уровне могут применяться следующие методы: анализ философской, политологической, социологической,  методической литературы, обобщение, сравнение, моделирование; на эмпирическом – наблюдение, эксперимент (лабораторный или естественный, констатирующий и (или) формирующий), беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, анкетирование и др., статистическая (математическая) обработка экспериментальных данных.
Научная новизна и значимость полученных результатов. При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от уже известных, описывается степень новизны (получено впервые, усовершенствовано, глубже разработано), отмечается научная значимость (насколько полученные результаты развивают научные представления о том или ином явлении, объясняют сущность механизмов, явлений, процессов; как они способствуют развитию теории, планированию и проведению новых исследований). Объективно оценивается личный вклад студента в разработку исследуемой проблемы.
Практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов. В дипломной (курсовой) работе, имеющей практическое значение, могут приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Можно показать возможность использования полученных результатов в различных сферах политологической практики. Следует указать, какие основные результаты и где уже нашли применение (с оценкой эффективности использования результатов). Следует связать их с местом практики. А также здесь следует указать все имеющиеся у студента публикации по проблеме, либо иные материалы.
Основные положения дипломной работы, выносимые на защиту. Освещаются теоретические положения, закономерности, выводы, практические рекомендации, полученные и сформулированные студентом в процессе изучения заявленной проблемы. Положения, выносимые на защиту, формулируются в виде тезисов, которые номеруются (3-4 тезиса для дипломной работы).
Структура и объем дипломной работы. Указывается структура дипломной (курсовой) работы, наличие введения, определенного количества глав, приложения. Приводится полный объем дипломной работы в страницах, а также объем, занимаемый иллюстрациями, таблицами, приложениями (с указанием их количества), и количество использованных источников.

3.5 Основная часть
 
В основной части формулируется исследуемая проблема, определяется ее место в избранной области науки или практики, анализируются точки зрения на проблему и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами, выдвигается собственная позиция автора. Необходимо отразить результаты самостоятельного анализа автором нормативно-правовых документов, научной литературы, дать творческую оценку изучаемого явления или процесса.
Дипломная (курсовая) работа содержит, как правило, 2 главы (допускается наличие трех глав), в каждой из которых в свою очередь выделяются 2-4 раздела, в которых могут быть представлены также подразделы. Следует придерживаться единообразия при составлении плана работы. Так, если одна из глав не содержит разделов, следует отказаться от деления на разделы и в других главах.
Распределение основного материала дипломной (курсовой) работы по главам определяется студентом. В главах с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование студента с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы.
В обзоре литературы студент даёт очерк основных этапов в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме. Сжато, критически осветив
работы предшественников, студент должен назвать те вопросы, которые остались неразрешенными, и, таким образом, определить свое место в решении проблемы (задачи). Желательно закончить обзор кратким резюме о  необходимости проведения исследования в данной области и определить предмет своего исследования.
Автор дипломной (курсовой) работы должен давать оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов в сравнении с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.
Весь порядок изложения в дипломной (курсовой) работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеустремленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение иявляется базой для последующей.
В дипломной (курсовой) работе не рекомендуется излагать материал от первого лица как единственного числа (например: «я считаю...», «я наблюдал...», «по моему мнению...», «мне кажется...» и т.п.), так и множественного (например: «мы считаем...», «мы получили...» и т.п.). Допускаются обороты сохранением первого лица множественного числа, в которых местоимение «мы» исключается. В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно выражать ту же мысль в безличной форме (например: «на основе проведенного анализа можно утверждать, что...», «проведенное исследование подтвердило...» и т.п.) или писать: «по мнению автора дипломной работы...».
Студент должен приводить краткие выводы по главам, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность  освободить основные результат работы от второстепенных под-
робностей.
Первая глава носит, как правило, теоретический характер. В ней на основе изучения и анализа литературы раскрываются сущность исследуемого явления, его структура, рассматриваются различные подходы к решению поставленной проблемы, даётся их оценка. Здесь же выделяются и раскрываются критерии и показатели изменений, происходящих в исследуемом явлении. Содержание главы не должно носить реферативного характера. В конце каждого раздела, а также всей главы  даются краткие обобщающие выводы.
Содержание второй главы носит в основном, прикладной характер. Во второй главе также даются краткие обобщающие выводы по каждому из разделов, позволяющие чётко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Обязательным для дипломной (курсовой) работы является логическая связь между главами и подчинение ведущей идее темы всего содержания работы. Выводы по главам самостоятельно формулируются студентом и не должны содержать цитат и ссылок на других авторов.
В тексте дипломной (курсовой) работы обязательно делаются ссылки на авторов и источники, из которых взяты цитаты, материалы и результаты тех  или иных исследований. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представление о его содержании, языке текста, объеме. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текста и отдельных предложений других авторов.
 
З.6  Заключение
 
В заключении логически и последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, полученные студентом в результате исследования. Выводы должны быть краткими и чёткими, подчёркивающими научными и социальную значимость и эффективность разработок. При этом важно,
чтобы в выводах отражалась решённость всех задач исследования и обоснованность, доказанность выводов и рекомендаций
 
3.7  Список использованных источников
 
Список использованных источников содержит перечень источников информации, использованных при выполнении дипломного (курсового) исследования, ссылки на которые приводятся в дипломной (курсовой) работе. Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на последние издания. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с библиографическими требованиями и содержать не менее 35 наименований для дипломной работы, а для курсовой работы – не менее 15  наименований, размещённых в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий.
 
3.8  Приложения
 
Приложения включают в себя вспомогательный материал (таблицы, иллюстрации вспомогательного характера, методики, инструкции, заполненные формы отчётности и т. п.), который при включении в основную часть дипломной (курсовой), работы загромождает текст, однако является необходимым для полноты восприятия содержания работы, оценки ее научной и практической значимости. К нему могут относиться:
1. Тексты законов и иные документы, относящиеся к исследуемой проблеме.
2. Тексты основополагающих документов Президента и правительства Республики Беларусь.
3. Иллюстрации вспомогательного характера и т.д.
 
4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ   ДИПЛОМНОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ
 
4.1 Общие требования к оформлению
 
4.1.1  Студенческие работы относятся к текстовым документам, содержащим сплошной текст, унифицированный текст (текст, разбитый, на графы, таблицы, ведомости, спецификации и т.п.) и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, фотографии и т.п.).»
 4.1.2 Текстовые документы выполняют на белой бумаге формата А4 (210×297 мм), устанавливая следующие размеры полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм, нижнее − 20 мм, верхнее − 20 мм, на одной стороне листа на белорусском или русском языках с применением компьютерной технологии подготовки документов – через 1,5 (полтора) междустрочных интервала с использованием шрифта размером 14 пунктов (пт). Некоторые части текста допускается оформлять шрифтом, отличающимся на 1-2 пункта, о чем сказано отдельно в каждом случае.
Отступов абзацев текста слева и справа − нет, отступ первой строки абзаца − 1,25 см.
Устанавливается автоматическая расстановка переносов слов в тексте, исключая заголовки.
4.1.3 «При подготовке текста с помощью компьютерных технологий предпочтение следует отдавать операционной системе Windows, используя при этом текстовый процессор Microsoft Office Word, применяя гарнитуру шрифта Times New Roman в обычном начертании, выравнивая по ширине.
 4.1.4 Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета одинаковым по всему объему текста работы.
 4.1.5.  Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, формулах, важных особенностях, применяя разные начертания шрифта: курсивные, полужирные, подчеркивание, вразрядку и другое.
 4.1.6 Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописным способом. Допускается не более 3 (трех) исправлений на одной странице»

4.2  Нумерация страниц, глав, разделов, подразделов и пунктов
 
4.2.1 Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц, формул, уравнений осуществляется арабскими цифрами без знака №.
4.2.2 Страницы работы следует нумеровать, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без слова страница (стр., с.) и знаков препинания.
 4.2.3 Первой страницей работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не ставят.
 4.2.4  Все заголовки в работе выделяются полужирным шрифтом без подчеркивания и курсива и печатаются с полуторным междустрочным интервалом. Точка  в конце заголовков не ставится. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений.
Заголовки структурных частей работ «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» следует располагать, выравнивая по центру строки без отступов абзаца, и печатать прописными (т.е. большими) буквами шрифтом 14 пт.
 4.2.5 Текст основной части студенческих работ делят на элементы: главы, разделы и подразделы. При необходимости, подразделы могут делиться на пункты.
4.2.6 Заголовки глав печатают без абзацного отступа прописными буквами и выделяют размером шрифта на 2 пункта больше, чем шрифт в основном тексте (т.е. 16 пт), выравнивая заголовки разделов по центру строки.
Заголовки разделов, подразделов и пунктов печатают строчными буквами (первая − прописная) с абзацного отступа размером шрифта основного текста (т.е. 14 пт), выравнивают по ширине строки.
 4.2.7  Расстояние между заголовками главы и раздела − 1 пустая строка одинарного интервала, между заголовками раздела, подраздела и пункта − пустых строк нет, расстояние между заголовками и следующим за ним текстом − 2 пустых строки одинарного интервала.
4.2.8  Каждую структурную часть работы и главы основной части необходимо начинать с новой страницы.
4.2.9 Главы основной части нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах всего текста.
Пример – Глава 1, Глава 2, Глава 3 и т.д.
Заголовки структурных частей работ, «СОДЕРЖАНИЕ», «ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» не нумеруют.
4.2.10 Разделы, подразделы и пункты должны иметь порядковую нумерацию соответственно в пределах каждой главы, раздела или подраздела. Номер раздела включает номер своей главы и порядковый номер раздела, номер подраздела − номер главы, раздела и подраздела,  разделенные точкой.
Пример – 1.1, 1.2, или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.
4.2.11 «Номер пункта включает номер главы, раздела, подраздела и пункта, разделенные точкой.
Пример –1.1.1.1, 1.1.1.2 и т.д.
4.2.12 После номера главы, раздела, подраздела и пункта точку не ставят, делают один пробел перед наименованием заголовка и все выделяют полужирным шрифтом.
Пример – 3.1.2 Показатели технологичности продукции.
 
4.3 Иллюстрации
 
4.3.1  Для наглядности, доходчивости и уменьшения физического объема сплошного текста в работе следует использовать таблицы и иллюстрации (схемы, диаграммы, графики, чертежи, карты, фотографии, компьютерные распечатки и т.п.).
4.3.2 Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Слово «рисунок» в подписях к рисунку и в ссылках на них не сокращают.
Пример – ... в соответствии с рисунком 3.2, ... показан на рисунке 2.
4.3.3 Иллюстрации обозначают словом «Рисунок» и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы, за исключением иллюстраций приложений.
Пример – Рисунок 1, Рисунок 2.
Допускается нумерация в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой.
Пример – Рисунок 2.4 (четвертый рисунок второго раздела)»
4.3.4 Под иллюстрацией приводят с абзацного отступа слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации, отделяя знаком тире номер от наименования, и оформляют полужирным шрифтом размером 12 пунктов. Точку после номера не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка.
Пример – Рисунок – Динамика трудозатрат.
При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные, которые оформляют размером шрифта 12 пт. В этом случае слово «Рисунок», номер и наименование иллюстрации помещают после поясняющих данных.
Рисунок  и  его обозначение выделяют от предыдущего и последующего за ним текста одной пустой строкой.
 4.3.5 Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Пример – Рисунок 1.2 − Направления использования прибыли.
4.3.6 Схема – это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов. Обозначение схем и общие требования к их выполнению
установлены ГОСТ 2.701-84. Правила выполнения схем алгоритмов, программ, данных и систем установлены стандартом ГОСТ 19.701-90.
Схему  и  ее обозначение выделяют от предыдущего и последующего за ней текста одной пустой строкой.
4.3.7 Диаграмма – это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин, способ наглядного представления информации, заданной в виде таблиц чисел. Основные правила выполнения диаграмм установлены в рекомендациях Р 50-77-88.
Диаграмму  и  ее обозначение выделяют от предыдущего и последующего за ней текста одной пустой строкой.
 4.3.8 Выбор типа диаграммы зависит от тех задач, для решения которых предназначена диаграмма. Она должна быть достаточно простой и наглядной. Наилучшим средством создания диаграмм является табличный процессор Microsoft Excel. Данный табличный процессор предлагает различные стандартные типы диаграмм, в каждой из которых выделяются свои подтипы.
 
4.4 Таблицы
 
4.4.1 «Таблица является формой унифицированного текста, который обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные. Умение строить таблицы является квалификационным требованием к специалистам-экономистам. Пример построения таблицы приведен на рисунке 1.»
4.4.2 Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица» и ее порядкового номера, после которого ставится тире, а не точка, затем приводится название таблицы.
Заголовок следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа, применяя полужирный шрифт 12 пт.
Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах всей работы (пример – Таблица 1) или в пределах раздела (пример – Таблица 2.3). Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.
«На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Пример – в соответствии с таблицей 3.2.
Таблица 3 − Объем платных услуг населению (в фактически действовавших ценах)

4.4.3 Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Графу «Номер по порядку» (№ п/п) в таблицу включать не допускается.

Допускается применять в таблице шрифт на 1-2 пункта меньший, чем в тексте работы.»
Отступов абзацев слева и справа, первой строки в таблице нет. Интервалов до и после абзацев − нет.
Выравнивание заголовков, подзаголовков граф − по центру ячеек. Выравнивание графы заголовков строк таблицы − посередине по левому краю ячеек.
Междустрочный интервал может быть одинарным или полуторным.
4.4.4 «Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
4.4.5 При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями таблицы пишут слева без отступа абзаца слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы.
4.4.6 Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем заголовок таблицы должен размещаться в левой части страницы. Как правило, таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.
4.4.7 Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными стандартами, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях.
Пример – ВВП – валовой внутренний продукт.
4.4.8 Если текст, повторяющийся в разных строках графы, состоит из одного слова, его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее кавычками.
4.4.9 Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента и номера, обозначения марок материалов продукции, обозначения нормативных документов не допускается.
 При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире).
4.4.10 Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.»
Выравнивание цифр в графах таблицы − посередине по правому краю.  
4.411  «Примечания к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде: а) общего примечания в соответствии с 3.6.2−3.6.5; б) сноски; в) отдельной графы или табличной строки с заголовком.
4.4.12 Выделять примечание в отдельную графу или строку целесообразно лишь тогда, когда примечание относится к большинству строк или граф. Примечания к отдельным заголовкам граф или строкам следует связывать с ними знаком сноски. Общее примечание ко всей таблице не связывают с нею знаком сноски, а помещают под таблицей и оформляют как внутритекстовое примечание (см. рисунок 1).
Таблицу и ее название отделяют от предыдущего и последующего за ней текста одной пустой строкой.

4.5 Перечисления, примечания и примеры
 
4.5.1 Перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений – строчную букву (арабскую цифру), после которой ставится скобка.
Пример – Виды рекламы:
-щитовая;                             1) щитовая
-печатная:    или                  2) печатная
     -каталоги;                             а) каталоги           
     -прайс-листы;                      б) прайс-листы;
-электронная.                       3) электронная.
4.5.2 Примечания – это сравнительно краткие дополнения к основному тексту или пояснения небольших фрагментов его, носящие характер справки. В зависимости от места расположения примечания делятся на внутритекстовые и подстрочные».
4.5.3  Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся. Слово «Примечание» и его содержание печатают шрифтом на 2 пункта меньше размера шрифта основного текста, т.е. − 12 пт, не выделяя полужирным или курсивным начертанием.
4.5.4  «Внутритекстовые примечания располагают внутри текста, который они поясняют. После слова «Примечание», написанного с абзаца, ставится тире и с прописной буквы приводится содержание примечания, в конце которого ставят точку. Одно примечание не нумеруют.
Пример –
Примечание − Акцептная форма расчетов производится при наличии акцепта (согласия) плательщика.
4.5.5 В случае нескольких примечаний каждое из них печатается с новой строки с абзаца и нумеруется арабскими цифрами без проставления точки, а после слова «Примечания» двоеточие не ставят.
Пример –
Примечания
 Акциз – вид косвенного налога на товары массового потребления.
 Основные затраты – непосредственно связаны с технологическим процессом производства.
4.5.6 Подстрочное примечание – это примечание, размещенное внизу страницы под основным текстом в виде сноски и связанное с ним знаком сноски − цифровым номером или звездочкой на верхней линии строки в соответствии с 3.9.7–3.9.10.
 4.5.7 Для пояснения отдельных положений работы, способствующих более краткому ее изложению, могут применяться примеры».
4.5.8  Примеры размещают, оформляют и нумеруют так же, как и примечания, т.е. с абзацного отступа, но слово «Пример» выделяют полужирным курсивом, с уменьшенным размером шрифта − 12 пт. Текст примера полужирным шрифтом не выделяют.
4.6  Формулы и уравнения
 
4.6.1  «Формулы и уравнения следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы (уравнения) справа (сразу от правой границы рабочего поля) в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул (уравнений) дают в скобках.
Пример – в формуле (5).
4.6.2  Допускается нумерация формул (уравнений) в пределах раздела. В этом случае номер формулы (уравнения) состоит из номера раздела и порядкового номера формулы (уравнения), разделенных точкой.
Пример – (5.2).»
 4.6.3 Формулы и уравнения выполняются в редакторе формул Microsoft Equation и выделяются из текста в отдельную строку.
Выше и ниже каждой формулы и уравнения необходимо оставлять одну свободную строку.
В качестве символов физических величин в формуле следует применять обозначения, установленные соответствующими нормативными документами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, если они не даны ранее, должны быть приведены непосредственно под формулой.
Символы в формуле и в пояснениях должны быть выполнены одним типом шрифта. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле.
Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» (без двоеточия) без отступа абзаца.
Пример – Расчет заработной платы работникам, для которых установлены должностные оклады (ЗП), осуществляется по формуле
    Ошибка! Объект не может быть создан из кодов полей редактирования.    (2.3)
где ОК − должностной оклад, р.;
До − количество отработанных дней, дн.;
Др − количество рабочих дней, дн.;
НД − надбавки и доплаты, р.
«Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.
4.6.4 Если формула или уравнение не умещается в одну строку, то они должны быть перенесены после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (: или /), или других математических знаков, причем в начале следующей строки знак повторяют.
 
4.7  Сокращения
 
4.7.1  В русском языке различают следующие виды сокращений:
буквенная аббревиатура – сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СНГ, НДР, РБ, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и полных слов (студсовет), и графические сокращения по начальным буквам (г. – год), по частям слов (см. – смотри), по характерным буквам (млрд – миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка – фабрика).
Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин.
4.7.2 Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же выделительным шрифтом.
4.7.3 Буквенные сокращения единиц физических величин набирают строчными буквами (кроме случаев, когда единица образована от фамилии ученого – тогда сокращение начинается с прописной) того же шрифта, которым набран весь текст, без точек (точки употребляют как знак сокращения в словах, входящих в наименование единицы, но не являющихся таковой, например, мм рт. ст.). Сокращения от чисел отбивают узким неразрывным пробелом.
4.7.4 Индексы и показатели, встречающиеся в сокращениях − никогда не отбивают от относящихся к ним знаков (кг/мм ).
При сокращениях двойными буквами (гг. − годы) между ними точек не ставят и друг от друга не отбивают.
4.7.5 В работе допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами.
Пример – с. – страница; г. – год; гг. – годы; мин. – минимальный; макс. – максимальный; абс. – абсолютный; отн. – относительный; т.е.– то есть; т.д. – так далее; т.п. – тому подобное; др. – другие; пр. –прочее; см. – смотри; номин. – номинальный; наим. – наименьший; наиб. – наибольший; млн. – миллион; млрд. – миллиард; тыс. – тысяча; канд. – кандидат; доц. – доцент; проф. – профессор; д-р – доктор: экз. – экземпляр; прим. – примечание; п. – пункт; разд. – раздел; сб. – сборник; вып.− выпуск; изд. – издание; б.г. – без года; сост. – составитель; СПб. – Санкт- Петербург.
 4.7.6 Принятые в студенческих работах малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины, повторяющиеся в работах более трех раз, должны быть представлены в виде отдельного перечня (списка).
 4.7.7 Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов следует выделить как самостоятельный структурный элемент работы («ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ») и поместить его после структурного элемента «СОДЕРЖАНИЕ».
4.7.8 Раздел «ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ» приводят с целью однозначного и непротиворечивого понимания текста работы. Данный раздел следует начинать со слов: «В настоящей работе применяют следующие термины и определения, обозначения и сокращения». Последние располагают в алфавитном порядке.»
4.7.9 Каждой терминологической статье присваивают порядковый номер.
Термин записывают с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом; а определение – со строчной буквы. Термин отделяют от определения двоеточием. После каждой терминологической статьи ставят точку.
Примеры –
 1 Чистый дисконтированный доход; ЧДД: это полученная вновь созданная стоимость от реализации продукции, работ и услуг, скорректированная на коэффициент дисконтирования за расчетный период.
2  Передаточное устройство банковского защитного средства (передаточное устройство): элемент конструкции пулестойкого банковского защитного средства, предназначенный для осуществления операций с банковскими ценностями между клиентом и персоналом банка.
3 Срок окупаемости Ток, лет: период, необходимый для возмещения первоначальных капитальных вложений в проект за счет части вновь созданной стоимости (прибыли, получаемой от проекта).
 
4.8 Ссылки
 
4.8.1 Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее читателя к другой работе (библиографическая ссылка) или фрагменту текста (внутритекстовая ссылка). Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул, а также под каждой таблицей и иллюстрацией.
4.8.2 Библиографическую ссылку в тексте на литературный источник осуществляют путем приведения номера по библиографическому списку источников.»
4.8.3 Номер источника по списку необходимо указывать сразу после упоминания в тексте, проставляя в квадратных скобках порядковый номер, под которым ссылка значится в библиографическом списке.
4.8.4 Обязательно при использовании в работе заимствованных из литературных источников цитат, иллюстраций и таблиц указывать наряду с порядковым номером источника номера страниц, иллюстраций и таблиц.
Пример – [2, с. 21, таблица 5], где 2 − номер источника в списке, 21 − номер страницы, 5 − номер таблицы.
4.8.5 Если таблицы и иллюстрации составлены (разработаны) автором работы самостоятельно, то используя внутритекстовое примечание (согласно
3.6.4−3.6.6) под таблицей, а для иллюстраций – после подрисуночного текста, следует сделать примечание.
Пример – Примечание − Источник: собственная разработка или Источник: собственная разработка на основе данных предприятия, или Источник: собственная разработка на основе [12, с. 37].
 4.8.6  Иллюстративные материалы считаются собственной разработкой в том случае, если студент сам рассчитал, собрал данные об исследуемом объекте (не использовал данные других исследователей или организаций), обобщил, проанализировал и оформил их в виде таблицы или рисунка.
 
4.9 Некоторые правила пунктуации
 
4.9.1  При отделении десятичных долей от целых чисел следует ставить запятую. Пример – (0,158), а не точку (0.158), как принято в западной литературе и в языках программирования.
4.9.2 Знаки препинания (точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, восклицательный и вопросительный знаки) в тексте не отбивают от предшествующих знаков. Запятую как знак десятичной дроби не отбивают от предшествующей и последующей цифры.
 4.9.3 Тире и дефис – два очень похожих знака. По начертанию: тире − это длинная черта, в большинстве случаев отделяемая от предшествующего и последующего текста пробелами; дефис − короткая, пишущаяся слитно с соединенными им словами. Короткая черта может заменять тире, но при условии обязательного отделения ее от текста с двух сторон пробелами.
4.9.4  Дефис – графический знак, который употребляется:
1) между частями слов, пример – во-первых, что-либо;
 2) в сложных словах, пример – инженерно-конструкторский, оптово-посреднический, клиент-ориентированные стратегии.
 3) в сложносокращенных словах, пример – ЖК-монитор, WWW-сервер, SMS-сообщения;
 4) в графических сокращениях, пример – г-н, гр-н, сев – зап., проф.-техн.;
5) между двумя словами, называющими один предмет, пример − акт-извещение, письмо-запрос, секретарь-референт, завод-производитель;
6) между существительным и аналитическим прилагательным, пример − элит-класс (для элиты), гольф-клуб (для гольфа), офис-центр (офисный);
 7) в названиях книг, крупных событий, пример – Олимпиада-80, Грамматика-70;
8) для обозначения переноса части слова на другую строку;
 9) в записи сложных слов с одинаковой второй частью, пример – вагоно- и паровозостроение, видео- и аудиозапись, пред- и постпозиционный.
Дефис никогда не отбивают от предшествующих и последующих знаков, кроме случаев, когда он оказывается в словах, набранных вразрядку, но не в качестве знака переноса.
4.9.5 Тире − знак препинания, служащий для внутреннего членения предложения, т.е. тире разделяет целые комплексы слов − синтаксические конструкции.
Тире может соединять слова, обозначающие:
 1) пространственные пределы,
пример − поезд Минск − Гродно;
2) отрезки времени (при указании на отрезок времени тире передает значение модели от ... до ...),
пример − отчет за сентябрь − ноябрь; рубеж X − XI веков.
3) количество,
пример − будет доставлено в течение двух − трех недель,
или цифрами: 2−3 недель; диаметр 5−8 миллиметров.
4.9.5.1 Не рекомендуется применять тире в качестве знака интервала значений, когда одно из значений величины положительное, а другое отрицательное или когда оба значения отрицательные.
Пример – правильно: температура -5…+15 °С;
неправильно: -5 − +10 °С.
4.9.5.2 Тире внутри текста отбивают с двух сторон на 2 пункта (неразрывный пробел или простой пробел), между цифрами в значении от−до тире от цифр пробелы не отбивают (125−199). В начале прямой речи тире отбивают от последующих слов на неразрывный пробел.
4.9.6  Скобки в текстовом наборе – круглые прямые, круглые курсивные и квадратные – никогда не отбивают от заключенных в них слов, а от слов за скобками отбивают обычными междусловными пробелами.
4.9.7 Все знаки препинания, встречающиеся в основном тексте, всегда набирают за закрывающей скобкой (иногда из этого правила делают исключения для вопросительного и восклицательного знаков и многоточия). Знаки препинания от закрывающей скобки не отбивают.
4.9.8 В случае, когда текст в скобках заканчивается точкой как знаком сокращения, то ее обязательно оставляют внутри скобки, а если это конец предложения, то за скобкой ставят вторую точку.
 4.9.9  Кавычки от заключенных в них слов не отбиваются.
4.9.10     Сочетания чисел с обозначениями единиц физических величин нельзя отрывать от цифровой формы значения этих величин, т.е. нельзя переносить на следующую строку. Последняя цифра числа отбивается от обозначения единицы на 2 пункта, в том числе и от обозначений °С и %, кроме специальных знаков, поднятых на верхнюю линию шрифта (...» ...' ...»), которые требуется писать слитно с последней цифрой.
Пример – правильно: 500 т; 485 °С; 20 %; 15°; 45'; 15»;
неправильно: 500т; 485°С; 20%; 15 °; 45 '; 15 «.

4.10 Порядковые числительные
 
4.10.1 Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, по закрепившейся традиции должно быть:
 1) однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук.
Пример – правильно: 5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая), 5-е (пятое, пятые), 5-м (пятым, пятом), 5-х (пятых);
неправильно: 5-ый, 5-ой, 5-ая, 5-ое, 5-ые, 5-ым, 5-ом, 5-ых;
 2) двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласный.
Пример – правильно: 5-го, 5-му, 30-ми;
неправильно: 5-ого, 5-ому, 30-ыми.
4.10.2 Порядковые числительные с наращением падежного окончания различаются в зависимости от числа и формы разделения (соединения):
 1) если один за другим следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них.
Пример – 1-й, 2-й ряды; 9-е и 10-е классы; 40-е и 50-е годы; в 8-й или 9‑й класс;
2) если один за другим следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного.
Пример – ученики 5, 7, 9-х классов; 8, 11, 15, 18-й секторы; 40, 60, 70‑е годы; в 7, 8 или 9-й класс;
3) если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:
- только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных,
пример – 50−60-е годы; в 20−30-х гг.;
 у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым,
пример – в 20-м−30-х секторах; в начале 70-х−80-е годы.
4.10.3  Без наращения падежного окончания пишутся порядковые числительные в виде арабских цифр:
1) номера томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и тому подобные, элементов изданий, если родовое слово (название элемента: том, глава и т.д.) предшествует номеру,
пример – в томе 6; главе 5; на странице 85; на рисунке 8; в таблице 11; в приложении 6.
Однако если родовое название элемента стоит после числительного, последнее следует писать с наращением падежного окончания,
пример – в 6-м томе; в 5-й главе; на 83-й странице;
2) даты (годы, числа, месяцы), если слово год или название месяца следуют за числом,
пример – правильно: в 2007 году; 12 декабря 2007 года;
неправильно: в 2002-м году; 12-го декабря 2007-го года.
Однако если слово год или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать,
пример – в мае, числа 20-го; год 1920-й; грянул 1917-й; концерт перенесли с 15 мая на 22-е; 20-го же апреля...»
 
4.11Список использованных источников
 
4.11.1 Источники следует располагать в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий.
4.11.2 Сведения об источниках печатают с абзацного отступа, после номера точку не ставят. Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам приложения А (ГОСТ 7.1−2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание (Общие требования и правила составления)).
4.11.3 Требования к оформлению электронных ресурсов устанавливает ГОСТ 7.82-2001. Библиографическое описание электронных ресурсов. Необходимыми элементами описания являются: основное заглавие; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности; обозначение ресурса; место издания; дата; режим доступа.
4.11.4 При описании электронного документа на русском языке применяются русскоязычные термины и определения, при описании на любых других иностранных языках – на английском языке. В области заглавия и сведений об ответственности сразу после основного заглавия в квадратных скобках указывается общее обозначение материала: [Электронный ресурс], а для документов на иностранных языках [Electronic resource].
4.11.5 Условная схема библиографического описания публикации на физическом носителе (CD-ROM, дискета и др.) в случае 1−3 авторов:
Фамилия (и) И.О. автора (ов). Основное заглавие [Электронный ресурс] – Издание (версия). – Место издания (страна): Издатель, дата. – Специфическое обозначение материала и объем. – Системные требования (приложение А, таблица 1.З).
4.11.6 Условная схема библиографического описания электронных публикаций в Интернете.
4.11.6.1  В случае 1−3 авторов:
Фамилия(и) И.О. автора(ов). Основное заглавие [Электронный ресурс]:Уточняющее заглавие. – Место издания, дата. – Режим доступа. – Дата доступа.
4.11.6.2  Без автора, самостоятельная публикация:
Основное заглавие [Электронный ресурс]: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. – Место издания, дата. – Режим доступа. – Дата доступа.
4.11.6.3    Аналитическое описание статьи из сборника или электронного журнала:
Фамилия (и) И.О. автора(ов). Заглавие // Название журнала или сборника [Электронный ресурс] – Год. – Том (выпуск, номер). – Режим доступа. – Дата доступа.
 4.11.6.4 Примеры библиографического описания электронных публикаций в Интернете (приложение А, таблица 1.З).
4.11.6. 5 Примеры библиографического описания нормативных правовых актов, последние редакции которых существуют только в электронном виде (приложение А, таблица 1.З).
 
4.12 Приложения
 
4.12.1 Приложения оформляют как продолжение работы на ее последующих страницах. Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.»
4.12.2 Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине страницы (выравнивание по центру, без абзацного отступа) слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (прописными полужирными буквами) и его цифрового обозначения (номера), под которым на следующей строке приводят заголовок приложения, записываемый с прописной буквы без выделения полужирным или курсивным начертанием шрифта. Выравнивание и слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», и заголовка − по центру, без отступов абзаца.
4.12.3 В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения БИБЛИОГРАФИЯ, которое располагают последним.
4.12.4  Для обозначения приложений используют арабские цифры: 1, 2, 3, 4 и т.д.. После слова приложение следует буква, обозначающая его последовательность.
 Пример – ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.
4.12.5  Если приложение в работе одно − оно не нумеруется.
4.12.6 Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты.
В приложениях разделы, подразделы, пункты, подпункты, графический материал, таблицы и формулы нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номерами ставится обозначение этого приложения.
Пример – 1.1.2 (второй подраздел первого раздела приложения 1),
рисунок 1.2 (второй рисунок приложения 1),
таблица 5.3 (третья таблица приложения 5).
4.12.7 Структурная часть «ПРИЛОЖЕНИЯ» начинается (как и все структурные части работы) с новой страницы, в первой строчке которой записывается заголовок структурной части,  а после него через одну пустую строчку (с одинарным междустрочным интервалом) оформляется первое приложение работы.
Второе и последующие приложения работы оформляются, начиная с первой строки новой страницы без указания заголовка структурной части.
 
4.13 Содержание работы
 
Структурная часть работы «СОДЕРЖАНИЕ» располагается в студенческой работе в соответствии с требованиями к содержанию и структуре данного вида работы (реферат, курсовая, дипломная или научная работа) и создается с применением компьютерных технологий.
«СОДЕРЖАНИЕ» должно иметь иерархическую структуру, позволяющую получить сразу более полное впечатление о составе представленной работы, и включать заголовки всех частей и разделов работы, указанные в требованиях к оформлению конкретного вида студенческих работ.
Пример – Приложение 5
 
5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ  (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

5.1  Порядок выполнения и защиты дипломной работы
 
Студент совместно с научным руководителем уточняет основные вопросы, подлежащие изучению, составляет план исследования и календарный план работы на весь период выполнения дипломной работы.
Научный руководитель рекомендует студенту необходимую литературу по теме, проводит консультации в соответствии с утверждённым графиком и систематически контролирует ход работы.
Студент систематически работает над изучением литературы, собирает и анализирует первичный материал, постоянно держит связь с научным руководителем, отчитывается о ходе работы и получает необходимую помощь. По мере написания отдельных глав, разделов и подразделов студент предоставляет их научному руководителю и в соответствии с полученными замечаниями исправляет и дополняет дипломную работу.
Не позднее, чем за 35 дней до защиты дипломной работы, студент отчитывается перед руководителем о готовности работы и предоставляет на кафедру текст работы. За 30 дней до защиты на кафедре проходит предзащита дипломной работы.
Для этого создаётся комиссия, в состав которой входят научные руководители дипломных работ студентов. Возглавляет комиссию по предзащите заведующий кафедрой. Цель проведения предзащиты – установить степень готовности студента и текста его работы к защите. Во время предзащиты происходит обсуждение текста, даются комментарии, дополнения, задаются вопросы студенту по тексту его работы для выяснения глубины понимания проблем, отражённых в дипломном исследовании. Если возникает необходимость, текст работы возвращается студенту на доработку. Если студент не представил текст дипломной работы в срок, либо не явился на предзащиту по неуважительной причине, то он автоматически считается не прошедшим предзащиту, в результате чего к защите дипломной работы не допускается. Во всех иных случаях студенту следует руководствоваться Положением  «Проблемные ситуации при защите дипломных работ и алгоритм действий по их разрешению», разработанным в ИПП. Полностью готовый к защите текст предоставляется студентом на кафедру не позднее 10 дней до защиты.  Также научный руководитель должен поставить свою подпись на титульном листе работы, что будет означать готовность дипломного исследования к защите студентом. После чего на заседании кафедры решается вопрос о допуске дипломной работы к защите
Допущенная к защите дипломная работа направляется на внешнее рецензирование высококвалифицированным специалистам в соответствующей области исследований. Рецензент дипломной работы назначается заведующим кафедрой.
Отзыв научного руководителя и рецензия на дипломную работу должны быть представлены заведующему кафедрой не позднее 3- х дней до защиты. Только при наличии текста дипломного исследования, задания по подготовке  дипломного исследования, отзыва научного руководителя и заверенной рецензии, заведующий кафедрой на титульном листе дипломной работы ставит свою подпись.
После этого работа считается допущенной к защите.
 
В отзыве, предоставляемом научным руководителем, и рецензии на дипломную работу рецензента анализируются ее актуальность, научное и практическое значение, оригинальность идей и степень самостоятельности выполнения работы. Отмечается степень теоретической и практической подготовленности студента, глубина и полнота анализа научной литературы по проблеме исследования, количественного и качественного анализа полученных в ходе исследования данных.
Наряду с научным содержанием работы при окончательной ее оценке следует также учитывать полноту формальных реквизитов (оглавление, библиография, выделение глав и разделов), характер оформления, стиль и грамотность. В заключение отзыва должна быть дана обобщенная характеристика работы с указанием ее оценки.
Готовясь защите, студент-дипломник комплектует  6 экземпляров  «Папок презентации» (каждому члену ГЭК и себе самому), в которой содержится текст краткого выступления студента. В этом тексте  должны быть отражены актуальность темы исследования; положения, выносимые на защиту; теоретические и методические положения, на которых базируется дипломная работа; результаты проведённого анализа изучаемого явления; полученные выводы и конкретные предложения по решению проблемы. Особое внимание должно быть сосредоточено на собственных разработках (личном вкладе исследователя), теоретической и практической значимости выполненной работы. Подготовка к защите включает в себя также оформление наглядных пособий, призванных усилить доказательность выводов и рекомендаций и облегчить выступление. О необходимости использования при выступлении специальной аппаратуры студент заранее информирует персонал кафедры. На этом же этапе студент продумывает ответы на замечания рецензента.
Защита проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) по заранее составленному и известному студенту графику в установленные учебным планом сроки в присутствии научных руководителей. Явка студентов на защиту определяется по заранее составленному деканатом списку.
Порядок защиты дипломной работы определяется Положением о Государственных экзаменационных комиссиях. Он выглядит примерно следующим образом.
Перед защитой секретарь ГЭК передаёт дипломную работу с письменными отзывами научного руководителя и рецензента, а также и другие документы её председателю. Председатель ГЭК объявляет тему дипломной работы, фамилию автора, научного руководителя и рецензента. Затем слово предоставляется студенту.
Выступление студента должно быть кратким (10-15 минут). В процессе защиты студент может использовать заранее заготовленные диаграммы, схемы, графики и другой иллюстративный материал. По окончании выступления члены комиссии и все присутствующие имеют право задать дипломнику вопросы по существу рассматриваемой им проблемы. Студент может отвечать
на них сразу или попросить у комиссии время на обдумывание. Затем слово может взять научный руководитель.
В конце процедуры защиты дипломнику предоставляется возможность выступить с заключительным словом. В нем он может еще раз обосновать или уточнить свои выводы и ответить на критические замечания, высказанные рецензентом. Далее студент может поблагодарить всех членов ГЭК, научного руководителя, рецензента и всех, кого он считает нужным отметить, за помощь в подготовке дипломной работы.
После завершения процедуры защиты Государственная экзаменационная  комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты и принимает решение об оценке выполненной и предоставленной студентом дипломной работы.
Оценка дипломной работы производиться по 10- балльной системе: «десять», «девять», «пять», «три» с учетом теоретического и методологического уровней дипломной работы, полноты источниковедческой базы, использования и знания литературы по теме, правильности постановки и решения вопросов, обоснованности и доказательности выводов работы. Обязательно учитываются: правильное оформление научного аппарата дипломной работы, умение четко и убедительно доложить суть проблемы, способность содержательно и по существу отвечать на вопросы и замечания, корректно вести научный спор и полемику.
Результаты защиты объявляются председателем Государственной экзаменационной комиссии выпускникам-специалистам публично в присутствии всех членов ГЭК. ГЭК имеет право рекомендовать лучшие дипломные работы для публикации, а также рекомендовать лучших выпускников, проявивших способности к научно-исследовательской работе, для продолжения учебы в магистратуре или аспирантуре. В этом случае окончательное решение принимается в присутствии студента на последующем заседании кафедры политологии и гуманитарных дисциплин.
Дипломная работа, получившая неудовлетворительную оценку «два, три, один»  перерабатывается и представляется к защите не ранее, чем через год. См. Положение Проблемные ситуации при защите дипломных работ и алгоритм действий по их разрешению», разработанным в ИПП.
Экземпляр каждой защищенной дипломной работы хранится в архиве института вместе с отзывом научного руководителя и рецензией. По желанию студент имеет право снять копию со своей работы.

5.2  Порядок выполнения и защиты курсовой работы
 
Для студентов  заочной формы обучения срок сдачи курсовой работы не позднее  1 месяца до начала  сессии. Для студентов дневной формы обучения сроки сдачи курсовой работы до 1 декабря и до 1 мая текущего года. Защита курсовой работы будет проходить до начала сессии.
Курсовые работы выполняются в сроки, определяемые учебным планом. При выполнении курсовой работы студенту следует обратить внимание на цель и задачи, которые определяют требования к работам, выполняемым на разных курсах. Так, например, курсовая работа, выполняемая на втором курсе, в
основном, относится к исследованиям реферативного типа, но тем не менее студент должен:
·    четко определить цель и задачи работы;
·    продемонстрировать комиссии хорошее знание научной литера-
         туры по избранной проблеме;
·    показать умение работать с первоисточниками и другими профессиональными текстами (обзорами, справочной литературой и т.п.);
·    продемонстрировать знание и умение оформления научного аппарата работы (навыки правильного цитирования, составления библиографических обзоров, списка используемой литературы и
          т.д.);
При выполнении курсовой работы на третьем курсе студент должен:
·    четко определить цель и задачи работы, обосновать ее актуальность;
·    продемонстрировать умение организации текста работы, соблюдения   
          стилевых особенностей психологических текстов, логики их построения и
          изложения;
·    включать в текст курсовой работы элементы авторского новаторства, а при ее защите использовать правила риторики;
·    продемонстрировать умение работать с профессиональными текстами (монографиями, статьями, материалами научных конференций);
·    содержать экспериментальную главу с описанием применяемых          методик, интерпретацией экспериментальных данных и выводами.
 
При выполнении курсовых работ на последующих курсах студент должен:
·    четко определить цель и задачи работы, обосновать ее актуальность и структуру;
·    продемонстрировать умелое изложение текста работы на основании различных методик (информативной, объяснительной, иллюстративной, исследовательско-проблемной);
·    продемонстрировать хорошие навыки владения категориальным аппаратом, знание репродуктивных, продуктивных и структурных моделей мышления;
·    на защите продемонстрировать навыки ораторского искусства;
·    работа должна быть полностью самостоятельной и аналитичной;
·    содержать экспериментальную главу с описанием применяемых методик, интерпретацией экспериментальных данных и выводами.
Выполненная курсовая в срок работа представляется на кафедру, где она регистрируется и передается для оценки научному руководителю. В установленные учебным планом сроки научный руководитель представляет отзыв на курсовую работу. В отзыве дается общая оценка, отмечаются положительные моменты, вскрываются ошибки и недостатки. Если представленная работа в целом не отвечает требованиям, предъявляемом к курсовым работам, то автору рекомендуется доработать ее с учетом замечаний научного руководителя. После исправления курсовая работа передается на кафедру политологии и гуманитарных дисциплин не позже, чем за неделю до защиты.
Для организации защиты кафедра создает комиссию в составе двух человек из числа ведущих преподавателей кафедры. Комиссия заранее (по письменным отзывам и текстам) знакомится с представленными работами и организует защиту.
Защита курсовых работ проходит при обязательном присутствии научных руководителей, в ней могут участвовать остальные члены кафедры, преподаватели, аспиранты и магистранты, студенты.
Порядок защиты традиционный в научном мире. Выступление студентов на защите курсовой работы осуществляется следующим образом: в течение 7-10 минут формулируются тема курсовой работы, цели и задачи, кратко раскрываются содержание и делаются выводы. Кроме того, студент может ознакомить комиссию с литературой, использованной при подготовке курсовой работы.
Как правило, защита курсовых работ осуществляется в один день. После выступлений студентов и научных руководителей комиссия проводит закрытое заседание, на котором выставляются оценки.
Председательствующий подводит итоги защиты, указывает при необходимости на характерные недостатки, недоработки при выполнении курсовых работ и дает соответствующие рекомендации, объявляет результаты защиты.
Оценка защиты курсовой работы является комплексной. Здесь учитываются различные факторы. Прежде всего, это качество текста, т.е. его содержание, логика, аргументированность, правильное оформление. Затем успешность или неуспешность защиты студентом курсовой работы, ответы на вопросы, умение вести научную дискуссию. И, наконец, мнение научного руководителя. Все это суммируется комиссией в итоговой оценке.
Оценка заносится в экзаменационную ведомость, которые подписываются всеми членами комиссии.
Их подписи заверяются заведующим кафедрой. Научный руководитель выставляет оценку в зачетную книжку студента.
При подведении итогов защиты курсовых работ кафедра может рекомендовать лучшие из них (иногда после доработки) на теоретические конференции, смотры-конкурсы студенческих работ в университете. Используются и другие формы поощрения студентов за успешную учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу.
    При выставлении итоговой оценки комиссия руководствуется  «Критериями оценки знаний и компетенций студентов по 10-бальной шкале».
Образцы оформления научно-справочного аппарата:
а) Примеры описания самостоятельных изданий
       
            
         
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ СТУДЕНТА
                                                                     Заведующему кафедрой политологии и
                                              гуманитарных дисциплин
                                                     Института парламентаризма и
                                        предпринимательства
                                                         Горелик Наталье Владимировне
                               студента 5 курса
                                                                      социально-экономического факультета
                                                       специальности «Политология»
                        группы____
                                                 ФИО (студента полностью)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу утвердить тему дипломной (курсовой) работы (по дисциплине_______ на тему:) «________________» – и назначить научного руководителя.
Дата                                                                                                Подпись
 
Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ
по подготовке дипломной работы
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Институт парламентаризма и предпринимательства»
Кафедра политологии и гуманитарных дисциплин.
ЗАДАНИЕ
по подготовке дипломной работы
Студенту_______________________________
1. Тема работы ____________________________________________ ___________________________________________
______________________________________________
Тема утверждена приказом по Институту от « ___» _______ 200   г.  № ________
2. Срок сдачи студентом законченной работы  «_____» ________ 200    г.
3. Исходные данные к работе _____________________________________________ _______________
4. Вопросы, подлежащие рассмотрению в дипломной работе _______________
5. Необходимые расчетно-аналитические материалы _______________
6. Консультанты по работе с указанием относящихся к ним разделов проекта
_______________
______________________________________________
7. Дата выдачи задания «____» __________________ 200     г.
Кафедра политологии и гуманитарных дисциплин
Утверждаю                      «___» ___________________ 200    г.
Зав.кафедрой  ______________________________                Н.В. Горелик
Руководитель _____________________                 _______________
                               (подпись)                                  (фамилия и инициалы)
Задание принял к исполнению  «____» ________________  200     г.
____________________________________________________________________
(подпись, фамилия, инициалы студента)
                                                                              
                                                                                            Приложение 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра политологии и гуманитарных дисциплин
                                                        
                                            ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ
                                                             Заведующий кафедрой политологии
                                              и гуманитарных дисциплин
                                                                                                     Н.В. Горелик
                                                                                                             2012 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 Тема:  «БЕЛАРУСЬ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ»
В ы п о л н и л (а):
студент (ка)    5  курса  группы   11111
социально-экономического факультета
с п е ц и а ль н о с т и     «Политология»
о ч н о й     ф о р м ы        о б у ч  е н и я
ИВАНОВА     ЕЛЕНА       ИВАНОВНА                       ––––––––––––-  
                    (подпись)
Научный   руководитель:
доктор политических наук,
п р о ф е с с о р  
ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ                              –––––––––––––
    (подпись)
    2012                         
 
 
                                                                        Приложение 4
Образец оформления титульного листа курсовой работы
Министерство образования Республики Беларусь
 Институт парламентаризма и предпринимательства
Кафедра политологии и гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
ТЕМА: __________________________________________________

                                                  Выполнил (ла) студент(ка)__  -го курса
социально-экономического факультета
специальности «политология»
группы           № зачетной книжки____
Иванова Светлана Петровна
                                                  Домашний адрес и телефон:
                                                  (для студентов заочников)                                                 
                                                   Научный руководитель:
                                                   Петров Иван Николаевич,
                                                   доктор политических наук,
                                                   профессор
     
Дата поступления и регистрации на кафедре: ________________
 
 
                                                    2012
 
Приложение 5
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................................
Глава 1. ......................................................................………....
                 1.1………………………………………………………………………….
 1.2..………...............................................................................
Глава 2. ..............................................................................................      
2.1...............................................................................
2.2 ……………………………………………………...................................
2.3..............................................................................
Глава 3. .....................................................................
 3.1. …...........................................................
 3.2. ……….…............................................
Заключение....................................
Список использованной литературы.
Приложения