index

ГЛАВА 3. КУРСОВАЯ РАБОТА

 

3.1. Цели и виды курсовой работы

3.1.1. Курсовая работа – самостоятельная учебная научно-методическая работа студентов Института, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным дисциплинам учебного плана. Курсовая работа выполняется студентами в определённый срок и по определённым требованиям.

3.1.2. Цели курсовой работы:

  • развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы;
  • углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников);
  • овладение методами современных научных исследований;
  • выработка умения формулировать суждения и выводы, последовательно и доказательно их излагать;
  • подготовка к решению более сложной задачи – выполнению дипломной работы (проекта).
  • расчётно-графическая. Как правило, распространённый вид курсовой. В её состав входит: выполненное задание и пояснительная записка к решению. Сроки выполнения такой работы могут быть разнообразны, в зависимости от сложности работы (от недели и до 4 месяцев). Работа рассчитана на закрепление и применение полученных навыков в процессе учёбы;
  • научно-исследовательская. Самый сложный вид курсовой. В процессе выполнения работы студент выполняет два типа операций. Применение полученных знаний, поиск и исследование темы. Работа рассчитана на инициативу студента;
  • отчётная. В основном работа, которая не требует от себя особых усилий. После пройденного материала или выполнения практики, студент делает отчёт в виде курсовой.

3.1.3. Виды курсовой работы:

3.1.4. Выполнение курсовой работы – одна из важнейших форм самостоятельной работы студентов в Институте, предоставляющая им возможность глубоко и серьезно разобраться в отдельных проблемах.

Курсовая работа позволяет студентам: приобрести навыки работы со специальной литературой, статистическим и фактическим материалом; выработать умение на основании фактических данных и информации из справочников, сборников, составлять и использовать таблицы, диаграммы, графики; делать практические и теоретические выводы и обобщения.

В ходе этой работы приобретаются навыки четко и логично излагать свои мысли, использовать аргументированную критику, давать сравнительную характеристику различных взглядов, подходов. Кроме того, студенты приобщаются к научному поиску, приобретают опыт публичных выступлений. Курсовые работы позволяют преподавателям судить о ходе самостоятельной работы студентов в межсессионный период и о степени подготовки к экзаменам. Навыки, приобретенные при выполнении курсовой работы, студент использует при подготовке и защите дипломной работы (проекта).

На 2-3-м курсах курсовые работы носят обычно реферативный характер, а на старших – исследовательский.

 

3.2. Выбор темы и разработка плана курсовой работы

3.2.1. Процесс написания курсовой работы начинается с выбора темы и изучения литературы. Тематика курсовых работ и графики их выполнения разрабатываются и утверждаются кафедрами, за которыми закреплены дисциплины, по которым учебными планами предусмотрено выполнение курсовой работы.

Студенты определяют тему по собственному выбору из предложенной тематики и согласовывают ее с руководителем. Перед окончательным выбором рекомендуется просмотреть литературу по выбранной теме для того, чтобы ее отсутствие не стало основной проблемой при подготовке работы. Студент может выбрать тему, не включенную в перечень, или несколько изменить ее название, но в этом случае он должен обосновать необходимость ее разработки и согласовать ее с руководителем. Выбранная и согласованная с руководителем тема курсовой работы не может быть изменена студентом без соответствующего разрешения.

3.2.2. При выборе темы курсовой работы необходимо руководствоваться следующим:

  • желательно выбрать такую тему, результаты работы над которой впоследствии могли бы быть использованы в качестве разделов дипломной работы (проекта) по специальности;
  • тема должна быть интересна студенту, способствовать углублению и расширению его знаний;
  • желательно, чтобы тема была связана с практическим опытом работы студента;
  • тема может быть продолжением ранее подготовленных выступлений, докладов, рефератов по данной проблеме.

3.2.3. После выбора темы студент приступает к изучению имеющейся основной и дополнительной литературы. Это, прежде всего, учебники, учебные пособия (они смогут помочь определить основные вопросы и структуру курсовой работы), монографии отечественных и зарубежных авторов по избранной тематике, а также журнальные и газетные статьи и обзоры, статистические сборники и справочники, практический материал отечественных предприятий.

Необходимым условием успешного выполнения курсовой работы является изучение проблемы, обобщение современной литературы по теме, а также умение анализировать фактический материал. Использование фактического материала из периодической печати, опыта работы предприятий, фирм позволяет студенту теснее увязывать теорию с практикой. Статистические и практические данные, приводимые в курсовой работе, должны быть за последний год (или за несколько последних лет), а динамика показателей – за последние 3-5 лет.

3.2.4. Если есть возможность – желательно иметь приблизительный план с общим пониманием того, что хотелось бы видеть в каждом разделе работы, желаемый список литературы и источников, который необходимо использовать в работе. Впоследствии по мере необходимости данный план можно дополнять и уточнять.

 

3.3. Структура и содержание курсовой работы

3.3.1. Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и должна содержать:

титульный лист (приложение Г);

содержание;

перечень условных обозначений, символов и терминов (при необходимости);

введение;

основную часть;

заключение;

список использованных источников;

приложения (при необходимости).

3.3.2. В содержании последовательно перечисляются все заголовки курсовой работы с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок (приложение В).

3.3.3. Принятые в курсовой работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины при необходимости могут быть представлены в виде отдельного списка.

3.3.4. Во введении дается общая оценка состояния объекта исследования, раскрывается актуальность темы курсовой работы, формулируется цель, задачи и методы исследования. Важно грамотно формулировать цели и задачи курсовой работы. Правильнее использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д. вместо глагола «сделать». Объем введения – 2-3 страницы.

3.3.5. В основной части работы раскрывается содержание темы курсовой работы. Основная часть курсовой работы включает, как правило, два раздела: теоретический и расчетно-аналитический. Не следует давать одинаковое название курсовой работе и одному из её разделов. При изложении даются теоретическое обоснование известных и предполагаемых концепций, их суть, сравнительная характеристика, оценка. Весь порядок изложения курсовой работы должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. При анализе фактического и статистического материала для обеспечения большей наглядности в курсовой работе используются рисунки, схемы, таблицы, диаграммы, графики. В курсовой работе следует материал исследования излагать сжато, логично и аргументировано, избегать обилия общих слов, неоправданного увеличения объема. Не следует перегружать работу длинными цитатами из авторской теоретической публикации. В курсовой работе обязательны ссылки на использованные источники. Каждый раздел заканчивают краткими выводами. Объем основной части – 20-25 страниц.

3.3.6. В заключении содержатся основные результаты исследования и последовательно излагаются теоретические и практические выводы, к которым пришел автор после изучения темы. Выводы и предложения должны быть конкретными, реальными и обоснованными, вытекать из результатов проведенного исследования и содержания курсовой работы. Заключение пишется после написания основной части курсовой работы. Объем заключения – 2-3 страницы.

3.3.7. Список использованных источников (приложение Д) содержит перечень источников информации, на которые в курсовой работе приводятся ссылки. Количество использованных источников должно составлять не менее 15 наименований.

3.3.8. В приложения включают вспомогательный и дополнительный материал, который использован при выполнении курсовой работы, промежуточные расчеты, таблицы исходных данных, инструкции и положения, формы отчетности, алгоритмы (если таковые есть), справочные и другие материалы, включение которых в текст основной части работы приведет к ее загромождению и затруднению понимания содержания.

3.3.9. Объем курсовой работы может варьироваться от 25 до 45 страниц печатного текста, выполненного через полуторный интервал на листах формата А4. Работу сшивают в папку-скоросшиватель или переплетают.

 

3.4. Организация выполнения и защиты курсовой работы

3.4.1. Выполнение курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя курсовой работы. Руководство курсовой работой начинается с момента определения тематики и продолжается в форме консультаций.

Студент в ходе консультаций уточняет ряд вопросов, подлежащих изучению, согласовывает сроки выполнения курсовой работы, необходимую литературу, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель.

3.4.2. Представленная на кафедру курсовая работа проверяется руководителем в 10-дневный срок, который дает письменное заключение по работе (рецензию). При оценке работы учитываются:

содержание работы;

актуальность работы;

степень самостоятельности;

качество используемых материалов;

уровень грамотности (общий и профессиональный).

Кроме этого рецензент отмечает положительные стороны и недостатки в работе. Рецензия заканчивается выводом о возможности допуска к защите. Возможны три вывода по оценке курсовой работы: «допустить к защите»; «допустить к защите с условием доработки»; «не допущена к защите, на доработку».

3.4.3. Курсовая работа вместе с рецензией возвращается студенту для ознакомления и возможного исправления.

Если курсовая работа по заключению рецензента не может быть допущена к защите, то после переработки она представляется на повторное рецензирование с обязательным представлением первого варианта курсовой работы и рецензии на него. Изменять тему курсовой работы не разрешается. В случае несоблюдения этого условия курсовая работа возвращается для переработки без рецензирования, но с указанием причины возврата.

Если работа допущена к защите, но в рецензии сделаны замечания, то повторно она не сдается. Студент должен внимательно ознакомиться с замечаниями и в соответствии с ними строить свою работу по подготовке к защите. В случае возникновения неясных вопросов по рецензии студент может обратиться к руководителю за разъяснениями. Наиболее типичными недостатками курсовых работ являются:

  • наличие устаревших положений, отсутствие в излагаемом материале связи с реальными процессами и явлениями, отсутствие анализа, обобщения фактов и цифрового материала;
  • нечеткая структура курсовой работы, отсутствие введения, заключения, списка используемых источников;
  • неудачная форма изложения, чрезмерное увлечение учебниками и учебными пособиями, небрежная редакция, ошибки, опечатки;
  • неправильное оформление работы;
  • отсутствие ссылок на использованные источники или несоответствие указанных ссылок приведенному материалу и др.

3.4.4. Защита курсовой работы проводится на заседании специальной комиссии, состоящей из двух-трех человек, один из которых – руководитель курсовой работы. Состав комиссии утверждается кафедрой за 10-15 дней до защиты курсовой работы.

На защите студент должен раскрыть основное содержание работы, аргументировано ответить на замечания, указанные в рецензии, и на вопросы членов комиссии. Возможен вариант защиты курсовой работы в режиме презентации. По итогам защиты и качеству курсовой работы выставляется оценка по 10-бальной шкале.

Защита курсовой работы проводится до экзамена (зачета) по соответствующей учебной дисциплине. Студенты, не представившие и не защитившие курсовую работу, к экзамену (зачету) не допускаются.