index

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ РАБОТ И МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ

 

 

ЧАСТЬ II

 

для студентов очной и заочной форм получения образования факультета международных экономических отношений и менеджмента

 

 

Минск 2012

 

 

 

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций для студентов очной и заочной форм получения образования по экономическим специальностям учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО».

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ...................................................................................................................... 5

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ......................... 8

1.1   Общие положения...............................................................................................................          8

1.2   Организация выполнения курсовой работы................................................................................... 8

1.3  Выбор и утверждение темы курсовой работы.....................................................................            9

1.4   Структура, содержание и объем курсовой работы..............................................................          10

1.5  Контроль за ходом выполнения и порядок защиты курсовой работы...                                          12

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ..................... 14

2.1    Общие положения..................................................................................................................... 14

2.2    Организация выполнения дипломной работы.............................................................................. 15

2.3   Выбор и утверждение темы дипломной работы....................................................................        17

2.4    Структура и содержание дипломной работы............................................................................... 17

2.5   Представление и защита дипломной работы............................................................................... 20

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ...... 244

3.1   Общие положения.............................................................................................................         24

3.2   Организация выполнения магистерской диссертации.................................................................. 26

3.2.1   Выбор темы магистерской диссертации                                                                                    26

3.2.2       Научное руководство магистерской диссертацией и процесс ее выполнения.......................... 26

3.2.3  Рецензирование магистерской диссертации............................................................................. 28

3.2.4   Требования к структуре магистерской диссертации................................................................ 29

3.3   Предзащита и защита магистерской диссертации........................................................................ 30

4 ОФОРМЛЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................. 32

4.1. Общие положения.....................................................                                                               32

4.2   Иллюстрации и приложения................................................................................................        33

4.3      Оформление таблиц................................................................................................................. 34

4.4    Формулы и уравнения............................................................................................................... 35

4.5    Сокращения. Ссылки...........................................................................................................        35

4.6    Список использованных источников........................................................................................... 36

ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец оформления титульного листа курсовой

работы........................................................................................................................................... 37

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Образец оформления титульного листа дипломной

работы................................................................................................................................... 38

ПРИЛОЖЕНИЕ В Образец оформления титульного листа магистерской

диссертации.................................................................................................................................... 39

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Образец заявления студента................................................................................ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Образец оформления реферата курсовой, дипломной

работ, магистерской диссертации.................................................................................................... 41

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Образец оформления содержания студенческой

работы........................................................................................................................................... 42

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Образец оформления заголовков.......................................................................... 44

ПРИЛОЖЕНИЕ З Образец оформления таблиц................................................................................. 45

ПРИЛОЖЕНИЕ И Образец оформления рисунков и графиков........................................................... 46

ПРИЛОЖЕНИЕ К Образец оформления формулы и расчета на ее основе. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ Л Примеры библиографического описания литературных и электронных источников на русском и английском

языках............................................................................................................................................. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ М Образец оформления списка использованных

источников....................................................................................................................................... 53

ПРИЛОЖЕНИЕ Н Пример оформления отзыва научного руководителя

дипломной работы............................................................................................................................ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ О Пример оформления направления на рецензию и

рецензии дипломной работы............................................................................................................. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ П Образец отзыва научного руководителя магистерской

диссертации.....................................................................................................................................58

ПРИЛОЖЕНИЕ Р Образец рецензии на магистерскую диссертацию..................................................... 59

 

 

ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В условиях преобразований нашего общества, связанных с развитием рыночных отношений, особая роль принадлежит системе экономического образования. Современное экономическое образование должно не только познавать и анализировать происходящие экономические процессы, но и активно влиять на их развитие и совершенствование. А это ставит перед высшей школой задачу учить будущих специалистов экономического профиля самостоятельному поиску знаний, умению думать самостоятельно и принимать соответствующие решения, адаптируясь к меняющейся экономической ситуации. Достижение поставленных целей в значительной мере зависит от овладения студентами инструментарием экономических исследований. Базой такого инструментария является научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Важнейшими составляющими НИРС являются подготовка и защита курсовой, дипломной и магистерской работ. Разработка определенной проблемы - это качественно новый этап деятельности студентов. Здесь уже на первый план выступает функция не усвоение получаемой на лекциях, семинарских (практических) занятиях информации, а исследовательская. Работа над курсовым, а затем над дипломным и магистерскими проектами создает условия для более углубленного изучения не только учебной, но и научной литературы. Она позволяет не только закрепить, углубить и расширить теоретические знания, практические умения и навыки, приобретенные в процессе изучения преподаваемых дисциплин, но и овладеть навыками самостоятельной работы, выработать умение формулировать суждения и выводы, логически, последовательно их излагать и публично отстаивать, защищать.

Настоящие методические рекомендации устанавливают методические и организационные основы выполнения и защиты:

курсовых и дипломных работ студентами, при освоении ими содержания образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования;

магистерских диссертаций магистрантами, при освоении содержания образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно- исследовательской работы.

Курсовая и дипломная работа, а также магистерская диссертация представляют собой научное исследование соответствующего уровня, выполнение которого обусловлено учебными и научными целями.

Перечисленные виды научных работ студентов могут представлять собой последовательно выполняемые в течение всего периода обучения этапы углубленного изучения одной научной (практической) проблемы, исследование которой проводится в рамках выполнения цикла курсовых работ по разным дисциплинам, предусмотренным учебным планом. Такой комплексный подход к изучению одной научной (практической) проблемы с позиции различных отраслей экономической науки наиболее желателен. Он способствует формированию у студента компетенций, соответствующих уровню получаемого образования, применительно к разным областям экономической науки, повышает теоретический уровень и практическую значимость курсовой работы с последующим перерастанием ее в дипломное исследование, а затем и магистерскую диссертацию.

Курсовые работы, выполняемые в рамках разных дисциплин, могут быть направлены на исследование различных проблемных аспектов экономики, что способствует научному поиску студента и выбору впоследствии наиболее интересной темы исследования для подготовки дипломной работы и магистерской диссертации. Но у исследователя остается меньше времени для углубленной разработки определенной проблемы.

Право выбора принципов исследования: по одной, интегрированной в рамках разных дисциплин теме либо по различным темам, обусловленным потребностями конкретной отрасли экономической науки, принадлежит студенту.

При подготовке предусмотренных учебным планом курсовой работы, дипломной работы, магистерской диссертации необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые к научному исследованию: актуальность; научная новизна; практическая значимость; четкость и логическая последовательность изложения материала; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов работы; аргументация выводов и обоснованность рекомендаций; правильность оформления.

Особое внимание следует уделить языку и стилю изложения материала. Язык и стиль научной работы, как часть письменной научной речи, сложились под влиянием, так называемого, академического этикета, суть которого состоит в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность, логический переход от одной мысли к другой. Поскольку научная речь характеризуется строгой логической последовательностью, здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а, следовательно, использование специальной терминологии. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов понятий, процессов, явлений.

У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения - основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Такой подход устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст личные местоимения.