index

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ

 

Общие требования

 

К оформлению дипломной работы предъявляются высокие требования. Существуют общепринятые правила оформления, которые необходимо уважать и соблюдать. Поэтому государственная аттестационная комиссия в ходе защиты оценивает не только содержание работы и профессиональные знания будущего специалиста, но и умения, навыки и культуру оформления документов на примере дипломной работы. Правильно, аккуратно, грамотно оформленная дипломная работа – залог будущих грамотно подготовленных педагогических, учебных, научных, социологических и других документов.

Дипломная работа печатается с использованием компьютера и принтера на белой бумаге формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: левое − 30 мм; правое − 10 мм; нижнее − 20 мм; верхнее − 20 мм.

Текст печатают на одной стороне листа на русском или белорусском языке с использованием шрифта Times New Roman размером 14 пунктов, межстрочный интервал – 18 пт. Некоторые части текста допускается оформлять шрифтом, отличающимся на 1 – 2 пункта, о чем сказано отдельно в каждом случае. Отступов абзацев текста слева и справа нет, отступ первой строки абзаца − 1,25 см.

Цвет шрифта должен быть черным. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Объем дипломной работы (введение, основная часть и заключение) не должен превышать 60 страниц текста, напечатанного в соответствии с требованиями данных методических рекомендаций. Минимальный объем дипломной работы – 35 страниц.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом.

 

3.2 Построение работы

 

Наименования «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» служат заголовками структурных элементов работы. Все вышеперечисленные части дипломной работы начинаются с новой страницы.

Основную часть работы следует делить на главы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Главы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример – 1, 2, 3 и т.д.

Номер пункта включает номер главы и порядковый номер пункта, разделенные точкой.

Пример – 1.1; 1.2; 1.3 и т.д.

Номер подпункта включает номер главы, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример – 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3 и т.д.

После номера главы, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если глава имеет только один пункт (или пункт имеет один подпункт), то нумеровать его не следует.

Главы, пункты и подпункты должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать их содержание.

Заголовки глав следует печатать по центру прописными буквами без точки в конце, полужирным шрифтом, не подчеркивая.

Заголовки пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Расстояние между названиями глав, пунктов и подпунктов и т.п. должно составлять один межстрочный интервал.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением е, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которых ставится скобка.

Для дальнейшей детализации при перечислениях необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

а)

1)

2)

б)

Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается знак тире, используемый в предложениях. Тире всегда отбивается пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка.

Пробел используется для отделения единиц измерения от числа (127 м), для разделения порядков в больших числах (10 000 км), при этом следует следить, чтобы не возникало переносов. После любого знака препинания ставится пробел. После знака № пробел следует ставить.

Пробелом не отделяются от чисел знаки процентов и градусов, показатели степени. Не ставится пробел после открывающейся и перед закрывающейся скобками. Не следует отбивать красную строку пробелами.

 

Нумерация страниц работы

 

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа, начиная с 3-й страницы, без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

 

Иллюстрации

 

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагают под иллюстрацией, выравнивая по центру строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах глав. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например, Рисунок 1.1).

Иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных, например: (Рисунок 1 – Основные фазы жизненного цикла туристического продукта). После названия рисунка точка не ставится.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Ссылка на иллюстрацию приводится либо в тексте работы, например: «на рисунке 1.2 представлена диаграмма…», либо в круглых скобках, например: (рисунок 1.2).

 

Таблицы

 

Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах глав. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой (например, таблица 1.1).

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, таблица А-1).

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1».

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Пример оформления таблицы приведен ниже.

 

Таблица ______ – _____________________  

(номер)              (название таблицы)

 

Заголовок графы

Заголовок графы

Заголовок графы

подзаголовок

графы

подзаголовок

графы

подзаголовок

графы

подзаголовок

графы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу), при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями справа пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.1».

Допускается в тексте таблицы использование шрифта размером 12 (или 10) пунктов.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. Ссылка на таблицу может быть оформлена в виде текста, например: «в таблице 1.1 представлены результаты…», либо в круглых скобках, например: (таблица 1.1).

 

Формулы и уравнения

 

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

А = а : b.                         (1)

В = с : е.                         (2)

Одну формулу обозначают – (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример: … в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах глав. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например, (3.1).

Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул.

В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

 

Ссылки

 

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения.

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, указав порядковый номер источника в библиографическом списке дипломной работы и страницу, на которой была размещена информация, например: [25, с. 315].

 

Библиографический список

 

Сведения об источниках следует располагать в алфавитном порядке и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с библиографическими требованиями (Приложение Д).

 

Приложения

 

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах (после библиографического списка).

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» (выравнивание по центру), его буквенного обозначения.

Под словом «Приложение» на следующей строке приводят заголовок приложения, записываемый с прописной буквы без выделения полужирным или курсивным начертанием шрифта.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением буквы Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы). Например, ПРИЛОЖЕНИЕ Б, ПРИЛОЖЕНИЕ В и т.д.

Если приложение в работе одно, то оно не нумеруется.

Если в приложении приводятся таблицы или рисунки, то они оформляются следующим образом:

а) если в работе приведено одно приложение:

Рисунок П 1 (рисунок 1 ПРИЛОЖЕНИЯ); таблица П 1 (таблица 1 ПРИЛОЖЕНИЯ).

б) если два и более приложений:

Рисунок В 1 (рисунок 1 ПРИЛОЖЕНИЯ В); таблица В 1 (таблица 1 ПРИЛОЖЕНИЯ В).

 

Последовательность подшивки дипломной работы

 

Материал дипломной работы подшивается в следующей последовательности:

− титульный лист;

− задание на выполнение дипломной работы (оформляется научным руководителем совместно со студентом-дипломником);

− реферат;

− содержание;

− введение;

− основная часть, разбитая на главы;

− заключение;

− библиографический список;

− приложения (при необходимости).