index

«Полоцкий государственный университет»

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке, оформлению и защите дипломной работы

для студентов специальности  «Туризм и гостеприимство»

 


Общие положения

 

Данные методические рекомендации разработаны на основании Инструкции по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных работ в высших учебных заведениях, утвержденной приказом министра образования Республики Беларусь № 356 от 27 июня 1997 года, а также Методических рекомендаций по подготовке, оформлению и защите дипломной работы для студентов специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» и 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» (Новополоцк, 2011 г.).

Дипломная работа – квалификационная работа, в которой подводятся итоги учебной и научной деятельности студента за годы учебы в университете. По уровню выполнения дипломной работы и результатам ее защиты Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.

Основная цель написания дипломной работы – закрепление и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности и применение их для решения конкретных задач.

Как научное исследование дипломная работа должна соответствовать следующим требованиям:

Выполняться по актуальным проблемам в сфере туризма и гостеприимства.

Включать элементы научного исследования.

Основываться на нормативных актах, данных специальной научной литературы, достоверном фактическом материале по проблемам исследования.

Носить самостоятельный, научно-аргументированный и творческий характер.

Содержать четкие, ясные формулировки.

Содержать элементы новизны (выдвижение, разработка новых проблем, не получивших в литературе достаточного освещения, и выработка предложений по их решению).

Содержать конкретные, обоснованные выводы.

Содержать практические рекомендации по развитию туризма и гостеприимства в Республике Беларусь.

Излагаться литературно грамотно и быть научно корректной.



 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Выбор темы исследования

 

Тематика дипломных работ разрабатывается кафедрой истории и туризма и предлагается научными руководителями для ознакомления, осмысления и выбора студентами. Студент может выбрать тему дипломной работы из предлагаемого перечня либо предложить свою тему в пределах учебного плана. Свобода выбора темы дипломных работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы студентов.

Темы дипломных работ должны быть актуальными, учитывать потребности практической и научной работы в сфере туризма и гостеприимства.

Название темы дипломной работы должно быть кратким, определять область проведенных исследований, отражать их цель и соответствовать содержанию дипломной работы.

Тема дипломной работы может определяться содержанием преддипломной практики. Дипломная работа, соответствующая содержанию преддипломной практики, должна включать наряду с общетеоретическими положениями решение задач, связанных с деятельностью организации, предприятия, учреждения (туристической фирмы, экскурсионного бюро, средства размещения, предприятия общественного питания и т.д.), в которых студент-выпускник проходит преддипломную практику.

Тема дипломной работы должна быть определена не позднее начала преддипломной практики.

Предварительно студент выпускного курса должен написать на имя заведующего кафедрой заявление с просьбой утвердить соответствующую тему дипломной работы и назначить научного руководителя.

После обсуждения тем дипломных работ на заседании кафедры и утверждения на совете факультета они утверждаются приказом ректора.

Если в ходе работы возникла необходимость уточнить, откорректировать или изменить тему, эти изменения определяются и вносятся научным руководителем для обсуждения на заседании кафедры. После окончательного утверждения тематики дипломных работ приказом ректора тему изменить нельзя.

Структура дипломной работы и другие вопросы, касающиеся подготовки и написания этой работы, обсуждаются в индивидуальном порядке научным руководителем и студентом, выполняющим данную работу.

В соответствии с темой руководитель выдает студенту задание по дипломной работе с обязательным указанием сроков выполнения работы. Задание утверждается заведующим кафедрой и впоследствии представляется в Государственную экзаменационную комиссию.

Написание дипломной работы осуществляется согласно утвержденному графику и завершается, как минимум, за один месяц до ее представления к защите.

 

Сбор, анализ и обобщение теоретического материала

 

Сбор литературы по теме исследования (учебной, научной, нормативной и др.) начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть: список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебных дисциплин, библиографические списки в учебниках и монографиях, предметные каталоги библиотек, Internet-ресурсы, рекомендации научного руководителя.

Изучая литературу и нормативные источники, следует выписывать те положения, высказывания, которые могут быть использованы в дипломной работе. Выписки рекомендуется делать на отдельных листах (или карточках) с точным указанием фамилии и инициалов автора работы, ее полного и точного названия, места и года издания, страницы выписанного положения или цитаты. Это позволит при написании текста точно использовать изученный материал и существенно сэкономить время при оформлении ссылок и списка использованных источников.

Сбору материалов при прохождении производственной практики в туристических фирмах и других организациях, связанных с туристической деятельностью, должно предшествовать тщательное изучение нормативных актов и опубликованных обзоров по тому или иному вопросу практики. Следует изучить такое количество материалов, которое позволило бы выявить какие-либо закономерности и сделать выводы.

Материалы отчетов по практике могут использоваться как для подтверждения или иллюстрации каких-либо теоретических вопросов, так и для выводов об эффективности практического их применения. Собранные студентом материалы в виде письменного обзора (справки, проекты документов) могут прилагаться к дипломной работе.

Для написания дипломной работы следует использовать следующие виды научной литературы:

− монографии (научные книги по специальным темам);

− научные статьи;

− статьи в сборниках научных трудов;

− материалы научных конференций;

− авторефераты диссертаций;

− научно-практические рекомендации по теме исследования;

− материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам;

− публикации в специализированных журналах и газетах и др.

 

Составление плана дипломной работы

 

После утверждения темы дипломной работы необходимо составить план дипломного исследования. В плане работы должен быть указан перечень вопросов, которые необходимо изучить в дипломной работе. План должен быть детально продуман и логически четко построен.

Содержание дипломной работы, по сути, является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д. Обычное развернутое содержание представляет детальный перечень согласующихся разделов, глав, пунктов и подпунктов к ним. Их количество определяется содержанием темы.

Правильно составленное содержание позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки.

 


СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Дипломная работа должна содержать следующие структурные элементы:

титульный лист;

задание на выполнение дипломной работы (оформляется научным руководителем совместно со студентом-дипломником);

реферат;

содержание;

− нормативные ссылки (при необходимости);

− определения, обозначения и сокращения (при необходимости);

введение;

основную часть, в главах которой должны быть отражены теоретические и практические аспекты исследования;

заключение;

библиографический список;

− приложения (при необходимости).

 

Титульный лист

 

На титульном листе приводят следующие сведения:

− наименование министерства, которому подчиняется вуз;

− наименование высшего учебного заведения, где выполнена работа;

− название факультета;

− наименование кафедры;

− графу «Допущена к защите», сведения о заведующем кафедрой;

− наименование темы дипломной работы;

− специальность;

− номер группы, где обучается студент;

− фамилию, имя и отчество студента-дипломника;

− должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы научного руководителя;

− объем дипломной работы;

− место и год выполнения работы

Пример оформления титульного листа представлен в Приложении А.

 

Реферат

 

Реферат должен содержать:

− сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;

− перечень ключевых слов;

− текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать до 10 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

− объект исследования или разработки:

− цель работы;

− метод или методологию проведения работы:

− результаты работы;

− степень внедрения;

− область применения;

− прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Пример оформления реферата представлен в Приложении Б.

 

Содержание

 

Содержание приводится в начале дипломной работы и включает названия ее структурных элементов (введение, названия всех глав, заключение, библиографический список, приложения) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало изложения соответствующих частей дипломной работы (Приложение В).

 

Перечень сокращений, условных обозначений, символов и терминов

 

Перечень сокращений, условных обозначений, символов и терминов следует выделить как самостоятельный структурный элемент работы и поместить его после структурного элемента «СОДЕРЖАНИЕ».

К особому виду сокращений можно отнести аббревиатуры. Они составляются из начальных букв полных наименований каких-либо объектов или понятий. Автор работы вправе вводить собственные буквенные обозначения, сокращенно обозначающие какие-либо соответствующие им понятия. При этом первое упоминание этих аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования. Дальнейшее их упоминание в тексте осуществляется без расшифровки.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в порядке приведения их в тексте работы) приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку (Приложение Г).

 

Введение

 

Введение – это вступительная, начальная часть дипломной работы, объемом до 2 – 3 страниц. В ней дается общая оценка состояния научной, производственной, социальной или иной сферы деятельности человека, где находится избранный студентом объект исследования.

Во введении:

дается обоснование круга вопросов, нуждающихся в изучении по проблематике, связанной с темой дипломной работы;

обосновывается актуальность темы дипломной работы;

объясняется практическая ценность избранной для исследования темы;

ставится цель исследования;

формулируются задачи;

указывается объект и предмет исследования;

указывается избранный метод (или методы) исследования.

Актуальность темы исследования. Изложение актуальности – обязательное требование к любой научной работе. Оно показывает, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Необходимо кратко в обобщенном виде раскрыть основные подходы к изучаемой проблеме в научной литературе, указать отечественных и зарубежных исследователей, которые занимались и занимаются разработкой данной проблемы.

Исходя из актуальности темы исследования, студентом формулируются цель и задачи исследования, определяются его объект и предмет.

Цель исследования – это краткая концептуальная формулировка сущности научного поиска по данной проблеме. Формулировка цели по смыслу должна быть связана с темой дипломной работы.

Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Задачи исследования развивают и конкретизируют цель исследования (как правило, количество сформулированных задач и количество глав в дипломной работе совпадают).

Объект исследования – это явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя.

Предмет исследования – существенные свойства, особенности или стороны объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. Определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании.

Основным отличием предмета от объекта является то, что предмет исследования является частью объекта исследования.

Методы исследования. Указываются методы, используемые студентом в процессе исследования. Методы в исследовании служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Целесообразно использовать такие научные методы, как анализ научно-методической литературы, периодической печати и др., метод наблюдения, анкетирование, тестирование, математическая обработка результатов исследования и др.

 

Основная часть

 

Основная часть условно подразделяется на два раздела – теоретический и практический, каждый из которых может включать от одной до трех глав (при этом в структуре текста работы эти два раздела специально не выделяются).

Распределение основного материала дипломной работы по главам определяются студентом по согласованию с научным руководителем. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

Содержание глав основной части должно соответствовать их названиям и полностью раскрывать поставленные задачи. Материал должен быть изложен сжато, логично и аргументированно.

Каждую главу дипломной работы следует завершать краткими выводами, которые подводят итоги этапов исследования и на которых базируется формулировка основных результатов и практических рекомендаций дипломного исследования.

Первый раздел работы носит теоретический характер. В нем на основании изучения и анализа литературы раскрываются сущность исследуемого объекта или явления, его структура, рассматриваются различные подходы к решению поставленной проблемы, дается их оценка.

Второй раздел работы носит практический характер и является логическим продолжением изучения теоретических вопросов по теме исследования. В нем должна быть представлена собственная авторская разработка, оформленная соответствующим образом. Для студентов специальности «Туризм и гостеприимство» на выбор предлагается выполнение следующих вариантов данной части дипломной работы:

 

Разработка тура выходного дня, экскурсии или маршрута туристского похода по территории Республики Беларусь

 

При подготовке тура выходного дня необходимо разработать:

технологическую карту тура;

карту маршрута тура с условными обозначениями;

программу туристического путешествия;

калькуляцию стоимости тура;

соответствующие рекламно-информационные материалы.

Фактором, повышающим оценку, является отчет об апробации тура и (или) акт о внедрении.

 

При подготовке экскурсии необходимо разработать:

технологическую карту экскурсии;

контрольный текст экскурсии и (или) индивидуальный текст экскурсовода;

портфель экскурсовода;

калькуляцию стоимости экскурсии;

соответствующие рекламно-информационные материалы.

Фактором, повышающим оценку, является отчет об апробации экскурсии и (или) акт о внедрении.

 

Описание разработанного маршрута туристского похода осуществляется по следующему плану:

справочные сведения о маршруте (нитка маршрута, вид, категория сложности, протяженность и т.д.);

план-график прохождения маршрута;

особенности предпоходной подготовки;

характеристика основных объектов на маршруте (водных объектов, населенных пунктов, объектов историко-культурного наследия и т.д.);

картографический материал (карта района путешествия с обозначенной ниткой маршрута, местами стоянок и ночлегов, основными посещаемыми объектами);

техническое описание маршрута;

список снаряжения;

меню, список продуктов с учетом калорийности;

смета похода;

фотоматериалы.

 

Маркетинговое исследование по изучаемой теме

При проведении маркетингового исследования необходимо определить репрезентативную выборку (количество респондентов не менее 100 чел.), разработать соответствующий инструментарий (анкеты, опросные листы и пр., с количеством позиций не менее 10), подтвердить факт проведения исследования (аудио, видео-фиксация, приложения заполненных анкет и пр.).

В данном случае практическая часть дипломной работы может выглядеть в виде маркетингового отчета, имеющего следующую структуру:

введение (содержит общую цель отчета и цели исследования, актуальность его проведения);

методология исследования (отражается объект исследования и применяемые методы);

результаты исследования (целесообразно строить вокруг целей исследования);

констатация ограничений (определяется степень влияния ограни­чений (недостаток времени, финансовых и технических средств, квалифи­цированного персонала и т.д.) на полученные результаты);

выводы и рекомендации (представляют собой предложения относительно того, какие следует предпринять действия исходя из результатов исследования);

приложения (дополнительная информация: табли­цы, анкеты, бланки интервью и т.д., необходимая для более глубо­кого осмысления полученных результатов).

 

Изучение современного состояния и перспектив развития туристической отрасли и ее составляющих

Объектами исследования в данном случае могут выступать виды туризма, территория (страна, область, район, населённый пункт, туристическая зона и т.д.), туристско-рекреационные ресурсы (природно-рекреационные, культурно-исторические, социально-экономические), туристическая инфраструктура и ее составляющие и т.п.

Теоретическая часть предусматривает комплексную характеристику объекта исследования, а также рассмотрение существующих методологических подходов к его изучению и оценке.

В практической части, на основании выбранных из уже существующих либо разработанной студентом методик, производится оценка современного состояния объекта исследования (уровень развития туризма (вида туризма), величина природно-рекреационного, историко-культурного потенциала, уровень развития инфраструктуры либо ее составляющих на определенной территории и т.п.). С использованием картографического и сравнительно-географического методов выявляются особенности его территориальной организации.

Применяемая методика должна содержать четко определенные и объективно обоснованные факторы и критерии оценки.

В результате проведенного исследования могут быть выявлены: величина, территориальная дифференциация (особенности размещения), уровень, проблемы и перспективы использования туристско-рекреационного потенциала, проблемы и перспективы в развитии туризма (вида туризма) на определенной территории, уровень развития туристической инфраструктуры, и т.п.

Результаты исследования отражаются с использованием таблиц, диаграмм, графиков, картограмм, картосхем и т.п.

 

Проектирование культурно-досуговых программ на объектах туристического интереса (на туристических объектах)

В данном случае в теоретической части работы обобщается материал об истории возникновения и развития конкретного туристического объекта (историко-культурного памятника, природного туристического ресурса и прочее, внесенного в Государственный кадастр туристических ресурсов Республики Беларусь), освещаются наиболее интересные исторические факты, существующие легенды, предания, связанные с данным объектом. Практическая часть работы представляет собой разработку культурно-досуговой программы для посетителей данного туристического объекта (анимационной программы, театрализованного действия, фестиваля, состязания, обрядовых мероприятий, церемоний и т.д.). Результатом данной работы должен быть:

сценарный план и сценарий мероприятия;

план ресурсного обеспечения;

сметная стоимость культурно-досуговой программы;

рекламно-информационные материалы.

Фактором, повышающим оценку, является отчет об апробации экскурсии и (или) акт о внедрении.

 

Сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта деятельности в сфере туризма и гостеприимства

 

Сравнительное исследование отечественного и зарубежного опыта деятельности в сфере туризма и гостеприимства предполагает разработку системы критериев сравнения, оформление сравнительной таблицы, формулировку предложений, которые можно внедрить в практику отечественной деятельности в сфере туризма и гостеприимства.

 

Прочие авторские разработки, имеющие практическую значимость

 

 

Заключение

 

В заключении необходимо сделать краткие выводы о результатах проведенного исследования. В нем подводятся итоги исследования, при необходимости делаются практические рекомендации.

В конечном счете заключение констатирует степень реализации цели и конкретные ответы на поставленные задачи, научно-теоретическую и практическую ценность выполненной дипломной работы.

В заключении указывается, какие научные результаты получены. При необходимости можно подчеркнуть целесообразность продолжения исследований по данной теме, высказать свое видение форм и методов дальнейшего изучения, а также очередность задач, которые придется решать будущим исследователям.

 

Библиографический список

 

Библиографический список включает в себя список использованных источников и список публикаций автора (если имеются публикации).

Список использованных источников показывает ширину и глубину изучения темы и документально подтверждает достоверность изложенных фактов. Он должен содержать перечень источников, использованных при выполнении дипломного исследования, ссылки на которые приводятся в дипломной работе.

 

Приложения

 

Материал раздела «Приложение» формируется в случае необходимости для более полного раскрытия содержания и результатов исследований. В приложение включается вспомогательный материал: таблицы большого объема, иллюстрации вспомогательного характера и др. Число приложений определяется автором дипломной работы. Раздел «Приложения» является не обязательным, а рекомендательным элементом работы.

 


 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ

 

Общие требования

 

К оформлению дипломной работы предъявляются высокие требования. Существуют общепринятые правила оформления, которые необходимо уважать и соблюдать. Поэтому государственная аттестационная комиссия в ходе защиты оценивает не только содержание работы и профессиональные знания будущего специалиста, но и умения, навыки и культуру оформления документов на примере дипломной работы. Правильно, аккуратно, грамотно оформленная дипломная работа – залог будущих грамотно подготовленных педагогических, учебных, научных, социологических и других документов.

Дипломная работа печатается с использованием компьютера и принтера на белой бумаге формата А4 с соблюдением следующих размеров полей: левое − 30 мм; правое − 10 мм; нижнее − 20 мм; верхнее − 20 мм.

Текст печатают на одной стороне листа на русском или белорусском языке с использованием шрифта Times New Roman размером 14 пунктов, межстрочный интервал – 18 пт. Некоторые части текста допускается оформлять шрифтом, отличающимся на 1 – 2 пункта, о чем сказано отдельно в каждом случае. Отступов абзацев текста слева и справа нет, отступ первой строки абзаца − 1,25 см.

Цвет шрифта должен быть черным. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Объем дипломной работы (введение, основная часть и заключение) не должен превышать 60 страниц текста, напечатанного в соответствии с требованиями данных методических рекомендаций. Минимальный объем дипломной работы – 35 страниц.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом.

 

3.2 Построение работы

 

Наименования «РЕФЕРАТ», «СОДЕРЖАНИЕ», «НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» служат заголовками структурных элементов работы. Все вышеперечисленные части дипломной работы начинаются с новой страницы.

Основную часть работы следует делить на главы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Главы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример – 1, 2, 3 и т.д.

Номер пункта включает номер главы и порядковый номер пункта, разделенные точкой.

Пример – 1.1; 1.2; 1.3 и т.д.

Номер подпункта включает номер главы, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример – 1.1.1; 1.1.2; 1.1.3 и т.д.

После номера главы, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если глава имеет только один пункт (или пункт имеет один подпункт), то нумеровать его не следует.

Главы, пункты и подпункты должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать их содержание.

Заголовки глав следует печатать по центру прописными буквами без точки в конце, полужирным шрифтом, не подчеркивая.

Заголовки пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.

Расстояние между названиями глав, пунктов и подпунктов и т.п. должно составлять один межстрочный интервал.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением е, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которых ставится скобка.

Для дальнейшей детализации при перечислениях необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

а)

1)

2)

б)

Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается знак тире, используемый в предложениях. Тире всегда отбивается пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка.

Пробел используется для отделения единиц измерения от числа (127 м), для разделения порядков в больших числах (10 000 км), при этом следует следить, чтобы не возникало переносов. После любого знака препинания ставится пробел. После знака № пробел следует ставить.

Пробелом не отделяются от чисел знаки процентов и градусов, показатели степени. Не ставится пробел после открывающейся и перед закрывающейся скобками. Не следует отбивать красную строку пробелами.

 

Нумерация страниц работы

 

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа, начиная с 3-й страницы, без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

 

Иллюстрации

 

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагают под иллюстрацией, выравнивая по центру строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах глав. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например, Рисунок 1.1).

Иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных, например: (Рисунок 1 – Основные фазы жизненного цикла туристического продукта). После названия рисунка точка не ставится.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Ссылка на иллюстрацию приводится либо в тексте работы, например: «на рисунке 1.2 представлена диаграмма…», либо в круглых скобках, например: (рисунок 1.2).

 

Таблицы

 

Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах глав. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой (например, таблица 1.1).

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, таблица А-1).

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1».

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Пример оформления таблицы приведен ниже.

 

Таблица ______ – _____________________  

(номер)              (название таблицы)

 

Заголовок графы

Заголовок графы

Заголовок графы

подзаголовок

графы

подзаголовок

графы

подзаголовок

графы

подзаголовок

графы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу), при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями справа пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.1».

Допускается в тексте таблицы использование шрифта размером 12 (или 10) пунктов.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. Ссылка на таблицу может быть оформлена в виде текста, например: «в таблице 1.1 представлены результаты…», либо в круглых скобках, например: (таблица 1.1).

 

Формулы и уравнения

 

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

А = а : b.                         (1)

В = с : е.                         (2)

Одну формулу обозначают – (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Пример: … в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах глав. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например, (3.1).

Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул.

В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

 

Ссылки

 

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения.

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках, указав порядковый номер источника в библиографическом списке дипломной работы и страницу, на которой была размещена информация, например: [25, с. 315].

 

Библиографический список

 

Сведения об источниках следует располагать в алфавитном порядке и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с библиографическими требованиями (Приложение Д).

 

Приложения

 

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах (после библиографического списка).

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» (выравнивание по центру), его буквенного обозначения.

Под словом «Приложение» на следующей строке приводят заголовок приложения, записываемый с прописной буквы без выделения полужирным или курсивным начертанием шрифта.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением буквы Е, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы). Например, ПРИЛОЖЕНИЕ Б, ПРИЛОЖЕНИЕ В и т.д.

Если приложение в работе одно, то оно не нумеруется.

Если в приложении приводятся таблицы или рисунки, то они оформляются следующим образом:

а) если в работе приведено одно приложение:

Рисунок П 1 (рисунок 1 ПРИЛОЖЕНИЯ); таблица П 1 (таблица 1 ПРИЛОЖЕНИЯ).

б) если два и более приложений:

Рисунок В 1 (рисунок 1 ПРИЛОЖЕНИЯ В); таблица В 1 (таблица 1 ПРИЛОЖЕНИЯ В).

 

Последовательность подшивки дипломной работы

 

Материал дипломной работы подшивается в следующей последовательности:

− титульный лист;

− задание на выполнение дипломной работы (оформляется научным руководителем совместно со студентом-дипломником);

− реферат;

− содержание;

− введение;

− основная часть, разбитая на главы;

− заключение;

− библиографический список;

− приложения (при необходимости).

 


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

4.1. Порядок выполнения дипломной работы

 

С учетом специфики изучаемых на кафедре истории и туризма учебных дисциплин студенты при выполнении дипломной работы должны ориентироваться на достоинства данных наук, которые выступают прочной методологической базой для любого из видов практической деятельности.

В процессе написания дипломной работы студент должен сотрудничать с научным руководителем: консультироваться по проблемным вопросам, представлять текст работы для внесения правок и рекомендаций.

Научный руководитель рекомендует студенту необходимую литературу по теме, проводит консультации и систематически контролирует ход работы.

Студент систематически должен работать над изучением литературы, собирать и анализировать первичный материал, отчитываться о ходе работы научному руководителю и получать от него необходимую помощь. По мере написания отдельных глав, пунктов и подпунктов студент предоставляет их научному руководителю и в соответствии с полученными замечаниями исправляет и дополняет дипломную работу.

Студент, подготовивший окончательный вариант дипломной работы, ставит свою подпись на титульном листе работы и дату на момент предоставления дипломной работы научному руководителю на окончательное прочтение и написание письменного отзыва.

Научный руководитель дипломной работы после ее прочтения ставит свою подпись на титульном листе и дату, указывающие на то, что работа прочитана и может быть рассмотрена в дальнейшем на заседании кафедры по поводу ее допуска к защите перед государственной экзаменационной комиссией.

После написания отзыва научным руководителем дипломная работа направляется на рецензирование. В качестве рецензентов по дипломным работам могут выступать лица, имеющие ученую степень кандидата и (или) доктора наук. При этом рецензенты не должны быть штатными работниками кафедры истории и туризма.

В отзыве, предоставляемом научным руководителем, и рецензии на дипломную работу анализируются ее актуальность, научное и практическое значение, оригинальность идей и степень самостоятельности написания работы. Отмечается степень теоретической и практической подготовленности студента, глубина и полнота анализа научной литературы по проблеме исследования, количественного и качественного анализа полученных в ходе исследования данных.

Наряду с научным содержанием работы при окончательной ее оценке следует также учитывать качество оформления работы. В отзыве должна быть дана обобщенная характеристика работы с указанием ее оценки.

 

4.2. Порядок защиты дипломной работы

 

Не позднее, чем за один месяц до начала защиты дипломной работы студент должен пройти предзащиту на кафедре истории и туризма. Комиссия по предзащите образуется из членов профессорско-преподавательского состава кафедры. Рассмотрение вопросов, касающихся допуска выполненных студентами-выпускниками дипломных работ к защите, производится на предзащите. Присутствие научного руководителя дипломной работы на данной предзащите является обязательным. При вынесении положительного решения членов комиссии заведующий кафедрой ставит свою подпись и дату на титульном листе работы о допуске дипломной работы к защите. При вынесении отрицательного решения членов комиссии студент должен исправить недостатки, имеющиеся в работе, после чего снова представить дипломную работу на предзащиту.

В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры и представляется через декана факультета на утверждение ректору университета.

Дата работы Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) по проведению защиты дипломных работ согласовывается кафедрой с деканатом историко-филологического факультета и доводится в установленном порядке до всех студентов-дипломников и их научных руководителей. В соответствии с составленным расписанием защиты дипломных работ определяется дата защиты дипломной работы конкретно каждым студентом.

При подготовке к защите дипломной работы студенту-дипломнику рекомендуется составить тезисы выступления, в которых должны быть отражены актуальность темы исследования; теоретические и методические положения, на которых базируется дипломная работа; результаты проведенного исследования изучаемого явления; полученные выводы и конкретные предложения по решению проблемы. Особое внимание должно быть сосредоточено на личном вкладе исследователя, теоретической и практической значимости выполненной работы. Студент должен продумать ответы на замечания, сделанные рецензентом, а также на указания и замечания, содержащиеся в отзыве научного руководителя дипломной работы, если такие имеются. В процессе защиты дипломной работы необходимо использовать новые информационные технологии. Например, презентацию дипломной работы с использованием средств Microsoft Power Point, где на слайдах в сжатой форме представляется основной материал дипломной работы.

Защита проводится на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Дипломная работа, подготовленная и допущенная к защите в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, передается в день проведения ее защиты секретарю ГЭК. В работу должны быть также вложены отзыв на дипломную работу, подготовленный научным руководителем, и рецензия, написанная соответствующим рецензентом. Секретарь ГЭК объявляет тему дипломной работы, фамилию автора, научного руководителя и рецензента. Затем слово предоставляется студенту. Выступление студента в ходе защиты дипломной работы перед ГЭК должно быть в пределах не более 7 – 10 минут. При необходимости студент в процессе выступления может использовать подготовленные им наглядные пособия.

После выступления студент-дипломник отвечает на вопросы членов ГЭК, касающиеся содержания и порядка оформления работы. После членов ГЭК с разрешения председателя вопросы могут задавать все присутствующие на защите.

Затем выступает рецензент либо зачитывается его рецензия. После этого студент-дипломник должен ответить на высказанные в рецензии замечания.

После этого с отзывом на дипломную работу выступает научный руководитель либо при его отсутствии зачитывается отзыв.

В конце процедуры защиты дипломнику предоставляется возможность выступить с заключительным словом, в котором он может еще раз уточнить свою позицию по обсуждаемой проблеме. Далее студент-дипломник может поблагодарить членов ГЭК, научного руководителя, рецензента и всех, кого он считает нужным отметить, за помощь в подготовке дипломной работы.

По окончании публичной защиты члены Государственной экзаменационной комиссии в закрытом заседании обсуждают результаты защиты дипломных работ, и оценивают каждую персонально представленную на рассмотрение комиссии дипломную работу.

Оценка дипломной работы производится по 10-балльной системе с учетом теоретического и методологического уровней дипломной работы, творческого подхода к разработке темы; полноты источниковедческой базы, использования и знания литературы по теме, правильности постановки и решения вопросов, обоснованности и доказательности выводов работы. Обязательно учитываются: правильное оформление дипломной работы, умение четко и убедительно доложить суть проблемы, способность содержательно и по существу отвечать на вопросы и замечания, корректно вести научный спор и полемику, а также апробация результатов исследования (собственной разработки) на практике.

В дальнейшем все студенты, принимавшие участие в защите, приглашаются комиссией в помещение, где проводилась защита дипломных работ, и председатель ГЭК публично в присутствии всех членов комиссии оглашает результаты ее проведения. Государственная экзаменационная комиссия имеет право рекомендовать лучших выпускников, проявивших способности к научно-исследовательской работе, для продолжения учебы в магистратуре.

Студенты, получившие в ходе защиты дипломной работы неудовлетворительную оценку, допускаются к повторной защите в порядке, предусмотренном актами законодательства, регулирующими обучение в высшем учебном заведении и порядок проведения государственных экзаменов и защиты дипломных работ.

Защищенные студентами-выпускниками дипломные работы сдаются в установленном порядке секретарем государственной экзаменационной комиссии на хранение в архив университета.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Историко-филологический факультет

Кафедра истории и туризма

 

 

ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

________________ А. И. Корсак

«______»____________20___ г.

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«______________________________________»

 

Специальность 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство»

 

 

 

Студент-дипломник

группы 11-ТГ

 

 

___________

Подпись, дата

Мария Александровна Иванова

Руководитель

___________

Подпись, дата

Н. И. Петрова,

канд. пед. наук, доцент

 

 

Объем дипломной работы:

Дипломная работа − ____ страниц

 

 

 

 

 

Новополоцк 2014

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 64 страницы, 3 рисунка, 3 таблицы, 34 источника, 1 приложение.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Объектом исследования являются...

Цель работы – ...

В процессе работы выполнены следующие исследования:

Областью возможного практического применения являются ...

Студент-дипломник подтверждает, что приведенный в дипломной работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса (разрабатываемого объекта), все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

__________________________

(подпись студента)

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................

3

ГЛАВА 1 РОЛЬ РЕКЛАМНЫХ РЕСУРСОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ТУРИЗМЕ……………………..…………………….......

6

1.1 Понятие и роль рекламных ресурсов…………………………….....

6

1.2 Особенности использования рекламы в туризме………………….

10

1.3 Организация рекламных мероприятий, связанных с продвижением туристического продукта……………………….……..........

15

ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В Г.ПОЛОЦКЕ

19

2.1 Проведение рекламных мероприятий, способствующих   развитию исторического туризма в г. Полоцке………………………….…………

19

2.2 Создание бренда для продвижения туристического продукта региона…………..........................................................................................

25

2.3 Оценка эффективности предлагаемых рекламных мероприятий в г. Полоцке………………………………………………………………….

30

ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТОВ В КОМПЛЕКС ПОЛОЦКОГО ИЕЗУИТСКОГО КОЛЛЕГИУМА....................................................................

35

3.1 Характеристика туристического объекта: состояние и перспективы развития................................................................................

40

3.2 Разработка рекламной кампании…….……..……………................

45

3.3 Апробация предложенной рекламы и мониторинг процесса..........

48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

50

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………...........................

52

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….......

56

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ,

СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ

 

РБ – Республика Беларусь

НАТ РБ – Национальное агентство по туризму Республики Беларусь

МСиТ РБ– Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Полоцкий РИК – Полоцкий районный исполнительный комитет

УО «ПГУ» – Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

ИКЦ – историко-культурная ценность

ИАП – историко-архитектурный памятник

КПИК – комплекс Полоцкого иезуитского коллегиума


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА

 

Один, два или три автора

1 Котаэ, А. Л. Гiсторыя Беларусi i сусветная цывiлiзацыя / А. Л. Котаэ. – 2-е выд. – Мiнск: Энцыклапедыя, 2003. – 168 с.

2 Шотт, А. В. Курс лекций по частной хирургии / А. В. Шотт, В. А. Шотт. – Минск: Асар, 2004. – 525 с.

 

Четыре и более авторов

1 Культурология: учеб. пособие для вузов / С. В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С. В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 495 с.

2 Основы валеологии / А. С. Махнач [и др.]; НАН Беларуси, Ин-т геол. наук; под общ. ред. А. С. Махнача. – Минск, 2004. – 391 с.

 

Коллективный автор

1 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; Л. М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 202 с.

2 Военный энциклопедический словарь / М-во обороны Рос. Федерации, Ин-т воен. редкол.: А. П. Горкин [и др.]. – М.: Большая рос. энцикл.: РИПОЛ классик, 2002. – 1163 с.

 

Многотомное издание

1 Гiсторыя Беларусi: э 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [i iнш.]. – Мiнск: Экаперспектыва 2000 – 2005. – 6 т. – 415 с.

2 Багдановiч, М. Поэны збор твораэ: у 3 т. / М. Багдановiч. – 2-е выд. – Мiнск: Беларус.навука. 2001. – 3 т. – 215 с.

 

Отдельный том в многотомном издании

Российский государственный архив древних актов: путеводитель: в 4 т. / сост.: М. В. Базель, Ю. М. Эскин. – М.: Археогр. центр, 1997. – Т. 3, ч. 1. – 720 с.

 

Законы и законодательные материалы

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2003 года № 36-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 59 с.

 

Сборник статей, трудов

1 Современные аспекты изучения алкогольной и наркотической зависимости: сб. науч.статей НАН Беларуси. Ин-т биохимии: науч. ред. В. В. Лелевич. – Гродно, 2004. – 223 с.

Информационное обеспечение науки Беларуси: к 80-летию со дня основания ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси: сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Центр, науч. б-ка; редкол.: Н. Ю. Береза (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2004. – 174 с.

Материалы конференций

1 Глобализация, новая экономика и окружающая среда: проблемы общества и бизнеса на пути к устойчивому развитию: материалы 7 Междунар. конф. Рос. о-ва экол. экономики, Caнкт Петербург, 23 – 25 июня 2005 г. / С.-Петерб. гос. ун-т; под ред. И. П. Бойко [и др.]. – СПб., 2005. – 395 с.

2 Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гр. гос. ун-т; редкол.: О. Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2005. – 239 с.

 

Учебно-методические материалы

1 Горбаток, Н. А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н. А. Горбаток; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.

2 Философия и методология науки: учеб.-метод. комплекс для магистратуры / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск: Изд-во БГУ, 2004. – 108 с.

 

Статья из сериального издания

Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднократным заполнением / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын, М. Д. Малых // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3, Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23 – 25.

 

Инструкции

Инструкция о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками: утв. Правлением Нац. банка Респ. Беларусь 30.04.04: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 23 с.

Информационные издания

Щадов, И. М. Технолого-экономическая оценка экологизации угледобывающего комплекса Восточной Сибири и Забайкалья / И. М. Щадов. – М.: ЦНИЭИуголь, 1992. – 48 с. – (Обзорная информация / Центр, науч.-исслед. ин-т экономики и науч.-техн. информ. угол. пром-сти).

 

Авторское свидетельство

Инерциальный волнограф: а. с. 1696865 СССР, МКИ5 G 01 С 13/00 / Ю. В. Дубинский, Н. Ю. Мордашова, А. В. Ференц; Казан, авиац. ин-т. – № 4497433; заявл. 24.10.88; опубл. 07.12.91 // Открытия. Изобрет. – 1991. – № 45. – С. 28.

 

Каталог

Памятные и инвестиционные монеты России из драгоценных металлов, 1921 – 2003: каталог-справочник / ред.-сост. Л. М. Пряжникова. – М.: ИнтерКрим-пресс, 2004. – 462 с.

 

Патент

Способ получения сульфокатионита: пат. 6210 Респ. Беларусь, МПК7 С 08 J 5/20, С 08 G 2/30 / Л. М. Ляхнович, С. В. Покровская, И. В. Волкова, С. М. Ткачев; заявитель Полоц. гос. ун-т. – № а 0000011; заявл. 04.01.00; опубл. 30.06.04 // Афiцыйны бюл. / Нац. цэнтр iнтэлектуал. уласнасцi. – 2004. – № 2. – С. 174.

 

Стандарт

1 Безопасность оборудования. Термины и определения: ГОСТ ЕН1070 – 2003. – Введ. 01.09.04. – Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации: Белорус, гос. ин-т стандартизации и сертификации. 2004. – 21 с.

 

Нормативно-технические документы

Государственная система стандартизации Республики Беларусь. Порядок проведения экспертизы стандартов: РД РБ 03180.53 – 2000. – Введ. 01.09.00. – Минск; Госстандарт: Белорус, гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2000. – 6 с.

 

Отчет о НИР

1 Комплексное (хирургическое) лечение послеоперационных и рецидивных вентральных грыж больших и огромных размеров: отчет о НИР / Гродн. гос. мед. ин-т; рук. В. М. Колтонов. – Гродно, 1994. – 42 с. – № ГР 1993310.

 

Автореферат диссертации

Иволгина, Н. В. Оценка интеллектуальной собственности: на примере интеллектуальной промышленной собственности: автореф дис. канд. экон. наук: 08.00.10; 08.00.05 / Н. В. Иволгина; Рос. экон. акад. – М., 2005.

– 26 с.

 

Диссертация

Анисимов, П. В. Теоретические проблемы правового регулирования защиты прав человека: дис. ... д-ра пед. наук: 12.00.01 / П. В. Анисимов. – Н. Новгород, 2005. – 370 с.

 

Депонированные научные работы

1 Широков, А. А. Исследование возможности контроля состава гальванических сред абсорбционно-спектроскопическим методом / А. А. Широков, Г. В. Титова; Рос. акад. наук, Ульян. фил. ин-та радиотехники и электроники. – Ульяновск, 1993. – 12 с. – Деп. в ВИНИТИ 09.06.93, № 1561 – В93 // Журн. приклад. спектроскопии. – 1993. – № 3 – 4. – С. 368.

 

Архивные материалы

1 Архив Гродненского областного суда за 1992 г. – Дело № 4/8117.

Архив суда Центрального района г. Могилева за 2001 г. – Уголовное дело № 2/1577.

 

Электронные ресурсы

1 Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия: по материалам изд-ва «Большая российская Энциклопедия»: в 3 т. – Электрон, дан. (486 Мб). – М: Кордис & Медиа, 2003. – Электрон. опт. диски (CD-ROM): зв., цв. – Т. 1: Балет. – 1 диск; Т. 2: Опера. – 1 диск; Т. 3: Драма. – 1 диск.

 

Ресурсы удаленного доступа

1 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. Дата доступа: 25.01.2006.

 

Собственные публикации

Сикора, О. В. Нетрадиционные методы восстановления в спорте / О. В. Сикора // Тр. молодых специалистов Полоцк. гос. у-та. – 2009. – Вып. 35. – С. 76 – 79.